СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсида
Алтарный выступ в восточной части храма, обычно полукруглый или граненый в плане
Алтарь
Восточная часть внутреннего помещения церкви, отделенная стеной или иконостасом
Ананасная грань (ананасный руст)
Покрытие церковной главы квадратными чешуйками с бугорком в центре каждого квадрата
Антаблемент
Верхняя горизонтальная часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами. членится снизу вверх на архитрав, фриз и карниз
Аркатура, аркатурный пояс, аркатурный фриз
Декоративное украшение стены в виде ряда глухих арочек, иногда опирающихся на колонки
Архитрав
Нижняя часть антаблемента, его основание, опирающаяся обычно на капители колонн или непосредственно на стену
База
Основание, нижняя опорная часть колонны, столба или пилястры, более широкая, чем их ствол
Балюстрада
Ограждение лестниц, балконов, террас, состоящее из ряда невысоких фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами
Барабан
Венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)<br />венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)
Бусы
Орнаментальный мотив в виде мелких шариков на одной линии, разделенных дисками того же диаметра
Вазон
Архитектурное украшение в виде вазы
Волюта
Декоративный мотив в форме спиралевидного завитка
Восьмерик
Восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на четырехугольном основании (восьмерик на четверике) (с окнами – световой восьмерик)
Восьмискатное завершение
Верхняя часть четверика, каждая из сторон которого перекрыта на два ската
Гирька
Декоративное украшение арочного проема, обычно из резного камня, подвешенное и закрепленное на скрытом в кладке железном стержне. помещается на воротах, крыльцах или в оконных проемах
Глава
Наружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей
Гребень
Украшение кровли в виде декоративного разорванного фронтона или ажурной решетки
Гульбище
Наружная терраса или галерея, часто открытая, обходящая здание с нескольких сторон на уровне подклета. встречается в церквях, трапезных и дворцах
Двусветный объем
Объем с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
Декор
а) Совокупность средств и приемов в архитектуре, способствующих раскрытию ее идейно-художественного содержания; б) система украшений сооружения (фасада, интерьера)
Дынька
Декоративная деталь в русской архитектуре XIII–XVII вв., утолщение на столбах, колонках, в оконных и дверных наличниках, по форме напоминающее дыню
Закомара
Полукруглое или килевидное (с заостренным верхом над серединой дуги) завершение части стены церковного здания; повторяет очертания расположенного за ней свода
Звонница
Надстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение в виде стены с проемами для подвешивания колоколов
Изразец
Вид облицовочной керамики; керамическая плитка из обожженной глины с рисунком, имеющая с оборота вид открытой коробки (румпу) для крепления в кладке
Иконостас
Стена, составленная из нескольких ярусов икон, которые размещаются на горизонтально положенных деревянных брусьях; отделяет внутреннее помещение храма от алтаря
Каннелюры
Вертикальные желобки на стволе колонны или на пилястре
Капитель
Верхняя часть колонны или пилястры
Карниз
Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах
Картуш
Украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
Кессоны
Небольшие углубления геометрической формы на поверхности потолка, свода, арки
Килевидные формы (закомар, кокошников)
Имеющие форму полукруга или полуовала с внешним заострением над серединой дуги
Кокошник
Декоративные закомары, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания; имеют полукруглые или килевидные очертания. часто кокошники располагаются ярусами
Колокольня
Сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов
Кубышка
Древнерусский декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания<br />
Купол
Конструкция покрытий (или само покрытие зданий и сооружений), имеющая форму, близкую к полусфере. купольные конструкции позволяют перекрыть значительные пространства без дополнительных промежуточных опор
Лепестковообразный (лепестковый) план
План церкви или другого сооружения в виде четверика, к сторонам которого пристроены полукруглые выступы
Лестница
Функциональный и конструктивный элемент здания, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней, как правило, в архитектуре является несущей конструкцией
Ложное окно
Ниша на стене, повторяющая размеры и очертания окна; иногда с помощью живописи имитируются переплеты рамы
Лопатка
Пилястры без капители
Луковица
Форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу
Люкарна
Оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. люкарны, имеющие декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями
Навершие
Вершина, маковка; резное украшение (фигурное навершие)
Наличник
декоративное обрамление оконного или дверного проема. состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части. наличник часто украшался резьбой
Ордер архитектурный
Определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. несущий элемент – колонна, состоящая из капители, ствола и базы. несомые горизонтальные части составляют антаблемент, который образуют архитрав (нижняя часть), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя выступающая часть). дорический ордер – один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны сужающиеся кверху колонны с каннелюрами без баз и капитель в виде подушки. является важнейшим элементом монументальных композиций классической архитектуры. ионический ордер – один из основных архитектурных ордеров, имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанным каннелюрами. отличительной особенностью является капитель в виде подушки с двумя волютами. фриз часто покрывался рельефом. коринфский ордер – наиболее утонченный среди архитектурных ордеров, для которого характерны изящные колонны с каннелюрами и базами, завершенные пышной капителью из узорчатых листьев и небольших волют. тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. имеет колонну без каннелюр и гладкий фриз
Палладианское окно (итальянское окно)
Трехчастное окно с повышенной средней частью, иногда разделенное декоративными колонками. заимствовано из построек итальянского архитектора xvi в. а.палладио
Паперть
Площадка перед входом в церковь
Парапет
Невысокая ограждающая стенка по краю крыши, балкона, крыльца, лестницы, набережной, моста
Певдоготический стиль
Направление в архитектуре XVIII–XIX вв. , возродившее архитектурные формы и декоративные мотивы, а иногда и конструктивные особенности западноевропейской готики
Пилоны
Массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов
Пилястра
Плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стен
Пинакли
Декоративные башенки
Подклет
Нижний этаж церкви или жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение
Позакомарное покрытие
Покрытие кровли церковных зданий, повторяющее полукруглые очертания закомар
Полуколонна
Колонна, выступающая за пределы стены на половину своего диаметра
Портал
Декоративно оформленный вход в здание. перспективный портал – обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены уступов
Портик
Выступающая из стены обычно перед входом в здание колоннада, несущая перекрытие. часто завершается фронтоном
Посад
Поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля)
Престол
Неподвижный четырехугольный стол в центре алтаря, покрытый тканями с религиозной символикой; на нем находятся евангелие с напрестольными крестами по сторонам и дарохранительница
Придел
Небольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада церкви, имеющая дополнительный алтарь для богослужения<br />
Притвор
Входная пристройка к церковному зданию
Продольно-осевое построение плана
В древнерусских храмах композиционное построение по одной оси собственно церкви (четверика), трапезной и колокольни
Раковина
Декоративный лепной элемент в виде раковины (обычно веерное заполнение закомары или полукруглого верха ниши)
Репьи
Декоративные металлические розетки со звездчатым краем
Романский стиль
Возник в X–XIII вв. в западноевропейских странах. характерные особенности: массивные стены, редкие и узкие проемы окон, высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции, скромный декор в виде аркатурных поясов
Ротонда
Круглая постройка, завершенная куполом
Рустовка (рустика)
а) Рельефная кладка или облицовка сооружения рустом – камнем с грубо отесанной выпуклой лицевой поверхностью; б) декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной высоты, рельефно выступающих над фоном
Свод
Пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический — образует в поперечном сечении полукруг; б) крещатый — образуется пересечением двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый — образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный — представляет собой полное полушарие
Слобода
Пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом
Слухи
Проемы в шатре колокольни
Стилобат
Ступенчатое основание архитектурного сооружения или скульптурного монумента
Стрельчатый
Имеющий заострение при пересечении двух симметричных дуг
Трапезная
а) В монастырях – общая столовая с церковью при ней; русские трапезные XVI-XVII вв. представляют собой большие залы с открытыми террасами и лестницами; б) западная пристройка к церкви
Трехлопастное завершение
Очертание кровли в виде трех дуг, из которых средняя опирается на концы боковых, зеркально повторяющих друг друга
Урочище
Участок местности, отличающийся от окружающих какими-либо естественными признаками (например, болото, лес среди поля)
Фестоны
Декоративное лепное украшение в виде зубчатого или волнистого узора, гирлянды
Филёнка
Декоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры
Фонарик (световой фонарик)
Завершающий здание небольшой граненый объем с большой поверхностью остекления
Фриз
а) Средняя горизонтальная часть антаблемента; б) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы на верху стены
Фронтон
Завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. у разорванного фронтона для декоративного эффекта прерваны скаты
Хоры
Верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, а также в парадном зале
Цоколь
Нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте
Четверик
Четырехгранное (иногда квадратное) в плане сооружение. в композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с восьмериком. двусветный четверик – с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
Шатер
Покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды
Шлемовидная глава
Близкое полусфере криволинейное покрытие барабана, плавно переходящее в острие на ее вершине, напоминающее очертаниями шлем
Щипец
Двускатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость
Ярус
Горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания, а также ряд кокошников в церковном здании
Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-6
- Как выглядели первые храмы?
- Как появились церкви на Руси?
- Храм или собор? Часовня или церковь?
- Как устроен храм?
- Из чего будем строить?
- Что есть что на здании церкви?
- Купол в пол неба!
- По ком звонит колокол?
- Как читать символы на фасаде храма?
- Храм внутри
- Как читать росписи храма?
- Как читать иконостас?
- Что такое алтарь?
- В честь кого освящен храм?
Что есть что на здании церкви?
Портал, гульбище, луковицы, закомары… Все это архитектурные элементы, имеющие в культовых зданиях определенное значение. Давайте разбираться.
Апсида (от греческого «свод», «арка») — выступ, в котором размещается алтарь, будто пристроенный к храму. Чаще всего апсиды имеют полукруглую форму, но встречается и многоугольные выступы. Например, апсида на одной из церквей Донского монастыря имеет форму шестиугольника.
Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Символизирует победоносное восшествие Христа на Небеса. Часто аркатурный пояс сопровождает ширинка — декоративная прямоугольная впадина в стене.
Барабан — округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом. Барабан завершается крестом и может быть как прорезан оконными проемами (световой барабан), так и не содержать окон (глухой барабан). Весь купол с барабаном и крестом называют главой. В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы с яблоком. Нередко главы покрывают лемехом — деревянной черепицей.
Закомара — полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертания расположенного за ней свода.
Куб — основной объем храма. По Библии, куб символизирует новую землю, а купол — Небеса, поэтому сочетание кубического объема храмового здания и полукруглого купола в христианской архитектуре обозначает единство неба и земли. При этом внутренний объем может быть разделен на несколько нефов (от латинского «navis» — «корабль») — вытянутых частей, ограниченных с продольной стороны рядом колонн или столбов.
Наличники — накладные фигурные или резные планки, украшающие оконный или дверной проем.
Паперть — крыльцо перед входом в храм, поднятое по отношению к уровню земли. Таким образом ступени паперти символизируют духовное возвышение. Обычно паперть ведет к портику — галерее на колоннах или столбах перед входом в здание. Также иногда церкви окружают галереи-«гульбища» — арочные террасы вдоль стен храма.
Пилястра — конструктивный или декоративный вертикальный выступ на поверхности стены, условно изображающий колонну. Верхнюю часть пилястры обычно называют капителью.
Подклет — нижний, как правило нежилой, этаж здания. Подклет служил для разных целей. Например, в подклете Благовещенского собора Московского Кремля хранилась государственная казна. Кроме того, когда под полом находится воздушное пространство, верхнее помещение становится теплее.
Поребрик — полоса в форме пилы из кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада. В отличие от пояска (горизонтальной полосы, защищающей стены от воды), поребрик имеет только декоративное значение.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Геометрические, растительные и животные узоры портала символизируют Райский сад. Нередко в верхней части арки входа делают горизонтальную перемычку с тимпаном (от латинского «барабан») над ней. Так как это место привлекает к себе особенное внимание, его украшают скульптурой или фресковой живописью.
Трапезная — невысокая пристройка с западной стороны церкви для проповедей, общественных собраний и приема пищи.
Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. А многоярусные храмовые здания обычно венчает шатер — высокое пирамидальное покрытие. Также можно услышать, что храм построен «восьмерик на четверике». Это значит, что четырехугольный куб храма венчает восьмигранный ярус.
Московские монастыри и церкви
Страница 6 из 14«‹2345678910›»
Какие бывают театральные сцены и зрительные залы?
Театры развивались с различной внутренней планировкой в соответствии с типами представляемых в них постановок. Ниже перечислены наиболее распространенные типы сценических аранжировок.
Сцены авансцены
Сцены авансцены имеют архитектурный каркас, известный как арка авансцены, хотя и не всегда арочную форму. Их сцены глубокие и иногда с граблями, что означает, что сцена плавно поднимается от зрителей. Иногда передняя часть сцены выходит за авансцену в зрительный зал. Это известно как фартук или форестаж. Театры, содержащие сцены авансцены, известны как арочные театры авансцены и часто включают в себя оркестровую яму для живой музыки и летную башню для движения декораций и освещения.
Арка авансцены Шеффилдского лицея.
Выдвижные сцены
Как следует из названия, они выдвигаются или «выдвигаются» в зрительный зал, а зрители сидят с трех сторон. Сама область упорной ступени не всегда квадратная, а может быть полукруглой или полумногоугольником с любым количеством сторон. Такие сцены часто используются для увеличения близости между актерами и публикой.
Ступень тяги в Гюльбенкяне, Кентский университет.
Круглые театры
В них центральная площадка для представлений окружена публикой со всех сторон. Расположение редко бывает «круглым»: чаще сидячие места имеют квадратную или многоугольную форму. Актеры входят через проходы или проходы между сиденьями. Декорации минимальны и тщательно расположены, чтобы не мешать обзору зрителей.
Круглый зал Театра Стивена Джозефа, Скарборо.
Театры-арены
Театры-арены представляют собой большие зрительные залы с центральной сценой и публикой со всех сторон, подобно театрам со всех сторон. Площадка сцены обычно прямоугольная, больше похожая на спортивную арену, с многоуровневыми сидячими местами.
Театры-студии или «черные ящики»
Это гибкие помещения для выступлений, которые в своей основе представляют собой одну комнату, окрашенную в черный цвет, пол сцены находится на том же уровне, что и первый зрительный ряд. Обычно эти пространства позволяют временно установить сиденья в различных конфигурациях, чтобы можно было представить самые разные постановки.
Студия театра Квесторс, Илинг.
Ступени-платформы
Обычно они состоят из приподнятой прямоугольной платформы в одном конце помещения. Они могут иметь ровный или наклонный пол. Зрители сидят рядами лицом к сцене. Сцены-платформы часто используются в многоцелевых залах, где театр — лишь одно из применений пространства. Там, где сцена открыта и не имеет занавесок, их иногда называют конечными или открытыми сценами.
Ипподромы
Ипподромы похожи на цирки и имеют центральную круглую арену, окруженную концентрическими рядами сидячих мест. Глубокие ямы или низкие экраны часто отделяют зрителей от арены.
Театры под открытым небом
Это театры под открытым небом, у которых нет крыши, хотя иногда части сцены или места для зрителей могут быть покрыты. На этих этапах может использоваться естественный свет, поскольку он меняется в течение дня, особенно на закате.
Зрительный зал театра под открытым небом Ратленд.
Местный театр
Местный театр обычно проводится в нетрадиционном театральном пространстве, таком как паб, дом или склад, часто отражая историю, атмосферу или опыт определенного места.
Театр-прогулка
Зрители перемещаются с места на место вслед за актерами и представлением.
Изображения: Ян Гранди, Theaters Trust.
Основная архитектурная терминология — Афинский ключ
Счеты
Наверху капители, толстая прямоугольная каменная плита, служащая плоской широкой поверхностью, на которой покоится архитрав.
Акант
Растение из Средиземноморья, зубчатые листья которого были скопированы в камне для украшения коринфских и композитных капителей; используется также для украшения молдингов и фризов.
Эдикула
Элемент обрамления, состоящий из антаблемента и фронтона, опирающихся на две колонны.
Проход
Проход или коридор, параллельный нефу церкви или древней базилики и отделенный от него колоннами или опорами.
Алтарь
Столовая конструкция для совершения таинств в христианской церкви; для жертвоприношений или подношений в древности.
Апсида
Полукруглая, многоугольная или прямоугольная пристройка в конце римской базилики или христианской церкви.
Аркада
Ряд арок, поддерживаемых колоннами или другими вертикальными элементами.
Арка
Конструктивное устройство изогнутой формы для перекрытия проема с помощью клиновидных кирпичей или камней, поддерживающих друг друга за счет взаимного давления и подпираемых по бокам.
Архитрав
Квадратная балка, являющаяся самой нижней из трех горизонтальных составляющих классического антаблемента.
Мансардное окно
Окно, освещающее мансардный этаж, часто расположенное на карнизе. Чердачные окна характерны для древнегреческой архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения.
Бочкообразный свод
Полуцилиндрический свод, полукруглый или заостренный в поперечном сечении; также называется туннельным сводом.
Баптистерий
Комплекс зданий, примыкающий к раннехристианским базиликам. Обычно он состоит, помимо двора или внешней площади крещения, соприкасающейся с южным приделом базилики, еще из двух комнат, пристроенных к вышеупомянутому двору. Устройство баптистерия соответствовало обряду крещения. Таким образом, крестившиеся со двора или наружного дома, где совершались благословение, экзорцизм и исповедание веры, шли во внутренний, фотистерион. Там он раздевался, умащался священным маслом и читал Символ Веры перед епископом. Наконец, крещение в купели будет иметь место с символикой погружения и вознесения. Поэтому в центре фотостериона была встроенная купель. Новокрещенный, одетый в белое, получил миро от епископа в хрисмарионе, комнате к северу от фотистериона, откуда он вошел в церковь, чтобы впервые присутствовать на мессе перед Святой Бемой.
Базилика
В древнеримской архитектуре большое прямоугольное здание, использовавшееся в качестве трибунала или для других общественных целей и обычно состоящее из нефа, проходов и одной или нескольких апсид. Вероятно, наиболее часто встречающаяся и архетипическая церковь христианского искусства, поскольку она широко — если не исключительно — использовалась в раннехристианский период. В этом архитектурном типе акцент делается на длину, поэтому его часто характеризуют как базиликанский план. Кроме того, одним из архитектурных истоков базилики (поскольку о ее происхождении ведется много споров) являются римские дороги, по бокам которых стояли аркады, поддерживаемые колоннами. Согласно другой точке зрения, он происходит от римских тронных залов в перистиле римских домов или в погребальных часовнях катакомб и кладбища мучеников. Мы различаем два типа базилик: Эллинистический один (с деревянной крышей, разделенный колоннадами на три и более прохода) и Восточный один (бочковидный свод, трехнефный, разделенный колоннами).
Капитель
Самая верхняя часть колонны, обычно имеющая форму шарнирного соединения с поддерживаемой перемычкой или аркой; в классических типах, включающих счеты, эхины и другие резные детали.
Целла
Тело и главное святилище классического храма, в отличие от его портика и других внешних частей; иногда используется как синоним наоса, главной комнаты храма, где находится культовая статуя.
Центральный план
Этот архитектурный тип широко использовался в раннехристианский период. Первое здание центрального плана появилось как зал в римских банях. Позже это была прихожая в королевской архитектуре. Во 2 веке нашей эры он стал очень важным благодаря римскому пантеону. Примерно в 3 веке он использовался как мавзолей, поскольку символизирует небо. По форме он бывает круглым, восьмиугольным, шестиугольным, трехконховым и четырехконховым.
Перегородчатая кладка
Характерный и сложный стиль церковной кладки Элладской школы.
Колоннада
Ряд колонн, которые поддерживают ряд непрерывных арок или горизонтальный антаблемент.
Колонна
Опорная вертикальная колонна, состоящая из основания, цилиндрического вала и капители наверху вала. Колонны могут быть простыми или орнаментальными. В классической архитектуре ее части подчиняются пропорциональным правилам.
Составной ордер
Один из пяти классических ордеров; популярен в позднеримской архитектуре. На капители большие сросшиеся ионические волюты сочетаются с акантовыми листьями коринфского ордера.
Коринфский ордер
Наиболее богато украшенный из ордеров (дорический, ионический и коринфский), разработанных греками, с высокой капителью, состоящей из колоколообразной сердцевины (калатос), окруженной слоями листьев аканта, оканчивающихся в угловые волюты, увенчанные счетами с вогнутыми сторонами.

Карниз
Самая верхняя выступающая часть антаблемента; также кривая горизонтальная лепнина здания или стены.
Крест в квадрате
Эти церкви состоят из пересеченного квадрата, на котором вписаны крест и трехчастная Святая Бема. По связи между этими двумя частями тип подразделяется на следующие категории: сложные четырехколонные, полусложные четырехколонные, простые четырехколонные и простые двухколонные. Этот тип церкви появляется в Греции в первой половине 10 века.
Крестово-сводчатая церковь
Церковь архитектурного типа, возникшая во второй половине 13 в. прежде всего в материковой Греции. Обычно это небольшие церкви со сводчатыми сводами, однонефные или трехнефные. Бочкообразный свод прерывается вторым поперечным и высоко расположенным бочкообразным сводом. Таким образом, в кровле четко формируется форма креста, отсюда и название этого типа церкви. Церковь имеет множество вариаций.

Склеп
Сводчатое пространство под тротуаром церкви, часто хранящее реликвии или гробницы.
Куфические узоры
Декоративные узоры, очень распространенные в византийской церковной кладке. Их название происходит от арабского города Куфа. Они имитируют символы арабского алфавита.
Dipteral
Относится к храму, окруженному двойным рядом колонн.
Купол
Изогнутый свод, возведенный на круглом основании и имеющий полукруглое, остроконечное или выпуклое сечение. Если он поднят над квадратным или многоугольным основанием, необходимо вставить переходные косички или подвески по углам основания, чтобы преобразовать его в ближний круг.
Дорический ордер
Колонна и антаблемент, разработанные на материковой части Греции; рифленый столбчатый вал без основания; его капитель представляет собой счет над простой подушкообразной лепниной (эхин). Антаблемент имеет простой архитрав, фриз из метопов и триглифов и карниз с выступающими блоками (мутулами). В римско-дорическом стиле колонна тоньше, чем у греческого прототипа, не имеет канавок и стоит на низком основании; столица меньше.
Сухая кладка
Кладка без раствора.
Раннехристианский византийский период
Первые христианские века, между 4 и 6 или 7 вв. ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Эхин
Выпуклая, подушкообразная накладка между древком и счетами в дорическом или тосканском ордере; в ионической капители, найденной под завитками, как правило, в украшенной форме.
Антаблемент
Верхняя часть классического ордера, состоящая из архитрава, фриза и карниза.
Exedra
Полукруглое углубление или ниша; большая апсида.
Фасад
Основная внешняя сторона здания, обычно передняя.
Рифление
Неглубокие вогнутые каналы врезаются вертикально в ствол колонны или пилястры. В дорических колоннах они сходятся в остром крае; в ионических, коринфских и композитных колоннах они разделены узкой полосой.
Свободный крест
Этот тип происходит от римского мавзолея и в раннехристианский период в основном использовался в мученичестве. В Греции мы сталкиваемся с ним главным образом в средние византийские годы. Это небольшие церкви в регионах вокруг крупных городских центров.
Фриз
Горизонтальная полоса, иногда окрашенная или украшенная скульптурой или лепниной. Он может проходить вдоль верхней части стены прямо под карнизом или может быть той частью классического антаблемента, которая находится между архитравом и карнизом. Дорический фриз часто имеет сплошную рельефную скульптуру.
In Antis
Термин, используемый для описания колонн, расположенных между концами двух стен, обычно выступающих из концов целлы небольшого греческого храма.
Интерколонна
Пространство между соседними колоннами в колоннаде, часто определяемое некоторым кратным диаметру самой колонны.
Ионический ордер
Один из пяти классических ордеров, ионический характеризуется свиткообразным (волютовым) элементом капители, наличием зубцов в карнизе и фризом, который может содержать сплошной рельефный орнамент.
Поздневизантийский период
Последний византийский период, отмеченный правлением династии Палеологов (13-15 вв.).
Мартириум
Сооружение, часто центрального плана, возведенное на месте, священном для христианства, символизирующее акт мученичества или отмечающее могилу мученика, умершего за свою веру.
Мариологический кружок
Предмет почитания Девы Марии. Торжества из мариологического круга связаны с Девой Марией (Рождество, Сретение, Благовещение, Успение).
Мегарон
Главный зал эгейского жилища, продолговатой формы, с наклонными сторонами и плоской вершиной, с проходом, ведущим в подземную погребальную камеру.
Метопа
Во фризе дорического ордера прямоугольная область между триглифами; часто оставляются однотонными, но иногда украшаются рельефным орнаментом.
Средневизантийский период :
Средневизантийский период (8 – начало 13 вв.).
Мозаика
Монастырские мозаики представляют собой один из трех самых доминирующих стилей живописи конца XI века. Первый стиль — это стиль монастыря Дафни с сильным классическим влиянием. Второй — это стиль Оссиоса Лукаса со схематическими фигурами, а третий — Новый монастырь (Неа Мони) на Хиосе, где сочетаются первые два стиля.
Наос
Основная закрытая часть греческого храма, содержащая культовую статую бога или богини.
Нартекс
Портик с колоннадой перед фасадом церкви, в раннехристианской архитектуре часто служивший четвертой стороной атриума; также поперечный вестибюль, предшествующий нефу и проходам церкви.
Неф
Центральное продольное пространство церкви-базилики, отделенное от приделов или боковых приделов и простирающееся от главного входа до трансепта или апсиды.
Восьмиугольная
Это разновидность крестово-купольной церкви, но в этом случае купол поддерживается восемью пилястрами по периферии. Преимущество этого типа в том, что интерьер церкви намного шире, чем интерьер крестово-купольной церкви, где внутренние устои купола занимают много места, мешая людям иметь хороший обзор святилища. Кроме того, в отличие от крестово-купольных церквей, в восьмиугольных легче увидеть Пантократора в куполе, так как купол виден от входа, потому что храм больше. Однако недостатком их является то, что внешне эти храмы выглядят массивными из-за большого диаметра купола. Наоборот, крестово-купольные церкви более изящны. Самая старая восьмиугольная церковь — кафоликон монастыря Оссиос Лукас в Фокиде (1011 г.). Церкви такого типа в Афинах Агиа Сотера Ликодему.
Опистодомос
Комната в задней части греческого храма, за храмом.
Пьедестал
Поддерживающая основа для колонны или статуи.
Фронтон
Треугольное пространство, образованное загребенными карнизами (наклонными сторонами) и горизонтальным карнизом остроконечного храма; также используется над дверью или окном. Если вершина или основание расколоты, фронтон считается сломанным.
Peripteral
Относится к зданию, окруженному со всех сторон рядом колонн.
Поствизантийский период
Период после распада Византийской империи, а именно после падения Константинополя в 1453 г. определяет годы после середины 15 века.
Пирса
Массивная вертикальная опора, часто прямоугольная в плане и поэтому отличающаяся от колонны, иногда имеющая собственную капитель и основание. В сочетании с пилястрами, колоннами или валами он называется составным пирсом. Его пропорции гораздо более изменчивы, чем у классической колонны. Термин «пирс» также используется для твердой массы между окнами, дверями и арками.
Пилястра
Колонна уплощенная, прямоугольной формы, слегка выступает из лицевой стороны стены.
Цоколь
Обычно квадратный блок, образующий нижний элемент основания колонны; или выступающая нижняя часть стены.
Портик
Открытое крытое пространство с колоннадой, служащее крыльцом перед входом в здание.
Пронаос
Крыльцо в купели целлы греческого или римского храма, образованное выступами боковых стен и рядом колонн между выступами.
Бутовая кладка
Кладка в византийских церквях с бутовыми цоколями, размещенными в церковных стенах неравномерно.
Scotia
Вогнутый молдинг, используемый в качестве промежуточной части основания.
Вал
Цилиндрическое тело колонны между капителью и основанием.
Стоа
В древнегреческой архитектуре это крытый переход или портик, обычно предназначенный для общественного пользования. Ранние стоа были открыты у входа с колоннами, обычно дорического ордера, по бокам здания; они создавали безопасную, обволакивающую, защитную атмосферу. Более поздние образцы были построены в два этажа с крышей, поддерживающей внутренние колоннады, где располагались магазины, а иногда и офисы. Они следовали ионической архитектуре. Эти здания были открыты для публики; торговцы могли продавать свои товары, художники могли демонстрировать свои произведения искусства, а также могли проводиться религиозные собрания. Стоа обычно окружали рыночную площадь или агору больших городов.
Стилобат
Непрерывная каменная платформа, на которой держится колоннада; самый верхний уровень ступенчатого основания (крепидомы) греческого храма.