Posted on Leave a comment

Папье маше история возникновения: история, рецепты массы, техника создания мебели и украшений

Содержание

история, рецепты массы, техника создания мебели и украшений

Наверное, не будет ошибкой заявление, что никто не воспринимает папье-маше, как серьёзный материал. Первое, что приходит в голову при упоминании его – это новогодние маски старых времён, в лучшем случае уроки труда в начальных классах.

Но если копнуться в глубине истории, то обнаружим, что этот «несерьёзный» материал известен с давних времён и использовался не только для развлекательных целей. Из папье-маше в разные времена изготавливали практически всё – начиная от вооружения, заканчивая красивейшей мебелью.

Удивлены? Что ж, чтобы не быть голословными, давайте совершим небольшое путешествие по временам, проследим стадии развития папье-маше.

История папье-маше

Несмотря на своё явно французское название (papier mâché – жёваная бумага), папье-маше начало развиваться далеко на Востоке – в Китае. До нашего времени сохранились детали вооружения, датированные 2-м веком нашей эры.

Считается, что бумажные доспехи изобрёл в танский период некий Шан Суйдин. Во времена династии Сун их официально признали как дешёвую, но практичную форму защиты. В 1040 г. командование войск, остановившихся в Гуаннане и Хуэйнане в провинции Аньгоу, велело изготовить около тридцати тысяч комплектов бумажных доспехов и затем распределить среди гарнизонов. Обе упомянутые местности славились своим производством бумаги.

Постепенно этот необычный материал стал перемещаться в другие страны. Относительно широкое применение он получил в Японии и Персии. Правда, в отличие от китайцев папье-маше там использовали для изготовления ритуальных масок.

В Европе технология папье-маше стала применяться в XVII веке во Франции, где она и получила своё привычное нам название. Далее – Англия, Америка и другие страны. Первоначально во Франции и Англии папье-маше применяли для изготовления кукол.

Затем промышленники стали разрабатывать собственные технологии, позволившие расширить область применения материала.

Например, Генри Клей получал лакированные изделия путём дозапекания склеенных заготовок в специальной печи. Теодор Дженнес запатентовал технологию формовки под давлением. В обоих случаях продукция получала прочность выше, чем у дерева. Из папье-маше стали делать всё – декоративные изделия, заменяющие дорогостоящую деревянную резьбу, лепнину для украшения помещений и даже мебель.

В XIX веке изделия из папье-маше были очень распространёнными и модными. Первоначально их заказывала часть населения, желающая иметь красивые, но недорогие вещи. Впоследствии эта волна захватила и обеспеченных людей.

Мебель, выпускаемая в те времена, имела явно восточный оттенок – покрывалась чёрным лаком, богато расписывалась и инкрустировалась перламутром.

Также с помощью вышеуказанных технологий выпускалась мебель, покрытая имитацией богатейшей резьбы – т. н. стиль «бозарт». Правда, это направление продержалось недолго, в основном из-за спада интереса к резной мебели.


Технология изготовления мебели и украшений

Мебель

Сразу начнём с того, что ни одна технология не позволит получить полноценную мебель из папье-маше без крепкого основания. Поэтому первое, что необходимо изготовить – это деревянный или металлический каркас. Деревянный даже предпочтительнее, т. к. слои бумаги будут приклеиваться к нему гораздо лучше.

Все украшения, имитирующие резьбу, получаются путём прессования в заготовленных формах. Раньше их изготавливали из гипса, сегодня можно применить силиконовый герметик.

Дно формы смазывается маслом, чтобы масса не прилипала к ней, прокладываются проволочные скрепки (клячи), на которые декорации крепятся к основе. Далее начинается набивка. Заготовленную заранее мастику плотно вбивают в форму, для крупных деталей применяется армирование марлей. Полностью мастика высыхает за 1-5 суток, при этом давая усадку 6-8%. Это необходимо учитывать при лепке.

Полностью просохшие детали извлекаются из форм, подрезаются и крепятся на основу.

Для придания законченности и скрепления декоративных деталей друг с другом производится дополнительное заполнение пустот на каркасе.

После полного просыхания массы папье-маше шлифуют наждачной бумагой, по необходимости добавляя или подрезая мастику. По окончании подготовительных работ можно декорировать полученное изделие – покраска, роспись, инкрустация и т. д.


Имитация лепнины для интерьера

Всем известно, что лепные украшения для стен и потолка придают особый стиль всему помещению. Но такие интерьерные декорации стоят довольно дорого и не каждый сумеет их изготовить.

Здесь на помощь приходит уже знакомый нам материал – папье-маше. Декоративные украшения, выполненные из него, имеют ряд преимуществ перед традиционным гипсом:

  • меньше деформируются под влиянием времени;

  • весят намного меньше, что упрощает их крепление к основе;

  • не требуют для изготовления дорогих материалов.

Несмотря на кажущуюся простоту работа с папье-маше требует чёткого соблюдения технологии превращения рваной бумаги в прекрасное ажурное изделие. Познакомимся с ней поближе.

Ни одно украшение из папье-маше невозможно выполнить без формы. Формы изготавливаются по заранее подготовленным моделям. Модели удобнее всего лепить из глины. Сначала вылепливается общая форма модели, далее прорабатывается стеками до получения необходимого внешнего вида.

После полной просушки модели её дорабатывают шлифованием и приступают к изготовлению формы. По традиции для получения формы используют гипс, но сейчас доступны различные синтетические материалы, например, силикон или полиуретан.

Покрывают модель слоем масла (чтобы гипс не прилипал к модели), начинают плотно облепливать гипсом глиняную модель. Полученную форму после полной просушки аккуратно снимают с модели, по необходимости дорабатывают.

Далее начинается процесс получения декоративного изделия из папье-маше. Существуют два способа – маширование (многослойная оклейка) и заполнение бумажной массой. Внутреннюю часть формы смазывают маслом, начинают заполнять её бумагой.

Маширование – рваные листочки бумаги промазывают клеем с одной стороны и выкладывают внутри формы, плотно прижимая к стенкам. Обязательно надо следить за тем, чтобы листки перехлёстывали друг друга. После 3-4 слоёв бумаги выкладывается слой мешковины и так до полного заполнения формы.

Заполнение мастикой – бумажную массу доводят до консистенции густого гипса. Заполняют ей форму, плотно прижимая к стенкам. Выкладывать сразу толстый слой нельзя – потрескается.

Далее следует очень важный этап – сушка полученного изделия. Есть два способа – в сушилке или при помощи горячего песка. Первый вариант подразумевает помещение заполненной формы в сушильную камеру с температурой 40°С, второй – засыпка формы разогретым до 250°-300°С песком (его придётся менять два-три раза).

После полной просушки изделие извлекается из формы, шлифуется, покрывается слоем грунта. Оно готово к финальным отделочным работам.

Рецепты приготовления папье-маше для различных целей

Поскольку работа с папье-маше выполняется различными способами – скульптурным, формовочным и другими, за многие годы разработано множество рецептов приготовления бумажной массы. Познакомимся вкратце с основными из них.

Мастика консистенции гипса

  • вода 1 л;

  • столярный клей сухой 0,5 кг;

  • тонкая бумага 0,25 кг;

  • олифа натуральная 0,1 кг;

  • канифоль 0,2 кг;

  • мел тонкосеянный 3-4 кг.

В воде размачивают клей, варят его на пару или в водяной бане. Клей не должен содержать комков и сгустков.

Замачивают рваные кусочки бумаги в воде, кипятят не менее 1 часа. Полученную массу остужают до температуры, не обжигающей руки, перетирают в сплошную смесь. Бумажную массу крепко отжимают через марлю, смешивают с горячим клеем, добавляют олифу с толчённой канифолью и кипятят до полного растворения канифоли. Необходимо следить, чтобы не было подгораний. Массу охлаждают.

На стол насыпается мел, в который выкладывается получившаяся масса. Начинают перемешивать сначала палочкой, затем руками. Необходимо уметь определять необходимую консистенцию.

Данная мастика используется при скульптурной технологии и при заполнении форм.

Листовая мастика

  • вода 1 л;

  • столярный клей 0,35 кг;

  • бумага газетная 0,05 кг;

  • мел тонкосеянный 3 кг.

Клей расплавляют в воде, добавляют в него приготовленную бумажную массу, мел. Всё перемешивается в однородную массу сначала палочкой, затем руками. Тесто, полученное в процессе приготовления, выкладывают на стол и раскатывают на листы толщиной 3-4 мм.

Из полученных листов отминают изделия в прямых или обратных формах.

Современный рецепт


  • серая туалетная бумага 2 рулона;

  • жидкий клей ПВА 0,5 кг;

  • льняное масло 3 ст. ложки;

  • вода 1,5 л.

Измельчаем туалетную бумагу, замачиваем в воде. Необходимо проследить, чтобы не осталось сухих фрагментов бумаги. Через 24 часа отжимаем бумажную массу через марлю.

Добавляем в отжатую массу клей ПВА и начинаем перемешивать. Чтобы перемешивание происходило более эффективно, добавлять клей лучше частями по 100 г.

Добавляем льняное масло и также тщательно перемешиваем. Масло придаёт мастике повышенную пластичность.

Полученную мастику можно использовать при лепке скульптурным способом и для формования декоративных изделий. Соединяются отдельные детали при помощи ПВА «Момент Столяр».

Современные образцы бумажной мебели

Сегодня интерес к мебели из папье-маше вновь находится на своём пике. Изготавливают её различными способами, придавая иногда совершенно неожиданный внешний вид.

Познакомимся с двумя лидерами изготовления мебели из «жёваной бумаги» — Studio Job и Philipp Aduatz.

Коллекции Studio Job

Дизайнеров Джоба Смитса и Нинке Тунагель считают главными провокаторами нашего времени в мебельном производстве. Уже более 10 лет они задают тон всему голландскому дизайну.

В 2005 году для фабрики Moooi ими была разработана коллекция мебели Paper Collection. Для её изготовления понадобились только бумага и древесина для каркасов. Выкрашены все изделия были в белый цвет. Белый, как лист бумаги.

В 2009 году бумагу раскрасили в 23 цвета палитры RAL.

В 2013 году коллекция Paper Collection превращается в Paper Patchwork Collection – все изделия как бы сшиты из разноцветных лоскутков. Но основой остаётся та же бумага.



Необычные работы Philipp Aduatz

В 2014 году на Milan Design Week была представлена уникальная коллекция мебели, выполненная австрийским дизайнером Филиппом Адуатцем (Philipp Aduatz). Для изготовления её дизайнер брал потерявшую ценность старую мебель, удалял практически всё, кроме каркаса.

Для придания необходимой формы каркасы облеплялись бумажной мастикой. В итоге получалось изделие, как бы вылепленное ребёнком из пластилина. Полировались только спинки, сиденья у стульев, табуретов и некоторые части настольной лампы.

Сам дизайнер утверждал, что выполняя мебель в таком стиле, он хотел провести параллель с человеческим миром. Что за невзрачной внешностью часто скрывается душевная доброта, чистота и сердечность.

Заключение

Несмотря на своё древнее происхождение, технология изготовления мебели и декоративных изделий из папье-маше сегодня воспринимается как современный стиль. Как видите, из этого материала можно изготавливать мебель в любом стиле, начиная от строгой классики кончая сложнейшим «бозартом» с богатой резьбой.

Современные инструменты и материалы намного облегчают технологию приготовления бумажной мастики. Единственное, что осталось неизменным – аккуратность и требование к соблюдению всех пунктов технологического процесса.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок — Сам себе мастер — 20 июля — 43423644901

Одним из очень древних и популярных видов рукоделия является папье-маше. Существует несколько техник выполнения таких поделок, которые разнятся сложностью. Мастера с разработали большое количество рецептов приготовление массы для таких изделий и способов ее сушки и декорирования.

Что такое папье-маше?

Творчеством или рукоделием занимались многие еще в школе. Одним из простых и увлекательных видов изготовления поделок можно считать папье-маше. Технику преподают в художественных школах и даже на кружках для рисования у маленьких детей. Многие взрослые мастера добились небывалых высот в изготовлении не только простых поделок, но и предметов интерьера и настоящих произведений искусства.

Папье-маше – это вид рукоделия, предполагающий создание произведения из смеси волокнистых материалов, которыми могут быть картон или бумага с клеящим составом. Само название направления произошло от французского сочетания papier mâché, что можно дословно перевести как «жеваная бумага». После формовки и высыхания изделия можно декорировать различными материалами и техниками.

История папье-маше

Хотя название рукоделия имеет выраженное французское происхождение, история возникновения папье-маше имеет древние корни:

  1. Историки считают, что появилась техника в Древнем Китае, примерно в III в. до н.э. Ученые до сих пор находят в раскопках поделки из бумаги и клея, покрытые множеством слоев лака. Считается, что из бумаги изготавливали даже доспехи, укрепляя их специальными лакированными составами. Такая броня была очень легкой, однако могла выдержать стрелу или скользящий удар меча.
  2. Позже изделия из папье-маше вместе с секретом их производства попали в Японию и Персию. В этих странах из бумажной массы активно изготавливали ритуальные маски.
  3. В Европе узнали о такой технологии только в XVI в. Активнее и раньше всего производство кукол из папье-маше было налажено во Франции, откуда и пошло название. В те времена популярно было изготовление маскарадных масок, театральной атрибутики, игрушек и даже шкатулок из бумажной массы.
  4. На Руси, как и многие другие европейские традиции и новшества, о папье-маше узнали благодаря стараниям императора Петра I.
  5. В наши дни из бумаги могут быть изготовлены как детские маски, так и рамки для картин, подносы, вазы, подсвечники, другие атрибуты интерьера и даже небольшие предметы мебели.

Техники папье-маше

Столь древняя техника рукоделия как папье-маше из бумаги за свою многовековую историю практически не претерпела изменений, однако появились и бережно сохранились мастерами различные технологии ее исполнения. Народные умельцы и историки выделяют три основные техники:

  1. Самым древним способом считается формование поделки из специально подготовленной жидкой бумажно-клеевой массы или ее разлитие в формы.
  2. Послойное нанесение бумажных заготовок и клеящего состава на заранее подготовленную жесткую форму считается самым простым методом.
  3. Промышленный метод или прессование, пригодный для создания плоских и особо прочных деталей.

Послойное папье-маше

На занятиях по изобразительному искусству или школьных уроках труда преподают послойную технику папье-маше для начинающих, так как она считается самой легкой в изучении и безопасной даже для детей. Суть методики состоит в том, что:

  1. Изначально выбирается жесткая форма для будущей поделки. Это могут быть как собственные изделия из глины (маски, например), так и кружки, тарелки, воздушные шары и прочее, что подскажет фантазия мастера.
  2. Далее бумага нарезается на тонкие полоски и подготавливается клей или клейкая масса.
  3. Полоски бумаги опускаются в клей и наносятся на форму слоями. Через каждые 3-4 слоя изделие просушивается. В некоторых поделках хватит всего 10-12 слоев, тогда как в других их количество может доходить до сотни.
  4. Между слоями можно прокладывать марлю или бинты для так называемого армирования поделки.
  5. После полного высыхания мастер занимается декором изделия.

Лепка из бумажной массы

Выше уже говорилось о том, что в Древнем Китае вместо полос использовалась специальная масса из клея и бумаги, которую потом формировали особым образом. Методика сохранилась и до наших дней и активно используется многими опытными мастерами:

  1. Небольшие кусочки бумаги замачиваются в кастрюле с теплой водой примерно на 10-20 ч.
  2. Затем смесь ставится на маленький огонь, кипятится.
  3. После разрушения структуры волокон лишнюю воду сливают, а полученную массу измельчают и просушивают.
  4. Сухая бумажная смесь смешивается с мелом и клеевым составом, отчего получается что-то вроде мягкого и эластичного теста.
  5. Его мастер может залить в заранее подготовленную форму или вылепить поделку собственными руками.

Папье-маше под давлением

Еще один вид рукоделия, который часто применяется в промышленных масштабах для создания плоских фигур – это папье-маше под давлением, или прессованное. С помощью такой техники создаются очень прочные и легкие изделия. Мастера создают поделки с использованием послойной техники, которую еще называют машированием.

Суть методики проста:

  1. На заранее подготовленные листы картона нужной формы и размера наносится клеевой состав.
  2. Каждый слой соединяется с предыдущим под воздействием высокого давления.
  3. Готовое и высушенное изделие подвергается грунтовке и финальному декорированию.

Клей для папье-маше

В качестве специального состава, соединяющего волокнистые структуры (бумагу или картон), используется клейстер для папье-маше. Существует несколько методов его изготовления:

  1. Самый доступный варится из обычной муки. В удобную кастрюлю просеивается 1 ст., который полностью и тщательно (без комочков) растворяется в 3 ст. горячей воды с 0,5 ч. ложки соли. После этого смесь вываривается около 10 мин. на медленном огне, а затем охлаждается и используется
  2. Еще один доступный метод – это использование картофельного или кукурузного крахмала. 1 ст. ложку растворяют примерно в 4 ст. ложек горячей воды, постепенно доводя объем жидкости до 250 мл, непрерывно помешивая венчиком. Смесь тоже можно немного проварить для увеличения густоты и остудить перед использованием.
  3. Для детских поделок клейстер изготавливается из смеси обычной воды и клея ПВА в равных пропорциях.
  4. Мастера могут использовать и силикатный или строительный клей, добавляя его в указанные выше составы или применяя самостоятельно.

Поделки из папье-маше

Выше уже упоминалось, что из клейкой бумажной массы можно изготавливать совершенно разные изделия. Из папье-маше начинающие рукодельницы и опытные мастера создают:

  1. Посуду – это могут быть декоративные расписные кружки, тарелки, блюдца, подносы и прочее.

  2. Карнавальные и театральные маски из папье-маше.

  3. Украшения – бусы, серьги.

  4. Декоративные статуэтки от простых животных и фруктов, копилок до сложных дизайнерских форм.
  5. Красивые вазы для цветов необычной формы.

  6. Шкатулки и портсигары.

  7. Новогодние игрушки и декор.

  8. Куклы и детские игрушки.

  9. Мебель для кукол: журнальные столики, прикроватные тумбы, табуретки, комоды, декоративные каминные порталы и прочее.

Папье-маше своими руками

В руководствах для начинающих, как делать папье-маше, опытные мастера всегда упоминают следующие важные шаги:

  1. Выбор предмета изготовления, то есть продумывание формы, размеров и других деталей будущей поделки. О этого зависит объем нужных материалов и их разновидности.
  2. Даже важно определиться, что будет выступать основным сырьем поделки. Это могут быть картонные яичные лотки, старые газеты, кухонные салфетки, туалетная или крафт бумага и другие бумажные изделия. В качестве дополнения используется вата, бинты, марля и другие материалы.
  3. Следующим важным компонентом является выбор клейстера. Он может быть как из муки или крахмала, так и разведенного до нужной консистенции клея ПВА.
  4. Подготовка нужных материалов. От формы до кистей для нанесения бумажных полос и кастрюли для варки клейстера.
  5. Этап создания поделки считается самым длительным, ведь слои должны тщательно просыхать, поэтому мастер всегда делает перерывы в работе.
  6. Завершающим этапом всегда служит декорирование изделия с помощью красок, тканей, бусин и другого.

Папье-маше из яичных лотков

Многие люди, приобретая в магазине яйца, затем выбрасывают картонные лотки, хотя из них есть замечательный рецепт папье-маше, который выходит очень бюджетным из-за использования так называемого вторичного сырья. Для этого нужно:

  1. Имеющиеся яичные лотки порвать на небольшие части.
  2. Замочить полученную массу примерно на сутки в теплой воде.
  3. Затем тщательно измельчить получившийся состав, лучше это делать блендером.
  4. Заготовленное сырье тщательно отжимается с помощью марли и просушивается при комнатной температуре.
  5. Если получилась не однородная масса, то ее можно дополнительно измельчить кухонным комбайном.
  6. Полученную смесь можно убрать на хранение или соединить с мелом и клейстером и приступить к творчеству.

Папье-маше из туалетной бумаги

Еще один распространенный материал для папье-маше своими руками из бумаги – это привычная многим и имеющаяся в каждом доме туалетная бумага. Для поделок можно выбирать самую дешевую разновидность, которая, к тому же, очень быстро размокает в воде. Состав готовят аналогично тому, что делают из картонных лотков:

  1. Бумагу рвут на маленькие кусочки, замачивают в теплой воде. Из-за отличного разбухания хватит всего 5-8 ч.
  2. Далее смесь измельчают, отжимают с помощью марли и просушивают.
  3. Готовое сухое сырье можно как сразу использовать для изготовления массы для папье-маше, так и хранить в сухом месте около 2-х недель.

Папье-маше из салфеток

Еще одна простая и дешевая бумажная масса получается из привычных бумажных салфеток. Их можно использовать в двух вариациях:

  1. Изготавливая сухую бумажную заготовку, как было описано в пунктах про картонные лотки и туалетную бумагу. При этом такое сырье смешивается с клеем ПВА и шпатлевкой, после чего получается качественное сырье для лепки.
  2. Еще одна разновидность использования – это послойное нанесение влажных салфеток, смоченных в клейстере на форму. Такая поделка получается очень тонкой, что иногда бывает необходимо при создании изящных шедевров.

Папье-маше из газет

Традиционным рецептом того, как сделать папье-маше в домашних условиях является использование старых газет. Они легко и быстро размокают в воде, поэтому успешно применяются в создании клеевого состава. К тому же такая масса для папье-маше готовится примерно на 6-8 ч., что значительно ускоряет подготовительный этап творчества.

Газеты очень удобно рвать на полосы нужного размера. Профессионалы не рекомендуют для этих целей использовать ножницы, ведь четкие резаные края очень плохо размокают в клеевом составе и не сглаживаются на поделке, от чего становятся видны переходы, убрать которые можно только нанесением слоя грунтовки.

Как сушить папье-маше?

Особым этапом создания поделки является ее правильная сушка. То, сколько сохнет папье-маше зависит от выбранного материала, количества слоев и способа просушки. Многие мастера не советуют ускорять процесс высыхания, советую располагать поделку на подоконниках с солнечной стороны. Другие же уверяют, что несколько убыстрить процесс можно:

  • возле приоткрытого и включенного духового шкафа;
  • возле включенной варочной панели;
  • на радиаторе отопления;
  • на ИК теплом полу или специальном коврике для сушки грибов и ягод;
  • с помощью стандартного бытового или строительного фена.

Как раскрасить папье-маше?

Заключительным этапом того, как сделать папье-маше, является декорирование изделия. Нередко для этого применяется нанесение следующих красящих составов:

  • акриловые;
  • аниловые;
  • масляные;
  • темперные;
  • водоэмульсионные;
  • эмали.

Расписывать можно только полностью просушенное изделие в абсолютно любой технике, которой владеет или хочет научиться мастер. Для этого применяются выбранные краски, подходящие к ним кисти и простая вода. После окончания декорирования и сушки декоративного слоя, для придания прочности папье-маше покрывается матовым или глянцевым лаком.

 

 

Как папье-маше пробивалось сквозь историю — eCraftIndia

Кто бы мог подумать, что старую бумагу можно превратить во что-то новое — бумагу, которую пропитывают водой, а затем скрепляют, может стать основой для невероятного искусства и ремесел штуки! Папье-маше, которое по-французски буквально означает «жеванная бумага», широко известное как папье-маше, существует уже очень давно и является материалом, используемым для создания некоторых из самых интересных предметов декора. В продолжение нашей серии о декоративно-прикладном искусстве Индии, сегодня мы углубимся в историю и искусство папье-маше.

Проще говоря, папье-маше — это композитный материал, который изготавливается из кусочков бумаги или бумажной массы, соединенных вместе с помощью какого-либо клея для создания затвердевшего материала, которому можно придать различные формы. Несмотря на то, что большинство из нас видели какие-то подарки из папье-маше в своей жизни, большинство из нас не знали бы об истории, которая с ними связана. Если присмотреться, то история использования папье-маше насчитывает несколько столетий и проходит через несколько стран:
  • Имперский Китай — Династия Хань, возможно, была первой, кто начал использовать папье-маше около 200 г. н.э., то есть вскоре после того, как они научились делать бумагу. Теория состоит в том, что папье-маше также было обнаружено в процессе обучения изготовлению бумаги. Такие предметы, как церемониальные маски, табакерки, футляры для зеркал и даже шлемы для воинов.
  • Древний Египет — Слои папируса, а иногда и полотна, покрывали гипсом, а затем использовали для изготовления посмертных масок, а также гробов. Они должны были выдержать испытание временем, и доказательства были найдены во время археологических раскопок.
  • Ближний Восток – В Древней Персии изделия ручной работы из папье-маше были в моде – они использовали этот вид искусства для изготовления небольших расписных шкатулок для безделушек, футляров для украшений и подносов.
  • Europe – Считается, что папье-маше впервые появилось в Европе примерно в 1700-х годах, когда позолоченное папье-маше стало заменой резному дереву, так как оно было дешевле. В 1772 году Генри Клэй из Бирмингема разработал процесс, при котором ламинированные листы бумаги обрабатывались льняным маслом, что делало их водонепроницаемыми. Эти листы будут использоваться для изготовления дверных панелей вагонов и других конструкций. Примерно 75 лет спустя другой человек по имени Теодор Дженненс запатентовал процесс, с помощью которого он пропаривал и прессовал ламинированные листы во всевозможные формы, что позволяло использовать их для изготовления подносов, спинок стульев и других изделий, таких как рождественские украшения из папье-маше. Лакировка папье-маше придала ему жемчужную раковину, гладкую и блестящую поверхность. В России тоже была быстро развивающаяся индустрия папье-маше, и она создала несколько исключительных декоративных изделий из папье-маше. Со временем папье-маше стало самым любимым материалом для изготовления кукольных голов.
  • Мексика – В Мексике папье-маше известно как картонерия, и это традиционное ремесло – скульптуры, изготовленные с использованием этого метода, используются для определенных праздников, особенно Страстной недели и Дня мертвых. Этот метод используется для изготовления пиньят, которые и сегодня используются для дней рождения и других праздников. Поделки из папье-маше будут изготавливаться и для церемониальных целей церкви.
  • Кашмир – В Индии кашмирские поделки из папье-маше были популярны с незапамятных времен – все, от маленьких расписных коробочек до подносов, от мисок, облицованных металлом, до открытых полок и предметов декора – все было сделано с использованием папье-маше в Кашмире.

Как делают папье-маше?

Существует несколько способов изготовления папье-маше: в первом используется клей для склеивания бумажных полосок, а в другом используется целлюлоза. Традиционный метод изготовления папье-маше состоит в том, чтобы смешать воду, какую-либо форму крахмала и кусочки бумаги, смешав все это для получения консистенции густых сливок. Смесь можно разбавлять клеем ПВА или другим подобным более тонким клеем. Затем эту смесь можно поместить в любую форму, и после высыхания она должна принять форму формы. Во втором методе используются бумажные полоски, пропитанные клеевой пастой, а затем помещаемые непосредственно поверх формы или проволочной конструкции, поэтому они высыхают. Другой способ сделать то же самое — оставить бумагу в воде на несколько часов или кипятить в воде до тех пор, пока бумага не превратится в целлюлозу. Вся лишняя вода сливается, а затем смешиваются клеи для создания папье-маше.

Чтобы создать любое произведение искусства из папье-маше, вам нужно сначала выбрать форму для использования, которая может варьироваться от воздушных шаров до кусочков картона. Таким образом, в то время как воздушные шары были бы идеальным выбором для создания мисок, масок и лиц, картон идеально подходил бы для создания шкатулок для драгоценностей. Используя гибкую проволоку, такую ​​как проволочная сетка, можно создавать фонари, а из яиц можно делать головы маленьких кукол. Используя чистую бумажную массу, вы сможете сделать несколько предметов от руки. На самом деле, простое искусство папье-маше — любимое занятие родителей и детей и даже в школах по всему миру.

Что все делается из папье-маше?

Со временем папье-маше стало использоваться для создания целого ряда товаров, в том числе связанных с повседневной жизнью, и тех, которые имеют более декоративное назначение, например предметы домашнего декора. Например, панели из папье-маше использовались для создания легких куполов, которые использовались в обсерваториях в 19 веке. Даже сегодня карнавальные платформы изготавливаются из этого материала, и вы сможете увидеть некоторые интересные версии на таких мероприятиях, как Марди Гра в Новом Орлеане. Учитывая, что делать папье-маше очень просто, это популярный выбор для поделок в школах и используется для изготовления масок, костюмов и декораций для школьных спектаклей. Материал также можно использовать для изготовления кукол и реквизита. В былые времена, во времена мировых войн, папье-маше также нашло применение в военных целях, в том числе для изготовления башмаков в огнестрельном оружии, а также для сбрасывания танков и ловушек.

Наконец, переходим к некоторым наиболее часто задаваемым вопросам о папье-маше:

Как предотвратить появление плесени на папье-маше?
Вы можете добавить консерванты, такие как соль или гвоздичное масло, при приготовлении смеси, чтобы избежать плесени.

Можно ли рисовать на мокром папье-маше?
Нет, папье-маше можно красить только после полного высыхания, иначе на изделии начнет образовываться плесень.
Как правильно пишется папье-маше?
На самом деле это французский термин папье-маше, что означает жеваную бумагу; но интересно то, что он создан не во Франции. Техника была изобретена в Китае примерно в 200 г. до н.э.!

Сколько времени сохнет папье-маше?
Полное высыхание каждого слоя папье-маше может занять до 24 часов, но в сезон дождей или зимой это может занять больше времени. Вы можете использовать искусственные формы тепла, чтобы ускорить процесс сушки.

Как долго прослужат изделия из папье-маше?
В зависимости от того, насколько хорошо вы будете ухаживать за своими изделиями из папье-маше, они могут прослужить вам всю жизнь.

Папье-маше крепкое?
Ну, он использовался в военное время для ложных целей, для изготовления парадных поплавков, на которых могут стоять люди, и даже мебели.

Независимо от того, ищете ли вы индийские изделия ручной работы в Интернете или что-то более современное, на eCraftIndia вы сможете найти множество вариантов. Здесь мы призываем местных ремесленников и ремесленников практиковать свой талант и демонстрировать его миру, а благодаря слиянию современных тем с традиционными формами появляется так много интересных произведений. На самом деле, вы можете найти здесь замечательные настенные часы из папье-маше!

Сохранение папье-маше: реставрация нетрадиционных произведений искусства

Когда папье-маше упоминается как художественный материал, на ум могут прийти воспоминания о детских поделках и грязных руках. Тем не менее, он использовался на протяжении всей истории как адаптируемая и полностью универсальная среда, которую можно использовать во всем, от трехмерных произведений искусства до предметов изысканной мебели. Некоторые владельцы могут не осознавать, что легкая природа их скульптуры или стула обусловлена ​​этим материалом, поскольку, как только они станут прочными и отделаны гладкой поверхностью, они могут идеально вписаться в традиционный или современный интерьер.

Папье-маше может оставаться долговечным в течение сотен лет, если оно правильно изготовлено и хранится в безопасных условиях. Этот материал чрезвычайно подвержен образованию плесени и случайным повреждениям, но этих проблем можно избежать при бдительном уходе и осмотрах.

В этой статье будут рассмотрены детали папье-маше как важного историко-художественного средства, а также советы по уходу и сохранению таких изделий и результатов их реставрации.

Вверху: пара японских ящиков для благовоний из папье-маше (инухарико) в форме собак, 1840 г.

Что такое папье-маше?

Папье-маше переводится как «жеванная» или «пюреобразная» бумага. Ингредиенты могут варьироваться, но основными материалами являются полоски бумаги или целлюлозы, смешанные с клеем, таким как клей, обойный клей или крахмал. Традиционные рецепты включают использование воды и муки. В некоторых случаях они также могут иметь фрагменты текстиля для придания прочности.

Папье-маше часто формуют вокруг предмета, чтобы сохранить его форму во время высыхания. Хотя некоторые из них могут быть убраны, структурные опоры, такие как проволочная сетка, останутся внутри.

Чтобы предотвратить рост плесени и вредителей в будущем, некоторые художники могли добавлять консерванты. Это может быть соль, гвоздичное масло или чеснок с дополнительными травами и специями, чтобы предотвратить появление неприятного запаха от готовой скульптуры.

Вверху: фрагмент немецкой картупесты (папье-маше) с изображением поклонения волхвов, 1470-1480 гг.

Где можно найти папье-маше в антиквариате?

Папье-маше использовалось в искусстве и мебели на протяжении сотен лет. Его можно датировать династией Хань в Китае около 200 г. н.э., и он использовался не только в декоративных целях, но и для изготовления шлемов. На остальной части азиатского континента его также можно найти на щитах и ​​доспехах.

Антикварные игрушки и куклы могут иметь элементы из папье-маше, такие как головы, руки и ноги. Куклы из папье-маше можно датировать 16 веком в Европе, а многие другие образцы — веками.

Одним из самых популярных применений папье-маше в антиквариате являются декоративные рамы. Легкий, но прочный материал делает его удобным вариантом для подвешивания произведений искусства, особенно если они очень большие. С 18 века позолота папье-маше создала недорогую альтернативу резному дереву или литым металлам. Она встречается на рамах, датированных 1725 годом, и во внутреннем убранстве, например, в трехмерных завитушках на потолках, известных как «бумажная лепнина». ‘.

Вверху: старинное кресло-гондола из папье-маше (слева) и кресло-качалка (справа) с деталями декора и лакированной поверхностью, XIX век

В 19 веке производственные процессы промышленной революции позволили изготавливать папье-маше точно прессованных форм. В викторианский период вы можете найти мебель и декоративные аксессуары, такие как подносы и ящики. В России это было особенно популярно для украшения дома, с каталогом Тиффани от 1893 перечисляя большой ассортимент частей, котор нужно закупить.

Мебель из папье-маше производилась на протяжении 19 века, иногда с деревянным или металлическим каркасом для придания дополнительной прочности. Они часто имеют сильный блеск из-за сильного лакирования. Чрезвычайно легкий старинный стул, стол или каркас кровати обычно можно определить как произведение из папье-маше.

Вверху: мексиканские модели из картона (папье-маше) ко дню мертвых, вдохновленные La Calavera Catrina

Самым популярным местом в мире для произведений искусства из папье-маше является Мексика. Эта техника используется в народном творчестве, особенно во время культурных и религиозных праздников, где она известна как «картонерия». Хорошо известные экспонаты включают скульптуры ручной работы La Calavera Catrina, которые изготавливаются ко Дню мертвых. Катрина — хорошо одетый женский скелет, происхождение которого связано с фреской Диего Риверы.

Сколько стоит папье-маше?
  • В октябре 2020 года скульптура из папье-маше художника Франца Веста была продана за 312 500 фунтов стерлингов.
  • Аниматронная скульптура Пиноккио 1968 года из Диснейленда была оценена в 10 000–20 000 долларов в июле 2021 года после реставрации внутренних частей.
  • В 2019 году на аукцион были выставлены несколько ботанических скульптур Бренделей, которые превзошли свои запрашиваемые цены и были проданы по цене более 10 000 фунтов стерлингов за комплект.
  • Оригинальная скульптура тыквы Яёи Кусамы 1999 года продана на японском аукционе за 180 000 фунтов стерлингов.
  • Панно из папье-маше голландского художника Яна Шунховена было продано в 2012 году более чем за 260 000 фунтов стерлингов.

Какие риски грозят папье-маше?

Повреждение предметов искусства и мебели из папье-маше может быть вызвано воздействием окружающей среды или случайным образом. Однако ухудшение может начаться и из-за неправильной подготовки оригинальным художником.

При создании папье-маше необходимо дать ему полностью высохнуть перед нанесением слоев краски и лака. Без этого внутри полого внутреннего пространства будет образовываться влажная среда, и плесень будет размножаться до тех пор, пока изделие не начнет полностью разлагаться. Влага также может попасть из-за отсутствия защиты на поверхности детали или из-за случайного повреждения, образующего отверстия, трещины и вмятины, куда может попасть влага.

Если деталь правильно подготовлена, имеет запечатанную поверхность и не подвергается воздействию высоких уровней влажности или жидкостей, она должна быть прочной и можно избежать гниения. Если деталь попала в воду, имеет вмятину, дыру, разрыв или широкое растрескивание или необычный запах, который может быть плесенью, свяжитесь с нашей командой как можно скорее. Внимательно проверьте поверхность вашего папье-маше на наличие проблемных участков, так как чем раньше проблема будет обнаружена, тем ниже затраты и вмешательство наших реставраторов.

Вверху: старинные зеркальные шкафы из папье-маше с потрескавшейся лаковой поверхностью, XIX век

Вредители также могут поселиться в папье-маше, если изделие не запечатано, а зазоры обеспечивают легкий доступ. Даже небольшие трещины и дыры следует заделывать, чтобы не было возможности для голодных насекомых или мышей, ищущих подстилку. Они также могут быть привлечены к съедению любых органических материалов, таких как мука и крахмал, которые использовались в смеси. С этим могут справиться консерваторы, которые удалят заражение тщательными методами. Не пытайтесь использовать домашние средства в этой ситуации, так как бытовые химикаты могут повредить произведение искусства.

Хотя папье-маше могло сохраняться сотни лет, такие предметы, как мебель, следует беречь от использования во избежание случайного повреждения или повседневного ношения, так как это может начать ослаблять структуру. Мебель из папье-маше рекомендуется использовать только как украшение.

Вверху: старинная книжная обложка из папье-маше со следами износа и царапинами на лаковой поверхности, 1802-03

Держите мебель и произведения искусства из папье-маше подальше от домашних животных, так как жевание и царапание могут нанести им более серьезный ущерб, чем традиционный материал. Это может создать необходимость в полной реконструкции и повторном применении некоторых частей реставратором для сохранения сохранности, визуального воздействия и ценности произведения.

Поскольку папье-маше часто имеет основу из металла или мелкоячеистой сетки, она может испортиться из-за ржавчины и может потребовать тщательной замены консерватором. Во время этого процесса вы можете увидеть ржаво-коричневые следы или ослабление поверхности по мере того, как проволока распадается.

Окружающая среда для папье-маше лучше всего поддерживать на одном уровне, чтобы предотвратить постоянное движение открытой бумаги из-за поглощения и потери влаги. Сухой воздух сделает поверхность ломкой, а влага приведет к накипи и плесени. Идеальная температура около 20 градусов по Цельсию и влажность 50%. Также следует избегать участков с сильным солнечным светом, чтобы избежать обесцвечивания под действием УФ-лучей и колебаний температуры.

Как почистить папье-маше?

Антиквариат из папье-маше должен быть оценен перед чисткой, если есть какие-либо признаки повреждения или растрескивания, это должен делать только профессиональный реставратор. Если изделие в хорошем состоянии, его можно слегка протереть мягкой сухой тканью, чтобы избежать скопления пыли и загрязнений.

Следите за тем, чтобы во время этого процесса не были протерты расположенные выше участки декора, такие как сусальное золото. Необходимо использовать мягкую ткань, чтобы избежать царапин на лаке или лаковом слое, так как он очень чувствителен к царапинам. Снимите все часы, кольца или браслеты, которые могут случайно наткнуться на пыльную поверхность.

Вверху: классический шлем из папье-маше и детали костюма 18 века и маска из папье-маше из индийского музея

Можно ли реставрировать папье-маше?

Да, папье-маше могут реставрировать наши реставраторы, обученные в этой области. Их опыт работы с этим материалом означает, что они знают, с какими рисками может столкнуться такое произведение искусства, и с элементами, с которыми можно столкнуться в процессе консервации. В компании Fine Art Restoration Company наша команда работала над изделиями из папье-маше, в том числе над крупными скульптурами.

Вверху: тигр из папье-маше, отреставрированный нашей командой, фото до реставрации (слева) и после реставрации (справа)

Примечательным проектом был тигр из папье-маше, любимый в детстве нашим клиентом, который хотел, чтобы он выжил для будущих поколений. Тигр проиграл схватку с восторженным щенком, отгрызшим ему нос. Это сделало скульптуру уязвимой, поскольку интерьер теперь мог поглощать влагу из воздуха. Первоначальная окраска вокруг сломанного участка также была ослаблена.

Наша команда приступила к мастерскому воссозданию отсутствующего носа, используя старую фотографию тигра, чтобы убедиться, что он максимально точен. Результат был не только бесшовным, но и защитил папье-маше от любого вреда окружающей среды и нестабильности, которые могли привести к полному износу и потере.

Вверху: бык из папье-маше, очищенный и отреставрированный нашей командой, фото до реставрации (слева) и после реставрации (справа)

Наша команда способна реставрировать любые произведения искусства и предметы из папье-маше с использованием соответствующих методов консервации. Это включает в себя использование специальных растворителей, адаптированных к потребностям изделия, повторное лакирование поцарапанного и сломанного лака, ретуширование утраченных участков краски и позолоты, борьбу с вредителями, восстановление утраченных элементов и повторное нанесение сломанных элементов с помощью безопасных клеев, которые не будут отрицательно воздействовать на материалы. Проволочную сетку и металлические каркасы можно заменить, стабилизировать или укрепить, если это необходимо. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить общую долговечность изделия, а также позволить ему сохранить свою историческую целостность и визуальный эффект.

Свяжитесь с нашей командой для получения дополнительной информации

Если у вас есть какие-либо предметы искусства из папье-маше или мебель, о которых вы беспокоитесь, наша команда будет рада проконсультировать вас и помочь вам в их сохранности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *