Эпоха ар деко — характерные черты украшений в стиле арт деко
В 20-х годах 20 века общество твёрдо решило отвлечься от витых линий и блеклого колорита уходящего стиля ар нуво. Уже поздний ар нуво, или «модерн», радует крепнущим геометризмом. Крылышки ювелирных фей сменились крыльями аэропланов. Однако эти поиски на два года были прерваны Первой мировой войной. Период с конца Первой мировой войны и до начала Второй полностью принадлежит стилю ар деко (гидом по стилю может служить кинофильм «Великий Гетсби»).
В 1920-х годах, в пору «джаз-модерна», модные парижанки остригли волосы, укоротили юбки и упразднили рукава.
Возникла мода «гарсон». Роскошную вечернюю «брошь-кисть» днём заменяла бесконечная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Носили тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье). Из новинок — двусоставная брошь с клипсовым замком (ею закалывали модные «труакары» – полупальто с рукавами три четверти).
Вызывали фурор наручные часы, которые как раз в начале 20 века вошли в обиход как и заменили привычные часы на цепочке (в нашей статье – история наручных часов). Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.
Стиль ар деко (в русском написании иногда озвучивают молчаливую t от Art Deco и пишут «стиль арт деко»), сложившийся во Франции к началу 1920-х годов, в итоге утвердился в США и большинстве стран Европы.
Музой ювелиров периода конструктивизма стала технократия. Это и определило черты украшений ар-деко — геометрические формы, прямые углы и линии, окружности и «поля» открытого, «типографического» цвета.
Задача стиля Art Deco — создать миф роскошной жизни в годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона разбудило интерес к Египту.
Фирма Картье открыла линию украшений в египетском стиле. Подвески из пластин нефрита в рубинах и алмазах, скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса.
Дягилевские сезоны в Париже, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм — всё это формировало вкусы людей эпохи ар деко. Как и зрелище новейшей техники.
В стиле, отличном от всего и всех, создавал свои работы Жан Фуке (Jean Fouquet), сын Жоржа Фуке (знаменитого художника-ювелира прежней эпохи — ар нуво). В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся работы Жана Фуке — брошь из слоновой кости и браслет — ни на что не похожие украшения. Это мотивы авангардистов начала века, кубизм в чистом виде.
Интересны и «небоскрёбы» — серьги из платины — другого парижского ювелира, Раймона Тамплие (Raymond Templier). В этих серьгах проявлены идеи конструктивизма. Тамплие украшал геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком.
Ювелиры Жан Фуке и Раймон Тамплие — истинные «гости из будущего».
Ювелирный Дом Картье – ар деко как основа
Изделия Дома Картье 1920-1930-х годов — это ярчайшие примеры становления нового ювелирного стиля.
Поначалу Картье предпочитал простые композиции и ясные формы,- круг или сегмент, наиболее «женственные», по мнению мастера.
Позднее он «освоил» остальные фигуры. Украшения с простым и четким силуэтом из оникса, горного хрусталя, нефрита, перламутра он украшал бриллиантами и другими драгоценными камнями — в тонкой цветовой гамме.
Но скоро мастера Дома Картье разработали «белый ар деко», где белая платина и бриллианты сочетались с чёрным ониксом и чёрной эмалью. Эта игра черных и белых пятен создала своеобразный мотив «шкура пантеры».
Этот мотив использовали и при оформлении наручных часов. «Белый ар деко», пожалуй, не только обогатил фирму, но и помог становлению нового стиля в целом. В это время на «цветном фронте» выполняли броши-«вазы с фруктами» или «корзины с цветами», из рубинов, изумрудов и сапфиров . Мотив корзины с цветами был весьма характерен для украшений в стиле ар деко.
Выставка декоративных искусств и современной промышленности в 1925 году в Париже стала триумфом Дома Картье. Произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Деспре, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров показали рождение эстетики новой эпохи. Золотую медаль получил парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный в высшем обществе.
Ювелирные технологии эпохи ар деко
В 1935 году Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс изобрели невидимую закрепку (от английского invisible set) драгоценных камней. В бриллиантах, сапфирах или рубинах вытачивались канавки, камни вставлялись вплотную друг к другу и полностью покрывали металл. Это позволило мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а после и прочим — создать истинные шедевры в стиле ар деко.
Уже в 1930-е годы стиль украшений ар деко вышел в массы, в странах Европы и Америки создавали доступные для широкого круга покупателей вещи. Это бриллиантовые броши-клипе и сотуары (франц. «porter en sautoire», — «носить на спине, носить через плечо»), а особенно — браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения встречаются в любом крупном антикварном магазине.
Примеры украшений эпохи ар деко:
Стиль ар деко господствовал в мире искусства от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако его приёмы и образный строй универсальны настолько, что и сегодня выглядят современно и ярко.
Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ
ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Украшения в стиле барокко, рококо, классицизма и ампира | Украшения в викторианском стиле | Украшения в стиле ар нуво или арт нуво | Украшения в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек | Украшения в стиле стимпанк | Ювелирная классика | Геометрия в украшениях | Украшения в стиле примитивизм | Винтажная бижутерия
Поделитесь статьей с друзьями
Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ
Ар-деко.
![](/800/600/http/i.pinimg.com/736x/59/99/cf/5999cf4cbf37a0a0e3efe8b740fab673.jpg)
Ювелирное искусство ар-деко – это геометрия и яркие, цветные камни. А ещё Китай, Япония, Индия, Египет и прочая экзотика – в качестве основных мотивов.
Марина Волкова
На Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже Дом Van Cleef & Arpels был удостоен Гран-при за браслет Roses, украшенный рубинами, изумрудами и бриллиантами. 1925 г. Фото: Van Cleef & ArpelsВ 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративных искусств, которую принято считать отправной точкой нового стиля, ар-деко. На выставке демонстрировались в том числе и украшения, ставшие символом новой волны в ювелирном искусстве. Ар-деко пришёл на смену ар-нуво (или модерна, как этот стиль называли в России) и во всём ему «перечил». Если ар-нуво – это прихотливые, извилистые линии, ассоциировавшиеся с ударом бича, то ар-деко, напротив, – это строгие линии и геометрия форм. Украшения ар-нуво были тонкими и изящными, драгоценности же ар-деко крупными и массивными. Первые воспевали природу и отличались растительными мотивами, вторые были посвящены динамике, индустрии, миру высоких скоростей. С рядом изменений в мотивах и материалах этот стиль просуществовал вплоть до начала Второй мировой войны.
Вандомские дома
Украшения в стиле ар-деко выпускали как крупные ювелирные дома, так и самостоятельные художники-ювелиры, чьи имена также вписаны в историю. Главные марки, связанные с ювелирной стилистикой ар-деко, – это так называемые вандомские дома (крупные фирмы со штаб-квартирами на Вандомской площади в Париже): Cartier, Boucheron, Van Cleef&Arpels и ряд других. Они быстро подхватили моду на геометричные, симметричные, яркие украшения. В их драгоценностях использовались резные рубины и изумруды. Они оправлялись в платину или её более дешёвый аналог, сплав платинор, своей матовой белизной прекрасно оттенявший цветные камни. Композиции украшений строились по принципу геометрических фигур и своим строгим равновесием напоминали очертания небоскрёбов, ставших главной архитектурной приметой эпохи.
Образы украшений ар-деко часто увязывают с модой тех лет, когда на смену длинным платьям сложного кроя и ломаного, вычурного силуэта пришли лаконичные, свободные наряды, впечатлявшие не обилием деталей, а красотой декора (например, вышивки стеклярусом). Они требовали аналогичных украшений, ведь прежние, столь же замысловатые, как и наряды, к ним категорически не подходили. Самые востребованные украшения эпохи – длинные ожерелья, сотуары, которые часто носили задом наперёд, подчёркивая красивый, глубокий вырез на спине и ювелирные часики, ведь дамы новой эпохи напряжённо следили за временем. Большим спросом пользовались и костюмные аксессуары, становившиеся одновременно произведениями ювелирного искусства: портсигары и женские сумочки для косметики, аналог современных клатчей.
Экзотические мотивы
Стилистику ар-деко питали разные мотивы. Эпоха была неравнодушна к экзотике: Китай, Япония, индийское искусство, африканские мотивы, даже далёкая Латинская Америка. Ювелирные дизайнеры использовали приёмы, характерные для украшений тех краёв (например, лаки, распространённые в Китае, и резные камни, как в исконно индийских изделиях). Также в моду вошли «заморские» материалы: нефрит, ляпис-лазурь, вставки из кости и перламутровая мозаика. Украшения стилизовались под египетские, китайские и индийские, но, конечно, с большой долей условности. Изображения божеств с египетских папирусов выкладывались рубинами, сапфирами и изумрудами на фоне искрящихся бесцветных бриллиантов – как в знаменитой серии проегипетских украшений Van Cleef&Arpels 1920-х годов. Моду на Египет задало легендарное открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Так же как тремя годами позже – африканские скетчи на парижской сцене, сенсационно подававшиеся в прессе, и раскопки в Латинской Америке, относящиеся к этому же десятилетию.
Ар-деко породил знаменитый стиль Tutti Frutti дома Cartier, одно из фирменных направлений марки. «Тутти-фрутти» – просторечное название, которое эти украшения получили из-за того, что очень напоминали россыпь леденцов на прилавке. Между тем каждый такой «леденец» – резной драгоценный камень, а само украшение отсылает к традициям великих Моголов, сказочно богатых индийских властителей, обладавших без преувеличения роскошными драгоценностями. Их имя стало нарицательным.
Cartier. Браслет Tutti Frutti. Фото: Sotheby’sНезависимые имена
Наряду с крупными фирмами в стиле ар-деко работали и независимые ювелиры. Самые известные из них – Жан и Жорж Фуке и Жерар Сандоз. Их украшения отличались бескомпромиссностью. Если крупные дома всегда имели в виду коммерческий успех, то эти мастера создавали новаторские драгоценности, не боясь их не продать. Поэтому выглядят они весьма авангардно.
Смотрите также
Жорж Фуке. Брошь Dress Ornament из коллекции музея Mетрополитен. 1923. Жадеит, оникс, бриллианты, платина, эмаль. Фото: © 2021 Artists Rights Society (ARS), New YorkВдохновением для них часто служили художественные эксперименты эпохи. Например, они пытались перенести на ювелирное искусство принципы кубизма. Так, Жан Фуке любил крупные, массивные браслеты и мог использовать такие странные для ювелирного искусства тех лет материалы, как например сталь. Сандоз же вовсе предпочитал работать с полудрагоценными камнями вроде лабрадорита и любил сочетать золото с… гематитом (вообще мало кому тогда известным). Отец Жана Жорж Фуке также создавал украшения, но его дизайн больше напоминал вещи крупных фирм и был более привычным публике.
В России 1920-30-е годы были отмечены гражданской войной и непростым становлением нового государства. Перед промышленностью стояли задачи первой необходимости, и, конечно, производство предметов роскоши в них не входило. Крупные ювелирные дома прекратили своё существование, их имущество было национализировано и распродано. Небольшие мастерские стали объединяться в рабочие артели и выполнять массовые заказы, далёкие от высокого искусства.
Однако впоследствии к стилистике ар-деко, не востребованной в своё время, обращались не раз. Крупные советские ювелирные заводы уже в 1960-70-х выпускали ретроспективные коллекции с мотивами ар-деко. Вместо платины использовалось серебро, бриллианты заменяли поделочными камнями. Но можно вспомнить, что эти материалы использовали и тогда, причём в качестве некой экзотики, новинки.
Подлинного расцвета этот стиль достиг уже в постперестроечную эпоху, когда стремление к роскоши снова перестало быть чем-то зазорным. Современные ювелиры также часто обращаются к стилистике ар-деко, ведь она как нельзя лучше рифмуется с драгоценными камнями и броскими цветовыми сочетаниями. На геометрии и крупных камнях большой четвёрки (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) построены украшения от домов
Подпишитесь на нашу рассылку
Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.
Я согласен с правилами сайта и хочу получать рассылку!
Руководство по дизайну интерьера в стиле ар-деко
Ель / Марти Болдуин
Оформление в стиле ар-деко означает охват периода, который был популярен в Америке и Европе в 1920-х и 1930-х годах. Это был разительный контраст с более минималистичным, вдохновленным природой стилем модерн, который ему предшествовал. Подобно ар-нуво, ар-деко затронул все области декоративно-прикладного искусства, от дизайна интерьера до моды и дизайна автомобилей. Он подчеркивал современность и машины, и в то же время считался элегантным и функциональным.
Ар-деко пережил грохот 20-х, депрессию 30-х и глобальный конфликт, охвативший 40-е. В конце концов, он потерял популярность в 50-х годах, уступив место обтекаемому виду современного стиля середины века. В настоящее время ар-деко переживает возрождение благодаря старинным предметам и репродукциям в этом культовом стиле, пользующемся большим спросом.
Общие мотивы стиля ар-деко
Смелые, плавные и симметричные мотивы, узоры и темы ар-деко символизировали технологический прогресс в различных отраслях, от транспорта до архитектуры, который изменил страну. Геометрия, линейность и угловатые формы характеризуют дизайн ар-деко. Взгляд сильный и смелый, без суетливости или романтики. Когда вы ищете мебель или аксессуары в стиле ар-деко, ищите несколько часто встречающихся мотивов, в том числе:
- Трапециевидные формы
- Зигзагообразные формы
- Шевронные формы
- Ступенчатые формы
- Изогнутые кривые
- Солнечные лучи
- Треугольные формы 90 014
- Стилизованная дикая природа
- Чувственные, иногда абстрактные обнаженные женщины
- Зазубренные заостренные края, вдохновленные небоскребы (например, Крайслер-билдинг)
Ель / Марти Болдуин
Влияние туризма на ар-деко
Путешествия за границу для участия в сафари или посещения древних пирамид стали популярными в XIX веке. 30 с. Эти поездки вдохновили на использование узоров животных (например, зебры) и иероглифических символов, которые обычно встречаются в декоре в стиле ар-деко.
Обычные материалы в стиле ар-деко
Определенные материалы определяют дизайн арт-деко. Например, щедрое использование золота и стали в архитектуре, мебели и аксессуарах в стиле ар-деко воздавало должное богатству, созданному в то время новыми отраслями. Категории материалов, используемых в период ар-деко, включают:
- Высококачественные ткани для обивки сидений и изголовий, такие как кожа акулы, бархат и кожа зебры
- Нержавеющая сталь, зеркало и хром, стекло и лак в качестве материалов для мебели и аксессуаров
- Дорогие материалы для высококачественной мебели и аксессуаров, такие как черное дерево, зебрано и мрамор
Ель / Марти Болдуин
Элементы стиля ар-деко
Стиль ар-деко имел большое значение в оформлении интерьера и архитектуре. Если вы любите ар-деко и хотите окружить себя предметами из того периода, можно сочетать ар-деко с другими стилями. Например, включение нескольких криволинейных или зеркальных предметов в стиле ар-деко в комнату с традиционной мебелью добавит визуального интереса и уникального колорита вашему декору. Вот элементы дизайна в стиле ар-деко, на которые стоит обратить внимание, чтобы придать своему дому винтажный модернистский вид.
Цвета
Цвета эпохи ар-деко яркие и смелые. Цвета часто сочетаются или перемежаются с блестящими серебряными, хромированными или черными акцентами.
- Любимые цвета эпохи: яркие и насыщенные желтые, красные, зеленые, синие и розовые.
- Более мягкие цвета той эпохи включают кремовые и бежевые тона, многие из которых использовались в гостиных, столовых и спальнях.
- Нейтральные цвета хорошо сочетаются с полированным деревом и лакированной мебелью того времени.
Мебель
Мебель в стиле ар-деко имеет большие размеры, обтекаемый силуэт, но лишена излишеств или замысловатых деталей. Большие буфеты, шкафы и большие стулья типичны для того периода. Популярность сафари в то время вдохновила мебель с элегантными вставками из перламутра или черепахового панциря.
Ткани
Помимо кожи акулы и кожи зебры, обивочные ткани в стиле ар-деко включают бархат и кожу. Чрезмерно феминизированные цветочные узоры или явно мужественные пледы не считаются частью декора в стиле ар-деко. Вместо этого склоняйтесь к однотонным цветам или текстилю с геометрическим орнаментом. Также дизайном ар-деко считается мягкая мебель со сплошными, контрастными по цвету блоками.
Пол
Если у вас деревянный пол с узором «елочка» или паркетом, или с простыми вставками, создающими форму, например, в виде солнечных лучей, в вашей комнате уже есть элементы ар-деко. Другие мотивы проявлялись под ногами в линолеуме или плитке, например, черно-белый клетчатый пол или кубические узоры с оптическими иллюзиями. Красиво смелые полы в стиле ар-деко часто покрыты большими коврами с такими же кричащими геометрическими узорами.
Освещение
Возможно, один из самых простых и привлекательных способов привнести ар-деко в ваш дом — это светильники, характеризующие этот период. Светильники той эпохи известны своими геометрическими и симметричными узорами. Они имеют больше деталей, чем другие элементы дизайна в стиле ар-деко, и имеют три общих элемента дизайна:
- Светильники с четкими аэродинамическими современными линиями и силуэтами с минимальной детализацией
- Светильники с плафонами из травленого стекла или хрома со ступенчатыми или вытянутыми формами, изображающими небоскребы
- Плафоны веерообразной формы, закрывающие лампы
Ель / Марти Болдуин
Что такое опаловое стекло?
Опаловое стекло, также называемое молочным стеклом из-за его полупрозрачного белого покрытия, было изобретено в Италии задолго до эпохи ар-деко. Тем не менее, он широко использовался для абажуров на осветительных приборах в период ар-деко.
7 Ванные комнаты в стиле ар-деко, создающие шикарный образ
Декор в стиле ар-деко — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.