Posted on Leave a comment

Интерьер избы внутри: Интерьер русской избы (56 фото)

Содержание

3. Традиционные интерьеры жилой части крестьянского дома | Традиционная культура русских Заонежья| Электронная библиотека

Жилая часть крестьянского дома конца XIX – начала XX вв. состояла из жилых и подсобных помещений. К жилым относились избы, горницы, в домах зажиточных крестьян – залы, светелки. К подсобными – кладовые, чуланы, сени, чердак. Главной особенностью убранства жилой части крестьянского дома была его традиционность: каждому помещению были присущи свои функции, что определяло особенности их обстановки и состав утвари. Вместе с тем, отвечая образу жизни и насущным потребностям обитателей дома, они не оставались абсолютно неизменными.

Жилая часть дома могла разделяться на две половины – летнюю и зимнюю. Количество комнат могло быть различным, это зависело и от хозяйственно–бытового уклада семьи, и от материальных возможностей владельцев строения, и, до некоторой степени, от семейных традиций.

1. Изба.

Организация внутреннего пространства. Назначение помещения. История формирования внутреннего пространства уходит в те далекие времена, когда словом «изба» («истба», «истопа») называли отапливаемое жилое помещение, тем самым как бы противопоставляя его всему остальному, холодному нежилому пространству, окружавшему человека («Толковый словарь» В.Л.Даля сообщает, что «изба есть не что иное, как сокращенное и испорченное слово истопка»). В старину это был небольшой сруб на 7–8 венцов, над которым настилали потолок, а над ним ставили крышу на один или два ската. Внутри, у входа, складывали печь, вдоль стен встраивали лавки. Свет проникал через небольшое окошко. В ходе эволюции крестьянского жилища в его структуре стали появляться дополнительные помещения, как хозяйственные, так и жилые. При этом название «изба», а вместе с ним и архаичная организация жилого пространства, и традиционные функции этого помещения, прочно закрепляется за теми комнатами, где ставилась русская печь. С течением времени внутреннее убранство изб, конечно, постепенно менялось, поскольку менялись реальные жизненные потребности крестьянской семьи, но, вместе с тем, во многом оно продолжало сохранять свои архаичные черты.

В конце XIX – начале XX вв. изба – это довольно просторное помещение, где спали, готовили пищу, ели, выполняли различные хозяйственные работы, рукодельничали, нянчили детей… В избе мог работать ремесленник, если его занятие не требовало громоздкого оборудования или специального помещения. Здесь размещалась часть необходимой в быту утвари, рабочий инструмент, приспособления для производства некоторых видов хозяйственных работ.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Внутреннее убранство крестьянских изб. В различных районах Заонежья (и не только Заонежья) оно отличалось традиционным составом предметов обстановки и утвари, а также их строго определенным, фиксированным положением. В описании крестьянской избы, сделанном П.Н.Рыбниковым в 1860–1861 гг. [7 , с.24–25] , говорится о том, что изба называлась в Заонежье «фатерой», или «квартирой», все пространство подразделялось на четыре части, так называемые «углы», обозначено месторасположение углов и приводятся их названия – «печной», «дверной», «красный» (или «большой»), «задний» (или «малый», «меньшой»).

Рыбников упоминает традиционные предметы обстановки: лавки, идущие вдоль стен, полки – «надлавочницы», печной столб, полки – «воронцы», рундук, прилавок и подпольницу. Сведения П.Н.Рыбникова дословно подтверждаются В.Майновым [2] , а также экспедиционными материалами, относящимися к 20–30-м годам XX в., что заставляет говорить об устойчивости интерьера крестьянской избы. Как же выглядела она в конце XIX – начале XX вв.?

Традиционно справа или слева от входной двери, в так называемом печном углу, стояла большая русская печь. Складывали ее на мощном деревянном основании – «опечье». Топили один раз в день. В заонежских домах печное устье чаще было обращено к стене, противоположной входу. Со стороны входа, вплотную к печи, находился «рундук» – невысокий деревянный ящик, под ним – лесенка, ведущая в подклет. Ставень, который закрывал люк рундука, назывался «подпольница». Над рундуком – широкая полка – «прилавок», а сбоку – шкафчик для чайной посуды. Выше прилавка в печи имелись углубления – «печурки», где сушили носки, варежки или рукавицы. На прилавок, в угол, ближе к теплу, обычно ставили деревянную квашню для теста, с тем, чтобы оно скорей подходило. Вымытую чистую квашню в перевернутом виде выставляли на лавку. Зимой на прилавке стояли шайки для пойки телят (шайка – вид бондарной посуды с одной вертикальной ручкой). Со стороны прилавка, рядом с печью, на стену вешали безмен, а в зимнее время – хомуты, мокрую одежду. На печи хранили заготовленную в большом количестве колотую лучину, а также «карды» для чесания шерсти и «щети» для чесания льна. Здесь сушили валенки, непряденую шерсть, которую складывали в лучинные корзины с низкими бортами, а иногда чесаный лен. На печи у стены держали «рубель» – приспособление для разглаживания холстов, полотенец, рубах и т.д. Со стороны устья, наверху, хранились ухваты, лопата – «пекло» и сковородник. Под потолком устраивались так называемые «грядки» – одна, две или три слеги, которые одним концом врубались в полку–воронец, а вторым – в стену. Назначение гряд могло быть самым разным: на них сушили одежду, подвешивали в связках лук на зиму, вешали скатерть, которую стелили на стол перед обедом, хранили лучинные корзины, иногда сушили овечьи шкуры.

За грядку зацепляли кочергу с длинной ручкой. В маленькой нише над устьем хранились спички, могла стоять солонка и масленок для растапливания масла. Выступающая перед устьем часть печи называлась «шесток». На шестке или в печи всегда стоял чугунок или котел с теплой водой для мытья посуды. Посуду мыли, обычно, в деревянной лохани или в медном тазу, которые днем держали на прилавке, а ночью – на шестке. Чайную посуду могли мыть в чашках–полоскательницах. Под шестком, в углублении, хранилась сковорода. На стене, рядом с устьем печи, висели щипцы для углей и камней, совок для выгребания углей из печи и самоварная труба. Рядом с печью, на больших деревянных гвоздях, могли висеть сечка и медные котлы. На одной из фотографий 1926 г. видно, что на полу у печи стоит деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды. Здесь же ставили тушилку для углей и самовар на скамеечке. Вплотную к печи, а именно, к углу, выходящему к центру избы, ставился «припечной» («печной») столб.
В него вбивали «светец» – кованый железный зажим, в который вставлялась лучина. К нему же подвешивали и рукомойник. Под рукомойником стояла лохань для грязной воды. Рядом с рукомойником, на конике, висела «рукотерка» – кусок грубого домотканого холста для вытирания рук, а полотенце для лица – «утиральник» находилось на вешалке – «гвоздильне», рядом с обеденным столом.

От припечного столба под прямым углом расходились полки – «воронцы», которые назывались «пирожный» и «полатный» (интересно отметить, что, несмотря на существовавшее название воронца, только в двух заонежских домах исследователями было отмечено наличие полатей – дощатых настилов под самым потолком, на которых спали, в подавляющем большинстве случаев они отсутствовали). Воронцы условно делили свободное пространство избы на три неравные части. У входа, перед палатным воронцом (его местное название – «мужской», «хозяйский»), так называемый дверной угол. Здесь могли ставить кровать или стол–курятник (кровать могла стоять и в так называемом «малом» углу – см.

далее. В зависимости от месторасположения кровати, курятник ставился или у двери, или в малом углу, перед печью). Рядом с курятником, а иногда у прилавка, стоял чан для воды. Чан могли передвигать с места на место, так как под ним скапливалась сырость, отчего мог испортиться пол. Чан находился в избе зимой, летом его выносили в сени. На полатный воронец клали шапки и рукавицы. Здесь же стояли берестяные корзины – «кужонки» с мукой и сущиком, берестяные коробки с солью, пустые медные котлы, перевернутые вверх дном. Второй воронец, пирожный, отделяет так называемый «задний» («малый», «меньшой») угол. Существовал обычай размещать на пирожном воронце молочные горшки, куда наливалось молоко для быстрейшего скисания, также на него ставили хлеб и пироги, после того, как они были вынуты из печи. В малом углу, напротив устья печи, мог стоять хозяйственный столик, над ним традиционно навешивали посудник. В посуднике держали горшки – «роговатики», глиняные тарелки и миски. Здесь же лежала поварешка – «уполовник», стояла кофемолка.
Ложки могли храниться в ящичках посудника, обеденного стола, в шкафу у рундука, в кужонке на прилавке. Вилки хранились в специальном приспособлении рядом с печью, на стене. Это была деревянная планочка, слегка отстоящая от стены на деревянных штырях, за которую и затыкались вилки. На стене мог висеть шкафчик для чайной посуды. Также здесь ставили сундуки, в которых хранили повседневную одежду. Третья часть избы, ограниченная двумя воронцами, была наиболее светлой и просторной. Угол, образованный двумя внешними стенами, в которых прорублены окна, называли «красный» или «большой». Здесь помещался киот с иконами. Помимо образов Xриста и Богородицы в нем могли быть и образы наиболее чтимых святых, чаще всего св. Георгия

Победоносца и св. Параскевы Пятницы. За иконы с магическими целями закладывали пучки ржи -чтобы в будущем году «Бог послал такой же урожай». «Традиционно «большой угол» избы устраивался с востока, а печной угол – строго по диагонали к нему, то есть, с запада» [1 , с. 99] . От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходились полки – «надлавочницы». На них мог лежать различный инструмент: приспособления для вязания сетей, витья веревок (клещицы, полицы, коготки), заготовки для плетения из бересты. Кроме того, на надлавочницах могли стоять лучинные корзины с клубками пряденой шерсти, кужонки, в которых хранились ножницы, цевки от ткацкого стана, веретена, а также кужонки с мукой, солонка, керосиновая лампа. Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен врубали широкие лавки. У среднего – «красного» – окна, которое находилось напротив входа, в Заонежье ставили стол, возле него – две скамейки. Стол ставился торцом к окну, поэтому его также могли называтьи «столовым».

В каждой избе могла висеть люлька, ее подвешивали на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывали через железное кольцо, вбитое в потолок, или вставляли между потолком и потолочной балкой – «матицей» с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе. Обычно люльку подвешивали ближе к дверному или в меньшом углу. Домотканый постельничек для младенца набивался сеном или мякиной, подушечка была перовая. Занавеску – «огибку» к люльке мастерили из старого сарафана, юбки или передника.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Во время Великого поста (обычно это конец февраля – первая половина апреля) женщины занимались ткачеством, поэтому у среднего окна по боковому фасаду устанавливался ткацкий стан. В остальное время его в разобранном виде хранили на сарае. Из других предметов обстановки, которые находились в избе, можно отметить ходунки для ребенка и табуретки, вошедшие в крестьянский обиход в 20-е–30-е гг. XX в.

Окна в избах были небольшими. В XIX в. рамы чаще делались двойными. Если рамы были одинарные, то на зиму окна снаружи, как в старину, закрывали соломенными или дощатыми щитами. Из всех окон в избе в середине XIX в. открывалось лишь одно, «красное». Стены и полы были некрашеными. Для поддержания чистоты каждую субботу полы тщательно мыли, или, как говорили в Заонежье, «стирали», что, наверное, более точно. Для этого из золы заваривали щелок, смешивали его с песком и полученной смесью при помощи голика (веника без листьев) терли половицы. Вымытый пол до полного высыхания застилали свежей соломой или «припоном» – грубым полотнищем, сшитым из трех кусков ткани, сотканной из льняных очесов. Чтобы полы меньше пачкались, рабочую обувь крестьяне снимали в сенях или у дверей, при входе, в избе надевали валенки, если таковые имелись. Два раза в год, на Рождество и на Пасху, тщательно мыли не только полы, но и потолки, и стены. Чистыми, аккуратно прибранными были и курные избы: только потолок, балки и верхняя часть стен оставались черными, блестящими от копоти.

Теперь рассмотрим, какие же предметы, характерные для крестьянского быта, мы видим в этом помещении.

Посуда. Большую группу предметов в избе (а также в других помещениях жилой части дома) составляет посуда: обеденная, чайная, для приготовления пищи, для различных хозяйственных целей и т.д.

Обеденная посуда хранилась в посуднике в избе. Это были: большая общая глиняная или деревянная миска, в которой подавали еду, деревянные ложки, фарфоровая или фаянсовая, так называемая, «питная» чашка для молока, кваса, которым запивали пищу, и других напитков, а также медная (а иногда выточенная из дерева) солонка на высокой ножке.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Чайная посуда подразделялась на праздничную и повседневную. Праздничную хранили в буфете в горнице, если таковой не было – в навесном расписном шкафчике в избе, а повседневную – в посуднике или в шкафчике у рундука. Это могли быть фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стеклянные стаканы с блюдцами или глиняные кружки, из которых чай пили мужчины, а также сахарницы из прессованного стекла на высоких ножках и стеклянные чайницы с притертыми крышками.

Существовала специальная посуда для приготовления пищи на «жаратке» – в конструкции печи это небольшие пазухи или ниши, находящиеся на шестке, справа и слева от устья. В них засыпали угли, которые долго оставались в тлеющем состоянии. Это было нужно для того, чтобы варить пищу, когда не топится печь. На жаратке еду готовили в кастрюле с одной длинной ручкой, ставя ее на таганок. Могли использовать и медные котлы с дужками: их подвешивали на специально укрепленном над жаратком крюке. Были также сковороды на ножках.

Для приготовления пищи в печи предназначалась следующая посуда: медные луженые котлы – в них варили кашу, уху, эмалированные чугунки для щей или мяса, реже – для каши, большие глиняные горшки, в которых заваривали «загусту», горшки меньшего размера, в которых парили репу, томили молоко. Имелись также большие чугунные сковороды – на них в печи жарили рыбу, овсяные блины.

Для кипячения воды использовались самовары. Если самоваров в хозяйстве не было, пользовались медными чайниками, их кипятили на таганке. Чайник использовали и тогда, когда необходимо было быстро согреть небольшое количество воды.

Для просеивания муки служило сито, им же пользовались для процеживания крахмала в процессе его приготовления из картофеля. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В крестьянском быту широко использовалась бондарная посуда, изготовленная из узких дощечек – «клепок», стянутых обручами. В ушатах с крышкой готовили квас, в больших бочках солили мясо, в чанах держали воду. В такой посуде можно было также хранить грибы и толченые ягоды. Вся посуда, предназначенная для ухода за скотом, тоже была, в основном, бондарной: лохани для запаривания пойла, подойники, небольшие шайки для пойки телят, кадушки для хранения молока. Эту посуду держали в кладовках или в чуланах, в избу ее заносили тогда, когда в этом была необходимость.

Очень много было и берестяной посуды, ее изготавливали из целого куска бересты (как, например, туеса, лубянки) или плели из берестяной ленты, которая называлась «сарга». Такие сосуды брали с собой на покос: в больших туесах – «лубянках» носили молоко и простоквашу, в маленьких – масло, для соли существовали берестяные солонки с деревянными крышками. Обычно эту посуду хранили в чулане или на чердаке. Для сбора ягод существовали берестяные корзины – «набирушки». В берестяных кужонках также хранили муку и крупу, широкие кужонки с низкими бортами использовались при просеивании муки. Следует учесть, что не всегда предметы обихода использовались только для одних, строго определенных целей, многое зависело и от хозяйственных потребностей: так, например, в тех же кужонках могли хранить чесаный лен, веретена и т.д.

Постельные принадлежности. В экспедиционных записях 1931 г. отмечено, что крестьяне часто спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах. Перины были не лучшего качества – хорошие берегли для гостей. Также для гостей держали хорошие простыни, одеяла, подушки. Сами укрывались лоскутными или домоткаными рибушными одеялами, тулупами, были также меховые «одеяльницы» – сшитые углом шкуры, которыми укутывали ноги. Простыни использовали редко, да и то из самого грубого холста. Днем постельные принадлежности держали в сенях, их складывали на стоящую там кровать, а иногда – в специальный шкаф, устроенный под лестницей, ведущей на чердак. Сведения относительно размещения на ночлег членов больших крестьянских семей позволяют сказать, что спали на полу в избе, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или на табуретки.

Люди разного возраста распределялись на ночлег примерно следующим образом: на кровати в избе могли спать родители, на лежанке и печи – старики, в горнице – те, кто помоложе. Есть сведения, что в горнице на кровати спали дети. Вместе с тем, такой порядок мог меняться в зависимости от традиций, сложившихся в каждой конкретной семье.

2. Горница.

Назначение помещения. Особенности обстановки. В конце XIX – начале XX вв. горницей называли парадную комнату, предназначенную для приема гостей, для отдыха старших членов семьи. По рассказам местных жителей, в воскресные и праздничные дни вся семья собиралась здесь за чайным столом, вернувшись после молебна из храма. По будням в горнице могли выполнять чистую работу, требовавшую хорошего освещения, прежде всего речь идет о женских рукоделиях – вышивке, шитье, изготовлении кружева и т. д. Вместе с тем, есть сведения, что горница в некоторых домах оставалась комнатой, предназначенной только для приема и размещения гостей.

Горница появляется в структуре северного дома–комплекса относительно поздно. Так, в описании традиционного крестьянского жилища, сделанном П.Н.Рыбниковым, о ней не сказано ничего. Вместе с тем, в доме Ошевнева, построенном в 1876 г., горница существовала изначально, и это был далеко не единичный пример.

По размерам эти комнаты были несколько меньше изб и сильно отличались от них как характером использования помещения, так и обстановкой. Традиционное убранство крестьянских горниц конца XIX – начала XX вв. формировалось под влиянием городской, по преимуществу, мещанской культуры того времени: уход крестьян в города на заработки в этот период принял массовый характер, что повлекло за собой и более тесное знакомство с городскими бытом, и стремление привнести его черты в деревенскую жизнь. Часть заонежан, отправившихся в молодые годы на выучку или на заработки в С. –Петербург, со временем возвращались на родину, владея той или иной профессией и достаточными средствами, они открывали собственные мастерские, в частности, столярные. Развитие в крае кустарного производства давало зажиточной части деревенского населения возможность обзаводиться мебелью, изготовленной по городским образцам. Чаще всего ее ставили в парадных комнатах, наряду с предметами интерьера фабричного производства, приобретенными на ярмарках или привезенными из городов: зеркалами, подвесными и настольными керосиновыми лампами, настенными часами и т.д.

По своему убранству горница мало походила на избу, вместе с тем здесь тоже чувствовалось стремление к зонированию жилого пространства, определенному порядку расстановки вещей. У входа, вдоль стены, складывали печь–лежанку. На лежанке стояли парадные самовары (также их могли ставить на комод или на специальный столик). В красном углу помещали большое количество образов и лампадку, которую зажигали по праздничным дням. В каждой горнице, торцом к окну, обязательно стоял стол, как правило, раздвижной. Возле стола – стулья, они могли быть самой простой формы, а иногда – гнутыми, «венскими». Диван чаще располагался под окнами, вдоль стены. Поперек горницы, деля ее на две половины, стояли буфет для чайной посуды и «платеной» шкаф (если таковые были в доме), за ними – одна или две кровати, при этом одну ставили вдоль стены, а вторую – торцом к ней, вдоль задней стенки буфета. Часто в горницах держали сундуки, причем число их могло соответствовать количеству девиц на выданье. На стенах под стеклом, в обрамлении покупных рамок, висели портреты родственников и членов императорской фамилии. Рядом – зеркала украшенные вышитыми полотенцами – «образниками», часы. В углу, у окна, могла стоять швейная машина. Освещались горницы керосиновыми лампами, очень красивыми, зачастую, также как и часы, они были европейского производства. Конечно, чтобы обставить горницу таким образом, хозяин должен был располагать немалыми средствами – и мебель, изготовленная на заказ, и прочие предметы стоили дорого и были доступны далеко не всем.

3. Зала.

Помимо горницы, на втором этаже зажиточных крестьянских домов могла быть оборудована комната, носившая название «зала». Это еще одно парадное помещение, предназначенное для приема гостей. В зале могла стоять мягкая мебель: стулья, диваны, банкетки, а также круглый стол, мраморный шахматный столик, граммофон. На стенах – часы с боем, зеркала, фотографии в рамках. На окнах -занавески из тюля или коленкора, комнатные цветы. Стол застилался вязаной крючком кружевной скатертью или салфеткой. В красном углу традиционно помещались иконы. В зале никогда не было кроватей. Стены, также как и в горнице, могли быть оклеены обоями, нижнюю часть стен украшали филенчатые панели, окрашенные разноцветной масляной краской, потолки тоже красили, но в белый цвет. Для отопления этого помещения ставили лежанки или печи – «голландки», иногда они были облицованы изразцами. Как было сказано выше, зала предназначалась для гостей. Интересно, что, по сообщениям отдельных заонежан, в их домах залой называли красиво отделанную комнату, в которой, как и в светелке, вообще не было мебели, так как она служила исключительно спальным помещением в дни приезда родственников и гостей.

4. Светелка.

Светелками называли комнаты, расположенные на чердаке. Туда, из летних сеней или из чулана, вела лесенка. На сегодняшний день накоплено немного сведений относительно их убранства и характера использования. Известно, что светелки, как правило, не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Есть сведения, что светелки, подобно горницам и залам, имели стены, отделанные панелями, окрашенные потолки. Вместе с тем, трудно сказать, как именно они обставлялись. По некоторым данным, в светелках вообще не было мебели, там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В богатых домах в светелку могли селить наемных работников. Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что залы и светелки появляются в структуре дома достаточно поздно, во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье. Часто это действительно были помещения, в которых не жили – потребность в них возникала лишь тогда, когда численность людей в доме была выше обычной. Скорее всего, эти комнаты возникают в связи с изменением хозяйственно–бытового уклада семьи в пореформенный период – имеется ввиду массовый отход крестьян на заработки в города в зимний период и их возвращение домой к началу весенних полевых работ.

Кроме перечисленных выше комнат, в жилой части дома находились и различные подсобные помещения: сени, чуланы, кладовые, а также чердак.

5. Сени.

Это довольно просторное помещение отделяло жилую часть дома от хозяйственной, оно служило своеобразным тамбуром, предохранявшим жилые комнаты от проникновения холодного воздуха с улицы и неприятных запахов из хлевов. В сенях могли ставить большой ларь для хранения муки, летом – чан для воды. Там устраивали полки, на которых лежали смазанные и обмотанные тряпками серпы. На стене, как правило, находилась топорница. В сени выносили свежеиспеченный хлеб – остужать, тут же мог стоять блинный столик, который вносили в избу, когда стряпали, а также корыто для стирки белья и стол с каменными жерновами для размола муки. Здесь устраивали шкаф, а иногда – встроенную кровать для хранения постельных принадлежностей. В сенях стоял и шкаф для молочных продуктов, в нем же могли держать и стряпню – хлеб, выпечку, их складывали в лучинные корзины, чтобы мыши не погрызли. Если молочного шкафа в доме не было, продукты и стряпню могли хранить в молочной кладовой (если таковая была) или в чулане.

6. Чулан.

Чуланы могли использоваться для хранения различного хозяйственного инвентаря, посуды, запасов продуктов и т.д. В тех чуланах, где хранили молочные продукты, держали и различную предназначенную для них посуду: глиняные горшки, деревянные кадушечки, горшки–роговатики, подойники. В чуланах могли стоять чаны с солеными грибами и толчеными ягодами, по преимуществу, это была брусника. Клюкву сохраняли по–другому: ее насыпали в корзины, которые подвешивались к потолку. На деревянных гвоздях развешивали вяленую рыбу и мясо. В чулане мог стоять и ларь для муки, здесь лежали различные сопутствующие предметы, которые использовались для хранения, насыпания и просеивания муки и круп: совки, решето, сито, кужонки с низкими и высокими бортами и др. В этом помещении держали и различную утварь, которая не была в постоянном использовании, например, как было сказано выше, посуду, которую брали на покос. Если в доме было два чулана, то один из них – светлый, иногда обустраивали как чистую жилую комнату–боковушку, в которой не было ни полок, ни воронцов, а вместо лавок могли стоять самодельные стулья. П.Н.Рыбников отмечал, что здесь «… главную принадлежность составляет самовар и небольшой шкафчик с чайными чашками – это вообще столовая, гостинная и приемная комната» [7 , с.25] . У некоторых крестьян в таких чуланах стояли сундуки, обитые железом, в которых хранились праздничное платье и белье, ценности и деньги.

7. Чердак.

Чердачное помещение тоже служило для хранения различной домашней утвари: кадушек, бочек, корыт, пустых корзин, кошелей, старой мебели и т.д. На чердаке могли стоять жернова и крупорушки, там сушили кожи, зимой развешивали белье. В некоторых домах под крышей были оборудованы светелки. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Из сказанного выше видно, что жилая часть дома была хорошо приспособлена для проживания в ней большой крестьянской семьи. Отвечая на протяжении долгого времени старым традициям, связанным с устройством различных помещений, особенностями их обстановки и характером использования, она, вместе с тем, постепенно развивалась, приспосабливаясь и к изменениями в хозяйственно–бытовом укладе заонежан, и к веяниям времени, которые влекли за собой и появление новых предметов быта, и новых традиций.

Использованная литература и источники:

  1. Логинов К.К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан // Заонежье, 1992. – С.99–117.
  2. Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
  3. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962. – С.124.
  4. Материалы экспедиций Воробьевой С.В. по Заонежью в 1982 и в 1987 гг. НА музея «Кижи». №№ 101, 181, 182.
  5. Материалы экспедиций Трифоновой Л. В. по Заонежью в 1987 г. НА музея «Кижи». №№ 183, 184.
  6. Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1927. – С.21–50.
  7. Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1866. 4.2. – С.1–38.
  8. Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад // Заонежье. Петрозаводск. 1992. – С.85–97.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Габе Р.М. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследие. М., 1955. №5.
  2. Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877.
  3. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962.
  4. Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1927. – С.21–50.
  5. Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1866. 4.2. – С.1–38.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi. karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Внутри эта полуразвалившаяся изба выглядит совсем не так, как вы ожидаете

дизайн

архитектура

дома

14.06.2018

199789

Люди склонны делать поспешные выводы. Ну попробуй их не сделать, когда видишь полуразвалившуюся избушку, которая словно была перенесена из богом забытой деревни. Поэтому вы далеко не один такой, кто принял этот дом за покосившийся сарай, однако вы станете думать о нём совсем по-другому, как только увидите его изнутри.
 

Этот 200-летний швейцарский дом расположен в Тичино, и поначалу кажется, что в нём вряд ли кто-то может жить

 

Однако не дайте себя обмануть, так как внутри он выглядит совсем по-другому благодаря архитектору Бюхнеру Брюндлеру из швейцарской студии Buchner Bründler Architekten

 

Архитектор полностью модернизировал интерьер дома, оставив наружные стены нетронутыми

 

Внутри «избушки» все сделано из бетона, а сама она была углублена на 1,5 метра вниз, чтобы увеличить жилое пространство дома

 

[region:bone:inline_1]

 

Минималистичный стиль, хорошенько сдобренный природными мотивами

 

Природная концепция на данный момент очень популярна среди швейцарских дизайнеров

 

Но этот пример можно заслуженно назвать шедевром

А вот ещё интересный случай, когда мужчина превратил старый амбар в роскошный особняк стоимостью $ 1,3 млн, и он впечатляет.

Поделиться в соц. сетях

Поиск по тексту

Комментарии

Социальные комментарии Cackle

Похожие публикации

Японцы полируют шары из фольги до совершенства, и результат заставит вас открыть рот

дизайн

31.03.2018

522447

Девушка сделала крутое платье на выпускной из мусорных пакетов, и оно восхитительно

мода

25.04.2018

326250

Внутри эта полуразвалившаяся изба выглядит совсем не так, как вы ожидаете

дизайн

14.06.2018

199789

Японцы полируют грязевые шарики до совершенства, и результат взорвёт вам мозг

штуки

28.04.2018

154338

15 тревожных фотографий, которые гарантированно вас смутят

безумие

28.04.2018

151121

Это интересно

15 старинных вещей, которыми владеют люди и берегут как настоящие сокровища

штуки

01. 03.2023

2755

16 людей, которые так сильно фотошопят свои снимки, будто никогда не собираются выходить из дома

люди

01.03.2023

1268

16 знаменитостей, чьи фото в молодости объединили с тем, как они выглядят сейчас

фотошоп

01.03.2023

1096

16 фотографий, которые заставят вас взглянуть на них дважды (а может и трижды)

оптические иллюзии

01.03.2023

946

16 безалаберных работников, которые словно вообще ничего не слышали о безопасности труда

люди

01.03.2023

638

Внутри Хижины — Bilder und stockfotos

Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos
Videos Zu Insehen

Durceborn.

Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

Sortieren nach:

Am beliebtesten

latina weiblich zittert bei eisiger wohnung in warmer decke — inside hut stock-fotos und bilder

Latina weiblich zittert bei eisiger Wohnung в более теплом Decke

Eingefroren. Traurige Latina-Frau sitzt auf der Couch in eiskaltem Студия в более теплом Mütze und Decke zittert vor Kälte. Unglückliche junge Dame verbringt Zeit zu Hause und fühlt sich schlecht unter Heizungsproblemen leiden

grüne pflanzen, getrocknete blumen und kakteen auf einem tisch im rustikalen stil. gemütliches loft-interieur mit weißer backsteinwand — inside hut stock-fotos und bilder

Grüne Pflanzen, getrocknete Blumen und Kakteen auf einem Tisch…

Grüne Pflanzen, getrocknete Blumen und Kakteen auf einem Holztisch im rustikalen Stil. Gemütliches Loft-Interieur mit weißer Ziegelwand

Волшебная хижина (хижина) в дальнем конце — внутри хижины стоковые фото и изображения

Волшебная хижина (Хижина) в Weißem Hintergrund

идентичность abwesenheit surreal-konzept; mann vor spiegel selbst ohne gesicht — внутри хижины фото и фотографии

Identity Abwesenheit surreal-Konzept; Mann vor Spiegel selbst…

glückliche ältere frau im schwimmbad, auf kante gestützt. — внутри хижины стоковые фото и изображения

Glückliche ältere Frau im Schwimmbad, auf Kante gestützt.

Eine glückliche ältere Frau im Schwimmbad, die sich an die Kante lehnt.

Молодая красивая женщина с черной хижиной — внутри хижины фото и фотографии

Молодая красивая женщина с черной хижиной

Studioaufnahme einer jungen, schönen Frau mit schwarzem Hut auf dunklem Hintergrund. Профессиональная косметика.

frau in einem bademütze, eingewickelt in ein handtuch, entspannt sich in einer heißen сауна — внутри хижины фото и фото

Frau in einem Bademütze, eingewickelt in ein Handtuch, entspannt. ..

Frau mit Badehut in Handtuch gewickelt entspannt sich in einer heißen Sauna

junge frau entspannung in der сауна — внутри хижины фото и фотографии

Jungeung in Frau Entspannung сауна

Молоденькая девушка, которая находится в самой высокой точке. beauty-modell mit geschwungenen körperformen в verführerischem bodycon-kleid. Mysteriöse Elegante Dame über dunkelgrauem Hintergrund. frauen verstecktes gesicht und rote lippen — внутри хижины фото и фотографии

Сексуальная модная женщина в большой хижине и черном платье Dekolleté-Kleid….

Сексуальная мода в большой хижине и черном платье Dekolletékleid. Beauty Model mit geschwungenen Körperformen im verführerischen Bodycon Kleid. Mysteriöse Elegante Dame über dunkelgrauem Studiohintergrund. Frauen verstecktes Gesicht und rote Lippen

ретро-хижина zu tragen, auf weißemhintergrund. — внутри хижины фото и фотографии

Ретро-топ Хижина zu tragen, auf weißem Hintergrund.

glückliches junges make-up-mädchen in weißer strickmütze mit geschlossenen augen, halt die hände auf hut auf rosahintergrund gekleidet — внутри хижины стоковые фотографии и изображения

Глюк для юношеского макияжа в женском костюме с…

Глюк для юного макияжа для дам с вельветовым брючком, в комплекте с одеждой и на дальнем конце

Манн с зимней хижиной, пуловером и водным напитком для рук , energie- und gaskrise, kühlraum, heizungsprobleme. — внутри хижины фото и фото

Mann mit Hut, Pullover und Handschuhen drinnen an einem kalten…

fater und tochter krausen zu haus — внутри хижины стоковые фото и фото

Vater und Tochter krausen zu Hause

Konzept der Notwendigkeit einer guten Zentralheizung. Tochter trägt eine blaue Decke, die sich aufwärmt, während sie in der Nähe eines Heizkörpers sitzt, während der Vater in eine graue Decke gehüllt ist. Kaltes Zuhause, Frieren

Architekt prüft bau von innen — inside hut stock-fotos und bilder

Architekt prüft Bau von innen

schöne frau im retro-stil — inside hut stock-fotos und bilder

Schöne Frau im retro-Stil

Studio

Studio jungen schönen Frau auf dunklem Hintergrund im Retro-Stil

hübsches mädchen in der nähe von heizungsheizkörper mit laptop mit ingwerkatze auf dem stuhl liegend — inside hut stock-fotos und bilder

Hübsches Mädchen in der Nähe von Heizungsheizkörper mit Laptop. ..

Preteen Mädchen in gestrickter Schalmütze wärmt in der Nähe von Heizkörper mit Laptop for Freizeitstudium mit Ingwerkatze auf dem Stuhl liegend. Kalte Herbst-Wintersaison, häuslicher Lebensstil, Kinderkonzept

, минималистичный флюр с современной внутренней архитектурой в zeitgenössischer wohnung — внутри хижины стоковые фотографии и изображения

Minimalistischer Flur mit moderner Innenarchitektur in zeitgenössi

Minimalistischer Flur mit modernem Innendesign in zeitgenössischer Wohnung. Bequeme Schuhaufbewahrungsbank в der Nähe von schwarzem Rahmenspiegel an weißer Wand. Kleiderbügel aus Holz im Flur mit Kommode

surreale rätselhafte bild auf leinwand — inside hut stock-fotos und bilder

surreale rätselhafte Bild auf Leinwand

chef serviert speisen — inside hut stock-fotos und bilder

Chef serviert Speisen0003 добрый благодарения. добрая хижина с травами. — внутри хижины фото и фотографии

Добрый День Благодарения. Добрый мит Herbst Truthahn Hut.

С Днем благодарения. Вид в Papiertruthahnhut, Indianer- und Pilgerkostüm. Herbstspaß Handwerk und Kunst. Kleiner Junge und Mädchen im dekorierten Wohnzimmer. Herbstsaison Kürbis Dekoration.

sommer urlaub — внутренняя хижина стоковые фотографии и фотографии

Sommer Urlaub

кране детские дорожки хижина в каро gehüllt sitzen allein und zittern vor kälte auf dem диван und trinken heißen tee — внутренняя хижина стоковые фотографии и фотографии

Kranke Kindermädchen tragen Hut in Karo gehüllt sitzen allein…

Krankes Kind Mädchen tragen Hut in Karo gewickelt sitzen allein zitternd vor Kälte auf dem Sofa trinken heißen Tee in unbeheizter Wohnung ohne Heizung fällige Schulden. Ungesundes Kind, das sich unwohl fühlt, versucht, sich aufzuwärmen

porträt eines jungen japanischen mann mit großen lächeln — inside hut stock-fotos und bilder

Porträt eines jungen japanischen Mann mit großen Lächeln

fußball mit deutscher bayerischer mütze — inside hut stock-fotos и изображение

Fußball mit deutscher bayerischer Mütze

Fußball mit bayerischem Hut auf dem grünen Rasen des Platzes

geschäftsmann mit Laptop im büro auf etage — inside hut stock-fotos und bilder

Geschäftsmannimmannigerßerßtel im Bürojuner 9003Etage внутри хижины фото и фотографии

Eleganter junger Mann im weißen Wintermantel

Modeporträt eines gutaussehenden jungen Mannes mit weißem Kittel, Rollkragenpullover und schwarzer Mütze Strickmütze und Stiefeln, der auf dem Stuhl im Studio neben бежевый sitzitztztzt.

kinder-geburtstags-вечеринка. динозаврер-тема-кухен. — внутри хижины фото и фотографии

Kinder-Geburtstags-Party. Динозавр-Тема-Кухен.

Детский сад. Динозавр-Теменкухен. Kleines Mädchen bläst Kerzen und öffnet Geschenke. Детский перевод. Украшение для динозавров Themenfeier.

Verärgertes Junges Paar, das Probleme mit der zentralheizung hat oder an erkältung oder Grippe leidet — inside hut stock-fotos und bilder

Verärgertes junges Paar, das Probleme mit der Zentralheizung hat…

Unzufriedenes junges Paar, das Probleme mit der Zentralheizung hat, zu Hause auf dem Sofa sitzt, friert, heißen Tee trinkt und versucht, sich aufzuwärmen. Kranker Mann und Frau in Decken gehüllt, die an Erkältung oder Grippe leiden

geschäftsmann lächelnd am schreibtisch — inside hut stock-fotos und bilder

Geschäftsmann lächelnd am Schreibtisch

зап. и изображение

Sparen Sie auf digitale Thermostate zur individuellen mit. ..

geschäftsleute sprechen im büro — inside hut stock-fotos und bilder

Geschäftsleute sprechen im Büro

französische bulldogge hund mit halloween kostüm hexenhut auf orangefarbenem hintergrund — inside hut stock-fotos und bilder

Französische Bulldogge Hund mit Halloween Kostüm Hexenhut auf…

Porträt von merle Französische Bulldogge Hund mit Halloween Kostüm Hexenhut auf Orangem Hintergrund mit Kopierraum

geschäftsmann lächeln im sitzsack stuhl — inside hut stock-fotos und bilder

Geschäftsmann Lächeln im Sitzsack Stuhl

geschäftsmann mit handy im büro — внутри хижины стоковые фото и фотографии

Geschäftsmann mit Handy im Büro

retro-top-hut auf weißem hintergrund — inside hut stock-fotos und bilder

Retro-top-Hut weißem Hintergrund

Retro Zylinder auf weißem Hintergrund

с благодарностью. добрая хижина с травами. — внутри хижины фото и фотографии

Добрый День Благодарения. Добрый мит Herbst Truthahn Hut.

unglückliche frau gefühl kalt tragen warme winterkleidung drinnen — inside hut stock-fotos und bilder

Unglückliche Frau Gefühl kalt tragen warme Winterkleidung drinnen

sexy paar umarmen in nachtclub — inside hut stock-fotos und bilder

Sexy paar Umarmen in Nachtclub

lächelnder junger mann mit tätowierungen vor grauem hintergrund — inside hut stock-fotos und bilder

Lächelnder junger Mann mit Tätowierungen vor grauem Hintergrund

porträt eines jungen mannes in Traditionaleller bayerischer oder deutscher kleidung, der mit bierkrügen posiert, die über weißemhintergrund isoliert sind — inside hut stock-fotos und bilder

Портрет молодого человека в традиционном байерическом или немецком стиле…

Портрет молодого человека в традиционном баварском или немецком языке Kleidung, der mit Bierkrügen auf weißem Hintergrund posiert. Алкоголь, Bierfestfest, Traditionen, Geschmackskonzept. Speicherplatz für Anzeige kopieren

Стильные женские наряды с оттоманкой, изолированной на Вайссе — внутри хижины стоковые фото и фотографии0003 gefrorener Teenager in der Nähe der Batterie im kalten haus lernt online — inside hut stock-fotos und bilder

Gefrorener Teenager in der Nähe der Batterie im kalten Haus. ..

frau trägt schwarzen hut lächelnd ein selbstbewusstes lächeln in die hut kamera — inside hut stock-fotos und bilder

Фрау trägt schwarzen Hut lächelnd ein selbstbewusstes Lächeln in…

Selbstbewusste erwachsene Frau, die in die Kamera schaut und lächelt. Sie trägt einen schwarzen Hut, der in einem rot-weißen Studiohintergrund steht.

Пожилой темнокожий мужчина в шляпе смотрит в камеру в хосписе — внутри хижины стоковые фото и изображения

Пожилой черный мужчина в шляпе смотрит в камеру в хосписе

Rückenschmerzen Schlechte Haltung Mann sitzt im Büro

türkis-sonnenhut — внутри хижины фото и фотографии

Türkis-Sonnenhut

Türkisfarbener Sonnenhut vor weißem HintergrundEinige and Derever:0003 familienkoch Thanksgiving-abendessen — внутри хижины фото и фотографии

Familienkoch Thanksgiving-Abendessen

Türkei für Thanksgiving. Familienkoch festliches Abendessen. Mutter, Vater und Kind braten Fleisch in der dekorierten Küche. Mama, Papa und Kind kochen für das Herbstferienessen. Essen und Dekoration in der Herbstsaison

studioporträt einer reifen dame mit schwarzem hut über die augen gezogen — inside hut stock-fotos und bilder

Studioporträt einer reifen Dame mit schwarzem Hut über die Augen…

französischer bulldogge mit halloween-fledermausstirnband — inside hut stock-fotos und bilder

Französischer Bulldogge mit Halloween-Fledermausstirnband

Französische Bulldogge mit Halloween Fledermaus-Stirnband mit Flügeln und Ohren auf orangefarbenem Hintergrund

ein kleines mädchen und ein junge in hexen- und zaubererkostümen mit hüten, die körbe in form von kürbissen halten, sagen boo. — внутри хижины фото и фотографии

Ein kleines Mädchen und ein Junge in Hexen- und Zaubererkostümen…

Добрый день на Хэллоуин. Ein kleines Mädchen und ein Junge in Hexen- und Zaubererkostümen in Hüten, die Körbe in Form von Kürbissen halten, machen beängstigende Gesten mit ihren Händen und sagen Boo

familie, die während des stromausfalls an den kerzen sitzt. — внутри хижины фото и фотографии

Familie, die während des Stromausfalls an den Kerzen sitzt.

Während der Energiekrise sitzt die Familie am Tisch, angezündet von Kerzen. Alle tragen warme Kleidung wegen Heizungsproblemen während des Stromausfalls. Sie essen trockene Kekse und wärmen die Hände von der Kerzenflamme. Канон Р5

Ein asiatisches baby in kochmütze und schürze mit einer jungen mutter kocht weihnachts-ingwer-kekse zu hause auf dem küchentisch und lächelt glücklich — inside hut stock-fotos und bilder

Ein asiatisches Baby in Kochmütze und Schürze mit 90 jungen…

Портрет французского бульдога с костюмом на Хеллоуин Hexenhut

Портрет французского бульдога с костюмом на Хеллоуин Hexenhut auf lila Hintergrund

frau mit mütze und gereiftem hemd vor lila hintergrund — inside hut stock-fotos und bilder

Frau mit Mütze und gereiftem Hemd vor lila Hintergrund

einfrieren — inside hut stock-fotos und bilder

Einfrieren

Junge Frau mit Schalbarett und zitterndem Handschuh

теплая хижина в дер нэхе де хейцкерперс в калтен хаус — внутри хижины стоковые фото и фотографии

Теплая халтен в дер нэхе де хейцкерперс в калтен хаус

жизнь хунда — внутри хижины стоковые фото и фотографии

Hund’s life

porträt eines jungen mannes in Traditionaleller bayerischer oder deutscher kleidung, der große krüge mit schaumigem lagerbier serviert, isoliert über weißem hintergrund — inside hut stock-fotos und bilder

Porträt eines jungen 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *