Правительство Москвы представляют Филипп Паскуа Живопись и рисунок Кураторы: Мишель и Марк Ивасилевич, Давид Розенберг
Выставка французского художника Филиппа Паскуа «Живопись и рисунок» откроется в Московском музее современного искусства в рамках Года Франции в России и представит публике знаковые полотна, сделанные художником за последние 10 лет. В экспозиции выставлено более 30 крупноформатных работ, которые обращают зрителя к основным темам творчества Паскуа — откровенности, жестокости, отражению самой «изнанки» человеческой природы. Отправной и одновременно конечной точкой для Филиппа Паскуа являются его модели. Острый взгляд художника подмечает индивидуальность, сущность каждого человека. Творческое кредо Паскуа — бескомпромиссное исследование человеческой природы и природы общества. Его интересует тема нормы и, как следствие, нарушение и пересечение установленных границ. И если живопись Паскуа говорит зрителю только о плоти, то в рисунках художника контуры человеческого тела смягчены и воздушны. Картины Паскуа вызывают ассоциации с работами Льсьена Фрейда и Дженни Савилль, однако достаточно одного взгляда, чтобы понять уникальность его стиля. К выставке в Московском музее современного искусства приурочен выход монографии «Paradis» издательства Skira о творчестве художника. Авторы монографии — Дмитрий Озерков и Давид Розенберг. Во время открытия состоится презентация книги и автограф-сессия с художником. В рамках выставки планируется показ фильма «Philippe Pasqua, l’insaisissable» (режиссер Николя Рейналь, продюсеры Марк Руссо, Жером Шеваль, France Télévisions). *** «Живопись Паскуа приходит как физический удар редкой силы, образ поистине хирургической точности. Речь всегда идет о большом формате: минимальный размер его работ соответствует размаху самого художника. Со временем круг сюжетов все более замыкается: сначала некие фетиши и загадочные силуэты, вызывающие в памяти куль Вуду и примитивное искусство, сцены родов и хирургических операций (по смене пола), собаки, новорожденные, мужчины, женщины, транссексуалы. Сегодня, в основном, тела и лица. Рядом с человеческой фигурой, практически никогда нет дополнений и деталей. Для Паскуа писать картины — это, прежде всего, фотографировать. Доли секунды довольно, чтобы поймать мимолетное выражение лица, жест или позу. Фотографии проявляются и печатаются на бумаге. Они устилают рабочие столы в мастерской или прикреплены кнопками к стенам. Это может быть фотография незнакомца или незнакомки, недавно встреченных художником, однако он предпочитает работать с моделями, которых он знает и пишет годами. Параллельно с этой плотской стороной живописи Паскуа существуют его рисунки. На них тело и лицо предстают ореолом, туманом, дымом, штрихом, колебанием воздуха. Речь уже не столько о плоти, сколько о форме, абрисе и изысканной текстуре». Давид Розенберг Биография Филипп Паскуа родился в 1965 году в Грассе. Живет и работает в Париже. Паскуа начал заниматься живописью и скульптурой в 90-е годы, и сейчас считается одним из важнейших художников своего поколения. О нем писали многие известные авторы, в том числе Пьер Рестани и Мишель Вальдберг. Работы Филиппа Паскуа находятся во многих престижных коллекция во Франции и за рубежом, часто выставляются в государственных и частных центрах современного искусства. Две монументальные скульптуры Паскуа недавно были выставлены в Париже на Елисейских полях и в Венеции во время 53-й биеннале современного искусства.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР МУЗЕЯ |
Как печатать футболки с картинами известных художников?
Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?
Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?
Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?
Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?
В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?
Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.
Благодарю за ответ. Иван.
Иван, в целом вы правы: использовать картины давно умерших художников можно без ограничений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, «давно» в каждой стране определяют по-разному. Во-вторых, некоторые страны предоставляют музеям особые права охраны разного культурного наследия.
Дмитрий Корнев
юрист
Профиль автора
Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.
Кому принадлежит право на рисунок или картину
Живопись, рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — это объекты авторского права.
ст. 1259 ГК РФ
Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.
Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.
После смерти исключительные права переходят по наследству или третьим лицам. Например, фондам или музеям, если у автора нет родственников или если так он написал в завещании.
ст. 1255 ГК РФ
ст. 1270 ГК РФ
Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.
Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.
Владельцем картины может быть музей, фонд, частный коллекционер или сам автор. Но это не всегда означает, что у владельца есть права на использование этой картины. Например, художник может продать оригинал картины в частную коллекцию, но право делать копии, печатать изображение на футболках и прочее останется у него. Многое еще зависит от законов страны, где находится произведение искусства.
ст. 1291 ГК РФ
Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.
Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.
Когда произведение становится общественным достоянием
Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.
Срок в 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считают с момента публикации. Если произведение опубликовали анонимно, но потом автора установили или он сам в этом признался, то снова отсчитывают 70 лет с момента его смерти.
ст. 1281 ГК РФ
Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.
За автором, разумеется, сохраняется право авторства и неприкосновенность произведения — и это бессрочно: никому и никогда нельзя выдавать себя за автора и нельзя вносить изменения в его произведения. Нельзя допечатать пару глав в «Войну и Мир» и издать книгу с этими поправками. Если перерисовать или дополнить чужую картину, это тоже могут посчитать переработкой. Без разрешения автора или правообладателя так делать нельзя.
ст. 1282 ГК РФ
Как использовать музейные экспонаты
В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.
Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.
Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.
Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.
Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу. Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году. Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.
Закон в основном защищает право на использование произведений в коммерческих целях. Кроме того, если музейный экспонат — это основной объект использования, его нельзя использовать без согласия и в некоммерческих целях.
ст. 1276 ГК РФ
По поводу рисунка Александра Дейнеки
Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.
Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.
Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.
Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.
Если картина изменена настолько, что почти не похожа на оригинал, то запретить ее использовать нельзя, но сначала это придется доказать. Но право на неприкосновенность произведения, в том числе и на сокращение, бессрочно — теоретически наследники могут иметь претензии, особенно если вы извлекаете выгоду из таких изменений.
ст. 1266 ГК РФ
Если автор картины иностранец или она хранится за границей
Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.
Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.
Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.
Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.
Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местахЕсли у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Задать вопрос
100+ Рисование картинок | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
100+ Рисовать картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 6K
- Степка фотосколков 10K
- Группа людей 34
Иллюстрация
Растительная картина
художник
Эскиз
Дизайн
Секлетки
СПЕЧЕТ
СЧЕТ
. карандаш
каракули
рисунок карандашом
дизайн профессиональныйхолдингтехнология
portugalfarohomeschool
Hd grey wallpaperssketchskin
pencildeskinterior
Women images & picturesartistlantern
Hd white wallpapersHd color wallpapersSpace images & pictures
Hq background imagesPaper backgroundsHd design wallpapers
Hd pattern wallpapersHd wallpapersillustration
eggFood images & picturesPeople images & pictures
aspergersgen-zCreative images
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –– –– – –.
Hd art wallpaperspaintingpaintbrush
Texture backgroundsHd abstract wallpapersdoodle
calligraphyhuman
tehran provinceirancolored pencils
vietnamTattoo images & picturesho chi minh city
femalezoomersHd teen wallpapers
pensketchbookwhite page
handstouchshaking hands
idboiseusa
Related collections
Рисунок
962 фото · Куратор Леора Винтерdrawing
135 photos · Curated by Arkosicdrawing
203 photos · Curated by yujeong kimschoolblogWebsite backgrounds
design professionalholdingtechnology
Hd grey wallpaperssketchskin
pencildeskinterior
Hd white wallpapersHd color wallpapersSpace images & pictures
женских зумеровHd обои для подростков
0011HD Art WallpaperspaintingPaintbrush
Callygraphyhuman
Женщины Изображения и PictureArtistlantern
Вьетнамтатта Изображения и PictureSho Chi Minh City
Pensketchbookwhite Page
Idboiseusa
–––––––– —–––– ––––––––– ––––––––––– –––––––––– –––––––––—––––– –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
португалфародомашняя школа
Текстуры фоныHd абстрактные обоикаракули
провинция ТегеранИранцветные карандаши
Hq фон фотографииБумажные фоныHd дизайн обои
Связанные коллекции
Рисунок рисунок
962 Фотографии · Куратор Leora WinterРисунок
135 Фотографии · Куратор ArkosicРисунок
203 Фотографии · Куратор yujeong KimHandshshshshshshshshshshshshshshshshshshshshshshshshash. изображения и картинки
школьный блогФон веб-сайта
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
design professionalholdingtechnology
С уважением Медиа
Hd art wallpaperspaintingpaintingbrush
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Агентство KOBU
Portugalfarohomeschool
Dhanya A v
HD Grey Walpaperssketchskin
Sheldon Liu
Фоны текстуры. 0142 Unsplash+
In collaboration with Natália Blauth
Unsplash+
Unlock
calligraphyhuman
Daria Tumanova
Women images & picturesartistlantern
Customerbox
tehran provinceirancolored pencils
Jess Bailey
Hd white wallpapersHd color wallpapersSpace images & pictures
Kaizen Nguyễn
vietnamTattoo images & pictureho chi minh city
Brandi Redd
Hq background imagesPaper backgroundsHd design wallpapers
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Annie Spratt
Unsplash+
Unlock
femalezoomersHd teen wallpapers
Kamila Maciejewska
pensketchbookwhite page
Jason Leung
Hd pattern wallpapersHd wallpapersillustration
Клаудио Шварц
рукиприкосновениерукопожатие
ЛиЭнн Клайн
idboiseusa
Peter Olexa
eggFood images & picturesPeople images & pictures
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Annie Spratt
Unsplash+
Unlock
aspergersgen-zCreative images
Jess Bailey
schoolblogWebsite backgrounds
Логотип Unsplash
Сделайте что-нибудь потрясающее
Рисунок с фотографии — Etsy.
