Куколка тряпичная — игрушка отличная
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Котынова А.В. 1Самарова А.А. 1
1МБОУ Тёпловская школа
Рыжевская Е.В. 1
1МБОУ Тёпловская школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал»
( народная мудрость)
В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. Русские народные куклы сейчас чаще всего встречаются на полках сувенирных магазинов. Куклы из ткани очень разнообразны. В этом мы убедились, когда ездили на экскурсию в город Меленки. Нам показали мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Неразлучники», которую и подарили. Мы заинтересовались, как же появились эти «игрушки», какую роль они играли в жизни наших предков, в какие куклы играли наши мамы и решили узнать об этом.
Цель работы: изучить историю возникновения тряпичных кукол и научиться делать их своими руками.
Задачи:
Изучить литературу, которая посвящена русским народным куклам.
Выяснить историю возникновения тряпичных кукол.
Определить, на какие группы делились тряпичные куклы в зависимости от назначения.
Провести анкетирование среди девочек третьих классов с целью выяснения, что им известно о народных тряпичных куклах.
Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, иллюстративный метод, анкетирование учащихся.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Значение слова «кукла»
Начиная свою исследовательскую работу, мы в первую очередь задали себе вопрос: что же такое кукла? Чтобы ответить на этот вопрос, обратились к толковым словарям русского языка.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается несколько значений этого слова:
Кукла – 1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
2.2 Как появилась кукла?
Из различных источников мы узнали, что музеи по всему миру хранят множество фигурок, изготовленных из глины, камня, рога и кости – это предшественники кукол-игрушек. В Британском музее находится тряпичная кукла, принадлежавшая маленькому римлянину, который жил 300 лет назад до нашей эры. Самая же древняя кукла — деревянная, найдена в египетской гробнице. На ней были изображены различные геометрические рисунки, которые означали одежду, с «волосами» из глиняных бус. Эта кукла 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина — фараона. Но вот игрушек, которыми играли дети простого народа в России, было не так и много. В некоторых областях детских игрушек у крестьян почти не было. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, камни.
Древние куклы
Из книги С.Н. Чуксиной «Русская народная тряпичная кукла» ( с.4 ) мы узнали, что самые первые куклы делались из золы. «Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причём дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из волос. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами, чтобы он выздоровел. Однако все народные куклы были похожи в одном: у них не было лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей».
Безликая кукла
2. 3 История традиционной народной куклы
Историческая сторона данной темы очень интересна и нам захотелось узнать, когда и откуда возникла кукла на Руси? Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет тому назад. Раскопки, которые были проведены под Новгородом, это подтверждают. На Руси было поверье: если смастерить для семьи такую куклу, то она способна защищать и оберегать всех членов семьи. Сначала у народной куклы было предназначение защищать семью, а позднее деревенские девочки стали играть с этими куклами.
С давних пор тряпичная кукла считалась традиционной игрушкой в жизни русской деревни. В куклы играли все дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубашках. Но как только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, то их игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет игрушку могла делать любая девочка самостоятельно.
Тряпичная кукла – упрощенное изображение женского облика. При изготовлении народных кукол не применялись режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Люди считали, что кукла-оберег, изготовленная с помощью иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может его поранить, как острая игла. Кукол делали «в один присест», никогда не оставляя ее незаконченной.
У традиционных народных кукол была одна общая особенность – отсутствие лица. Считалось, что если нарисовать черты лица куколке, то в неё сможет вселиться «злой дух» или можно через такую куклу навести порчу. Кукла в доме играла роль оберега, отвлекая на себя злые силы.
Игрушки никогда не оставляли без присмотра на улице, не разбрасывали по дому, а хранили в корзинах, коробах, запирали в сундучки. Кукол не только брали с собой в гости, но и собирали в приданое будущей невесте. Позволяли играть «молодухе», которая пришла в дом жениха после свадьбы, так как замуж выдавали с 14 лет. Она хранила их на чердаке и украдкой с ними играла.
Потом эти куклы переходили к детям. Считали, что для того, чтобы стать хорошей матерью, девочке было необходимо играть в куклы.Сундучок для хранения кукол
2.4 Пословицы, поговорки, цитаты, стихи о куклах
О том, что куклы играют огромную роль в жизни человека, говорят пословицы, поговорки и высказывания знаменитых людей. Например:
«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал».
«С куклами возиться — бытию учиться».
«Первый ребёнок — последняя кукла».
«Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей» (В.Гюго).
«Как птицы из всего строят гнёзда, так дети из всего мастерят себе куклу» (В.Гюго).
«Потеря куклы у ребёнка и короны у короля — события одинаковой величины» (М.
Также сочиняли небольшие стихи о куклах.
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
Русская тряпичная куколка простая
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
Тряпичная кукла
Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:Руки – словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щёчку
Маленькую дочку.
М. А. Пожарова
Мы написали вот такое нерифмованное стихотворение (синквейн):
Кукла.
Тряпичная, милая.
Оберегает, оживает, радует.
Несёт тепло в твой дом.
Игрушка.
2.5. КЛАССИФИКАЦИЯ КУКОЛ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Куклы — обереги
По своему назначению народные куклы можно разделить на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.
Еще с давних времен куколка была для человека оберегом, так как защищала от болезней, несчастий, злых духов.
Кукла «Берегиня» — от слова «беречь», «оберег». Эта кукла обычно находилась напротив входной двери, чтобы встречать всех входящих и не пускать злые силы в дом. Она охраняла семью от невзгод, ссор и болезней.
Куколки «День и Ночь» оберегали смену дня и ночи, порядок в доме. Днём куколку выставляли светлой стороной, а ночью — тёмной. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она следит за жизнью людей при свете дня. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, хозяйка ночи. Она дарит сон и оберегает его.
«Колокольчик»— кукла добрых вестей. Формой своей она напоминает знаменитые валдайские колокольчики, которые издавна славились своим мелодичным звучанием. Кукла-колокольчик приносит радость, веселье и счастье в дом, где она обитает.
«Веснянка» — это веселая, задорная куколка, с волосами необычного цвета. С приходом весны ее мастерили молодые девушки. Такая кукла является оберегом молодости и красоты. Если дарили куколку мужчине, то желали ему долго оставаться молодым и жизнелюбивым, а женщине — всегда быть обворожительной и привлекательной.
«Пеленашка» — старинная кукла—оберег. Куклу Пеленашку укладывали в колыбельку к ребёнку до крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Эту куклу берегли в семье вместе с крестильной рубашечкой.
Кукла «Бессонница» – хранительница сновидений младенцев. Когда без видимой причины начинал плакать ребенок, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Игровые куклы
Игровые куклы мастерили для забавы детям. Их называли куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Часто таких кукол делали сами дети.
В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Ангелы – добрые духи, защитники, помощники в делах. Они дарят особое тепло, свет и настроение.
З айчика на пальчик делали детям с трёх лет. Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы они не скучали. К зайчику можно было обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть.
«Ангелочек» «Зайчик на пальчик»
Обрядовые куклы
В старину к любому празднику в семье мастерили куклу, которой придавали особое значение. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе на видное место.
Кукла« Купавка» — это обрядовая кукла одного дня. Она воплощала собой начало купаний. Её спускали по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и несчастья. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Куклы «Неразлучники» являются символом крепкого брачного союза. Эти свадебные куклы имеют общую руку, которая является продолжением руки другой куклы, что означает, совместное преодоление всех житейских невзгод.
Куколку «Пасху» делают к Светлому празднику как символ развития и возрождения. Её можно дарить на радость и благополучие друзьям, знакомым, родным людям и коллегам.
Кукла «Коляда» присутствовала на всех рождественских колядках. Эта кукла — символ солнца и добрых отношений в семье. В мешочках, подвешенных к поясу, находились хлеб и соль. За пояс был заткнут веник, которым Коляда отгоняла нечистую силу.
2.6 Тряпичная кукла в наше время
Раньше куклам придавали особое значение, так как они были не только для игр, но и участвовали в обрядах, служили оберегами для семьи. Какую роль играют куклы сегодня? Это мы решили выяснить.
Нами было проведено анкетирование среди девочек третьих классов, чтобы выяснить, в какие куклы они играют, что знают о народных тряпичных куклах. В опросе участвовали 11 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы.
1. Играешь ли ты в куклы?
2. Знаете ли вы народные тряпичные куклы?
3. Есть ли у тебя тряпичная кукла?
4. Ты бы попробовала сделать тряпичную куклу?
5. Сохранились ли у тебя куклы мамы?
Используя метод анкетирования учащихся, мы выявили, что все девочки третьих классов любят играть с куклами. Есть у девочек и тряпичные куклы, но многие хотели бы сделать народную тряпичную куклу своими руками. Куклы, которыми играли наши мамы, не сохранились, а остались лишь фото с ними.
Куклы наших мам
В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол. Выпускница нашей школы мастерит такие необычные куклы, которые она дарит своим друзьям и близким в качестве сувениров.
Коллекция тряпичных кукол Рыжевской Клавы
Мы узнали, что старшеклассницы на кружке « Умелые ручки» шили куклы-перчатки для кукольного театра. Они выступали перед младшими ребятами с постановкой русской народной сказки « Репка».Да, какие они разные, куклы!
2.7 Сравнение традиционной народной куклы с современной куклой
Познакомившись с народной тряпичной куклой, можно сравнить ее с современной, привычной для нас игрушкой.
Народная кукла |
Современная кукла |
Плюсы |
|
Яркая, красивая Использовались лишь натуральные ткани Проста в изготовлении Доступна всем Изготовлялась своими руками Передавалась из поколения в поколение Развивала, оберегала, защищала, учила рукоделию, любви, заботе Развивает художественное мышление, вкус Каждая кукла индивидуальна (не было ни одной одинаковой куклы) Воспитывает самостоятельность |
При игре с ними девочки принимают на себя роль мамы, подруги или сестры Учит рукоделию Удобно шить на них наряды Современная Дольше хранится Красивая Похожа на человека |
Минусы Не долговечна Нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду |
Изготовлена из синтетических и химических материалов Доступна не всем Изготовлена на станках Быстро ломаются Быстро проходит интерес к ним Холодная, не излучает тепло рук |
Подводя итог сравнения, можно сделать вывод, что у каждой куклы есть свои преимущества и свои недостатки. Но у них есть и общее: все эти куклы создавались для игры.
2.8 Изготовление народной куклы
Мы хотим рассказать и показать, как можно сделать своими руками куклу «Пеленашку». Кукла «Пеленашка» – самая простая куколка. Это младенчик в платочке, завёрнутый в пелёнку. Куклу изготавливала будущая мама перед рождением ребёнка с молитвой и добрыми мыслями о будущем дитятке.
Для выполнения работы необходимо: два прямоугольных лоскута 15х25 см из белой и цветной ткани, треугольный лоскут из цветной ткани для платочка, тонкая атласная тесьма длиной 35 см, нитки, ножницы.
Этапы изготовления:
Берём прямоугольный лоскут из белой ткани, складываем пополам и плотно скручиваем в скатку.
Перевязываем скрутку посередине ниткой.
Обозначаем голову нитью, соблюдая пропорции, затем повязываем на голову треугольный лоскуток – платок.
Получившуюся куклу пеленаем оставшимся прямоугольным лоскутом из цветной ткани и перевязываем тонкой атласной тесьмой.
Куколка «Пеленашка» готова! Она может принести радость детям. Эта игрушка – как эстафетная палочка от прошлого к настоящему, а затем и будущему.
Мы познакомились с технологиями изготовления кукол-оберегов и научились делать их сами. Ведь эти куклы красивые и добрые!
Наши работы
Мы много нового, интересного узнали о народных тряпичных куклах и решили сочинить сказку о хранительнице сна.
Бабушка-Забавушка
Эту милую куколку Забавушку в ярком платочке и пёстром сарафанчике сшила моей бабушке её мама, моя прабабушка. Говорят, что когда игрушка сделана с любовью, в ней остаётся частичка души мастера, и она становится живая. Такой была и Забавушка. Куколка стала любимой игрушкой девочки. Бабушка везде носила её с собой и даже спала с ней. Бабушка подросла, а куколка постарела, сарафанчик и платочек выгорели на солнце. Так куколку стали называть Бабушкой-Забавушкой.
Бабушка выросла и перестала играть в игрушки, но свою любимицу не выбросила, а посадила в корзиночку с вязанием. Там куколка и жила, пока не родилась моя мама. Куколку дали поиграть малышке. И заметили удивительное – когда куколка лежала в кроватке, дочка быстрее засыпала и всю ночь спала спокойно, как будто кто-то её убаюкивал. Бабушка вспоминала, что ей в детстве всегда снились чудесные сказочные сны. Она догадалась, что это куколка рассказывала ночью сказки. Так Бабушка-Забавушка стала хранительницей детских снов. А ещё она умеет ладить с домашними животными. Кошки вообще слушаются её как дрессированные. Когда малыш заплачет, куколка подзывает кошку, та прыгает к малышу, трётся об него и щекочет пушистым хвостом. Все слёзы сразу высыхают. Теперь Бабушка-Забавушка живёт в моей комнате. Она сидит в уголке кровати и следит, чтобы мне снились только хорошие сны.
Куколка «Бабушка-Забавушка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы узнали, что тряпичная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Раньше куклам придавали особое значение, так как они были не только для игр, но и участвовали в обрядах, служили оберегами для семьи. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком.
Выполняя эту работу, мы познакомились с разнообразием народных кукол и научились изготовлять их своими руками. В дальнейшем научимся мастерить более сложные куклы и подарим их маленьким ребятам в детский сад. Разные на свете куклы, разные у них имена, но кукла тряпичная будет актуальна всегда.
Мы уверены, что созданные руками человека куклы доставят радость людям и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.
Тряпичная кукла
Кукла тряпичная – прошлого след,
Мир, доброта и отрада,
Бабушки милой из детства привет
Встрече с тобой я так рада!
Платьица маленький лоскуток,
Глазки глядят не мигая,
На голове золотой завиток,
Кукла моя дорогая.
Дари русским людям простое тепло,
В добре и любви черпай силы,
Живи заграничным игрушкам назло,
Как символ великой России!
Марочкина Ольга Алексеевна
Список использованной литературы
Берстенева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г. – 111 стр.
Горичева. В. С. Куклы. Ярославль: « Академия развития», 1999 г. – 192 стр.
Дайн Г. Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г. – 64 стр.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Шведовой Н. Ю. – 22-е изд. стер. – М.: Русский язык. 1990.
Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г. – 41 стр.
Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.
Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г. – 47 стр.
http:www.oberegov.net
http:www.krupenichka.ru
Просмотров работы: 2617
Развитие интереса учащихся к народному искусству средствами создания современной тряпичной куклы
Подготовка подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Тряпичная кукла — неотъемлемая часть русской культуры, и в России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Традиционная русская тряпичная кукла, изначально имевшая сакральное значение, прошла путь от идола до многофункциональной игрушки и произведения искусства. Кукла сумела пронести через время свою значимость и символичность, и доказать, что традиционная русская тряпичная кукла обладает значительным воспитательным потенциалом. Традиционная тряпичная кукла в современной социокультурной среде играет важную роль в процессе эстетического воспитания, передачи культурных традиций и является основным компонентом погружения ребёнка в творческую деятельность.
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная,
без понимания сущности куклы невозможно понять человека».
Салтыков-Щедрин
Духовное возрождение России начинается в обычном образовательном учреждении, на занятии, созданном по законам педагогики. Во все времена было известно универсальное правило обучения и воспитания – сильный и яркий художественный образ действует на учащегося любого возраста достаточно мощно. Очень важно приобщать учащихся к познанию духовного развития человека, знакомить с народными обычаями и культурой. Актуально способствовать раскрытию личности ребенка, повышению его самооценки путем участия в творческой деятельности. В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети, проживающие в городских и сельских поселениях ХМАО, практически не имеют возможности посещать музеи, не могут различать народные промыслы и предметы старины, сохранившиеся в единичных экземплярах у старшего поколения и в музеях. Есть интерес, но не могут найти ответы на возникшие вопросы.
В процессе изучения и изготовления современных тряпичных кукол, учащиеся обучаются, опираясь на традиции наших предков, посредством искусства, практическим умениям и навыкам работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями, развивая при этом мелкую моторику, координацию движений, глазомер, точность действий, аккуратность при выполнении работ. Знакомясь с тем, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, у учащихся возникает познавательный интерес, а также естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Основная цель проекта «Создание коллекции Тряпиенсы» — духовно-нравственное воспитание учащихся на народных традициях посредством изготовления коллекции тряпичных кукол как эффективного средства для комплексного развития личности в целом.
В настоящее время весь мир охвачен «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. Современные мастерицы делают тряпичных кукол так же, как в старину делали «домашних» кукол в разных семьях — и в крестьянских, и в дворянских — обязательно из натуральных тканей, используя простые приемы в конструкциях, придавая куклам деликатный облик и особую выразительность, «наполняя» их своими добрыми чувствами и пожеланиями. Тряпичные куклы создаются современными авторами в разной интерпретации. Существуют два основных направления в создании кукол: один — «народный», с опорой на народные традиции, другой — «авторский», с использованием авторских творческих идей.
Современная тряпичная кукла может выглядеть совершенно по-разному, от примитивных форм (глазки-бусинки), до сложной и кропотливой работы, как над чертами лица куклы, так и над элементами ее одежды. Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Авторская кукла – это произведение искусства. Она может быть выполнена в различных техниках, например текстильные куклы, валяные, фарфоровые и т.д. Кукла всегда остается замечательным дополнением к интерьеру и отображает характер владельца.
Интерьерные куклы в наше время пользуются все большим спросом, все чаще, приходя в гости, можно заметить их в разных местах дома.
При обсуждении темы коллекции «Тряпиенсы» детьми отмечены куклы, относящиеся к разным циклам жизни человека: детский цикл, свадебный и семейный цикл и цикл беременности и родов. На Руси видели Путь — Судьбу женщины, проходящую по кругу Жизни через состояния — Вежи. Важным было быть на своём месте, проходить, не нарушая порядка из вежы в вежу. Весь круг – это целостность женщины, которая виделась через поэтапное прохождение, а не перепрыгивание веж. Каждое состояние несло в себе своё понимание мира, и виденье его. Жизнь, как Колесо крутится, и застревать в одном из состояний, значит не давать жизни ходу. Всему своё время и место. В каждом возрасте женщина прекрасна, если она в нем уместна.
Для создания куклы — «партнера», символизирующую детский цикл, для участниц коллектива театра мод, необходимо было определить, на основе какой куклы будет она изготовлена. При выборе вида тряпичной куклы для коллекции «объединения Театр мод» внимание учащихся было привлечено куклой-Капустой. Изучив и сравнив новые виды авторских кукол, решено было взять за основу Вепсскую куклу-Капустку и — японскую (или корейскую) текстильную куклу Тряпиенс.
Среди тряпичных кукол Вальдорфская кукла или кукла Штайнер (Штейнер) считается первой педагогической куклой, так как разрабатывалась она, согласуясь с методами Рудольфа Штайнера, австрийского философа. Главный вальдорфский принцип изготовления – простые игрушки из природных материалов для полноценного развития детей. У неё всегда пропорциональное тело. Каждая Вальдорфская кукла – индивидуальное создание. В соответствии с возрастом ребенка разрабатывается лицо куклы. Для совсем маленьких детей — черты лица, вышитые или накрашенные, изображены условно, практически безликое лицо. Чем старше становится ребенок, тем «сложнее» лицо, стимулирующее воображение ребенка.
Капустка — (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости. С давних пор считается, что Капустка притягивает лучших женихов. Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Куклы-капустки бывают нескольких видов и размеров. В основном у всех капусток шикарные длинные густые волосы. Волосы прошиты. Их тоже можно расчёсывать расчёской. Вес мягко набивных кукол небольшой, что важно для юных моделей при демонстрации коллекции. Рост этих кукол колеблется от 11 до 75 см.
Тряпиенсы – японские или корейские текстильные миниатюрные куколки. Тряпиенсы – сборный образ, навеянный героями японского «аниме», американской «Барби», куклами-примитивами. Эти куколки ростом 40-50см, сшитые из ткани. Фигуры кукол изящные и хрупкие, с длинными ручками и ножками, тоненькой шеей и выразительными глазами, с роскошными прическами и не менее роскошными нарядами. Тряпиенсы – это текстильные скульптуры, скульптурные фантазии. Лица корейских и японских кукол – рисованные, обычно акриловыми красками для текстиля. И чаще всего нарисованы только закрытые глазки и подрумянены щечки. По двум штрихам глаз можно узнать настроение куклы – грусть, загадку, радость, счастье. Эффектный образ такой куклы дополняется головным убором, и обувью с необычным названием чуни. Раньше так именовали лапти, сплетенные из пеньки. Сейчас этим словом называют высокие теплые тапки для дома из войлока, кожи или меха. Представляли собой низкую обувь на плоской плотной подошве с прямоугольной или круглой головкой с высокими бортами и задником. Их носили и зимой и летом.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Каждая тряпичная кукла — единственная в своем роде. Да, она похожа на своих «сестер» из семьи кукол одного автора, но нет в этой «семье» двух абсолютно одинаковых кукол. Тряпичные куклы делаются вручную, это всегда творческий уникальный процесс.
При создании необходимо сохранить фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Необходимо внимательно относиться к своей истории и культуре и тем самым сберечь то, что невозможно вернуть. Традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни, а не товарно-денежным отношениям. Она есть «миф в свёрнутом виде».
Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Испокон веков на Руси занимались рукоделием, женщины изготавливали одежду, украшая её вышивкой, игрушки для своих детей, обереги, украшали избы.
Наряду с задачами приобщения учащихся к истокам национальной культуры на основе развития познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле решаются и такие задачи: воспитание духовно-нравственных качеств личности: послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, патриотизм. В результате проекта создана коллекция современных тряпичных кукол.
В процессе реализации проекта учащиеся стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.
Литература и источники информации
1. Богуславская И.Я. «Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. «Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». Сборник статей. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1981.
2. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003. – 128 с.
3. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. – 96с.
4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.
6. Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.
7. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», 2006. 88 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ.
1. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Волгоград, 2009.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла, традиции, технология». М., 2007.
3. Дмитриева И.Г., Требухина Е.А. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника. М., 2005.
4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2010.
5. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла. Раритет. 2010.
6. Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100, Детский сад 2100», изд. «Баласс», 2011 г. под ред. Д.И. Фельдштейна.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2008.
Modern Rag Doll — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(400 релевантных результатов)