Сталинский ампир в архитектуре
Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.
Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.
Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.
Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.
По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).
После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.
Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.
Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.
Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).
Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.
Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»
Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.
В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.
Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.
Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.
Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.
Министерство иностранных дел.
Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.
Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.
Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.
Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.
За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.
Автор: Марина Калабухова
Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому
Впечатления
© Depositphotos; итар-тасс
Автор Текст: Мария Комарова
21 июля 2015
Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».
Сталинский ампир был главным архитектурным
|
Цели искусства
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.
Культурная миссия СССР
Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы.
Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.
культурного наследства. Наоборот, мы критически осваиваем культурное наследство всех народов, всех эпох, для того чтобы отобрать из него все то, что может вдохновлять трудящихся советского общества на великие дела в труде, науке и культуре». Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов
|
Истоки форм
Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.
Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская»
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.
Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building. |
Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.
Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. |
▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █
Признаки ➊ синтез архитектуры, скульптуры и живописи ➋ использование элементов классических архитектурных стилей ➌ использование архитектурных ордеров ➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы, ценных пород дерева ➎ обильный декор зданий ➏ парадная фасадная композиция
|
Детали
Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.
Ансамбли
Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов. |
|Улица Тверская|
Утопия
Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел. |
|Проект Дворца Советов|
Сталинский ампир — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Архитектурный стиль сталинского ампира был распространен в России с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Это был период правления Иосифа Сталина, поэтому в России этот стиль назвали в честь конкретного человека. В других странах Европы этот стиль также был распространен, но там его просто называют «ампир» или «имперский», что означает одно и то же.
Здания, построенные в стиле сталинского ампира, выглядят монументально и помпезно. Советская символика обильно используется во внешнем декоре. Многие элементы (колоннады и портики) взяты из архитектуры Древней Греции и Рима. Также небоскребы Нью-Йорка, которые начали возводиться двумя десятилетиями раньше, послужили образцами для зданий сталинского ампира.
В этом обзоре на онлайн-гиде Геомерид вы можете прочитать обо всех основных зданиях Москвы в стиле сталинского ампира:
1. Театр Российской Армии
2. Северный речной вокзал
3. Московский метрополитен
4 ВДНХ Выставка
5. Московский университет
6. Сталинские высотки
7. Гостиница Москва
Перейдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждой достопримечательности и увидеть большое количество фотографий
Театр Российской Армии
Театр Российской Армии в Москве — один из крупнейших памятников архитектуры сталинского ампира. Его строительство началось в 1934 году, а первый спектакль на его сцене был поставлен в 1940 году. Размеры самого театра, фойе и сцены исполинские – они должны были олицетворять мощь русской армии.
Высота Театра Российской Армии в Москве достигает 62 метров
Гигантское здание Театра Российской Армии построено в 19 веке30-х годов ее называли первой сталинской высоткой
Эпоха 1930-х годов и в России, и в Европе была очень тяжелым временем. Искусство в те годы было одним из важнейших элементов пропаганды. Без него не могли бы существовать правящие элиты европейских стран. Артисты на сцене разыгрывали спектакли о «великих победах» армии в боях с врагами. Это мотивировало и вдохновляло людей, даже несмотря на трудности повседневной жизни. Одним из основных элементов этой работы стал Театр Российской Армии в Москве.
Северный речной вокзал
Северный речной вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища в Северо-Западном округе Москвы. Здание Речного вокзала — один из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира. Он был построен в 1933-1937 годах. Вокруг речного вокзала разбит большой ландшафтный парк.
Огромное здание Северного речного вокзала в Москве выглядит нарядно, благодаря аркам
Фасад Северного речного вокзала в Москве с табличками, изображающими достижения сталинской эпохи
В XIX веке Москва-река была вполне пригодна для плавания маломерных судов. В начале 20 века оно начало мелеть, увеличилось водоизмещение кораблей. Необходимость строительства Московско-Волжского судоходного канала стала очевидной. Он был построен в рекордно короткие сроки с 1932 по 1937 годы. Длина канала составляет 128 километров; На реках построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 8 шлюзов. Столица России город Москва был объявлен «портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского». В те годы советское правительство осуществляло грандиозные «стройки коммунизма», и Речной вокзал стал одним из образов той эпохи.
Московский метрополитен
Московский метрополитен — не только популярный транспорт в большом городе, но и один из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира. Вестибюли станций Московского метрополитена, построенных во времена правления Иосифа Сталина, имеют самый роскошный декор.
Вестибюль станции метро «Маяковская»: пол покрыт мрамором, а колонны — полудрагоценным родонитом
Самый большой вестибюль станции «Комсомольская» Московского метрополитена с гигантскими византийскими мозаичными панно на потолке
Московский метрополитен был открыт 16 мая 1935 года. Почти все центральные станции Московского метрополитена отделаны мрамором; многие из них украшены барельефами. Несколько станций украшены мозаичными панно, выполненными по старинной византийской технологии. Есть также станции с витражами и скульптурными композициями. На станции метро «Маяковская» пол выложен мрамором, а колонны отделаны сталью и полудрагоценным камнем родонитом.
ВДНХ Выставка
ВДНХ Выставка расположена на севере Москвы. Аббревиатура слова ВДНХ означает «Выставка достижений народного хозяйства». Это не одно здание в стиле сталинского ампира. Здесь на территории 230 га построено более 70 павильонов. Первоначально на ВДНХ проводились только выставки, связанные с сельским хозяйством, но затем власти стали проводить экспозиции по всем отраслям советской промышленности.
Памятник Ленину на фоне главного павильона ВДНХ, который назывался Союз Советских Социалистических Республик
Фонтан Дружбы народов и главный павильон ВДНХ
Статуя Рабочий и колхозница на выставке ВДНХ в Москве
Большинство павильонов ВДНХ построено в стиле сталинского ампира. Особенно монументально выглядят центральные павильоны, расположенные у входа. Впоследствии здесь были построены павильоны по традициям народов, населявших СССР, а также технические павильоны. В наши дни экспозиция ВДНХ полностью реконструирована и является «Заповедником СССР», здесь полностью сохранена атмосфера сталинских времен.
Московский университет
Здание Московского университета — один из символов Москвы. Его также называют апофеозом сталинского ампира, развивавшегося в России с 1930-х до середины 1950-х годов. Строительство Московского университета было завершено в 1953 году, в год смерти Сталина. Здание Университета — одна из 7 сталинских высоток, которые Иосиф Сталин приказал построить в Москве после Великой Отечественной войны.
Здание Московского университета – достопримечательность Москвы
Вход в университет дает представление о масштабах архитектурного стиля сталинского ампира
Учебное здание расположено на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. Его силуэт виден почти со всех центральных районов города. Высота университета достигает 240 метров (36 этажей). После его завершения в 1953 году, до 1990 года, в течение 37 лет он был самым высоким зданием в Европе, пока во Франкфурте-на-Майне не было построено офисное здание Мессетурм. Таким образом, Московский университет — это не только символ сталинского ампира, но и полноценный небоскреб, подобный небоскребам Нью-Йорка.
Сталинские высотки
Сталинскими высотками называют 7 высоток в стиле сталинского ампира, которые были построены в разных районах Москвы в период с 1947 по 1953 год. Средняя высота сталинских высоток составляла 150 метров, но самая высокая московская Университет достиг 240 метров. В период с 1953 по 1990 год это было самое высокое здание в Европе.
Вид на сталинскую высотку на Котельнической набережной с Наплавного моста в парке Зарядье, д.
Гостиница Украина
Небоскребы Нью-Йорка были взяты за образец сталинских высоток, но в Москве их внешний декор учитывал требования архитектурного стиля сталинского ампира. В них размещались министерства, гостиницы, а также жилые дома. Иосиф Сталин приказал построить эти небоскребы как символ развития страны после окончания Второй мировой войны.
Гостиница Москва
Здание гостиницы Москва на Манежной площади построено в 1932. Это одна из крупнейших гостиниц Москвы, занимающая целый квартал возле Манежной площади. Это была одна из первых гостиниц, построенных в Советской России. Поэтому было принято решение возвести такое монументальное здание.
Гостиница Москва — занимает целый квартал возле Манежной площади
Стиль гостиницы Москва сильно отличается от окружающих зданий Кремля и Манежной площади
Внешний вид новой гостиницы очень диссонировал со зданиями Московский Кремль, Исторический музей и Мосгордума; однако в это время уже получает распространение монументальный архитектурный стиль. Позже этот стиль назовут сталинским ампиром.
Что такое сталинская архитектура? — WorldAtlas
Гостиница Украина является примером того, что иногда называют «сталинской архитектурой».Сталинская архитектура, иногда называемая социалистическим классицизмом или сталинским ампиром, представляла собой архитектурный стиль, использовавшийся при строительстве зданий во время правления Иосифа Сталина в Советском Союзе. Сталинская архитектура была особенно сконцентрирована в Москве и была связана с художественным движением социалистического реализма. Основные проекты были выполнены по заказу правительства, например, главный корпус Московского университета.
Эпоха этой формы архитектуры продолжалась только до правления Иосифа Сталина, с 1933 по 1955 год. Сталин использовал этот период как время для архитектурных экспериментов, поскольку он стремился реализовать некоторые из самых амбициозных проектов своего правления. Он пытался навязать Советам свои вкусы и предпочтения. Он предпочитал высокие внушительные небоскребы, которые укрепляли сильный образ Советского Союза. Период сталинской архитектуры оказался очень успешным, в то время как некоторые проекты завершились неудачей.
Рождение сталинской архитектуры
Иосиф Сталин стал единоличным руководителем Советской России в начале 1930-х годов и сразу же поставил перед собой цель превратить Советский Союз в промышленно развитую коммунистическую страну. Чтобы достичь этого, ему пришлось заставить людей очень усердно работать, чтобы воплотить в жизнь его провокационную мечту о коммунистической сверхдержаве, особенно после событий 19 октября.17 оборот. Он создал систему, поддерживаемую репрессиями, в которой каждый элемент общества находился под контролем государства. Архитекторы также находились под контролем государства. Сталин придумал программы строительства, которые архитекторы должны были реализовать с использованием заключенных в качестве рабочей силы. Работая на государство, архитекторы жили роскошно и считались частью элиты общества.
Характеристики и стиль сталинской архитектуры
Сталин жаждал показать мощь и мощь Советского Союза посредством быстрой индустриализации. Его главной целью было вещание в зарубежные страны о росте и процветании Советской России. Для достижения этой цели ему нужно было построить новые здания, представляющие его пропагандистский образ. Таким образом, архитектура была важным элементом в возвышении Советского Союза как ведущей мировой сверхдержавы. В начале сталинской эпохи экспериментировали с различными архитектурными стилями, в том числе с классическими отсылками, такими как использование арок, молдингов и колонн с искусно выполненными капителями. В этот период от модерна отказались в пользу готики и русского барокко. Сталинскую архитектуру хорошо демонстрирует фирменный дизайн «Семи сестер» с прочным основанием и коронообразным дизайном наверху здания.
Здания Семи сестер включают центральный шпиль на вершине самого высокого небоскреба. Однако включение шпиля не входило в первоначальный план строительства и было включено только после приказа Сталина. Он хотел выделить их среди небоскребов, которые уже строились в США. Личный вкус и предпочтения Сталина были удовлетворены, спроектировав самое высокое здание со шпилем в центре.
Городское планирование также было важной частью процесса проектирования. Большие улицы и прямые проспекты были построены для военных парадов и торжественных мероприятий. Это не только укрепило идеи сталинского правительства, но и продемонстрировало славу Советского Союза внешнему миру. При строительстве зданий в планировке большинства зданий широко использовались симметрия и большие пропорции. Для всех зданий, построенных в сталинскую эпоху, независимо от архитектора была характерна неизменная характеристика. Правительство имело огромное влияние на все планы строительства.
Жилые постройки находились под сильным влиянием социального класса. Здания для высокопоставленных чиновников в правительстве и элитных членов общества строились с использованием дорогих элементов, таких как балконы, арки, сложные капители и колонны. С другой стороны, здания для граждан рабочего класса строились из простых материалов, чтобы минимизировать затраты на строительство.