Золотое сечение в архитектуре, строительстве, дизайне
Наблюдения за природой и попытки раскрыть тайны ее прекрасных созданий принесли немало открытый. Одно из них — золотое сечение. Это некоторая закономерность, которой подчиняется все, что мы называем красивым. Люди, животные, цветы, здания, галактики…
Содержание статьи
- 1 Что такое золотое сечение и как его понимать
- 2 Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями
- 3 Как разделить отрезок по правилу золотого сечения
- 4 Идеальный треугольник и пентаграмма
- 5 Применение в строительстве
- 6 Золотое соотношение во внутреннем оформлении
- 7 Золотое сечение в ландшафтном дизайне
Что такое золотое сечение и как его понимать
Часто мы сталкиваемся с домами, предметами, строениями, растениями, которые нас чем-то завораживают. Люди издавна пытались понять, почему одно нам кажется красивым, другое нет, искали закономерности. И вроде нашли. Это некоторое соотношение частей, которое назвали золотым сечением.
О том, кто и когда придумал золотое сечение никто не знает точно. Кто-то приписывает открытие Пифагору, но первое упоминание нашли еще в «Началах» Евклида, а жил он в 3 веке до нашей эры. Так что находка явно давняя. Именно по этому принципу построены древнегреческие и римские храмы. Конечно, это могут быть совпадения, но очень уж странные и очень их много. Так что, скорее всего, они были в курсе идеальных пропорций.
Сохранившиеся постройки древности тоже подчинены правилу золотого сеченияСовершенно точно то, что Леонардо да Винчи искал подтверждение этому принципу в строении человеческого тела. И, что самое интересное, нашел. Те лица и тела, которые кажутся нам красивыми, имеют пропорции, которые как раз и подчиняются закону золотого сечения.
Формальное определение звучит и просто, и сложно. Его связывают с двумя разными по размеру отрезками. Звучит этот принцип примерно так: если отрезок разделить на две неравные части, то это деление будет пропорциональным, если большая часть отрезка относится к целому так же, как и меньшая часть к большему. Будет понятнее, если посмотреть на иллюстрацию и формулу.
Принцип и формула золотого сеченияНа рисунке целый отрезок разделен так, что если а разделить на b, получим 1,1618, та же цифра получается, если целый отрезок разделить на большую часть — a. Это число и есть воплощением идеальной пропорции. Теперь, если посмотрите на картинку с Парфеноном, пропорции этого строения также подчиняются указанному соотношению.
Ту же закономерность можно представить в виде процентов. Может, кому-то так проще. Для того, чтобы деление целого было пропорциональным, части должны составлять 62% и 38%. Возможно, так будет проще запомнить.
Последовательность Фибоначчи — не только математическая формулаЭту закономерность развил дальше математик Фибоначчи. Он разработал числовую последовательность, элементы которой, начиная с девятого, подчиняются тому же закону. Графическое изображение этой последовательности — спираль. Если присмотреться, и в природе, и в архитектуре, и в человеческом теле пропорции красоты присутствуют.
Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями
Чтобы применять на практике полученную информацию, надо каким-то образом научиться делить пространство или строить его согласно этому закону. Для начала давайте научимся строить прямоугольник с идеальными пропорциями. За основу берем квадрат.
Построение прямоугольника с золотым сечениемКвадрат делим пополам, в одном из полученных прямоугольников проводим линию, которая соединяет противоположные углы. Дальше берем циркуль, ставим иголку в центр нижней стороны квадрата, откладываем длину полученной диагонали и отмечаем ее на линии, которая будет продолжением нижней стороны квадрата. Полученный прямоугольник имеет соотношение сторон 1,62 (это как раз то соотношение, которое и дает 62% и 38%).
Это явно неспроста. Хотя далеко не все подчиняется этой закономерностиЧто еще интересно, что если вы начнете делить прямоугольник с соотношением сторон 1,62 на квадрат и прямоугольник, вы получите снова прямоугольник с идеальными пропорциями, но меньшего размера. Если вы его снова разделите по тому же принципу, будет еще одна пара квадрат+прямоугольник со сторонами, соотношение которых будет соответствовать золотому сечению. И так до тех пор, пока вы сможете проводить деление. Но что еще интереснее, в это деление отлично вписывается ряд Фибоначчи, который имеет вид раскручивающейся спирали. Иллюстрация на рисунке выше.
Как разделить отрезок по правилу золотого сечения
Это умение пригодится, например, при создании проекта дома, планировки, при разработке дизайна квартиры, расстановке мебели и т.д. Точно также может понадобиться при планировке участка, клумб, высадке растений и т.д. В общем, применяться может практически везде.
Ничего особенного, но взгляд не оторвать. Знаете почему?Итак, порядок деления отрезка по правилу золотого сечения:
- Берем отрезок, делим его пополам.
- Из одного из концов восстанавливаем перпендикуляр (прямая под углом 90°), который длиной равен половине отрезка. На рисунке это отрезок BC.
- Полученную точку C соединяем прямой с другим концом отрезка (A).
- На отрезке AC ставим точку D. Она находится на расстоянии, равном длине отрезка BС. Проще всего это сделать при помощи циркуля, но можно и линейкой.
- Замеряем длину отрезка AD (снова циркулем, либо линейкой). Такую же длину откладываем на отрезке AB. Получаем точку E.
- Теперь, если измерить длины отрезков AE и EB и разделить их, получим то самое заветное число — 1,62.
Пару раз повторив процедуру, вы научитесь делать все буквально за считанные минуты. Если же вам надо, например, определить высоту окна, его форму, также можно воспользоваться данными пропорциями. По тому же принципу можно определять местоположение всех архитектурных элементов, их размеры. При планировании уже имеющихся объектов, деление проще проводить при помощи процентного соотношения. Тут уже либо считаете в уме, либо используете калькулятор.
Идеальный треугольник и пентаграмма
Идеальным называют равнобедренный треугольник, основание которого относится к длине стороны как 1/3. То есть, снова-таки соблюдается золотое сечение. Начертить треугольник с идеальным соотношением сторон несложно. Удобнее циркулем, но можно обойтись и линейкой.
Золотой треугольник, правило его построения и применение в создании интерьера, напримерПостроение такое. На прямой от точки A трижды откладываем отрезок произвольной длины. Эту длину обозначим O. Получаем точку B. Через нее проводим прямую, перпендикулярную отрезку AB. На этой линии в обе стороны от точки B откладываем величину O. Получаем две точки d и d1. Соединяем их с точкой A. Вот и получили треугольник, стороны которого относятся как 1,62. Проверить это можно, если отложить при помощи циркуля длину основания на боковой стороне (точка C).
Построение пентаграммы несколько сложнее. Ее вписываем в круг, без циркуля не обойтись.
- Центр окружности обозначаем O, через него проводим прямую до пересечения с окружностью. Одну из точек пересечения обозначаем A. Отрезок OA — диаметр окружности.
- Находим середину отрезка OD, ставим точку E. Из центра окружности вверх до пересечения с окружностью восстанавливаем перпендикуляр. Это точка D.
- Соединяем точки E и D. При помощи циркуля откладываем на радиусе точку C. Отрезок СD равен длине отрезка ED. Циркулем замеряем длину отрезка ED. Иглу ставим в точку E, ведем грифель до пересечения с радиусом. Вот и получили точку C.
- Длинна отрезка DC — сторона пентаграммы. Замеряем ее, при помощи циркуля переносим на окружность. Для этого циркулем с отложенным расстоянием ставим еще четыре точки на окружности, поочередно соединив их, получаем пентаграмму.
Вот что интересно, если вершины полученной пентаграммы использовать для прорисовки звезды, она будет состоять из идеальных треугольников.
https://youtu.be/c3SVIQBXMnA
Применение в строительстве
Как уже говорили, неизвестно кто открыл золотое сечение, но все, что кажется нам красивым, имеет именно такое соотношение сторон. Примеров в природе очень много. Если рассматривать известные здания, то и там тоже есть та же закономерность.
Исаакиевский собор — можете посчитать ради интересаЕсли вы хотите, чтобы ваш дом внутри и снаружи был привлекательным, запоминался и нравился, при создании или выборе проекта можно просчитать хотя бы основные пропорции. Внести корректировки в пропорции, возможно, не всегда легко, часто связано с дополнительными расходами. Но, если при создании проекта сразу держать в уме золотое сечение, вопросы сами по себе отпадают. На самом деле не так уж это сложно.
Например, вы хотите дом площадью около 100 квадратных метров. Длинную сторону можно принять за 12 метров. Тогда короткая находится как 62% от длинной и составит 7,44 метра. Можно сделать 7 метров или 7,5, можно увеличить до 8. Точное, до сантиметра соблюдение размеров совсем не обязательно. Важно соотношение. А «на глаз» даже в приближении смотрится гармонично. Площадь застройки в таком случае получается несколько меньше — 90-96 квадратов. Если вам надо больше — берите длинную сторону равной 13 метрам и снова считайте. Вроде как применять золотое сечение при создании плана дома понятно.
Если основные параметры строения имеют правильную пропорцию, в любом стиле здание смотрится интересноВысота этажа в таком случае принимается как 32% от длинной части. Она составит 12*0,32 = 3,84 метра. В принципе, это соответствует нынешним представлениям о комфортных габаритах помещения, но при желании можно сделать высоту меньше. Примерно также рассчитываются, подбираются все остальные фрагменты дома.
Не стоит забывать, что дом должен вписываться также в ландшафт. Если есть какая-то доминанта — высокий холм, например, то просчитывать надо и соотношение с холмом, и с пропорциями участка. В общем, для создания гармоничной усадьбы очень многие факторы надо учитывать.
Не только прямые линии можно использовать. Правда с изогнутыми поверхностями работать сложнее, да и обходятся они дороже — нестандартное устройство всегда более затратноеПо такому же принципу разрабатывают внутреннюю планировку, стараясь по возможности соблюдать требуемое соотношение. Но еще раз повторим: по возможности. Не зацикливайтесь на точном соответствии до сантиметра. Важна общая тенденция.
Золотое соотношение во внутреннем оформлении
Что еще дает золотое сечение кроме визуального наслаждения? Психологи говорят, что в интерьере, созданном по этому правилу человек чувствует себя более комфортно. Это, конечно, субъективно, но можно попробовать. Итак, вот как интерпретируют правило золотого сечения в дизайне интерьеров:
Относительно мебели правило кажется непонятным, но это только на первый взгляд. Например, подбираем группу отдыха. Крупный предмет в этом случае — диван или софа. Средний — журнальный или кофейный столик, кресла. Мелкие — аксессуары. Так вот, размеры журнального столика не должны быть больше длинной стороны дивана, кресла — не больше его короткой стороны. Аксессуары по размерам не больше размеров столика или кресел. В идеале, они соотносятся с ними как 62% и 38%.
Пропорциональность — важная вещьПочему не указывается точное соотношение? Потому что, во-первых, найти такие предметы нереально. Во-вторых, золотое сечение — это не только 62% и 38%. Это еще и последовательность Фибоначчи, следование которой также делает оформление гармоничным. Есть люди, у которых следование этой последовательности является «встроенной функцией». Им не надо считать, они выбирают основываясь на чутье и интуиции. Но если проанализировать их выбор, пропорции будут близки к идеальным. Вот так.
При создании ландшафта на участке, принцип идеальных пропорций применяют, называя его правилом треугольника. В композиции должна быть одна доминанта, остальные ее составляющие лишь подчеркивают, оттеняют ее. Например, на участке есть большое дерево и вы хотите его обыграть. Оно и будет центром композиции — доминантой. Нанесите его на план, расчертите клумбу или рокарий, альпинарий — то, что хотите сделать.
Правило треугольника в садовом дизайнеОт главенствующего растения или камня, под прямым углом проведите две линии. На этих линиях надо будет высадить более низкие растения. Причем второе по высоте не должно быть выше чем 2/3 от высоты основного объекта. Третий объект — не выше чем 1/3. Дополняют композицию еще более низкорослыми насаждениями. Это коротко о том, как применять золотое сечение в планировке посадок.
Но это не все. Растения надо подбирать по цветам — сочетание зелени разных оттенков, вкрапления цветов и декоративно-лиственных растений — все подчиняется тому же закону. Доминирующий оттенок составляет порядка 60%, дополнительные цвета — 30%, акценты — 10 %. Это если говорить о правилах подбора в одной группе. Но также надо согласовывать и весь план целиком — по размерам, высоте, цветам.
Золотое сечение в архитектуре: принцип проектирования зданий
Почему нас так привлекают строения древней архитектуры, при виде которых мы испытываем гармонию и умиротворение? Все они были построены на основе золотого сечения, данная зависимость прослеживается и в средневековье, и в современном мире. Математическая пропорция встречается повсеместно: это и ракушки моллюсков, и знаменитые картины художников, и строение человеческого тела, и даже египетские пирамиды. Сегодня об обзоре редакции Homius.ru расскажем простыми словами, как и, самое главное, зачем нужно использовать божественную гармонию чисел, и как она поможет в строительстве собственного дома и оформлении интерьера.
Винтовая лестница построена по принципу золотого сеченияСодержание статьи
- 1 Просто о сложном: что это такое – правило золотого сечения
- 2 Экскурс в историю: кто придумал золотое сечение
- 3 Принцип расчета и построения золотого сечения
- 3.1 Как определить число золотого сечения
- 3.2 Как рассчитать золотое сечение на простейшем примере
- 3.3 Как построить золотое сечение на примере прямоугольника и спирали
- 4 Божественная гармония золотого сечения в архитектуре: фото древних построек и примеры современного строительства
- 4.1 Тайны древнеегипетской архитектуры
- 4.2 Идеальные пропорции в древней Греции
- 4.3 Памятники архитектуры средневековья
- 4.4 Архитектура России
- 4.4.1 Золотое сечение в архитектуре Москвы
- 4.4.2 Архитектура в Санкт-Петербурге
- 4.5 Примеры золотого сечения в современной архитектуре
- 5 Правило золотого сечения при строительстве частного дома
- 5. 1 Что нужно знать при проектировании фасада
- 5.2 Золотое сечение в оформлении интерьера
- 6 Заключение
Просто о сложном: что это такое – правило золотого сечения
Золотое сечение –это правило общей пропорции, которая создает универсальную композицию. Математики называют её формулой божественной гармонии или асимметричной симметрией.
Это интересно! Общее определение правила ЗС –меньшая величина относится к большей, как большая к целому. Было рассчитано приблизительное число, равное 1,6180339887, это и есть коэффициент золотого сечения. Если смотреть в процентном соотношении, то в одном целом меньшая величина занимает 38%, большая – 62%.
Признано считать, что ЗС пришло к нам еще с древней Греции, но есть и такое мнение, что его греки подсмотрели у египтян. Если проанализировать архитектуру Египта того времени, можно чётко проследить соблюдение математической гармонии. Необычные свойства числовой зависимости стали причиной мистического отношения к золотому сечению:
- практически все живые организмы можно привести к принципу числовой зависимости. Например, тело человека, количество семечек в подсолнухе, структуру ДНК, произведения искусства и вирусную бактерию;
- данная зависимость чисел характерна только для биологических существ и кристаллов, все остальные неживые объекты природы крайне редко обладают золотой пропорцией;
- именно математическая пропорция в строении биологических объектов оказалась оптимальной для выживания.
Экскурс в историю: кто придумал золотое сечение
Представление о золотой пропорции имели и древние греки, и египтяне, известно было о ней и на Руси. Но впервые ещё в 1509 году в книге «Божественная Пропорция», иллюстрации к которой принадлежат Леонардо да Винчи, монах Лука Пачоли дал научное определение правилу. Он видел в золотом сечении божественное единство:
- маленький отрезок – это сын;
- большой – отец;
- весь отрезок – это святой дух.
Это интересно! Историки присваивают Леонардо да Винчи определение термина ЗС, поскольку он долгое время изучал божественную закономерность и воплощал её принцип в своих творениях.
Вторую жизнь ЗС получило в 1855 году благодаря философу Адольфу Цейзингу. Он доработал теорию до абсолютного идеала, и она стала универсальной для всех проявлений. Все это он описал в своей книге «Математическое Эстетство», на которое в свое время обрушилось много негатива и критики.
Золотое сечение в божественной пропорцииПринцип расчета и построения золотого сечения
Примеры пропорции золотого сечения можно видеть при строительстве многих архитектурных сооружений, только нужно знать, как правильно его увидеть. Для этого достаточно посмотреть на строение всего 5 минут.
Как определить число золотого сечения
С пропорцией ЗС связывают астронома из Италии Фибоначчи, он вывел ряд чисел, в котором значение каждого последующего равно сумме двух предыдущих. Сегодня эта закономерность известна как ряд Фибоначчи:
- 0, 1,1 (0+1), 2 (1+1), 3 (1+2), 5 (2+3), 8 (3+5), 13 (5+8), 21 (8+13), 34 (13+21), 55 (21+34), 89 (34+55) и так до бесконечности;
- если выполнить деление последующего числа на предыдущее – получится коэффициент ЗС.
Данную формулу применяют для расчета пропорций золотого сечения в любой отрасли, на практике чаще всего используют округленные значения 0,62 и 0,38.
Ряд Фибоначчи в церкви Покрова на НерлиКак рассчитать золотое сечение на простейшем примере
Проще всего объяснить гармонию ЗС можно на примере обычного куриного яйца, точнее на удалении всех точек скорлупы от центра тяжести. Именно форма оболочки, а не её прочность, обеспечила выживаемость птиц столь долгое время и в любых условиях.
Если взять обычный отрезок, который состоит из нескольких маленьких, их длины относятся к большей величине как 0,62. Это показывает, как можно разбить целую линию для получения идеальной пропорции.
Простой пример золотого сечения в курином яйцеКак построить золотое сечение на примере прямоугольника и спирали
Если построить золотой прямоугольник, используя ряд Фибоначчи, он будет выглядеть как единое целое. Рассмотрим зависимость на примере:
- нужно нарисовать квадрат со стороной 1 и рядом ещё один аналогичный;
- над ними разместить квадрат со стороной 2;
- слева гармонично помещается квадрат с гранью 3;
- ниже – квадрат со стороной 5;
- справа пространство займет квадрат с гранью 8;
- площадь прямоугольника 8×13, в котором 13 — это следующее число ряда;
- если разделить на калькуляторе следующее число на предыдущее, получится значение золотого сечения 1,62, причём, чем больше числа, тем меньшая погрешность в их отношении;
- если по этому принципу построить спираль, каждую четверть витка она будет расширяться именно на значение ЗС.
На видео можно более подробно узнать про магию чисел Фибоначчи:
Watch this video on YouTube
Божественная гармония золотого сечения в архитектуре: фото древних построек и примеры современного строительства
Многие древние здания, которые сохранились до наших времен, подтверждают мнение, что они были построены по правилам идеальной пропорции. Это резиденции королей, церкви, общественные сооружения. Рассмотрим на примерах принцип золотого сечения в разных странах.
Тайны древнеегипетской архитектуры
В архитектуре Древнего Египта по правилам золотой пропорции была построена пирамида Хеопса. Глядя на творение строителей, можно увидеть треугольник с прямым углом, один катет которого является высотой, второй – половиной длины основания. Если взять отношение гипотенузы к меньшей стороне, получим идеальное значение 1,61950 или 1,62.
Это интересно! Форма пирамиды имеет ещё одно неоспоримое свойство. В нём сталь становится прочнее, вода дольше сохраняет свежий вкус, и быстрее растут живые растения. Много лет ученые пытаются разгадать этот феномен, но пока его научное решение не найдено.
Было замечено, что пирамида улучшает психоэмоциональное состояние человека, в её области уменьшаются вредоносные излучения, пропадают геопатогенные зоны.
Идеальная пропорция золотого сечения в пирамидеИдеальные пропорции в древней Греции
Идеальная пропорциональность делает архитектурные объекты запоминающимися. Яркий представитель ЗС из древней Греции – Парфенон, который возведен в 5 веке до нашей эры. Если взять отношение его высоты к ширине, получится практически идеальное число 0,618.
Ученые определили, что для абсолютного золотого числа нужно отнять от высоты 14 см и прибавить их к ширине. Учитывая строение сооружения, очень похоже, что это было сделано древними архитекторами Иктином и Калликратом намеренно, поскольку фасад немного сужается в верхней части и отклоняется от золотого прямоугольника. Но общие пропорции ЗС соблюдены.
Принцип идеальной пропорции в древнегреческом Парфеноне:
Памятники архитектуры средневековья
Прекрасным памятником истории архитектуры средневековья, сохранившимся до нашего времени, является собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари.
В здании очень заметно желание архитектора соблюсти гармонию и целостностьАнализируя строение, принцип ЗС можно видеть на нескольких участкахАрхитектура России
Ряд Фибоначчи – это своеобразная матрица, с помощью которой анализируют любое архитектурное сооружение. Чтобы было проще ориентироваться, можно построить на принципе золотого сечения циркуль Фибоначчи.
Разметчик Фибоначчи построен по правилу золотого сеченияИспользовать циркуль можно практически на любом архитектурном сооруженииЧтобы исследовать большие объекты, нужно отойти на некоторое расстояние и приложить циркульЗолотое сечение в архитектуре Москвы
Выдающееся здание МГУ на Воробьевых горах было построено в послевоенное время. В те годы это было самое высокое строение, состоящее из пяти композиционных групп, которые венчает центральная башня. Здесь чётко прослеживается треугольник с прямым углом, гипотенуза которого захватывает пристройки и проходит через угол здания.
В МГУ золотому сечению подчиняются высотыЗолотые пропорции прослеживаются и в работах русского зодчего Матвея Казакова.
Кремлевское здание сенатаПречистенский дворецГолицынская больницаДом союзов — благородное собраниеИспользовал это прием и архитектор Василий Баженов, его здания причислены к историческим памятникам
Дом ПашковаАрхитектура в Санкт-Петербурге
Живым примером золотого сечения является Исаакиевский собор.
ЗС в Исаакиевском собореВ первую очередь можно проанализировать его ширину, равную 400 единицам:
- при делении числа 400 на значение золотого сечения получим приблизительно 248;
- при дальнейшем делении 248/1,618=153;
- основная часть собора вписывается в золотой прямоугольник, длинная сторона которого равна 400, ширина – 248.
По высоте здания ЗС можно видеть у купола, благодаря этому внешнее восприятие памятника архитектуры становится гармоничным.
На фото чётко прослеживаются золотой треугольник и прямоугольник в Исаакиевском собореПриведем ещё несколько примеров золотого сечения в архитектуре Санкт-Петербурга.
Кунсткамера
Кунсткамера была построена ещё в 1718 году, руководил строительством немецкий архитектор Георг Маттарнови. Она представляет собой 2 корпуса по 3 этажа, между ними возведена куполообразная многоярусная конструкция в виде башни.Золотое сечение в соотношении сторон можно наблюдать в длине корпусов и в высотах разных уровней.
В башне по всей высоте четко прослеживается равнобедренный треугольник, а это значит, что Кунсткамера построена по общему принципу ЗСТорговый дом Эсдерс и Схейфальс
ЗС в здании, возведенном в 1907 году, наблюдается в следующих размерах:
- 671, 414, 256, 98, 60, 37 и 23.
Композиция смотрится гармонично благодаря золотому соблюдению высотных величин.
Основной элемент здания — шпильДом Советов
Дом Советов был возведен по проекту Троцкого в 1941 году, основной акцент выполняют портик по центру с 14 колоннами и скульптурный ансамбль. По обе стороны расположены два корпуса высотой в 5 этажей. Длина здания – 1472 единицы, если разделить его на значение Ф = 1,618, получим размерный ряд:
- 1472, 909, 562, 347, 214, 132, 81, 50. К ним относятся высота входа, всего сооружения, различных элементов.
Золотой прямоугольный треугольник идеально вписывается в центр здания, его вершина совпадает с вершиной Дома Советов, а гипотенуза заканчивается в конце бокового крыла. Если построить равнобедренный золотой треугольник, его грани будут проходить через точки в верхней части основного входа.
Очевидная пропорциональность Дома СоветовПримеры золотого сечения в современной архитектуре
В современной архитектуре формула расчёта золотого сечения позволяет проектировать уникальные формы, которые несут прочность, спокойствие и красоту.
Правило золотого сечения при строительстве частного дома
Многие архитекторы, которые разрабатывают проекты частных домов, используют правило золотого сечения. У клиентов создается ощущение, что все детали проработаны для максимально комфортного проживания. При грамотном выборе площадей жильцы на психологическом уровне ощущают умиротворение и успокоение.
Что нужно знать при проектировании фасада
В современном строительстве при проектировании домов кроме ряда Фибоначчи используют ещё один метод, основоположником которого был архитектор из Франции Ле Корбюзье. Он принимал за основу рост будущих владельцев усадьбы и, исходя их этого, рассчитывал параметры строения и комнат. Благодаря такому подходу дом получался не только гармоничный, но и максимально комфортный с индивидуальными чертами хозяев.
Идеальные пропорции частного домаЗолотое сечение в оформлении интерьера
Даже если дом возведен по типовому проекту, можно внутри его создать интерьер, максимально приближенный к идеальной пропорции 1:1,62. Например, благодаря дополнительным перегородкам или расположению мебельных групп, а также можно изменить дверные или оконные проемы, чтобы соотношение ширины к высоте было в золотом сечении.
Аналогичная ситуация и с цветовым оформлением интерьера, здесь действует упрощенное правило:
- 60% — основная палитра;
- 30% — дополнительный оттенок;
- 10% — близкий тон, который усиливает восприятие основного и дополнительного.
Правило 1/1,62 в интерьере должно сопровождаться во всем: в соотношении мебели к общей площади, в ее высоте по отношению к параметрам комнаты.
Заключение
Принцип золотого сечения не является новым в архитектуре, поскольку в прежние времена здания строились не по типовым проектам, а с учетом индивидуальных особенностей будущих владельцев. Такие строения выглядят даже спустя многие года гармоничными и привлекательными. Интерьер, оформленный по правилам идеальной пропорции, позволяет грамотно использовать все площади.
Теперь вы сможете самостоятельно и правильно применить божественную гармонию математических цифр, планируя строительство дома или оформляя свой интерьер. Более того, интересную комбинацию цифр можно использовать и в экономике, и в расчете инвестиций и во всех деталях, с которыми соприкасается человек ежедневно.
Если у вас ещё остались вопросы, предлагаем посмотреть видео, в котором простыми словами разъяснен принцип действия золотого сечения:
Watch this video on YouTube
Обсудить0
Предыдущая
Новинки рынкаОт теории к практике: самостоятельная регулировка окон к зиме
Следующая
Новинки рынкаБалкон и лоджия: в чём разница, о каких нюансах стоит знать, если вы решились на переделку?
Действительно ли золотое сечение делает здания красивее?
Золотое сечение, иногда называемое «божественной пропорцией», формула, восходящая к 300 г. до н.э., считается корнем всей красоты в природе, искусстве и архитектуре. Но есть ли правда в этих рассказах, или мы можем отнести их к истории?
Использование золотого сечения в архитектуре имеет уникальное качество, которого нет у других математических последовательностей, в достижении баланса и пропорции. Позволяет архитекторам и дизайнерам систематически достигать точного визуального баланса, применяя логическую систему для определения пропорций, которые естественно приятны для глаз. Оставайтесь с нами, мы объясним, как…
Золотое сечение соответствует последовательности Фибоначчи. Шаблон чисел, который создается путем добавления текущего числа в последовательности к предыдущему, что затем создает следующее число в шаблоне. Последовательность начинается следующим образом:
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т. д.
(например, 8 + 5 = 13)
Соотношение между каждым последовательным числом он начинает открывать что-то действительно увлекательное. Золотое сечение можно определить как иррациональное число с бесконечным количеством цифр, обозначаемое греческой буквой Φ («Фи»). При округлении до ближайших 10 знаков число выглядит как «1,6180339».887’.
По мере увеличения чисел соотношение между ними все более и более точно приближается к золотому сечению.
Например
2÷1 = 2
3÷2 = 1,5
5÷3=1. 6̅6̅…
Поскольку золотое сечение — это бесконечное число, то же самое можно сказать и о последовательности. Вы с облегчением узнаете, что это математика, а дальше становится по-настоящему интересно…
Визуально золотое сечение выглядит как спираль, также известная как спираль Фибоначчи или золотая спираль. Логарифмическая спираль, которая увеличивается с коэффициентом золотого сечения. Он начинается с набора квадратов, каждый из которых пропорционален 8 последовательным числам в последовательности и выложен мозаикой в указанном порядке. Затем можно провести дугу окружности от одного угла каждого квадрата к противоположному углу, показав спираль и четырехугольники с идеальными пропорциями.
В архитектурных терминах это соотношение обычно принимает форму золотого прямоугольника — любой формы, которую можно полностью разделить на квадрат и прямоугольник, которые при объединении образуют соотношение, приблизительно равное 1:1,61. Поскольку и длина, и ширина этих форм соответствуют соотношению, теория предполагает, что можно увеличить или уменьшить масштаб структуры, сохраняя при этом эти золотые пропорции.
Считается, что золотое сечение наблюдалось во всем мире природы и даже применялось в искусстве и архитектуре на протяжении всей истории. В природе он чаще всего встречается в растениях, фруктах, ракушках и даже в образованиях ураганных облаков. Возможно, наиболее известно его использовал Леонардо да Винчи, который, как считалось, был поклонником золотого сечения, применяя его к таким произведениям, как «Витрувианский человек» и «Мона Лиза». Позднее иллюстрирование книги, опубликованной Лукой Пачоли в 1509 году.под названием De Divina Proportione или «Божественная пропорция». Предполагается, что архитектурные чудеса, такие как Парфенон, также следовали божественному соотношению. Многие здания с равномерно расположенными колоннами часто считаются данью соотношению и его использованию древними греками.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сообщение, опубликованное SEBASTIEN NAGY (@sebastien.nagy)
Считается, что самым ранним применением золотого сечения в архитектуре была Великая пирамида Гизы. Хотя нет документального подтверждения его предполагаемой реализации, в треугольной форме есть золотое сечение с запасом точности 0,025%. Кроме того, с запасом по точности 0,1% считается появление ? («Пи»). Предполагаемое применение обоих этих математических методов проектирования часто оспаривается. Однако из-за почти идеальных соотношений крайне трудно поверить в обратное.
Дальнейшее применение в архитектуре можно найти в Нотр-Даме, Тадж-Махале и здании Секретариата ООН; Создан по принципу золотого сечения архитекторами Оскаром Нимейером и Ле Корбюзье. За четыре года до его постройки Ле Корбюзье разработал свою систему Modulor в 1919 году.43, описывая его как «диапазон гармоничных измерений, соответствующих человеческому масштабу, универсально применимых к архитектуре и механическим вещам». Таким образом, предполагается, что с этой системой, находящейся в авангарде его разума, здание могло быть целенаправленной демонстрацией реализации золотого сечения в архитектуре. Само здание высотой 505 футов (154 м) расположено на Манхэттене, штат Нью-Йорк, и, как вы можете себе представить, деление 505 футов на иррациональное число, такое как золотое сечение, не лишено трудностей. Итак, Ле Корбюзье умело разделил 39пола, разместив светоотражающие полосы на его фасаде. Сформируйте несколько прямоугольников, которые следуют золотому сечению.
«ритмы, очевидные для глаза и ясные в их отношениях друг с другом. И эти ритмы лежат в основе человеческой деятельности. Они звучат в человеке органической неизбежностью, той самой прекрасной неизбежностью, которая вызывает вычерчивание золотого сечения детьми, стариками, дикарями и учеными». – Ле Корбюзье
Посмотреть этот пост в Instagram
Сообщение, которым поделился Вимал Кондури (@theonlyvimal)
Как правило, исследования показали, что все мы подсознательно тяготеем к зданиям, которые кажутся сбалансированными и стройными. Возможно, поэтому наши оранжереи часто называют «центром дома» и пространством, куда тянется вся семья. Хотя современные чудеса строительства могут стать захватывающим праздником дизайна в стремлении раздвинуть границы архитектуры, мы часто списываем их на повседневную жизнь, выбирая более традиционные и классические конструкции. В конце концов, где разместить прямоугольную духовку на круглой кухне?
Один из самых простых способов придать зданию баланс и структуру — следовать принципам золотого прямоугольника. Использование соотношения для определения планировки, размещения дверей и окон. Так как и длина, и ширина соответствуют соотношению, то при разделении площади внутреннего этажа на квадрат и прямоугольник пропорции всегда должны соответствовать божественному соотношению. Всегда оставаясь прекрасно сбалансированным и идеально подходящим для жизни с открытой планировкой. Точно так же, когда дело доходит до пристройки оранжереи к дому, следуя принципам, изложенным в золотом сечении, архитекторы могут правильно изменить пропорции здания с помощью всего нескольких простых расчетов.
Точно так же, как элементы дизайна интерьера задают настроение комнатам в доме, внешний вид здания также может оказывать огромное влияние на его окружение. Поэтому неудивительно, что золотое сечение играет такую важную роль в архитектуре и дизайне. Его использование может помочь зданию выйти за рамки форм и функций, а также обеспечить исключительное качество внешнего вида.
Это особенно относится к проектам в традиционном стиле и реставрации памятников архитектуры, где сбалансированные пропорции, отражающие период здания, необходимы для внешнего вида объекта. Например, симметричный фасад действительно типичного георгианского имущества может включать в себя золотое сечение в своих пропорциях, включая высоту, ширину, расположение и размеры дверей и окон, все относительно размера ската крыши. По-настоящему симпатичные створчатые окна в георгианском стиле также должны отражать правила размера и расстояния, определенные золотым сечением, т. Е. Если окно имеет ширину в одну единицу, оно должно быть 1,618 единицы в высоту — охватывая окна «шесть на шесть» в сочетании с тонкими, изысканными решетками. и глубокие откровения.
Концепция золотого сечения, впервые определенная в «Началах» Евклида 2300 лет назад, прочно укоренилась в математике, дизайне и даже на фондовом рынке. Но является ли применение Золотого сечения скорее информационным, чем догматическим? Инструмент больше, чем правило?
Некоторые утверждают, что, строго говоря, реализация золотого сечения в архитектурном дизайне невозможна. При работе со сложными расчетами, масштабами и пропорциями при проектировании любого здания или оранжереи результаты всегда дают точную цифру, но золотое сечение имеет бесконечное число знаков после запятой, так как же это иррациональное число может произвести что-либо с реальным миром? заявление.
Представляем вам… Золотую середину. Гораздо менее сложное число 1,618, как правило, является наиболее широко распространенным и реалистичным соотношением, применяемым в архитектурном проектировании в качестве метода обеспечения сбалансированной иерархии масштабов. Хотя важность этих пропорций, конечно, вторична по отношению к структурной целостности, кивок в общем направлении этого принципа может иметь драматическое влияние на привлекательность объекта. Тем не менее, стоит отметить, что эти измерения обычно используются приблизительно или в качестве эмпирических правил, а не жестких и быстрых чисел. Часто практические ограничения, такие как материалы, рабочие места и человеческие ошибки, чрезвычайно усложняют точное соответствие соотношению.
В мире дизайна важны масштаб и пропорции, и считается, что золотое сечение создает эстетически приятную и сбалансированную отделку. По сути, золотое сечение в архитектуре можно рассматривать как тонкую эстетическую деталь, обеспечивающую впечатляющее чувство художественности; некий je ne sais quoi . Это золотое соотношение пропорций веками признавалось и соблюдалось архитекторами, художниками и дизайнерами, и его можно наблюдать по всему миру во многих известных достопримечательностях и шедеврах. Обнаружите ли вы, что спорите за или против утверждений о красоте, вытекающих из золотого сечения, одно можно сказать наверняка — баланс, пропорции и тщательное рассмотрение на переднем крае любой домашней архитектурной конструкции всегда гарантируют красивую отделку.
Как архитекторы используют преимущества золотого сечения
Surfsup / Twenty20Если подумать, одна из самых крутых граней архитектуры — это способность создавать здания, которые могут быть такими разными — такими разными по размеру, форме и стилю — и в то же время такими похожими по своей сути. Кто бы ни проектировал здание, оно строится по чертежу. Независимо от того, как выглядит конструкция после завершения, она по-прежнему собирается из коллекции натуральных материалов. Независимо от конечной цели здания, золотое сечение, скорее всего, использовалось для определения его пропорций.
Это соотношение – 1:1,61 – снова и снова встречается в природе. Он присутствует во всем, начиная с формы нашей вселенной, структуры облаков и даже пропорций человеческого тела. Люди включили его во все, от математики до произведений искусства и музыки. При таком разнообразии приложений неудивительно, что это соотношение основано на фундаментальных принципах архитектуры. Продолжайте, чтобы узнать, как архитекторы используют золотое сечение в своей работе. Вы можете обнаружить, что смотрите на свое окружение так, как никогда раньше. Каждый стиль дома разделяет некоторые из основных условностей золотого сечения. Изображение через: Lake Country Builders
Джоррокс / Getty Images
Купите эти товары прямо сейчас: Декоративные травы
Это уходит корнями в историю
Как и любая отрасль, архитектура не была бы тем, чем она является сегодня, если бы не опиралась на архитектурные уроки прошлого. Фи, еще один термин для отношения, – это всего лишь одно из тех понятий , которые определяют то, как мы сегодня смотрим на здания.
вернемся к Великим пирамидам в Египте. Его также можно найти во многих других самых известных зданиях мира, включая: Парфенон, собор Нотр-Дам-де-Лаон и Тадж-Махал. Каждый раз, когда вы смотрите на здание с равномерно расположенными колоннами, это дань уважения соотношению это владение древними греками. Каждый раз, когда вы смотрите на дом с остроконечной и наклонной крышей, которая позволяет легко падать зимнему снегу, это также благодаря расчетам коэффициентов. В следующий раз, когда вы прогуляетесь по своему району, посмотрите, сколько примеров фи вы можете увидеть. Мы думаем, вы будете удивлены, как много их. Нетрудно увидеть вдохновение, взятое из Парфенона. Изображение через: Дизайн интерьера Dennison и Dampierсерфинг / Twenty20
Купите эти товары прямо сейчас: Кашпо – растения для открытого грунта
Придает баланс и рост
Как правило, мы тяготеем к зданиям, которые кажутся сбалансированными. Хотя на «современные» чудеса строительства может быть интересно смотреть, мы склонны списывать их со счетов для повседневного использования, потому что они воспринимаются как менее функциональные, чем их более традиционно структурированные аналоги. Один из самых простых способов придать сооружению ощущение баланса — основать его на принципах золотого прямоугольника. Проще говоря, золотой прямоугольник означает любую форму, которую можно полностью разделить на квадрат и прямоугольник, которые при объединении образуют соотношение 1:1,61. Поскольку и длина, и ширина этих фигур соответствуют пропорциям, теория утверждает, что вы должны иметь возможность продолжать делить получившиеся прямоугольники на все меньшие и меньшие сегменты, сохраняя при этом пропорции пропорций. Верно и обратное. Если архитектор хочет сделать структуру больше или меньше, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов, при условии, что он следует принципам, изложенным в соотношении, у него есть возможность правильно изменить пропорции здания с помощью всего нескольких простых расчетов.
Это позволяет использовать
Различные формыКонечно, не все здания будут идеально прямоугольными. Независимо от того, диктует ли природный ландшафт, существующие границы участка или личный стиль, что структура принимает другую форму, архитекторы должны уметь приспосабливаться к множеству форм. К счастью, с помощью всего лишь нескольких дополнительных поправок к золотому прямоугольнику архитекторы могут легко применить соотношение к любой форме, которую они могут придумать.0003
- Золотой треугольник: Обозначает равнобедренный треугольник, в котором меньшая сторона находится в золотом отношении к соседней стороне.
- Логарифмическая спираль: Можно создать, взяв существующий золотой треугольник и разделив углы пополам, чтобы получить еще один золотой треугольник, и так до бесконечности.
Используя комбинацию золотого прямоугольника, золотого треугольника и логарифмической спирали, архитекторы могут создавать различные формы, от пентаграммы до икосаэдра, имеющего 30 вершин и более. Однако важно отметить, что эти измерения часто используются в качестве приближений или эмпирических правил, а не точных и быстрых цифр. Практические ограничения материалов, рабочих площадок и человеческих расчетов часто затрудняют точное соответствие соотношению. Соотношение может быть применено для получения различных форм.
Джордж Роуз / Getty Images
Делает здания эстетически привлекательными
Архитектура — это не только форма и функциональность. Это касается и внешности. Точно так же, как элементы дизайна, которые вы включаете в свой дизайн интерьера, задают тон комнатам в вашем доме, внешний вид здания влияет на его окрестности. Добавьте к этому личное удовлетворение, которое должен испытывать архитектор, когда его работа хорошо принята, и неудивительно, что соотношение играет роль. Исследования показали, что, когда дело доходит до общепринятой привлекательности, мы подсознательно тяготеем к другим, чьи пропорции наиболее точно соответствуют к золотому сечению. Имея это в виду, было бы слишком натянуто полагать, что мы будем тяготеть к зданиям, пропорции которых также соответствуют этому соотношению? Архитекторы помнят о золотом сечении, когда приходит время решать , как будет проходить план этажа здания. Он используется при определении таких характеристик, как правильное определение планировки здания, расстановка окон и определение места расположения двери в комнате.