УМК «Перспектива». Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Красивые камни в нашем доме. | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
Урок: КРАСИВЫЕ КАМНИ В НАШЕМ ДОМЕ
Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии.
Планируемые достижения учащихся: научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.
Ход урока
1 Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
2.Актуализация знаний:
1.- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)
— «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Как вы понимаете значение этих слов? ( нужно учить новое, не забывая старого) (слайд )
-Как называется раздел, который мы изучаем?( Наш дом и семья) (слайд )
— Что мы узнали о семье? (семья-это часть народа, в каждой семье свои традиции)
-Что мы узнали о доме?( природе в доме, откуда в дом приходит вода, эл. Газ….)
3.Самоопределение к учебной деятельности. (слайд )
-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ: (слайд )
«Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными — человек издавна любил украшать себя и свое жилище.»
-Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим.
— О чем же мы с вами будем говорить на уроке?
— Где можно увидеть камни?
Вспомните название раздела, кот. мы изучаем и сформулируйте тему нашего урока
«Красивые камни в нашем доме» (слайд )
-А что бы вы хотели узнать о камнях?
- Что такое камни? (слайд )
- Когда и как они появились?
- Чем отличаются друг от друга?
- Сведения о некоторых камнях.
- Как человек использует камни в своей жизни ?
4. Выявление места и причины затруднения.
— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд )
— Рассмотрите и дайте им название.
— Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему?(Недостаточно знаний)
— Где мы можем найти информацию об этих камнях?
(спросить у взрослых, прочитать в книге….)
— Мы воспользуемсяучебником.Стр.60.
5. Открытие нового знания.
а) Что такое камни и как они образуются.
— Прочитайте 1-ый абзац.
(Камни-это часть неживой природы. Посмотри, как они красивы!)
— На какой вопрос вы нашли ответ? (Что такое камни?)
— Вспомните, чем служили камни первобытным людям? (жилище, орудия труда, оружие для охоты)
О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях.(картинка: море ч\б на камне) (слайд )
Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. -В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался , что это? (МЕЛ)
В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд)
— Как еще образуются камни? (картинка: вулкан ч\б на камне)
Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.
— Посмотрим, как это происходит.
(Опыт. Из гипса заранее приготовили макет горы, внутри емкость. На дно кладем «крашеные пенопластовые камни», добавляем пищевой краситель красного цвета, вода, уксус, ложка жидкости для мытья посуды. Для того , чтобы увидеть как извергается вулкан достаточно добавить ложку соду. Зрелище впечатляет!!!)
б) Общие сведения о камнях и их применении.
- Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов. Например: гранит, в нем отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике и положите на него белый камешек-фишку. Гранит — очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, мосты, памятники и станции метро, из него создают скульптуры. В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника ПетруI служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря.
(слайд )
- Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны — Селены.
-Догадались, как называется этот камень? (селенит). Найдите его в учебнике и переместите фишку.
Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд )
- Этот камень известен с глубокой древности . Его цвет от ярко-синего до темно-фиолетового. Что это за камень? (лазурит) Переместите свои камешки.
Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд ) .
- На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». Назовите его русское имя. (бирюза). Положите фишку на «камень счастья.»
Бирюза — камень — голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться.
- Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.
— О каком камне идет речь? (Янтарь). Двигаем фишку.
Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет.
(показ через документ камеру)
Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд )
- Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет
шелковисто-нежной зелени. — О каком камне идет речь? Двигаем фишку.
Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд )
Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы.(слайд ) Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.
Хотите научиться делать малахит своими руками? Тогда смотрите и запоминайте.
(Опыт. В неглубокой посуде вода , сверху наливаем зеленую и черную масляную краску, перемешиваем. На несколько секунд погружаем лист картона в воду и достаем.)
Из высушенного листа, можно будет смастерить настоящую малахитовую шкатулку.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
а) Практическая работа в паре с проверкой по эталону.
На стр.61 найдите изделия из камней. На доске появится название камня, вам нужно будет 1 фишку положить на камень стр.60, а другую на изделие , которое выполнено из этого камня.
(малахит, гранит, селенит, янтарь, лазурит бирюза) -проверка сразу по 1 камню на слайде.
— Поднимите руки, чья пара не допустила ни одной ошибки!…1 ошибку…
б)Работа в тетради.
Откройте тетрадь на стр. 46 , найдите задание №2. Прочитайте его. Где мы найдем ответ на этот вопрос? Откроем по закладке атлас-определитель с. 17.
— Найдите и запишите в клеточки названия камней.
— О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)
-Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе?
Я предлагаю вам посмотреть фильм.(30 сек)
(Озвучка: Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая.)
в) Показ изделий из драгоценных камней.
Вот и подошло время открыть волшебную шкатулку.
-Как вы думаете, что лежит в этой шкатулке? (украшения из камней )
- Это кольцо из красного рубина, он может быть и розовым.
- Это серьги из аметиста и фианита.
- Александрит – камень, который умеет менять цвет в зависимости от температуры и освещения.
- бусы из жемчуга,
- Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей.
— Почему на экране появился головной убор, кто объяснит?
( он украшен драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и золотым крестом.)
В природе насчитывается около 3000 разных камней. «Каждому камню свое дано»говорил Бажов. -Хотите узнать какой камень является вашим талисманом? Для этого найдите месяц в котором вы родились и прочитайте название камня снизу. (сам работа)
-Назовите ваш талисман.
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45 Возьмите конверт. Достаньте из него изображения камней и разместите их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей.
( Во время работы звучит Ария индийского гостя из оперы «Садко»
Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полудённом)
- взаимопроверка по эталону с доски. Оцените работу товарища: нет ошибок -красный кружок, 1-2 ошибки — зеленый, больше 2-х -синий.
Встаньте те кто получил красный и зеленый кружок….
Создание условий мотивации к выполнению Д/З
Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова.
мультфильм «Серебряное копытце»
Д/З узнать как назывались эти камешки и в рабочей тетради на стр 47 нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Подводя итог урока, вернемся к поставленным задачам. Проверим на какие вопросы мы сегодня смогли найти ответ? (вернуться к слайду)
Закончите любое из предложение:
— Я узнал(а)…- Я понял(а), что…-У меня получилось…
На слайде рисунки трёх человечков.
— Сделай так, как человечек, если:
— руки вверх — этот человечек усвоил новое знание,
— руки в стороны — этот человечек усвоил новое знание, но иногда ему еще нужна помощь,
— руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.
Что у нас под ногами? стр. 20
Что можно найти у нас под ногами, как отличить одни камни от других — расскажет учебник «Окружающий мир» в этой теме.
1) Вспомните, что вы видели под ногами во время прогулки. Рассортируйте собранные на прогулке камешки:
По форме камешки можно разделить на круглые, вытянутые, многогранные.
По размерам их можно разделить на маленькие, средние и крупные.
По цвету их можно рассортировать на белые, серые, зелёные, красные, чёрные.
2) Практическая работа. Рассмотрите выданные учителем образцы камней. Определите их по фотографиям. Если потребуется, воспользуйтесь атласом-определителем.
Учитель выдаёт три вида камней.
На первом мы видим смешение нескольких цветов. Там есть красные, белые и тёмные пятнышки. Это значит, что камень состоит из отдельных минералов, собранных вместе. Такой камень называется гранит.
Второй камень розового цвета с прожилками. Это кремень.
Третий камень грязно-белый, серый. Он словно пористый или слоистый. Этот камень учёные назвали известняк.
3) Используя эту информацию, объясните, что изображено на рисунках и фотографии. Проверьте себя с. 88
На первом рисунке мы видим, как первобытные люди добывают огонь. Для этого они используют камень Кремень, который при соударении даёт искры.
На втором рисунке мы видим первый построенный человеком каменный дом. Для него человек использовал очень прочные, большие камни — Гранит.
На третьем рисунке мы видим окаменевшие ракушки, древнейших морских обитателей. Так образуется Известняк.
Домашнее задание
1. Что можно найти у нас под ногами во время прогулки?
Под ногами можно найти камни самых разных форм, размеров и цветов.
2. Чем отличаются друг от друга разные камешки?
Камушки под ногами отличаются по форме, размеру и цвету.
3. С какими камнями мы познакомились на уроке?
На уроке мы познакомились с гранитом, кремнем и известняком.
4. Чем интересны гранит, кремень, известняк?
Гранит — очень прочный. Кремень даёт искры при ударе. Известняк образован ракушками.
Как можно рассортировать камни?
По форме.
По размеру.
По цвету.
По всем этим характеристикам.
Правильно!
Неправильно!
Верно ли, что гранит образовался из останков морских обитателей?
Верно.
Не верно
Правильно!
Неправильно!
С помощью какого камня первобытные люди добывали огонь?
С помощью известняка.
С помощью кремня.
С помощью гранита.
Правильно!
Неправильно!
Поделитесь викториной, чтобы показать свои результаты!
Проверка знаний по теме: «Что у нас под ногами?»
Мой результат %%score%% из %%total%% правильно!
%%description%%
%%description%%
Загрузка…
Материя состоит из мельчайших частиц
Обзор урока для учителей
Посмотрите видео ниже, чтобы узнать, что вы и ваши ученики будете делать на этом уроке.
Идентификатор Youtube: Ll2ao9Irwgg
Загружаемые файлы:
План урока (PDF) | Лист активности учащихся (PDF) | Студенческое чтение (PDF) | История учителя (PDF) | Подключения к NGSS (PDF)
Учащиеся разработают модель, описывающую, что материя состоит из мельчайших частиц, слишком маленьких, чтобы их можно было увидеть. Студенты будут использовать модель для описания различий в притяжении между частицами твердого тела, жидкости и газа. Наконец, учащиеся будут использовать свои модели твердых тел, жидкостей и газов, чтобы объяснить свои наблюдения на уроке.
Ключевые понятия- Материя на Земле находится в твердом, жидком или газообразном состоянии.
- Твердые тела, жидкости и газы состоят из крошечных частиц, называемых атомами и молекулами .
- В твердом теле частицы сильно притягиваются друг к другу. Они расположены близко друг к другу и вибрируют в одном положении, но не проходят мимо друг друга.
- В жидкости частицы притягиваются друг к другу, но не так сильно, как в твердом теле. Частицы жидкости находятся близко друг к другу, всегда движутся и могут скользить друг относительно друга.
- В газе частицы очень слабо притягиваются друг к другу. Они находятся очень далеко друг от друга по сравнению с частицами в твердом теле или жидкости и постоянно движутся. Частицы не взаимодействуют друг с другом, а просто ударяются и отскакивают друг от друга при столкновении.
Выравнивание NGSS
- NGSS 5-PS1-1: Разработайте модель, описывающую, что материя состоит из частиц, слишком маленьких, чтобы их можно было увидеть.
- Учащиеся знакомятся с идеей о том, что материя состоит из мельчайших частиц, называемых атомами и молекулами.
- Учащиеся наблюдают за цельнометаллическим молотком и гвоздем и просматривают анимацию молекулярной модели частиц в твердом теле.
- Учащиеся сжимают гибкую пластиковую бутылку с воздушным шаром сверху бутылки, чтобы разработать модель частиц газа.
- Студенты также пытаются сжать бутылку с водой, чтобы создать модель частиц жидкости.
- Учащиеся смотрят короткую анимацию, иллюстрирующую невероятно крошечные размеры атомов и молекул.
- Наконец, студенты выдвигают аргумент, что, хотя горка крема для бритья сохраняет свою форму, она не является твердой, и что даже если песок принимает форму контейнера, он не является жидкостью.
Распечатайте лист с заданиями учащегося и раздайте по одному учащемуся, если это указано в задании. Рабочий лист будет служить компонентом оценки плана урока 5-E.
БезопасностьУбедитесь, что вы и ваши ученики носите правильно подобранные защитные очки.
Уборка и утилизация Напомните учащимся мыть руки после выполнения заданий.
Сохраните бутылки и песок для будущего использования. Все другие обычные бытовые или школьные материалы можно сохранить или утилизировать обычным образом.
- Молоток, гвоздь и дерево
- Гибкая пластиковая бутылка из-под содовой (18-20 унций) с крышкой
- Воздушный шар
Примечание: гибкие пластиковые бутылки из-под газировки работают лучше, чем одноразовые бутылки из-под воды , потому что бутылки из-под воды часто не очень гибкие и имеют тенденцию полностью разрушаться при сжатии.
Материалы для демонстрации EXTRA EXTEND- Крем для бритья
- Маленькая пластиковая или бумажная тарелка
- Песок
- 2 прозрачных пластиковых стаканчика
Engage 1. Продемонстрируйте, что молоток представляет собой твердое тело.
Скажите учащимся, что все, что они могут увидеть и потрогать, называется материей . Объясните, что вся материя на Земле существует в виде твердого тела, жидкости или газа и что все твердые тела, жидкости и газы состоят из мельчайших частиц, называемых атомов и молекул .
Скажите учащимся, что атом — это наименьший строительный блок материи, а молекула — это два или более атомов, соединенных вместе. Атомы и молекулы настолько малы, что мы их не видим. Ученые используют модели, чтобы попытаться понять поведение атомов и молекул и помочь объяснить свойства материи.
Примечание: Несмотря на то, что атомы и молекулы разные, в целях этого урока они оба будут представлены одинаково в виде круга или сферы. В последующих уроках они будут показаны на разных моделях.
Материалы- Молоток
- Гвоздь
- Дерево
- Используйте молоток, чтобы частично вбить гвоздь в кусок дерева.
- Поднимите молоток и объясните учащимся, что твердые твердые материалы, такие как металл молотка, состоят из атомов, которые сильно притягиваются друг к другу, поэтому они крепко держатся друг за друга.
Примечание: Если вы не хотите забивать гвоздь в дерево, просто слегка постучите молотком по твердой, прочной, небьющейся поверхности, например по столу или стулу.
Показать анимацию Частицы твердого тела.
Объясните, что частицы в твердом теле сильно притягиваются друг к другу и колеблются на месте. Сильное притяжение между частицами удерживает их близко друг к другу и делает твердые тела, такие как металл в молотке, твердыми.
Раздайте каждому учащемуся рабочий лист (PDF) .
Учащиеся записывают свои наблюдения и отвечают на вопросы о задании в листе задания.
Исследовать
2. Предложите учащимся посмотреть на свою «пустую» бутылку, а затем поэкспериментировать с воздушным шаром на ней.
Вопрос для исследования: действительно ли пустая бутылка пуста?
- Гибкая пластиковая бутылка из-под содовой (18–20 унций) с крышкой
- Воздушный шар
Примечание: Одноразовые пластиковые бутылки для воды не подходят, потому что они не очень гибкие и имеют тенденцию полностью разрушаться при сжатии.
Процедура- Предложите учащимся посмотреть на открытую бутылку и взять ее в руки.
- Если в бутылке нет жидкости, она полностью пуста?
Возможно. - В бутылке вообще что-нибудь есть?
Да, в бутылке есть воздух.
Объясните, что в бутылке есть воздух и что воздух состоит из различных газов, таких как кислород, азот и углекислый газ, которыми мы дышим каждый день. Объясните, что газ состоит из мельчайших частиц. Скажите учащимся, что газ сильно отличается от твердого тела.
Скажите учащимся, что если они все еще сомневаются в том, что в бутылке что-то есть, они могут надеть на нее воздушный шар и посмотреть, что произойдет, когда они сожмут бутылку.
- Аккуратно наденьте шарик на горлышко бутылки.
- Держите бутылку и сжимайте ее до тех пор, пока вы не сможете сжимать ее дальше.
- Что происходит с шариком, когда вы сжимаете бутылку?
Баллон расширяется.
- Как вы думаете, что произошло с молекулами газа, когда вы сжали бутылку и шарик расширился?
Молекулы газа должны были попасть из бутылки в воздушный шар.
Объяснить 3. Покажите анимацию и обсудите, как использование воздушного шара показывает, что в бутылке должно быть что-то.
Показать анимацию Частицы газа в бутылке.
Объясните, что сферы представляют собой частицы газа. Объясните, что частицы газа не сильно притягиваются друг к другу, а просто ударяются друг о друга и отскакивают. Частицы также намного дальше друг от друга, чем в твердом теле.
Объясните, что когда бутылку сжимают, молекулы газа перемещаются из бутылки в воздушный шар, заставляя его расширяться.
4. Попросите учащихся сжать бутылку с крышкой.Вопрос для исследования: Можно ли заставить молекулы газа сблизиться?
Материалы для каждой группы
- Гибкая пластиковая бутылка из-под содовой (18–20 унций) с крышкой
- Снимите баллон с флакона и плотно закройте крышкой.
- Сожмите бутылку.
- В бутылке находятся молекулы газа. Когда крышка плотно закрыта, вы смогли сжать бутылку?
Да - Вы не можете сжать твердое тело, такое как металл или камень, так что же такого в молекулах газа, что позволяет вам сжимать его?
Молекулы газа находятся очень далеко друг от друга, поэтому их можно сжать в меньшее пространство.
Показать анимацию Наблюдение за газом в бутылке.
Объясните, что с закрытой крышкой бутылку все еще можно сжать, потому что молекулы газа имеют большое пространство между собой и могут быть сжаты.
Исследовать 5. Предложите учащимся исследовать бутылку с водой.
Вопрос для исследования: Можно ли заставить молекулы жидкости сблизиться?
Материалы для каждой группы
- Гибкая пластиковая бутылка из-под содовой (18–20 унций) с крышкой
- Вода
Процедура
- Наполните бутыль до самого верха и плотно закройте бутылку крышкой.
- Сожмите бутылку.
Ожидаемые результаты
Бутылку очень трудно сжать. Он почти кажется твердым.
Спросите учащихся:
- Удалось ли вам сжать бутылку так сильно, как когда в ней был газ?
№ - После сжатия бутылок с газом и бутылок с жидкостью, как вы скажете, частицы жидкости ближе друг к другу или дальше друг от друга, чем частицы газа?
Ближе друг к другу
Объяснить 6. Покажите анимацию и обсудите движение и расположение частиц жидкости.
Показать анимацию Жидкость в бутылке.
Объясните, что частицы жидкости притягиваются гораздо сильнее, чем частицы газа, и что они гораздо ближе друг к другу. Они почти так же близко друг к другу, как твердое тело, но они могут скользить друг мимо друга. Они настолько близко друг к другу, что их очень трудно сжать.
7. Покажите анимацию и сравните движение и расположение частиц твердого тела, жидкости и газа.
Показать анимацию Сравнение твердого тела, жидкости и газа.
- Твердое тело: Объясните, что в твердом теле частицы сильно притягиваются друг к другу, поэтому они находятся близко друг к другу. Частицы могут двигаться в своих фиксированных положениях, но не могут скользить друг мимо друга.
- Жидкость: В жидкости частицы также притягиваются друг к другу, но не так сильно, как в твердом теле. Частицы находятся близко друг к другу, постоянно движутся и могут скользить друг мимо друга.
- Газ: В газе частицы почти не притягиваются друг к другу. Они находятся очень далеко друг от друга и просто ударяются и отскакивают друг от друга, постоянно перемещаясь.
Расширить 8. Покажите анимацию и обсудите крошечные атомы и молекулы.
Учащихся познакомили с идеей о том, что вещество, твердое, жидкое или газообразное, состоит из мельчайших частиц, называемых атомами и молекулами. Объясните учащимся, что иллюстрации и анимации атомов и молекул, которые они видели, являются моделями, используемыми для представления атомов и молекул. Объясните, что реальный размер атомов и молекул невероятно мал, в триллионы раз меньше, чем точки или сферы, которые мы используем для их представления.
На самом деле атомы и молекулы настолько малы, что миллионы из них поместились бы на месте одной точки в конце предложения.
Показать анимацию Атомы маленькие — очень маленькие.
Скажите учащимся, что анимация рассказывает о том, насколько невероятно малы атомы и молекулы. Он основан на количестве молекул воды в столовой ложке воды, что составляет около 600 000 000 000 000 000 000 000 — около 600 миллиардов триллионов, поэтому они очень маленькие.
Extra Extend 9. Подумайте, являются ли крем для бритья и песок твердыми, жидкими или газообразными.
Сообщите учащимся, что в некоторых книгах и других источниках состояния материи могут быть определены более просто следующим образом:
- Твердое тело – сохраняет свою форму даже без контейнера
- Жидкость – принимает форму контейнера
- Газ – Распределяется для заполнения любого контейнера
Вопрос для исследования: Как классифицировать вещество, которое не соответствует этим простым определениям твердых тел, жидкостей и газов?
Материалы для демонстрации
- Песок
- 2 прозрачных пластиковых стаканчика
- 1 банка крема для бритья
- 1 небольшая пластиковая или бумажная тарелка
- Насыпьте от ¼ до ½ стакана песка в один пластиковый стаканчик.
- Нанесите небольшое количество крема для бритья на бумажную тарелку для демонстрации.
- Аккуратно пересыпьте песок из одной чашки в другую.
- Принимает ли песок форму чаши?
Да. - Значит ли это, что песок является жидкостью?
Нет. Каждый кусок песка является твердым, но эти кусочки настолько малы, что когда вы их насыпаете, они принимают форму контейнера. Песок — твердое тело, но ведет себя как жидкость, потому что его крошечные кусочки принимают форму контейнера, в который вы его насыпаете.
1. Покажите учащимся горку крема для бритья.
Спросите учащихся:- Если вы не прикасаетесь к нему, сохраняет ли холмик крема для бритья свою форму без контейнера?
Да - Значит ли это, что это твердое тело?
Нет. Если вы внимательно посмотрите на крем для бритья, то увидите, что это жидкость, содержащая множество крошечных пузырьков газа. Так что на самом деле это смесь жидкости и газа, которые вместе сохраняют свою форму, как твердое тело… пока вы к ней не прикоснетесь.
Камни и минералы: повседневное использование
Каждый день мы используем предметы, сделанные из камней и минералов. Подсчитано, что каждый человек в Соединенных Штатах за свою жизнь использует более трех миллионов фунтов горных пород, минералов и металлов.
- 900 фунтов свинца
- 700 фунтов цинка
- 1 300 фунтов меди
- 3600 фунтов боксита (алюминий)
- 30 000 фунтов из ORE
- 40026 30 000 фунтов
- 666.0027
- 28 000 фунтов соли
- 1 500 000 фунтов камня, песка и гравия
- 6 500 фунтов цемента
- 82 000 галлонов нефти.
Поскольку каждый из нас использует природные ресурсы Земли в масштабах человеческого времени, важно учитывать, что минеральные ресурсы формируются в геологических масштабах времени и огромную разницу между ними. Предметы в этом случае — это лишь некоторые из способов, которыми мы используем камни и минералы в нашей повседневной жизни.
Изображения © UO Музей естественной и культурной истории. Производство этой галереи было щедро поддержано Фондом семьи Форд.
Повседневное использование камней и минералов
| GYPSUM, Chalk и Slate 44711111111111111111111 гг. Он содержит воду в своей минеральной структуре, которую теряет при нагревании, обеспечивая начальную линию защиты от пожаров в здании.Во времена, когда еще не было досок для сухого стирания, все образование опиралось на доски для мела, сделанные из сланца, который представляет собой глину, сваренную под действием тепла и давления глубоко в земле. Мел — это известняк, состоящий из скелетов миллионов микробов, которые когда-то жили на дне моря, так что это действительно ископаемое. |
Глиняный аргиллит Керамика, от простых горшков для растений до экстравагантного фарфора, изготавливается из глинистого аргиллита. Это просто камень, который образуется из уплотнения грязи. Если он похоронен достаточно глубоко, он становится сланцем. | |
Гранит, соль, кварц и мрамор Гранитные и мраморные столешницы изготовлены из камня. Гранит образуется, когда магма остывает в земле и никогда не извергается из вулкана. Чем медленнее он охлаждается, тем крупнее образуются минеральные зерна. Мрамор образуется из известняка, который подвергается тепловой обработке и давлению в земле. Соль — это минерал, образованный из элементов натрия и хлора, каждый из которых сам по себе смертелен. Вместе они составляют необходимое питательное вещество. Большая часть соли образуется при испарении морской воды. Сегодня морская соль производится путем испарения морской воды, тогда как обычную соль добывают из древних месторождений, образовавшихся в результате испарения морской воды в теплые периоды прошлого. Стекло образуется при плавлении кварца, основного минерала, содержащегося в песке. Песок — это все, что остается после того, как гранит измельчается ручьями, реками и действием океанских волн. Как минерал кварц, кремнезем очень твердый, поэтому он остается неповрежденным в песке, даже если все другие минералы из гранита разрушаются. Когда он расплавляется в стекло, он теряет свою минеральную прочность, но становится прозрачнее и может формироваться в расплавленном состоянии. | |
Сера и кремень Сера встречается в природе как элемент и является неотъемлемой частью пороха, который создает взрывной потенциал в фейерверках и когда-то использовался в пулях. . Сера также является неотъемлемой частью спичек, одного из самых надежных способов разжечь огонь. Огонь также можно разжечь с помощью кремня и стали, как показано здесь. Кремень — это форма кварца, образующаяся в виде конкреций в известняках. | |
Гранат и тальк Он имеет относительно высокую твердость, тверже кварцевого песка, поэтому мелкие зерна используются в качестве абразива как для пескоструйной обработки, так и в наждачной бумаге. В отличие от этого тальк, используемый в детской присыпке, является очень мягким минералом. Он состоит из магния и кремнезема, связанных с водой, поэтому в нем есть некоторые из тех же элементов, что и в гранате, но расположение его минеральной структуры делает его очень слабым — отсюда и его мягкость. Мыльный камень состоит в основном из талька. | |
Пемза и обсидиан Горные породы на этом шельфе образовались в результате извержений вулканов. Обсидиан образуется, когда лава очень быстро остывает, образуя натуральное стекло. Его можно сломать, чтобы получить чрезвычайно твердые острые края, которые многие культуры использовали для снарядов и ножей. Даже сегодня некоторые хирургические скальпели изготавливаются из обсидиана, как видно в правом нижнем углу изображения. Пемза также образуется при быстром охлаждении лавы. При этом лава остывает за счет выхода растворенных газов, создавая в ее структуре большое количество застывших пузырьков. Представьте, что вы замораживаете взболтанную колу, пока она пенится из бутылки. Пемза используется в качестве абразива, что проиллюстрировано здесь предварительно выцветшими джинсами, выветрившимися в результате натирания пемзой, и мылом марки Lava, которое включает пемзу в качестве чистящего средства для очистки очень грязных рук. | |
Медь и цинк Медь используется в производстве электрических проводов, медных труб для воды, медной посуды и в компьютере, который вы используете для просмотра этой веб-галереи. Медь имеет низкое сопротивление электрическому заряду и относительно распространена по сравнению с ее сестрами-элементариями, золотом и серебром, поэтому она используется для проводки. Его можно найти как в элементарном состоянии, так и в виде руды, в которой медь связана с другими элементами. Сообщалось, что цинк полезен для сокращения продолжительности простудных заболеваний, поэтому его часто включают в безрецептурные средства от простуды. Не было никаких убедительных результатов, подтверждающих это использование, но цинк является важным элементом, поэтому прием его в качестве добавки в разумных дозах не может иметь никаких побочных эффектов. Цинк часто встречается в природе в сфалерите, минерале, включающем серу и железо. Цинк также используется для цинкования, потому что он относительно инертен по сравнению со сталью, поэтому может предотвратить ржавление при использовании в качестве покрытия. | |
Железо и алюминий Трудно не встретить железо и алюминий в нашей повседневной жизни. Железные руды обычно представляют собой соединения железа и кислорода, также известные как ржавчина. Большая часть этих руд образовалась, когда первые фотосинтезирующие микробы начали перекачивать кислород в земные океаны. В некотором смысле железные руды — это ископаемые, поэтому все железо и сталь, которые мы используем, сделаны из ископаемых. Железо обычно используется в различных соединениях с углеродом и кремнием. Различные соотношения других элементов определяют его физические свойства, которые различаются между чугуном, как в сковороде, и сталью, как в многоразовой кофейной чашке. Алюминий встречается в природе в виде бокситов, состоящих из алюминия, связанного с водой. Раньше очистка бокситов была дорогой и медленной, поэтому алюминий был редким и ценным металлом в 18 и 19 веках. Вот почему вершина монумента Вашингтона была покрыта алюминием — это было все равно, что покрыть его серебром! С конца 1880-х годов алюминиевая руда очищалась с помощью электричества, и она стала дешевой и доступной. Бенджамин Франклин подумал бы, что мы все живем как короли, если бы он знал, что мы небрежно пьем из алюминиевых банок и используем алюминиевую фольгу, чтобы сохранить остатки. | |
Серебро и золото Эта полка украшена серебром и золотом, родственными элементам меди. В периодической таблице они все находятся в одном столбце, и это отражает схожую структуру их атомов, которая придает им схожие химические свойства. Все они являются хорошими проводниками как тепла, так и электричества. Золото и серебро на самом деле являются лучшими проводниками, чем медь, поэтому они используются в высокотехнологичных электронных устройствах, таких как сотовые телефоны и некоторое аудиооборудование. Они также встречаются реже, чем медь, поэтому золотые и серебряные украшения более ценны и почему они чаще используются для украшения, чем из-за их электрических свойств. Золото чаще всего встречается в природе в виде чистого элемента, а вот серебро часто встречается как в чистом виде, так и в рудах. | |
Ртуть и свинец На этой полке представлены ртуть и свинец, два важных плотных металла. Ртуть — единственный металл, находящийся в жидком состоянии при комнатной температуре, поэтому она так долго использовалась в термометрах. Поскольку металл расширяется и сжимается в ответ на температуру, он перемещается вверх и вниз по тонкой трубке, позволяя считывать температуру. Элементарная ртуть ядовита и вызывает проблемы с психикой и координацией, поэтому люди отказались от ртутных термометров и других повседневных предметов. Ртуть не встречается в чистом виде в природе. Его добывают из ртутных руд, таких как киноварь (также называемая киноварью). Киноварь состоит из ртути и серы и с древних времен использовалась в качестве красного пигмента. Свинец — очень плотный, очень мягкий металл с низкой температурой плавления, что позволяет легко формовать его. Его плотность и легкость формования сделали его наиболее распространенным металлом для пуль с момента появления огнестрельного оружия. Он также использовался для рыболовных весов, как показано здесь. Его плотность настолько велика, что его используют в качестве радиационного экрана. Чаще всего мы видим его в кабинетах стоматологов в свинцовом фартуке, который мы надеваем, чтобы защитить себя от рентгеновских лучей, но он также используется для защиты ядерных реакторов, потому что он может улавливать любое рассеянное излучение до того, как оно попадет в окружающую среду. Свинец, как и ртуть, ядовит, поэтому он начинает выпадать из повседневного употребления. Сегодня его чаще всего используют в свинцово-кислотных аккумуляторах автомобилей. Свинец встречается в природе чаще всего в виде галенита, соединения с серой. | |
Известняк, песок и гравий Бетон, составляющий большую часть городского ландшафта, на самом деле представляет собой искусственную реконструкцию естественного горного конгломерата. Чтобы сделать бетон, мы смешиваем песок и гравий с цементом. Цемент создается путем нагревания молотого известняка с другими минералами. При достаточной температуре известняк выделяет углекислый газ и превращается в негашеную известь, основной ингредиент цемента. Когда негашеная известь в цементе реагирует с водой, она образует стабильный кристалл: это то, что происходит, когда бетон «высыхает». В процессе изготовления цемента из известняка выделяется углекислый газ, следовательно, цементная промышленность уступает только производству электроэнергии по выбросу углекислого газа в атмосферу. | |
Нефть Когда мы описываем нефть и уголь как ископаемое топливо, мы имеем в виду это: они производятся путем приготовления разложившегося растительного и животного вещества глубоко в земной коре в течение многих миллионов лет. Ископаемое топливо — это форма солнечной энергии: это энергия солнца, пойманная растениями миллионы лет назад. Нефть образуется в горючих сланцах, но когда она становится жидкой, она имеет тенденцию подниматься вверх, пока не окажется в ловушке в пористой породе-коллекторе, как показано здесь. При бурении резервуаров нефть высвобождается для использования человеком. Поиск нефти — сложная задача, сочетающая науку геологии с искусством воображения, где нефть будет течь в земной коре. | |
Уголь и графит Уголь — это просто остатки древесных растений, которые погибли в болотистых условиях и были переварены в твердую массу. Большое количество древесины накопилось на Земле в каменноугольный период, от 359 до 299 миллионов лет назад, потому что растения развили древесину, а ни один организм на Земле не развил способность переваривать древесину в течение 50-60 миллионов лет! Представьте себе мир, в котором стволы деревьев никогда не разлагаются, потому что нет микробов, способных их разрушить. Это каменноугольный мир, который оставил нам в наследство уголь. Графит — это элементарный углерод, как и алмаз. Разница в том, что алмаз образуется при чрезвычайно высоком давлении, из-за которого атомы углерода выстраиваются в ряд в прочном минерале. Графит образуется при гораздо более низком давлении и имеет минеральную структуру, которая делает его скользким и легко ломается. Мы используем его для «грифа» в карандашах, потому что он делает хороший, но стираемый след. Мы также используем его в качестве порошка для смазки. И уголь, и графит состоят в основном из углерода. | |
Нефтепродукты Здесь мы видим некоторые из многих продуктов, изготовленных из нефти или сырой нефти. Масло используется в качестве машинной смазки, как и масло 10W-40. Вся резина и пластик здесь сделаны из нефти, включая газовый баллончик. Газовый баллон также представляет собой бензин, вездесущее топливо, которое перерабатывается из сырой нефти. |