что такое модерн, особенности в живописи, история и примеры. Модерн в Англии и России
Модерн, или ар-нуво — это направление в искусстве, ставшее переходной ступенью от эклектики к художественным системам Новейшего времени. Модерн появился на рубеже XIX — XX веков сразу во многих странах, где развивался с учетом национальных особенностей. Произведения модернистов объединяют ряд общих черт — извилистые плавные линии, орнаментальность, плоскостное изображение. Называлось течение по-разному, но в любом определении использовались понятия «новый» или «современный». В Англии бытовал термин Modern Style, в России — модерн, во Франции — ар-нуво.
Сюжеты, темы и символизм модерна
Модерн зарождался на фоне бурного развития технического прогресса, что приводило в смятение сознание людей конца XIX века. Появилось множество новых философских направлений, где в центре внимания находились идеи роста, развития жизненных сил, необузданных чувств. Эти темы занимали важное место в творчестве модернистов. Вихри, танцы, вакханалии стали востребованными сюжетами в живописи разных школ.
Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства. Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников. Однако в любовном томлении и в экстатических порывах нередко прослеживаются ущербность, надлом, бессилие перед стихией, характерные для искусства декаданса.
Особенностью иконографики ар-нуво стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого. Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента. Излюбленные цветы живописцев — тюльпаны, орхидеи и лилии — уже несли в себе определенные понятия. К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.
Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом. Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены. Картины имели мало общего с реальной действительностью и опирались на заведомую условность.
Характерные особенности стиля модерн:
- изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов;
- природно-органические формы;
- декоративные элементы, выступающие частью сюжета;
- плоскостной рисунок;
- пастельная цветовая гамма с одним доминирующим тоном;
- равноценность изображения и фона.
Стилизация служила средством объединить условное и реальное, добиться преображения действительности. Творения мастеров отличает двойственность, подчеркнутая декоративность, отсутствие правдоподобия. Как показало время, такой подход не имел будущего. Новое искусство часто называют «вздохом умирающего столетия», оно стало лишь промежуточным явлением для перехода живописи на следующую ступень развития.
Английский modern
Истоки модерна следует искать в викторианской Англии, где прозвучали первые призывы вернуться к простым и органическим формам средневекового искусства. Стиль как самостоятельное явление окончательно сформировался в творчестве Артура Макмердо (Arthur Mackmurdo). Свою книгу «Городские церкви Рена» художник украсил изящным орнаментом из удлиненных изогнутых элементов с четкими контурами, а по краям страниц разместил стилизованные изображения подсолнухов и птиц. Художественный язык, созданный Макмердо, стал отличительной чертой нового направления.
Английский «современный стиль» доминировал прежде всего в графике и декоративно-прикладном искусстве, а на живопись распространился значительно позднее. Дальнейшее его развитие показало, что Великобритания, став родоначальницей ар-нуво, в дальнейшем остановилась, передав эстафету другим странам. К художникам поколения 1880-х годов позднее прибавилось всего несколько ярких имен.
Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею (Aubrey Beardsley). За короткое время художник проделал путь от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного гротеска. Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.
Модерн в России
Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции. В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.
К модерну относятся произведения Валентина Серова, основанные на мифологии и античных сюжетах. Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента. Но среди российских мастеров не появилось таких последовательных приверженцев Modern Style, как в Европе. Новое искусство не успело закрепиться в творчестве живописцев и быстро растворилось в авангардных течениях начала XX века. Несмотря на это, русский модерн высоко ценится на зарубежных аукционах антиквариата — картина «Радуга» Константина Сомова была продана за рекордную на тот момент сумму 7,3 миллиона долларов.
В настоящее время стиль ар-нуво востребован прежде всего в дизайне и интерьере. Работы мастеров представлены в каталогах онлайн-аукционов площадки Very Important Lot, где авторы напрямую продают свои работы коллекционерам.
L’Art Nouveau // декоративно-орнаментальный стиль // Живопись — Арт
Арт-нуво, Ар-нуво
(франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна,
включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них –«флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Именно в Арт-нуво и работал художник Альфонс Муха
мало того с его именем в то время этот стиль и ассоциировался. Альфонс Муха стал своего рода прародителем и популизатором стиля Арт нуво.
Лозунг Арт-нуво – “назад к природе”.
Арт–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль.
Стиль Арт–нуво, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного Арт-Нуво в Японии стиля тогда не существовало.
Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые как–то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон.
Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая. Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая и видоизменяя их.
С этого момента стал зарождаться стиль Арт-Нуво, или Ар Нуво как его еще называют. Альфонс муха был одним из тех, кто смог возвести стиль Арт нуво в разряд культа. Арт нуво во Франции тогда был распространен повсеместно: афиши, плакаты, реклама, ювелирные украшения, интерьер и так далее, и так далее.
А позднее Альфонс Муха привнес этот стиль Ар Нуво и в США, когда приехал туда работать и преподавать. Муха был буквально завален заказами в стиле Арт Нуво.
Позже стиль Арт–нуво нашел место не только в художественном искусстве, но и в архитектуре. Характерными для стиля стали плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. Удачно вписывались в стиль Ар Нуво узоры, напоминающие растительность и изгибы женских фигур с распущенными волосами.
В конце 19 века стиль Арт–нуво получил выражение в дизайне интерьеров.
Характерные черты Ар Нуво – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора в стиле Арт Нуво зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.<
/strong>
Символ стиля Ар Нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные раст
Теория стилей: арт-нуво vs арт-деко (2)
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- iOS & Android
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Стиль ар-нуво в интерьере, особенности дизайна и фото
«Стиль ар-нуво – прекрасное убежище, где можно спрятаться от агрессии внешнего мира». (А.В. Ипполитов).
Ар-нуво (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) был не только новым стилем, элегантным и многожанровым, расцвет которого пришел на начало 1880-х годов и вплоть до первой мировой войны. Он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора. Источник идей для художников ар-нуво была природа. Наиболее распространенными темами стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям.
Особенности стиля арт-нуво в интерьере. Законы дизайна
На фото: Классический пример интерьера в стиле арт-нуво
Закон 1.
Витиеватые линии, растительные формы и флористические орнаменты. Стилистическая особенность ар-нуво – отказ от углов, прямых и дуг окружностей в пользу более витиеватых линий и художественных форм, возникших из исследований растительного царства, глубоководных форм жизни и устройства насекомых. Оригинальность стиля ар-нуво базируется на повторении природных, порой замысловатых рисунков, образующих причудливые флористические орнаменты.
Закон 2.
Единство архитектурных и интерьерных решений. Стремление объединить все детали архитектурного объекта и предметов внутреннего убранства помещений в художественное целое, все элементы которого тесно связаны единым синтетическим стилем.
Закон 3.
Замысловатый декор — кованые перила, витражи и резные проемы. Обязательные элементы интерьеров в стиле ар-нуво – лестницы с перилами, декорированными кованым растительным узором, резные дверные проемы; всевозможные витражи и особая система освещения. Для дизайна интерьера в стиле ар-нуво (модерн) характерно, когда мебель закрывает собой всю стену.
Закон 4.
Рисунки водных растений Визитной карточкой стиля арт-нуво можно считать водные растения: ирисы, лилии, водоросли. Например, картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу.
Закон 5.
Природные цвета. Выбор цветового решения интерьера диктуют стихии и природные объекты – например, вода: голубые оттенки хорошо гармонируют с золотом и серебром (вода блестит на солнце). С «золотом» хорошо сочетаются «оттенки болота» – это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). С серебристыми оттенками сочетаются «цвета тумана».
Стиль ар-нуво в интерьере современной квартиры
1. В качестве декора предметов интерьера в стиле ар-нуво дизайнеров вдохновляют такие сюжеты, как образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами, стилизация ярких и грациозных насекомых и птиц – стрекоз и бабочек, павлинов и ласточек. С их помощью лестницы приобретут характерную для стиля легкость и ажурность, несмотря на использование тяжелых и массивных элементов, а мебель станет более выразительной в своих очертаниях.
2. Если вы решились на самостоятельную роспись стекла, запомните правила создания витража: максимум три цвета, неравное соотношение основных оттенков (например, 50-30-20) и соответствие природным пропорциям. Вольность в трактовке растительных образов допускается, но линии должны оставаться плавными и естественными. Популярно использование контурной техники в сочетании с легким цветовым тонированием
3. В качестве заключительного штриха дополните интерьер квартиры картинами художников эпохи ар-нуво и высокими вазами. Наибольшей популярностью пользуются репродукции Альфонса Мухи и Густава Климта, Майкла Паркеса, Тамары Лемпицки, Билибина или Васнецова. Так как многие художники этого стиля были очарованы восточной живописью, в интерьер также органично впишутся китайские или японские живописные полотна! Сегодня стиль ар-нуво остается востребованным, а отдельные элементы в этом стиле (люстра, мебель, растительные орнаменты и узоры) – прекрасно декорируют современные интерьер. Специалисты Группы компаний «Фундамент» разработают дизайн-проект в стиле ар-нуво (модерн) и выполнят ремонт квартиры под ключ.
Арт-деко и ар-нуво: сходства и различия — Статьи — Атмосфера стиля
Что вас больше привлекает — каменные джунгли или настоящие?
Схожие по названию, но в действительности абсолютно разные интерьерные стили арт-деко и арт-нуво часто путают. Что для них характерно? Как отличить один от другого? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Что появилось раньше?
В разных источниках вам могут встретиться два названия стилей «арт-деко», «арт-нуво» и «ар-деко», «ар-нуво». Оба варианта верные, а их появление объясняется лингвистическими тонкостями написания и произношения исходных французских слов. Название стиля «арт-нуво» происходит от названия картинной галереи «Дом нового искусства» (La maison de l’art nouveau, Париж, Франция). Именно здесь в 1880-х годах впервые стали выставлять свои работы художники, работающие в новом направлении. Они пытались создать особый стиль, в противовес господствующему в то время смешению классицизма, рококо и барокко.
«Арт-деко» — производное от названия Международной выставки декоративного искусства Exposition des Arts Decoratifs. В 20-х годах XX века на суд парижан и гостей французской столицы здесь были представлены работы в стиле модерн, созданные художниками, архитекторами и дизайнерами из разных стран мира. К тому времени «публика» устала от бед и лишений, вызванных первой мировой войной, и жаждала праздника, ярких красок, смелых дизайнерских решений. Более подробную информацию об этом стиле вы найдете, заглянув сюда.
Чем ар-нуво отличается от арт-деко?
Для интерьерного стиля арт-нуво характерно использование натуральных материалов, флористических мотивов и мягких природных оттенков — коричневого, желтого, бежевого, зеленого. Для украшения интерьера используются мрамор, серебро, полудрагоценные камни, мебель из красного дерева. Предпочтение отдают матовым поверхностям, даже когда речь заходит о светильниках.
Плавные линии — отличительная особенность арт-нуво, поэтому и мебель выбирают обтекаемой формы. Если растения, то хорошо знакомые. Если картины, то такие, на которых изображены натюрморты, пруд с кувшинками, птицы или женщины с длинными вьющимися волосами.
Арт-деко — это контраст черного и белого, который дополняют коричневым, золотым, синим и зеленым. Предпочтение отдают монохромности. Для этого стиля характерна строгая геометрия, прямые углы и ломаные линии. Его отличительная особенность — мотив солнца, лучами которого украшают не только рамы для зеркал (как, например, в голливудском стиле), но и пустую стену в спальне над кроватью.
Для украшения интерьера в стиле арт-деко используют зеркальные, металлические детали (хромированная сталь) и полированную деревянную мебель из черного дерева, которые дают много блеска. Комнатные растения подбираются большей частью экзотические, а дополнительными элементами декора становятся статуэтки диких животных.
Отличие арт-деко от арт-нуво разительные. При детальном рассмотрении становится понятно, что они являются практически полной противоположностью друг дуга. Есть и еще один немаловажный нюанс. Ар-нуво существовал до 1914 года и не сразу обрел узнаваемые черты. Арт-деко пережил периоды популярности и забвения. Оба стиля и сегодня не теряют своих поклонников.
Кратко о стиле арт-нуво(модерн) в интерьере
Если вас увлекают экзотические пейзажи Гогена и колдовские портреты Врубеля, тяжелые красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада линии зданий Гауди, значит, вы поклонник очаровательной эстетики Арт-нуво (ар-нуво).
Модерн: из Парижа — везде
Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров — витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина — новое искусство.
Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев — югендстиль, у жителей Испании — Либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного до сих пор бренда. Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считанные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, одетый в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, присущие стилю, украшали новый век.
Арт-нуво: характерные черты
• Волнистые линии, хитроумие очертаний;
• Орнамент в виде вьющихся растений, раковин, павлиньих перьев;
• Асимметрия форм;
• Арки и проемы;
• Витражи;
• Лестницы.
Прихотливо изогнутые, причудливые линии — главный принцип Арт-нуво. В затейливом переплетении — стены и арки, карнизы и портьеры, спинки кроватей и дверцы шкафов. Благодаря подобным «кружевам», даже тяжелая, фундаментальная мебель кажется воздушной, словно мечта.
Флористический орнамент (розы, лианы, ирисы, резные листья, гроздья винограда), а также узор в виде стрекоз и павлинов — также обязательное условие. Мудреная, филигранная роспись царит на стенах, сквозит в перилах, красуется на мебели и шторах.
Геометрические фигуры модернисты считали порождением человека, воспевая асимметрию, настоящее детище природы. До сих пор дизайнеры единодушны: хоть что-то в помещении, созданном по канонам Ар-нуво, должно быть искривленным, асимметричным — отверстие или арка, спинка дивана или трюмо. Еще один фаворит — арочная форма: ее придают дверям и окнам, шкафов и каминов … Комнаты, а также части комнат должны создавать единство пространства, «переливаясь» друг в друга — для подобного эффекта используют отверстия и полупроемы, украшенные сложной, капризной отделкой.
Помните, с чего начался стиль? С витражного промысла, так цветное стекло и мозаичные стеклянные картины — еще одна специфика Арт-нуво. Ну и лестница, конечно. На заре ХХ века на них делали упор, тщательно подчеркивая плавность, закругленность формы, причудливость перил. Лестницы Ар-нуво — отдельное произведение искусства: она грациозна и удивительно ажурная, как будто ведет в небеса.
Арт-нуво: главные материалы
• Дерево с изысканной фактурой
• Камень и плитка из камня
• Лакокрасочные
• Цветное стекло
• Дорогие ткани (парча, бархат, другие)
Арт-нуво — синоним размаха и шика, бюджетных вариантов, к сожалению, этот люксовый стиль не предусматривает. Дерево используют не только для паркета — им обшивают стены, создают отверстия. Каменную плитку можно применить на кухне, а также в ванной, причем приветствуется, когда деревянный пол «перетекает» в каменный. Нижний и верхний этажи соединяются максимально плавно, лестницу чаще всего делают немного согнутой, как стебель цветка. Совсем не обойтись без металла: из кованых деталей могут быть ограждения лестниц, каминная решетка, фурнитура.
Криволинейности проемов и окон можно достичь, «поиграв» с лепниной или, наконец, с гипсокартоном. Помните: в помещении, если оно претендует на лавры Ар-нуво, не должно быть ни острых углов, ни резких, прямых линий. Везде, куда падают лучи, желательно встроить витражное или просто цветное стекло: это могут быть окна эркера, элементы перегородок и даже дверцы шкафчиков. Ткани выбирают или однотонные, или с узором, характерным стилистике: розы, кувшинки, бабочки, стрекозы, попугаи … Все, что, как считали модернисты, символизирует единство человека и природы.
Ар-нуво: меблировка, аксессуары
Деревянные, изящных форм секретеры, серванты, буфеты — «лицо» концепции. Впрочем, часть предметов может быть из стекла, а также из гнутого, пластичного металла. Главное правило: мебель Ар-нуво выглядит так, будто застыла в танце. Что касается тканей, то портьерам можно предоставить асимметричный вид. Прекрасно, если завесы создают иллюзию стекла и будто состоят из множества осколков.
Арт-нуво: оттенки, освещение, детали
Цвета господствуют приглушенные, натуральные: шоколадный, оливковый, терракотовый, песочный, серый с фиолетовым или розовым отливом. Как любой ретро-стайл Арт-нуво не сочетается с галогенами и светодиодами. Освещение должно быть интимным, задушевным: его источники — матовые плафоны, абажуры, изящные бра, торшеры в виде ландышей и лебединых шей и, конечно же, легендарные лампы Тиффани с пестрыми колпаками.
Ар-нуво — прием настолько живописен, что, по сути, не требует много посторонних деталей. Украшая дом, уже украшенный элементами, которые содержатся, собственно, в стиле, важно не переусердствовать с мелочами. Достойно впишутся в убранство большие, цветного стекла вазы, старинные часы, картина истинного мастера. Всего лишь несколько грузовых нюансов (состаренное фото или подсвечник) подчеркнут историю стиля, его истоки. Безделушки же будут лишними.
Арт-нуво — выбор людей неординарных, уверенных в себе и даже дерзких, чьи достижения очевидны, а вкус безупречен.
Обри
Beardsley |
| |||||||||||||||||||||||||
см. Также: Густав Климт |
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
_______________________ | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
* |
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Анри ван де Велде |
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Анри ван де Вельде | ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Victor Horta |
| |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Виктория и Альберта · Ар-нуво — международный стиль
В течение последних десятилетий XIX века многие художники и дизайнеры были наполнены страстным желанием революционизировать устаревший историзм, связанный с традиционной архитектурой и дизайном.Стиль ар-нуво возник в нескольких странах под разными названиями и с отличительными, но в целом похожими чертами.
Изменение «вкуса» интерпретировалось в разных странах по-разному: включение естественных форм (включая цветы, листья, животных и насекомых), акцент на плавность линий, геометрические формы или асимметричные композиции, а также интеграция конструкции и декора. Хотя Брюссель, Париж и Мюнхен были его эпицентрами, ар-нуво можно рассматривать как полностью «интернациональное» движение.
Аристид Брюан данс сыну Кабаре, плакат, Анри де Тулуз-Лотрек, 1893, Франция. Музей № E.226-1921. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонСчитающийся первым новым декоративным стилем современности, ар-нуво был экзотическим и декадентским отходом от французских исторических традиций. Говорят, что популярность термина «ар-нуво» проистекает из парижской галереи влиятельного арт-дилера Зигфрида Самуэля Бинга, которая называлась «Дом L’Art Nouveau».Другими современными терминами для стиля во Франции были стиль Жюля Верна, Le Style Métro, Art belle époque и Art fin de siècle, и даже Le Style moderne или Le Style nouille (стиль лапши).
В Париже XIX века яркие плакаты, бросающие вызов условностям, например, созданные Анри де Тулуз-Лотреком, захватили общественное воображение. Однако именно Вселенская выставка в Париже в 1900 году принесла широкий и новаторский стиль ар-нуво всему миру. От элегантной посуды Эмиля Галле до изящных форм краснодеревщика Луи Мажореля — парижская экспозиция (и ее более поздние ответвления в Глазго и Турине) продемонстрировала хлыстовые изгибы и органические мотивы, которые навсегда переплелись с подъемом стиля модерн, стимулируя мода на новое искусство как во Франции, так и за ее пределами.
Кабинет Луи Мажореля, около 1900 года, Франция. Музей № 1999: с 1 по 4-1900. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВ 1880-х годах термин «ар-нуво» использовался в бельгийском журнале « L’Art Moderne » для описания работ «Ле Винт» — группы из 20 художников и скульпторов, стремившихся к реформе через искусство. Ле Винт выступал за исчезновение границы, разделяющей изобразительное искусство живописи и скульптуры с так называемыми малыми декоративными искусствами.
Два бельгийских архитектора-дизайнера, успешно объединившие изящное и прикладное искусство, — Виктор Орта и Генри ван де Вельде. Шедевры Орты, такие как Hôtel Tassel и Hôtel Eetvelde, являются произведениями искусства. От железных перил зданий до витражных козырьков и дверных ручек — все перекликается с органичным декором.
Ван де Вельде, возможно, имел даже большее влияние. Он писал статьи о новом стиле в бельгийских, немецких и французских периодических изданиях и имел художественное образование как во фламандском, так и во французском стилях.Ван де Вельде боготворил британского дизайнера Уильяма Морриса и теории движения искусств и ремесел. В начале своей карьеры он переехал в Берлин, чтобы присоединиться к Deutscher Werkbund, ассоциации мастеров, продвигающих немецкий дизайн. Подобно подходу Орты, в дизайне Ван де Вельде все, от каркаса здания до мебели и текстиля, было вероятной мишенью для украшения. Даже столовое серебро переняло этот дизайн, что видно по широким, изобретательным линиям столовых приборов, изготовленных для великого герцога Саксен-Веймарского в 1902 году.
Ложка, вилка и нож, Генри ван де Вельде, около 1902 года, Германия. Музей № M.29-1993. © Музей Виктории и Альберта, Лондон Рекламный плакат Tropon, Анри Ван де Вельде, 1898, Бельгия. Музей № CIRC.992-1967. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВан де Велде также создал рекламу и упаковку для немецкого производителя продуктов питания Tropon, перейдя от реализма к более абстрактным формам с упором на узор. Один из его ранних плакатов — реклама яичных белков — иллюстрирует изящные, но структурные элементы ар-нуво.Его дизайн напоминает формы и цвета яйца, а также товарный знак производителя — трех воробьев. Рекламный плакат был выпущен немецким художественным журналом Pan в 1898 году. Даже с его широкими кривыми и преувеличенными волнистыми линиями плакат адаптирован к немецкому вкусу, который был более геометрической и симметричной версией ар-нуво.
Иллюстрация для журнала Pan, дизайн Йозефа Саттлера, напечатанный Chaix, 1895, Франция. Музей № E.3099-1938. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонГермания и Австро-Венгрия
В Германии стиль ар-нуво был известен как югендстиль (молодежный стиль), популяризируемый журналом Die Jugend , основанным в Мюнхене в 1896 году.Один из основателей немецкого движения, архитектор и дизайнер Август Энделл, утверждал, что дизайнеры его поколения стояли «у истоков совершенно нового искусства — искусства использования форм, которые, хотя они ничего не значат, ничего не представляют и ничего не напоминают». может тронуть человеческую душу … глубоко и непреодолимо «. Как соучредитель литературного журнала Pan , его и другие иллюстрации, такие как Джозеф Саттлер , , демонстрируют двухмерные и графические качества, которые стали олицетворением югендстиля.
Рекламный плакат 27-й сецессионной выставки, Рудольф Джеттмар, 1903 г., Австрия. Музей № E.285-1982. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВ Австрии стиль ар-нуво был популяризирован художниками движения Венского сецессиона и был известен как Sezessionstil. Сецессионисты, художники-авангардисты, отвергавшие консервативное и традиционное академическое искусство, включали художника Густава Климта, архитектора Йозефа Марию Ольбриха и основателей Венских мастерских Коломана Мозера и Йозефа Хоффмана.
Стиль сецессионизма был чрезвычайно влиятельным, и его можно увидеть в архитектуре, мебели, плакатах, предметах домашнего обихода и тканях того времени. Плакат Рудольфа Джеттмара « » 1903 года для выставки сецессионистов показывает здание Венского сецессиона Ольбриха, стоящее дерзко и гордо по мере того, как классическое искусство исчезает. Другие основные моменты в наших коллекциях — экслибрис Moser и серебряная корзина для фруктов и регулируемое кресло Хоффмана — также иллюстрируют уникальное сочетание геометрической точности (под влиянием шотландской школы и Чарльза Ренни Макинтоша) и пышных выразительных линий австрийского модерна.
Серебряная корзина с фруктами, разработанная Йозефом Хоффманном, изготовлена Wiener Werkstätte, 1904, Австрия. Музей № M.40-1972. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВ Британии в начале 20-го века на несколько коротких лет ярко разгорелось пламя модерна. Стиль во многом обязан двум вдохновляющим и авангардным предшественникам: Движению искусств и ремесел и эстетизму.
В основе движения декоративно-прикладного искусства лежит забота о роли ремесленников, а также ностальгия по сельской жизни и местным традициям — концепции, которые встречаются в литературе, музыке и искусстве того периода.Вдохновленный идеями Джона Раскина и Уильяма Морриса, он выступал за возрождение традиционных ремесел, возвращение к более простому образу жизни и улучшение дизайна обычных предметов домашнего обихода.
Шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош соединил типичные характеристики дизайна декоративно-прикладного искусства (в том числе: подчеркивание естественных качеств материалов, применение рисунков органической флоры и фауны, удаление лишнего декора и использование традиционных строительных и производственных технологий) с творческой свободой стиля модерн.Его мгновенно узнаваемый подход сделал его британской иконой. Многие из его дизайнов, часто выполненные или вдохновленные его женой и коллегой-художником и дизайнером — Маргарет Макдональд Макинтош, такие как панель абажура и камин для домов и предприятий в Глазго, демонстрируют явную близость к миру природы. Однако доминирующий вклад Макинтоша в искусство модерна заключался в упорядочении эстетики, основанной на строгой, но эксцентричной геометрии.
Камин, Чарльз Ренни Макинтош, около 1904 года, Шотландия.Музей № CIRC.244-1963. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонПо мере того как по всей Британии росли ремесленные гильдии во главе с такими знаменитостями, как Макинтоши и А. Х. Макмёрдо, второй предшественник модерна — эстетизма — набирал обороты. Философия «искусства ради искусства» подчеркивает важность искусства превыше всего и удовольствие, которое можно получить от красивых вещей. Эстетический дизайн с его диковинными мотивами — декадентские павлиньи перья, смелые подсолнухи, классические греческие камеи и японизм (изучение японского искусства) — достиг своего апогея в творчестве Дж.М. Уистлер, Эдвард Бёрн-Джонс и ведущая личность Движения, поэт и писатель Оскар Уайльд. После тюремного заключения Уайльда за гомосексуализм в 1895 году эстетическое движение потеряло свою популярность, но не без влияния на практиков ар-нуво, таких как Уолтер Крейн, Обри Бердсли, Луи Комфорт Тиффани и Виктор Орта.
Обои Peacock Garden, дизайн Уолтера Крейна, производство Jeffrey & Co., 1889, Англия. Музей № E.1762-1914. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонНа рубеже веков движение искусств и ремесел в Великобритании было на убыль, а эстетическое движение практически исчезло.Но отношение, что искусство ручной работы, а не массовое производство должно играть роль в дизайне интерьера, сохранилось, как и влиятельные натуралистические образцы, переданные Уильямом Моррисом и его последователями.
В Испании Art Joven было частью модернистского движения, главным сторонником которого был архитектор Антони Гауди. В Италии это были Arte Nuova, Stile Floreale или Stile Liberty, названные в честь знаменитого лондонского магазина Liberty & Co. В Америке это движение было названо стилем Тиффани из-за его связи со стеклодувом и ювелиром в стиле модерн Луи Комфорт Тиффани . Другими поборниками движения были чешский литограф и дизайнер Альфонс Муха, датский дизайнер керамики и серебра Торвальд Биндесбёлль и Леон Бакст, российский театральный дизайнер Ballets Russes. Но по мере того, как над Европой нависла тень Первой мировой войны, популярность модерна начала падать. На его месте зашевелился резкий подтекст модернизма.
Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Михаила Фокина «Уаз фе», Адриан Поль Аллинсон, около 1918 года.Музей № С.59-1988. © Музей Виктории и Альберта, Лондонв стиле модерн | Статья о модерне в «Свободном словаре»
(на русском языке: модерн, или , все еще «модерн»), стилистическом движении в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 веков. В Бельгии, Великобритании и США это движение было известно как модерн ; в Германии, как Jugendstil; в Австрии, как Sezessionstil; в Италии, как stile Liberty; , а в Испании — как modernismo .
Модерн возник на фоне кризиса буржуазной культуры, принявшего форму неоромантического протеста против антиэстетического буржуазного образа жизни; это была реакция на засилье позитивизма и прагматизма. Эстетическая доктрина модерн базировалась на символизме, эстетизме и жизненной философии Ф. Ницше. По мнению ряда его теоретиков (в том числе бельгийца Х.К. ван де Вельде, приверженца социалистического утопизма В.Моррис), модерн, должен был стать стилем жизни нового общества, которое должно было сформироваться под влиянием движения. Стиль модерн был создан для того, чтобы окружить людей целостной, эстетически насыщенной пространственной и физической средой; он должен был выразить интеллектуальную жизнь эпохи путем синтеза искусств, с использованием новых, нетрадиционных форм и методов, а также современных материалов и конструкций.
Принципы стиля модерн последовательно воплощались в роскошных частных домах.Но многочисленные деловые, промышленные и коммерческие здания, театры, вокзалы, мосты и многоквартирные дома также были построены в духе движения, которое стремилось стать универсальным стилем своей эпохи. Модерн попытался разрешить характерное для буржуазной культуры XIX века противоречие между художественным и утилитарным принципами и придать эстетический смысл новым функциям и методам строительства. Движение стремилось приспособить все аспекты жизни к искусству и сделать человека частью художественного целого.Попытка изменить мир с помощью искусства в рамках капиталистического общества была в высшей степени утопичной. Однако в практическом смысле модерн был первым относительно целостным стилем, который дал художественное выражение различным аспектам буржуазной повседневной жизни.
Отвергая эклектику 19-го века, модерн подчеркивал единство, целостность и свободу развития стилизованной, обобщенной, ритмически организованной формы, цель которой — одухотворять материальную и физическую среду и выражать напряженное и тревожная атмосфера переходного времени. Ар-нуво возник на рубеже веков, в период, характеризующийся романтическим национализмом и интересом к средневековью и народному искусству. Для этого периода также характерно появление ремесленных мастерских, прообразами которых были мастерские У. Морриса (1861 г.) и Искусство и ремесла Выставочного общества (1888 г.) в Великобритании. Новые ремесленные мастерские часто возникали как реакция на капиталистическую промышленность; они включали Объединенные мастерские мастеров (1897 г.) и Немецкие ремесленные мастерские (1899 г.) в Германии, Венские мастерские (1903 г.) в Австрии и мастерские в Абрамцево (1882 г.) и Талашкино (ок.1900) в России.
Зрелый модерн (1900–20) стал интернациональным стилем, основанным на принципиально новых художественных формах. Стремительному распространению в стиле модерн способствовали журналы Revue Blanche (основан в 1891 году в Париже), The Studio (1893, Лондон), The Yellow Book (1894, Лондон), Jugend ( 1896, Мюнхен), Deutsche Kunst und Dekoration (1897, Дармштадт), Ver Sacrum (1898, Вена) и Mir iskusstva (World of Art; 1898–99, St.Петербург).
В отличие от эклектики и ее стремления к аутентичному воспроизведению отдельных деталей исторических и национальных стилей, модерн стремился возродить дух стилистического единства в искусстве, характерный для средневекового и народного искусства; движение стремилось восстановить родство и взаимовлияние всех жанров искусства. Это привело к появлению нового типа разностороннего художника, который был одновременно архитектором, рисовальщиком, живописцем, дизайнером предметов домашнего обихода, а зачастую и теоретиком.Идея синтетического целостного произведения искусства ( Gesamtkunstwerk ) получила наиболее яркое выражение в дизайне интерьеров, лучшие образцы которого отличаются ритмической гармонией линий и тона, единством деталей в декоре и обстановке. (обои, мебель, молдинги, панели и светильники), а также интеграция и расширение пространства за счет зеркал, многочисленных дверей и окон и живописных фресок.
Ар-нуво Архитектура была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века.Он стремился к единству конструкции и художественного замысла; он представил свободные, функционально мотивированные планировки и использовал каркасные конструкции и новые материалы, такие как железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, плитку, фанеру и холст в строительстве и дизайне интерьеров. Свободно сопоставляя здания с разными типами фасадов, архитекторы в стиле модерн выступили против симметрии и стандартных норм городского строительства. Они использовали широкий спектр строительных форм, ставший возможным благодаря современным технологиям, чтобы создать подчеркнуто индивидуальную визуальную схему; здание и детали его конструкции получили декоративную и визуально символическую обработку.Стремление к необычным живописным эффектам, динамизм и пластичность форм, имитация природных явлений в архитектуре (в зданиях А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Вельде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля) в России) существовала наряду с тенденцией к рационализму. Рационализм архитектуры в стиле модерн можно увидеть в геометрической правильности больших спокойных поверхностей, строгости, а иногда и чистоте построек Ж.Гофмана и Й. Ольбриха из Австрии, К. Р. Макинтоша из Шотландии, а также поздние работы Шехтеля. Некоторые архитекторы начала 20 века во многом предвосхищали функционализм; они стремились выявить структурный каркас здания и подчеркнуть тектонику массы и объема (примером которой служат сооружения О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, А. и Г. Перре во Франции).
Основным выразительным элементом в модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и придает форму его композиционной структуре.В интерьерах, разработанных бельгийскими архитекторами, элегантные переплетения линий и подвижных мотивов листвы покрывают стены, пол и потолок; линии и мотивы сливаются и расширяются в точках пересечения, объединяя архитектурные плоскости и оживляя архитектурное пространство. Бесконечное движение в плавных и извилистых чувственных линиях декора имеет эмоциональное и символическое значение, сочетая живописное с абстрактным, живое с безжизненным и духовное с материальным.
В работах мастеров венской группы Sezessionstil , Я. Хоффмана и Я. Ольбриха, а также шотландской группы «Четверка», возглавляемой К. Р. Макинтошем, строго геометрический декор основан на вариациях круговых и квадратных мотивов. Несмотря на отказ от исторических стилей, художники в стиле модерн использовали линейный стиль японской графики, стилизованные мотивы листвы эгейского и готического искусства, а также элементы декоративного искусства периодов барокко, рококо и ампира.
Модерн совмещает изящные и декоративно-прикладные формы искусства. Модерн Орнамент, структурно организовавший пространство во всех жанрах искусства, и своеобразный ритм его гибких линий соединились в графике. Важное значение приобрели литография, гравюра по дереву и искусство книгопечатания. Среди ведущих художников-графиков модерна А. Бердсли (Англия), Т. Т. Хайне и Х. Фогелер (Германия), Ф. Валлотон (Швейцария), Дж. Тороп (Нидерланды), Э.Мунк (Норвегия), А. Н. Бенуа и К. А. Сомов (Россия). Мастерами плаката были французы Х. Тулуз-Лотрек и Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В живописи и скульптуре арт-нуво находился под сильным влиянием символизма; его художники и скульпторы стремились создать самодостаточную художественную систему, но их работа также представляла собой переход от традиционных форм XIX века к экспериментальному языку современных европейских школ. Работа школы Понт-Авен, возглавляемой П.Гоген, был важным стимулом в этом переходе.
Модерн картин и фресок рассматривались как элементы пространственной и эмоциональной организации интерьера. Таким образом, декоративность стала одной из самых узнаваемых черт живописи в стиле модерн. Характерно часто встречающееся парадоксальное сочетание декоративных условностей, орнаментального коврового фона, скульптурной четкости и пластичности фигур и лиц переднего плана (работы Г.Климт из Австрии, Ф. Кнопф из Бельгии и М.А. Врубель из России). Выразительность в живописи достигалась сочетанием обширных участков цвета (Наби во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии) и использованием оттеночных вариаций одного оттенка (Врубель, Бенуа).
Эстетика символизма привела к интересу к символике линии и цвета, к темам Weltschmerz , смерти и эротики, а также к миру тайн, снов, легенд и сказок. Скульптуре свойственны динамизм и плавность формы и силуэта (работы бельгийца Дж.Минне и Герман Г. Орбист) и произведений прикладного и декоративного искусства, имитирующих природные явления с их органическими внутренними силами, таких как керамические и железные работы А. Гауди; металлические входы в метро Х. Гимара, стекольные заводы Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; Бокал Л. С. Тиффани в США; и мебель Х. ван де Вельде. Тенденция к конструктивизму, чистоте линий и лаконичности формы прослеживается в мебели, разработанной К. Р. Макинтошем, Дж.Гофман, И.А. Фомин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История русского искусства , т. 10, кн. 2. Москва, 1969.Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895–1907 ), кн 2. Москва, 1969.
Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX —начала XX века . Москва, 1971.
Всеобщая история архитектуры , т. 10. Москва, 1972.
Кириченко Э. О закономерностях развития архитектуры. Архитектура СССР , 1973, № 4, с. 12.
Леннинг, Х.Ф. Модерн . Гаага, 1951.
Schmutzler, R. Art Nouveau . Нью-Йорк [1962].
Hofstätter, H. Die Geschichte der europäischen Jugendstilmalerei . Кельн [1963].
Madsen, S. T. Jugendstil Munich, 1967.
Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Искусство нуво (1890-1914)
Патрик АУЛНАС
ЭНВИРОН 1890-1914
Муха.Le Printemps (1896)
Huile sur Bois, особая коллекция.
L’art nouveau n’est pas un mouvement pictural à proprement parler mais un style décoratif qui connut un grand succès à la fin du 19 e et au début du 20 e siècle. Il Concerne l’architecture, la décoration d’intérieur, la скульптура, витраж и аксессуары la peinture. Терминология флуктуации селон ле платит: on parle de Jugendstil en Allemagne, de Sezessionstil en Autriche, de Stile Liberty en Italie, d’Arte joven en Espagne.Le Terme Art nouveau a d’abord été utilisé en Belgique par la revue L’Art Moderne creée en 1881 par Oscar Maus et Edmond Picard: ces deux personnages se définissent en effet Com «les croyants de l’Art nouveau», c «Est-à-dire d’un art qui rejette l’académisme et se veut novateur. Le Terme Art nouveau sera repris par le marchand d’art Siegfried Bing qui créa à Paris en 1895 un magasin à l’enseigne de La Maison de l’Art nouveau dans lequel on vendait des objets d’art de renom tels que les créations de Louis Comfort Tiffany (1848-1933), Эмиль Галле (1846-1904) и Рене Лалик (1860-1945).
Esthétiquement l’art nouveau est une réaction à l’impressionnisme qui est d’abord un réalisme et qui atendance à disoudre les formes. L’art nouveau privilégie le dessin. Le trait est net, les motifs (femmes, feuilles, fleurs, évocations symboliques) sont stylisés. L’artiste использует les arabesques or les stries pour rejoindre parfois une abstraction purement décorative. La filiation est nettement symboliste.
Ян Тороп (1858–1903)
Ainsi, le peintre symboliste néerlandais Jan Toorop parsème surees de ses œuvres de grandes Courbes or de stries pure décoratives qui caractérisent le style Art nouveau.
О могила, где твоя Победа (1892)
Craie et crayon sur papier, 60 × 75 см, Рейксммуеум, Амстердам.
Фатализм (1893)
Craie et crayon sur papier, 60 × 75 см, Rijksmueum Kröller-Müller, Otterlo.
Обри Бердсли (1872-1928)
En Grande-Bretagne, в ретрове ces mêmes grandes arabesques chez Aubrey Beardsley.
La Robe de paon (1892)
Encre noire et graphite sur papier, 23 × 17 см, Гарвардские музеи искусств, Кембридж, Массачусетс.
Альфонс Муха (1860-1939)
Mucha est un peintre tchèque specific représentatif de l’Art nouveau. «Il conçut beaucoup d’affiches et de lithographies» в честь серии сезонов (1896): Printemps, Eté, Automne, Hiver ; ou бис для различных торговых марок, Savonnerie de Bagnolet, Champenois imprimeur , et pour la comédienne américaine Maud Adams (1872–1953), Maud Adams en Jeanne d’Arc (1909).
Le printemps (1896)
Huile sur Bois, особая коллекция.
Лете (1896)
Huile sur Bois, особая коллекция.
Осенняя (1896)
Huile sur Bois, особая коллекция.