Э. Тоде. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и технического развития. — Статьи
Чем-то пленительным и чарующим веет от изумительных лучезарных произведений средневековой живописи из стекла, по силе и прелести впечатлений далеко превосходящих знаменитейшие фрески и мозаики. Как-то охотно поддаешься могучему очарованию этой роскоши красок и опьяняющей и, в то же время, возвышающей душу. Неудивительно потому, что именно это, так сильно действующее на настроение, искусство применялось, главным образом, в церквах. Чрез все народы: византийского, романского и готического стиля мы видим, что живопись на стекле развивается исключительно в церквах; светским, нецерковным целям она служит впервые лишь в эпоху Возрождения.
Предание приписывает изобретение стекла финикиянам, но уже задолго до них цветное стекло было известно древним, так как в дошедших до нас вазах и других стеклянных сосудах мы находим насквозь окрашенное стекло. И изумляемся же мы разносторонней и богатой технике древних египтян в деле употребления стекла.
В гробницах этого древнейшего, промышленного, культурного народа сосуды из дутого стекла не составляют редкости. Свои мумии они одевают в художественные покровы, застегнутые пестрыми стеклянными бусами, а их глиняные ларцы, украшенные прекрасными стеклами и стеклянный сплав (эмаль) на их золотых украшениях, возбуждают в нас величайший интерес. В Помпее также находят старые стекла, по всей вероятности, служившие мозаичной отделке стен.
В византийские и романские времена, окна, по большей части, завешивались коврами или заделывались тонкими мраморными пластинками; на последних вырезались геометрические фигуры, небольшие отверстия которых затягивались слюдой, кожей, алебастровыми, роговыми пластинками или промасленной бумагой. Нередко такие мраморные пластинки превращались в богатейшие художественные произведения.
Употребление стекла для внешней защиты окон становится известным в IV-м и V-м веке. Так Ацоклий Пруденс (318-413), в своем отчете о базилике San Paolo fuori lе mura, описывая ее великолепные цветные окна, сравнивает их с сияющими в весеннем наряде лугами. И в константинопольской Софии известно нам, что уже в 534 году она имела окна с расписными стеклами; в то же время и в Париже Хельдеберт также украсил одну из церквей цветными стеклами.
Это старинное стекло, однако, существенно отличалось по своим свойствам, от нынешнего. Техника его изготовления была чрезвычайно примитивная и все оно было пронизано множеством мелких и мельчайших пузырьков. Но именно это условие, хотя и вредило прозрачности стекла, в то же время придавало ему изумительную лучезарность, так как каждый пузырек создавал, по крайней мере две рефлектирующие светящие точки.
Дошедшие до нас образцы все окрашены насквозь и крайне разнообразны в своей плотности. Поэтому они и в своих тонах никогда не представляют ровного однообразия, а постоянно переливаются и играют.
В этом-то, более сверкающем, нежели прозрачном материале, образующем световые отражения своею зернистою и волнообразною поверхностью, и заключается очарование и живописность старинных цветных оконных стекол.
Послужили ли образцами для этих стекол мотивы древних мозаик, или же рисунки ковров, заменявших до той поры оконные стекла, во всяком случае в начале применения нового искусства замечается строго выраженный характер этих образцов в хроматическом составлении окрашенных стекол, которые соединялись свинцом в симметрические фигуры узора.
В жизнеописании мюнстерского епископа Людгера (809 г.) впервые упоминается о картинах в оконных стеклах, но нельзя с уверенностью сказать, что мы имеем здесь дело с подлинною стекольною живописью, так как еще в конце средних веков встречается живопись на стекле и другими, не подвергавшимися обжиганию красками.
Наиболее раннее известие о настоящей оконной живописи находим в летописи дижонской церкви святого Бенития в XI веке. На окне этой церкви изображались сцены из жизни святой Пасхатии — произведение, относящееся по-видимому к IX или X веку.
Таким образом, из этих наиболее ранних дошедших до нас указаний трудно придти к заключению относительно времени и места возникновения стекольной живописи.
Из свидетельства монаха Теофила Пресвитера, писавшего в XI веке, а именно из его сочинения «Diversarum articem schedulae» узнаем, что стекольная живопись появилась впервые во Франции; другие же источники указывают, напротив, что колыбелью этой отрасли искусства были прирейнские края, так Рата, монах из Сен-Реми в Реймсе, сообщает в своей хронике, что архиепископ Адальберт (968-989) при возобновлении собора, приказал украсить его окна фигурными изображениями и что призванные для этого художники были немцы из Прирейнского края.
Живописцы по стеклу того далекого времени имели в своем распоряжении лишь небольшую гамму красок, а именно: красное, синее, желтое и бело стекло. Последнее, впрочем, редко было действительно белым, а скорее светло-зеленым или светло-желтоватым материалом. Не ранее, как в XII веке появляется действительно густо-зеленая краска, а также и пурпур.
В раннюю пору живописи на стекле, живописцы имели в своем распоряжении для воспроизведения контуров одну единственную краску. То был шварц-лот — рыжевато-черная краска, составлявшаяся из равных частей окиси меди и флюса, т. е. легкоплавкого свинцово-стекольного порошка. Эта металлическая краска, смешанная с маслом, смолой или медом, вплавлялась в муфельной печи в поверхность стекла.
Интересны в сообщении монаха Теофила Пресвитера сведения по технике того времени. В основе своей она не изменилась до настоящего времени: прогресс в этой отрасли художественного ремесла заключается лишь в усовершенствовании материала и конструкции стекло-плавильных печей.
В старые времени живописец по стеклу должен был сам изготовить свое стекло, сам его нарезать или наломать, набросать рисунок, нарисовать его на стекле и сделать также и свинцовые горбыли.
На деревянном столе, окрашенном белым мелом, углем набрасывался резкими, но простыми очертаниями подлежащий воспроизведению на стекле рисунок, причем все детали опускались, а краски для различных частей картины обозначались буквами. Таким путем образовывались контурами различные части картины, покрывавшиеся соответствующей величины кусками стекла. Белой краской на прозрачном стекле очерчивалися контуры отдельного поля и соответствующими белыми линиями приблизительно определялась форма каждого куска стекла при помощи каленого железа.
Неточности контура сглаживались, по возможности, напильником, то был легкий и примитивный способ и, само собой разумеется, что между отдельными кусками стекла оставались промежутки, которые и должны были заполняться свинцом.
Употребление мата при разрезании стекла началось лишь с XVI века. Затем куски стекла подвергались чистке, после чего их снова накладывали на деревянную доску и обозначали черной краской (шварц-лотом) штрихи и контуры, т. е. глаза, носы, рты и складки одежды. Тени обозначали линиями, в светлых местах стекло оставляли незакрашенным. Изображение узора на одеждах достигалось посредством покрытия стекла равномерным слоем краски, рисунок же воспроизводился иглой и линейкой.
Для обжигания устраивалась печь на прямоугольном основании, втыкались в землю крепкие жерди, и каждая из поставленных друг против друга этих жердей, вышиной в 11 фута, связывались в дугу. Этот остов, намазанный с наружной и внутренней стороны смесью из трех частей горшечной глины и одной части конского навоза и сухого сена. (Печи из кирпича появляются не ранее XV века). Обмазывали слоем толщиной в кулак, но оставляли отверстие размером в руку для дыма, затем оставляли открытым устье, а также проделывали по три отверстия в каждой из продольных сторон и располагали их одни против других так, чтобы можно было пронзать в них и сквозь них железные палки толщиной в большой палец.
В таких печах поддерживали огонь до полной просушки, затем вставляли железную дощечку, но только более короткую и узкую, чем внутреннее отверстие печи, посыпали легким слоем сухой извести, выравнивали деревянной доской и накладывали на этот слой раскрашенные стеклянные пластинки.
После этого железную дощечку ставили на поперечные железные палки и разводили под нею умеренный огонь при помощи сухого хвороста, причем этот огонь постепенно усиливали до тех пор, пока он восходил от краев дощечки и поднимался над стеклом. Когда стекло начинало накаливаться, огонь тот час же тушили, закрывали дымовое отверстие и устье и давали печи остыть. Далее куски стекла снова клали на деревянную доску и соединяли их свинцовым переплетом. Что касается свинцовой оправы, то ее отливали короткими кусками, по форме напоминающими двутавровое железо.
Места перекрещивания свинцового переплета связывались и укреплялись также, как и в раннее время оловянным припоем.
Старейшие произведения живописи на стекле, как мы уже упоминали ранее, относятся к XI веку и по вышеобъясненным причинам составлялись из многих весьма мелких кусков стекла. Из среднего нефа Аугсбургского собора сохранились скудные остатки; уцелели окна часовни св. Себастиана в Нейвелере, в Эльзасе, а также окна соборов Кантербюре и Генте. Голова св. Тимофея в одном из окон в Нейвелере указывает еще на строго выдержанный византийский чин и прямо напоминает стариннейшие из мозаик св. Марка в Венеции, тени обозначены линиями, а полутени начертаны иглой. Из XII века сохранились два почти совершенно целых окна в построенном в 1142 г. аббатстве Сен-Дени. Прочие остатки находятся в Ле-Мане, в Авре, где уцелели окна в местном соборе, в Пандоме, и кое-что из Сен-Пера в Шартре. Из XIII века наиболее выдающиеся произведения по этой части окна собора в Бурже, и в Шартре (в шартрском соборе окна были реставрированы в позднейшее время, но судя по уцелевшему видно, что они принадлежали к величайшем, наиболее совершенным по технике своего времени произведениям и представляют собою полный расцвет живописи на стекле романского периода). Сюда же примыкают колоссальные розы собора Парижской Богоматери — Notre Dame de Paris, окна из церкви св. Годе в Пуатье, 15 окон собора в городе Тура, 16 в Амтре и 9 в Реймсе, а равно и окна собора в Руане.
Из выдающихся произведений XIII века в Германии сохранились окна в церкви св. Куинберта в Кельне, в Пражском соборе, в Нейбургском монастыре и изображения апостолов в соборе в Кремсе.
Окна в Кельнском соборе были изготовлены только в 1322. Собор св. Морица и св. Виктора в Страсбурге, а также знаменитая живопись на стекле в Гейлингенкрейце и Воттингене представляют выдающиеся образцы замечательной техники XIII столетия.
С возникновением готического стиля сама живопись на стекле получает совершенно иное направление развития. Между тем как при романском стиле замечалось преобладание орнамента, среди которого там и сям, в виде медальонов, обыкновенно в голубом поле, изображались исторические сцены или символические сюжеты, причем однако расписные окна сохранили вид узорчатого окна, в готический период изображение фигур выдвигается на первый план. Орнамент переходит к ранней архитектуре, отличающейся по большей части готический стиль, колонны покоятся на богато изукрашенных цоколях. В промежутках между колоннами как в нишах, часто ставятся фигуры святых, епископов, королей и т.п., по большей части они отличаются строгостью осанки и жеста и облачены в стилистически разрисованные узорные одежды.
Архитектура, состоявшая вначале из простого фронтона с двумя стройными башнями делается фантастическою вследствие постоянно усложняющегося орнамента, оживляется уже не рельефными, а различными лепными фигурами, а над фронтоном возвышаются три башни, символизирующие святой Иерусалим, формы которых делаются все более и более богатыми, а крыши становятся остроконечными или куполообразными.
Живопись на стекле так тесно сросшаяся с готикой, по этому самому шла с нею в ногу в своем развитии и распространении, в своем процветании и упадке. В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета и о ее высокой художественной мощи говорят нам богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, в парижском Notre Dame, в церкви св. Лаврентия в Нюренберге, в Frauenkirche в Мюнхене и в Буржском соборе.
В эпоху Возрождения живопись на стекле сделалась народным достоянием постольку, поскольку стала служить мирским целям. В области геральдики в это время создано много прекрасных вещей. Дворянство, патриции и даже бюргеры украшали свои жилища расцвечеными окнами, в ратушах, в цеховых управах можно встретить не мало ценного по части живописи на стекле.
Упадок прославленной отрасли искусства наступил постепенно и ему во всяком случае много содействовали церковные распри и их последствия, главным образом упадок самого церковного зодчества.
Полтора века оставалось для нас утраченным искусство живописи на стекле.
Благодаря непрерывным стараниям и неутомимым трудам даровитых исследователей, мы в настоящее время стоим на высоте, позволяющей нам занять место рядом со старинными мастерами. Современная техника, в основных чертах своих такая же как и в старину, с тою лишь разницей, что усовершенствование стеклянного производства, более богатый выбор материалов и пользование многочисленными средствами современной химии дает нам возможность достигать таких эффектов, о которых не могли и мечтать в старину.
Тем не менее, все же есть чему поучиться у старинных мастеров. Если в те времена не существовало учения о красках, то эмпирическим путем добытые законы того времени и поныне еще сохранили для нас важное значение. Правильный выбор красок — одна из труднейших задач живописи на стекле, так как здесь живописец рассчитывает только на проходящий свет, а потому ему приходится считаться с совершенно особыми условиями.
Необходимо соблюдать не только правило равномерного распределения каждой краски по всей поверхности картины для придания ей ковровой узорчатости, но следует обращать внимание на отношение каждый отдельной краски к проходящему свету. На картинах на стекле видим, что каждый луч света, проникающий сквозь лица, захватывает цвет, на который падает и переносит его на другую сторону. Часто небольшой кусок краски, или точечка, или тонкая, как нить светлая черта на затемненном стекле кажутся зрителю широкими, благодаря лучу света, проникающего сквозь стекло как через узкую дверную щель. Известно ведь, что проходя сквозь стекло в прозрачных местах лучи проливают свет и за пределы этих пунктов. По этому закону радиарного лучеиспускания в цветных наборных стеклах, где каждый кусочек окрашенного стекла отделяется от другого лишь полоской свинца, окрашенные лучи одного кусочка стекла заливают соседние краски там, где они соприкасаются и рискуют до известной степени, слиться для глаза в одну смешанную краску. При этом всегда одна краска господствует над другою, так что последняя ограничивается в своем объеме, потому что область лучеиспускания проходящего света не для всех красок одинаково обширна.
Возьмем три краски спектра: синюю, желтую и красную, и мы увидим, что синяя имеет наибольшее распространение; красная обладает уже более слабым лучеиспусканием, а желтая и вовсе не обладает способностью лучеиспускания. Синяя заливает все остальные краски, когда они примыкают к ней, или окружены ею. Подобную же силу лучеиспускания имеют: фиолетовые, серо-голубые и зеленовато-голубые, тесно примыкающие к синим стеклам, сохраняющие по этой причине свою полную силу рядом с чисто синею и поэтому часто употребляемые на ряду с синею для одежд и орнамента.
Стекольная живопись имеет различные способы устранения преобладающей силы синей краски. Значительно ослабляется лучеиспускание синего стекла, если окружить его более широкою полосою свинца; если и это окажется недостаточным, то покрывают весь кусок легким слоем шварц-лота и устраняют из середины ровно столько света, сколько надо, чтобы не препятствовать лучеиспусканию соседних красок. Таким образом создается изолирующий слой, равномерно поглощающий преобладание синего цвета.
Красный цвет, обладающий более слабою способностью лучеиспускания, имеет зато другое свойство, помогающее достигать желательного действия. Мелкие красные стекла с известного расстояния кажутся почти совершенно бесцветными или же принимают тусклый, темный оттенок, а контур отдельных кусков стекла, при темной окружности, разрывается и принимает неправильные, зубчатые формы.
У соломенно-желтых тонов лучеиспускание едва заметно.
С этими-то различиями в световой силе различных красок приходится считаться живописцу по стеклу. Художники XII и XIII веков были в этой области неподражаемыми мастерами. Они особенно охотно пользовались бутылочно-зеленым, белым и желтым стеклом, чтобы обрамлять и заключать в них главные части оконных картин, медальонов и проч., так как эти краски даже в узких полосках остаются в контурах картин неизмененными, в отличие от образующих контуры свинцовых полосок.
Все эти вспомогательные средства служат не только для орнамента, но и при фигурных изображениях. Средние века, со свойственной им наивностью, не стеснялись и ради гармонии красок окрашивали в совершенно неподходящие цвета второстепенные принадлежности картин: так, например, мы видим на них голубые деревья, красных и зеленых лошадей и т.д., и это единственно в видах поддержания общего впечатления. Кроме вышеназванного шварц-лота живописец по стеклу имел в своем распоряжении и другие краски; так в позднейший период готики начинают пользоваться так называемым Silbergelb.
Этот Silbergelb после шварц-лота решительно важнейшая краска для живописца по стеклу. Она не сплавляется со стеклом в точном смысле слова и служит только для покрытия поверхности стекла не разрушаемою глазурью. Употреблялись также окись серебра, хлористое серебро, сернистое серебро и азотно-кислое серебро.
К Silbergelb стекла относятся весьма различно. На мягких стеклах, в особенности на желтоватых и зеленоватых тонах краска выходит из печи замечательно ясно и красиво, между тем как трудноплавкие стекла воспринимают ее менее удачно или же вовсе не воспринимают. Смотря по количеству примеси серебра достигаются на восприимчивых стеклах великолепнейшие и самые яркие золотистые краски во всех их оттенках вплоть до багрянца и густой темно-красной. При слишком сильном огне обжиг делает краски нежнее и даже онализирует их.
С таким скромным материалом, то есть различными цветными стеклами, шварц-лотом и Silbergelb были созданы в цветущее время стекольной живописи все дивные, образцовые произведения этой эпохи.
Дальнейшие искания более богатых эффектов привели к употреблению эмалевых красок. Этот материал, сходный с употребляемым живописью на фарфоре, состоящий из металлических окислов, смешанных со стеклянным флюсом и покрывающий тонким слоем поверхность стекла, имел в эпоху Возрождения в области кабинетной живописи и швейцарской геральдики непродолжительный успех, но эта техника уже несла в себе зародыш упадка.
Только при баварском короле Людовике I были сделаны новые попытки для восстановления старинного искусства.
В наше время у старой техники стекольной живописи возник новый враг, и, судя по ходу дела, можно предположить, что победа останется за новым направлением вкуса.
Изобретение опализированных стекол Тиффани, в связи с плакатной манерой рисунка, дало возможности новых способов художественного выражения. Но так как опаловые стекла не могут обжигаться, в рисовальном отношении употребление этого материала весьма ограничено.
Может быть достигнуто лишь поверхностное декоративное впечатление, как в орнаменте, так и в человеческих фигурах. Красочность несомненно привлекательная, но недостает глубины выражения, достигаемой лишь при совершенстве рисунка. На большую публику эти новые попытки в области искусства не производят большого впечатления, так как действуют больше на глаз, нежели чем на настроение. Так, например, живопись этого рода, примененную в церкви в Штрельмерской церкви близ Дрездена, можно считать решительно неудавшейся.
В области светской живописи опаловые стекла нашли более широкое распространение и их новейшее применение в виде стеклянной мозаики для украшения как фасадов, так и внутренних помещений, по-видимому может иметь блестящее будущее.
Перевод Е. Г.Б.
Живопись на стекле. | Журнал Ярмарки Мастеров
Сейчас я живу и работаю в Чехии, в свое время училась во Львовской Академии искусств на отделении дизайна обуви, большую часть времени занимаюсь кожей, но еще в студенченские годы познакомилась с новым для меня тогда видом искусства — живописью на стекле, и в первые годы жизни в Чехии работала именно в этой области. Поэтому хочу немного рассказать об этой технике и постепенно показать некоторые ее возможности и технологическую *кухню*. Это первая статья будет об истории возникновения и развитии, которую я писала для одного чешского портала, поэтому не удивляйтесь частому упоминанию Чехии в связи с историей живописи на стекле, которую чехи называют кратко и емко podmalba.
Возможно живопись на стекле вам знакома, как примитивные картинки *откуда-то с запада* с религиозными мотивами. Это очень старая техника, в которой художник наносит изображение на нижнюю оборотную от зрителя сторону стекла. И она имеет свою историю возникновения и развития.
От древнего Египта к изменению народного вкуса.
Живопись для украшения стекла использовали уже древние египтяне, которым также приписывают и изобретение технологии производства стекла.
В средние века живопись на стекле распространилась по всей Европе из Византии и Александрии, но тогда применялась техника запекания эмалевых красок при помощи высокой температуры на внешней стороне стеклянной посуды. В эпоху Ренессанса центром производства стекла стала Венеция, где также широко развилась и техника *холодной* живописи на нижней стороне стекла. Начинают появляться и большие картины, нарисованные на стекле, созданные по мотивам произведений известных художников той эпохи. Охрану перед повреждением изображения обеспечивало само стекло.
Эти т.н. венецианские стекла, которые изготавливались исключительно профессиональными художниками и ремесленниками, изображали, в основном, сюжеты из жизни Иисуса Христа. Они были весьма популярны и востребованы по всей Европе, и технику *холодной* живописи на оборотной стороне стекла стали использовать сначала во Франции, Фландрии, Испании, потом в Баварии и Тироле, откуда она попала уже в Чехию и дальше на восток, в частности, на Украину
Первыми творцами народных картинок на стекле в Чехии были скорее всего профессиональные стеклодувы, которые занимались рисованием на стекле после основной своей работы. Возникновение таких картин было связано со стекольными фабриками, где художники покупали недорого бракованное листовое стекло.
В период позднего барокко и рококо к традиционным сюжетам картин на стекле добавились еще и светские, в частности, жанровые галантые сцены и различные аллегории. После периода классического искусства, когда технику живописи на стекле использовали профессиональные ремесленники и художники, чья продукция предназначалась в первую очередь для аристократии, церкви и богатого мещанства, в конце 18 столетия эта техника распространилась и среди обычного народа. Живопись на стекле постепенно стала одним из самых интересных видов народного творчества, и в течение 19 века приобрела весьма широкую популярность. В Чехии картинки на стекле продавались прежде всего в паломнических местах, на ярмарках и базарах, иногда их разносили и бродячие торговцы.
Развитие традиционной народной живописи на стекле заканчивается в конце 19 века, когда меняются народные предпочтения, и живопись на стекле постепенно вытесняется более дешевыми и привлекательными цветными репродукциями, напечатанными на бумаге. Кроме этого свою роль в упадке сыграла также ликвидация стекольных заводов, производивших листовое стекло.
В 20 веке в Чехии традиция живописи на стекле обновляется. Большинство современных художников, работающие в этой технике, опирается на традиции народного искусства. На Украине ( в основном, в ее западной части) есть много художников, которые черпают вдохновение не только из украинского фольклора, но и используют собственные авторские идеи. Так постепенно из первоначального народного наивного искусства возник самостоятельный жанр, который вполне конкурирует с*классическим*. В наше время центром современной живописи на стекле, пожалуй, можно считать на Украине Львов, где я собственно и открыла для себя это направление в искусстве, когда училась в Академии искусств.
Что может предложить?
Основным отличием от живописи на бумаге или холсте является то, что на стекле рисуем с одной стороны и на полученное изображение смотрим с другой.
Также иная очередность нанесения слоев. Сначала рисуем и закрашиваем мелкие детали, постепенно их перекрывая, и фон закрашиваем уже в самую последнюю очередь.
Изображения на стекло наносились густыми темперными красками с помощью кисточек, деревянных палочек и перьев. В течение 19 века использовались также и масляные краски, а в конце столетия и анилиновые.
На стекле можно рисовать темперой, масляными красками и цветной тушью, даже акварелью, подкладывать сусальным золотом, фольгой или наносить золотой порошок. Можно на нем создавать различные эффекты, вышкрябывать иглой, зубочисткой, размывать кисточкой тушь или краски, работать мочалками или пальцами. Это требует терпеливости, усидчивости и точности, а также упорства, чтобы не сдаться при первых неудачах.
Рождество, Валерие Беначкова (Чехия)
Живопись на стекле не обязательно должна быть цветной, она может быть решена чисто графически, а потом закрашена белой масляной краской:
Чаепитие с Кроликом, Анна Булкина ( Украина)
В живописи на стекле можно использовать различные приемы. Например, обрисовать контуры, а потом закрасить, как детскую раскраску. Это самый простой способ:
Рождество, Наталя Курий-Максымив (Украина)
Можно также нанести мочалкой тонкий слой черной или цветной туши, после чего изображение вышкрябывается иглой, зубочисткой или деревянной заостренной палочкой, открывая светлые места, обрабатывать кусочками мочалки, добиваясь различных эффектов, с последующим закрашиванием всей картины масляными красками:
Зонтики, Нателла Псхациева (Natellka),Чехия
Кто-то придумал собственную технологию и рисует на стекле акварельными красками ( что лично мне вообще непонятно! Как?!):
Натюрморт, Татьяна Чачева ( Россия)
Кто-то при создании своих произведений сочетает материалы, которые обычно не комбинируются в известных техниках, да и вообще не используются в живописи: всевозможные сорта тонированных лаков, смол, акрила с различными добавками в виде стеклянной пудры и порошка из слюды, сусального золота и металлических деталей.
Примечателен и способ нанесения красок: различные их виды наносятся послойно, друг за другом, после высыхания или полимеризации предыдущего слоя. Такое количество слоев может достигать пятидесяти и более. И краски наносятся с двух сторон стекла, создавая глубину и фактурность.
Договорятся, meluart (Россия)
На стекло можно наносить золотую пудру или покрывать позолотой:
Трубящий Ангел, Юлия Якушева (Россия)
Кто-то иглой и тонкой кисточкой создает тончайшие филигранные работы:
Флора, Наталья Торопова-Матяш (Россия)
А кто-то рисует экспрессивно в технике a la prima:
Рыжый кот, Нателла Псхациева (Natellka), Чехия
На стекле можно создавать различные эффекты:
Голубая улитка, Елена Крещенко ( Россия)
Любовь и вино, Анна Булкина ( Украина)
Неожиданный выход за рамки
Канадская режиссер и аниматор Caroline Leaf нашла способ замедлять засыхание масляных красок на стекле, с помощью которого она снимала захватывающие мультипликационные фильмы.
Эту технику использовали и другие аниматоры, например, Александр Петров из России, который за два с половиной года в Монреале снял анимационный фильм Старик и море по рассказу Хэмингуэя, получивший Оскара в 2000 году.
Добро пожаловать — это еще один мультфильм в технике живописи на стекле от того же самого режиссера, снятый еще в 1986 году.
На свету просто сверкают
Стеклянные картины могут быть как очень миниатюрные (например, 3 на 3см), так и достаточно большие (до 1-1,5м). Такая картина при аккуратном обращении выдержит действительно очень долго, с физикальной точки зрения они практически неуничтожаемые.
Светоустойчивые, свет им не мешает, наоборот, они его прямо требуют. На свету краски сияют, поверхность стекла блестит, и картина воспринимается, как драгоценность.
О том, как и какие используются техники в живописи на стекле, расскажу в следующий раз:)
Как рисовать по стеклу: руководство, советы и материалы
Роспись по стеклу — это отличный навык для обучения, если вы хотите создать декор для дома своими руками, хотите сделать что-то веселое со своими детьми или просто заинтересованы в расширении свой художественный репертуар.
С небольшим руководством и практикой у вас не должно возникнуть проблем с освоением искусства росписи по стеклу. И мы здесь, чтобы помочь вам, дав множество советов и советов, чтобы вы могли начать, включая ответы на некоторые из наиболее распространенных вопросов о росписи на стеклянных окнах, банках, вазах и многом другом.
Раскрашенные стеклянные банки и бутылки, созданные инструктором Skillshare Панчами Шетти.Быстрые ссылки
- Какие материалы нужны для рисования на стекле
- Как рисовать на стекле: 8 проектов для начала работы
- Часто задаваемые вопросы о том, как рисовать на стекле
Стекло очень хорошо выдерживает покраску, но вам потребуются подходящие материалы, чтобы получить желаемый результат. Вот что взять.
Краска для стекла Что касается того, какая краска будет прилипать к стеклу, у вас есть несколько различных вариантов на выбор, большинство из них созданы на акриловой основе.
- Акриловая эмалевая краска: Это может показаться оксюмороном, поскольку акриловая краска на водной основе, а эмалевая краска на масляной основе, но на самом деле это лучшее из обоих миров. Акриловые эмалевые краски прилипают к самым разным поверхностям, включая стекло, и образуют твердую оболочку, которая помогает гарантировать, что ваш цвет останется на месте.
- Акриловая краска для стекла: Этот тип краски для стекла основан исключительно на акриле, но отличается от обычных акриловых красок, которые плохо прилипают к гладкой поверхности стекла. Ищите акриловые краски, специально предназначенные для стекла и плитки, так как они содержат химические добавки, которые позволяют акриловой основе прилипать к непористой поверхности.
- Краска на основе растворителя: Более причудливое название для масляной краски. Этот тип краски содержит большое количество органических соединений, которые связываются со стеклом лучше, чем их традиционные аналоги на водной основе.
Вы получите сверхнасыщенный цвет с краской на основе растворителя, но имейте в виду, что эти краски более токсичны (и их гораздо труднее чистить), чем акриловые.
- Маркеры и ручки для рисования по стеклу: Это отличный вариант, если вы ищете простой инструмент для работы, особенно если вы рисуете по стеклу с детьми. Выбирайте из ручек и маркеров различных цветов и размеров наконечников и избавляйтесь от необходимости чистить кисти, когда закончите. (Psst: хотите, чтобы рисунок на стекле остался навсегда? Используйте маркеры на масляной основе для увеличения срока службы.)
Тип краски для стекла, которую вы используете, зависит от нескольких различных факторов. Маркеры, например, отлично подходят для мелкой детализации, но не так хороши для того типа покрытия поверхности, которое вам может понадобиться, если вы рисуете на стеклянных банках или вазах. Между тем, краски на основе растворителей могут давать потрясающие результаты, но они не идеальны, если вы рисуете на стекле с маленькими детьми или в местах с плохой вентиляцией.
Помимо краски для стекла, вам также понадобится несколько других вещей, в том числе:
- Кисти для рисования: Лучшие типы кистей для росписи по стеклу – мягкие и гибкие. такие как акриловые или акварельные кисти. Поролоновые кисти разных размеров и углов также хорошо иметь под рукой.
- Губки для нанесения: В дополнение к кистям вы также можете использовать губки для нанесения краски на стекло. Это дает вам другую визуальную текстуру, хотя вы все равно захотите использовать кисти для достижения полного покрытия.
Если вы действительно хотите что-то смешать, вы можете использовать дополнительные инструменты для аппликации, которые есть у вас дома, в том числе зубочистки, ватные палочки и ватные шарики, которые изменят ваш окончательный вид.
Другие вещи, которые нужно иметь наготове, включают латексные перчатки (если вы используете краски на основе растворителей) и чистые салфетки из микрофибры для исправления любых ошибок в процессе работы.
Теперь, когда вы освоили основы, пришло время выяснить, что вы на самом деле хотите рисовать. Вот восемь идей проекта росписи по стеклу, которые вдохновят вас.
1. Роспись винных бутылок Инструктор Skillshare Рекха Кришнамурти показывает, что даже простую винную бутылку можно превратить в прекрасное произведение искусства из стекла.Зачем выбрасывать старые винные бутылки в мусорный бак, если вместо этого вы можете использовать их для дома? На своем уроке росписи по стеклу инструктор Skillshare и художник по текстилю Рекха Кришнамурти демонстрирует, как преобразить винные бутылки с помощью небольшого количества краски и большого воображения.
2. Роспись на бокалах для вина Простые бокалы для вина приобретают совершенно новый вид благодаря нарисованному цветочному пейзажу. Говоря о вине, продолжайте украшать скучные старые винные бокалы, превращая их в шедевры ручной росписи. Мы гарантируем, что они станут хитом на вашей следующей вечеринке.
Немного краски может преобразить интерьер вашего дома в совершенно новом свете. Что касается того, как рисовать на стеклянных оконных панелях, мы рекомендуем использовать либо непостоянную краску, либо выбрать отдельную панель, подобную этой, которая дает вам такой же захватывающий вид, который не составит труда удалить, если вы пойдете продать потом.
4. Роспись на стеклянных банках Раскрашенная стеклянная банка, сделанная инструктором Skillshare Касией Банасиак. Чтобы получить экспертное представление о росписи по стеклу, посетите мастер-класс инструктора Skillshare Касии Банасиак See Through Your Art, в котором, среди прочего, показано, как придать стеклянным банкам этот потрясающе прозрачный вид. Они отлично работают в качестве декоративных акцентов вокруг вашего дома, особенно когда речь идет о растениях и цветах.
Для идеального праздничного времяпрепровождения попробуйте эту технику рисования стеклянных орнаментов, которой поделилась инструктор Skillshare Винди Айрис. Они замечательны для использования в качестве части вашего собственного праздничного декора, а также в качестве фантастических подарков.
6. Роспись на стеклянных подставках Подставки с изображением гепарда станут прекрасным подарком хозяйке дома или на новоселье. Что касается других идей для подарков, почему бы не взять пример с этих великолепных расписных стеклянных подставок и не создать свои собственные? Соедините их с бутылкой вина в качестве подарка на новоселье или создайте набор, который подойдет к остальному декору вашего кофейного столика.
Краска может придать ультра-особый (и ультра-оригинальный) оттенок любой стеклянной вазе. Отправляйтесь в долларовый магазин за огромным выбором недорогих стеклянных ваз и посмотрите, что вы можете придумать.
8. Роспись на стеклянных подвесках Нарисуйте узоры на стеклянных подвесках, а затем нанизайте их на проволоку, чтобы легко сделать украшения своими руками.Создайте единственное в своем роде украшение из стекла, используя краску, чтобы обновить ранее заниженную стеклянную подвеску. Это бесконечно настраиваемый способ изготовления украшений в домашних условиях, а с такой маленькой поверхностью это также отличный способ попрактиковаться в детализации.
Часто задаваемые вопросы о том, как рисовать на стекле Быстрые ответы на некоторые из наиболее распространенных вопросов о росписи по стеклу.
Не совсем. Хотя вам не нужно смешивать что-то особенное, придерживайтесь красок, которые специально разработаны для стекла, поскольку они предназначены для прилипания к его гладкой и непористой поверхности.
Можно ли использовать акриловую краску на стекле?Еще бы! Просто придерживайтесь акрилово-эмалевых красок или акриловых красок, модифицированных для стекла и плитки. Что касается того, как сделать так, чтобы акриловая краска оставалась на стекле, при условии, что вы использовали правильный тип акриловой краски, вам не придется беспокоиться о том, как закрепить акриловую краску на стекле — она уже разработана для прилипания — хотя и добавлена слой герметика тоже помогает.
Как покрасить стекло акрилом? Все просто. Начните с подготовки поверхности, чтобы удалить оставшуюся пыль, затем нарисуйте, нанесите мазки или трафарет на акриловую эмаль или акриловую краску по стеклу по желанию.
Да. Используйте тряпку, смоченную в теплой воде, чтобы смягчить краску, а затем аккуратно соскребите ее старой кредитной картой. (Шпатель тоже подойдет, только будьте осторожны, чтобы не поцарапать стекло.)
Как сделать так, чтобы краска оставалась на стекле?Знать, как закрепить краску на стекле, так же важно, как и использовать правильные расходные материалы. Если вы хотите, чтобы ваша краска прослужила долго, используйте перманентную краску или покройте готовое изделие герметиком. Используйте глянцевое покрытие вместо матового, так как это придаст вам более законченный вид.
Что такое реверсивная роспись по стеклу? Реверсивная роспись по стеклу — это художественная техника, при которой краска наносится на обратную сторону куска стекла, а затем переворачивается для лучшего обзора. Впервые он был популяризирован французским художником Жаном-Батистом Гломи в середине-конце 1700-х годов.
Создайте свой собственный витраж
Акварель: Вдохновляющая живопись на витражах.
Принять участие в уроке
Как красить стекло (Краткое руководство)
- Практические советы и советы
Конечно, вы можете красить стекло. Вам просто нужны правильные материалы и ноу-хау. Попробуйте наш краткий учебник для удовлетворительных результатов.
Фото: freepeople.com
Гладкое и отражающее стекло — прекрасное полотно для рисования. Однако если вы никогда раньше не пробовали красить стекло, вы можете быть удивлены, узнав, что этот подход отличается от того, который используется для традиционных строительных материалов. Тем не менее, новичкам легко добиться удовлетворительных, часто замечательных результатов.
Инструменты и материалы- Стеклянная краска
- Аппликатор Губка
- Paintbrush
- Латексные перчатки
- Хлопковые очистки
ноты на материалах
. акриловые краски, помеченные как подходящие для плитки или стекла, и специально разработанные краски на основе растворителей. В вашем местном магазине, скорее всего, есть множество вариантов (см. пример на Amazon). Чтобы сделать свой выбор, сравните продукты на основе цветовой гаммы, прозрачности и степени стойкости.
Реклама
Шаг 1
Прежде чем вы сможете успешно покрасить стекло, тщательно его очистите. Используйте горячую мыльную воду в сочетании с чистой хлопчатобумажной тканью. Подождите, пока стекло полностью высохнет, прежде чем продолжить. Кроме того, имейте в виду, что, чтобы не испачкать стекло пальцами, во время работы целесообразно надевать латексные перчатки.
Фото: Shutterstock.com
Шаг 2
Независимо от того, какую краску для стекла вы выбрали, обязательно прочтите инструкцию, прилагаемую к изделию. Для некоторых красок для стекла необходимо выполнить второстепенные этапы, такие как нанесение грунтовки или верхнего слоя. Игнорирование таких требований может привести к снижению качества отделки.
Можно использовать любой тип кисти. В то время как кисти с синтетической щетиной оставляют видимые мазки, кисти с натуральной щетиной обеспечивают гладкое и ровное покрытие. Губки-аппликаторы, тем временем, являются наиболее распространенным выбором для рисования с помощью трафарета. Мастера-самоучки обычно находят, что трафарет или перевод могут облегчить проект.
Если вы можете получить доступ к обеим сторонам окрашиваемой поверхности стекла, рассмотрите следующий подход. Это не трафарет как таковой, но техника похожа, и если вы хотите создать определенный, заранее запланированный узор, это проще сделать таким образом (в отличие от от руки). Просто начертите свой рисунок на листе бумаги, затем приложите эту бумагу к стеклу на стороне, противоположной той, которую вы рисуете. По мере продвижения шаблон будет служить ориентиром, который поможет вам сохранить прямые линии и правильные пропорции.
Шаг 3
Необходимость следующего шага зависит от выбранной вами краски для стекла.