Posted on Leave a comment

Квартира 50 на 50: Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова

Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».

Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:

 

«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».

 

СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»

Увидеть полную версию выставки вы можете на сайте проекта Музейная Москва онлайн

 

Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.

 

«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г.

В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:

 

На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того

ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: „бедная чайка…“
А за правой играют на балалайке.

 

ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»

 

Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:

 

«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».

 

Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».

 

В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:

 

«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из „Гугенотов“, золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…


Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный „No 13“), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: „Рабкоммуна“. Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.
В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»

 

Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:

 

«В этот момент случилось что-то странное.

В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.

В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ

фото: Иван Пушкин

 

Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:

 

«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: «Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой
Семеновной.
— Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел?
— Так точно, горел.
— Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается.
— Именно для ночей оно и предназначено.


— Счетчик-то общий. Всем накладно.
— У меня темно от пяти до двенадцати вечера.
— Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим.
— Я печатаю червонцы.
— Как?
— Червонцы печатаю фальшивые.
— Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны.
— Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий.
— Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать.
— Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок.

Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».

 

Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА»

фото: Маргарита Басалаева

 

В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:

 

«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем.
Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь „неизвестно какими делами“, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей. — „Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка“, — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст „заявку“ в правление, чтобы меня выселили: „Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные“. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».

 

Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ»

фото: Иван Пушкин

 

Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:

 

«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».

 

Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.

Михаил Булгаков в доме № 10. Дом и квартира № 50 запечатлены в воспоминаниях и…

Михаил Булгаков, 1928. Фотограф М. Наппельбаум. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Дом и квартира № 50 запечатлены в воспоминаниях и письмах Булгакова, стихотворении, во многих рассказах и, конечно, в романе «Мастер и Маргарита»

В двадцатых числах сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву и немедленно начал поиски жилья. Ему повезло устроиться в комнате коммунальной квартиры на Большой Садовой, 10, в кв. 50, где в то время жил его родственник Андрей Земский. Вскоре он уехал в Киев и комната осталась Булгакову. Здесь был написан роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», множество очерков и фельетонов.

Вместе с Булгаковым и его женой Татьяной Лаппа в квартире No 50 жили еще 16 человек — торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, наборщик профтехшколы, торговец в лавке, несколько безработных и т.д. Все они постоянно ссорились, ругались, дрались, писали друг на друга кляузы и пытались выжить соседей с жилплощади.

Страница из списка жителей квартиры № 50 на апрель 1924 года. Михаил Булгаков второй сверху. ЦГА Москвы. ОХД после 1917 года. Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 79

Первые месяцы непрописанного в квартире Булгакова также всеми правдами и неправдами пытались выселить из комнаты, чтобы захватить его большую и светлую комнату. Особенно старался председатель домового управления Василий Осипович Осипов из кв. № 30 — картонажник-вырубальщик 16-й типографии Мосполиграфа. Но Булгаков не собирался сдаваться. Он отправил Надежде Константиновне Крупской письмо и она прислала в правление дома ответ с просьбой прописать сотрудника ее ведомства (то есть Главполитпросвета) Михаила Булгакова. Ошарашенные члены домового управления немедленно Булгакова прописали, но несмотря на это, все равно продолжали угрожать выселением. В письме от 18 апреля 1922 года он жаловался сестре Надежде: «Вероятно (а может быть, и нет), на днях сделают попытку выселить меня, но встретят с моей стороны сопротивление».

Булгакову очень не хваталось уютного быта и спокойной жизни благополучных дореволюционных лет, поэтому он, как мог, пытался наладить жизнь в комнате склочной коммуналки. На рынке Булгаков купил красивую черную полку с русалками (она сохранилась), а немного позднее, в октябре 1923 года, приобрел симпатичный мебельный гарнитур. Татьяна Лаппа хорошо его запомнила: «…у нас высокий потолок был, а мебель такая миниатюрная. Но комнату украшала хорошо». Сейчас эта полка экспонируется в Музее М.А. Булгакова.

Книжная полка Булгакова, экспонирующаяся в Музее М.А. Булгакова. Фотограф Марина Савранская

Комната Булгаковых располагалась ровно напротив кухни — от главного коммунального поля битвы их отделяла только тонкая полоска коридора. В своем дневнике 1922–1925 годов Булгаков крайне нелестно отзывался о квартире и ее обитателях: «я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Практически всех своих соседей по квартире и дому Булгаков описал в фельетонах первой половины 1920-х годов, а самому дому посвятил рассказ «№ 13.— Дом Эльпит-Рабкоммуна», в персонажах которого легко угадываются местные жители.

Обложка номера «Красного журнала для всех», где был опубликован рассказ М.А. Булгакова «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», посвященный дому № 10. Дом в конце произведения сгорает дотла. Еще один пожар в доме № 10 случится на страницах романа «Мастер и Маргарита». Из собрания Музея М.А. Булгакова

Первая страница рассказа «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», Красный журнал для всех, №2, 1922

Осенью 1924-го года Булгаков навсегда покинул дом № 10 и поселился с будущей женой Любовью Евгеньевной Белозерской в небольшом деревянном доме в Обуховом (Чистом) переулке.

Позднее, уже в 1930-е годы, Булгаков обратился к своим воспоминаниям о жизни в доме 10. Главный герой романа «Записки покойника» Максудов ведет раздвоенную жизнь — днем на скучной работе, а ночью за письменным столом — так же, как сам Булгаков днем работал в «Гудке», а по ночам, когда квартира затихала, сочинял «Белую гвардию».

В романе «Мастер и Маргарита» «нехорошая квартира» № 50 стала местом обитания нечистой силы — именно сюда Булгаков поселил Воланда и его свиту.

В 2007 году в «нехорошей квартире» № 50 открылся государственный Музей М. А. Булгакова.

The 50/50 — Фотогалерея

The 50/50 — Фотогалерея значок специальных возможностей

У нас есть оптимизированная доступная веб-версия этого сайта. Щелкните здесь для просмотра.

Удобства

БЕСПЛАТНЫЙ WI-FI ПО ВСЕМУ ЗДАНИЮ ЗАЛ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАСЛАЖДАЙТЕСЬ НАШЕЙ ТЕРРАСОЙ НА КРЫШЕ ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ БУДЬТЕ ЧАСТЬЮ ВСЕГО БЕСПЛАТНЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР НЕБО ЭТО ПРЕДЕЛ УДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПУСТЬ СОЛНЦЕ СИЯЕТ В ТРЕНИРУЙТЕ СВОЙ РАЗУМ И ТЕЛО НЕТ БОЛИ. НЕТ ПРИБЫЛИ.

Наше сообщество

ЛИНКОЛЬН, ЖИВУЩИЙ НА 50/50 ПРИЕЗЖАТЬ. ПЕРЕЗАГРУЗИТЬ. ЖИТЬ. СОЗДАНО ДЛЯ ВАС ВАШЕ МЕСТО

4×4

БЕСПЛАТНЫЙ КАБЕЛЬ В ГОСТИНОЙ ГРАНИТНЫЕ СТОЛЕШНИЦЫ ЭТО ВАШ КАЖДЫЙ ДЕНЬ СВЕЖИЕ И ЧИСТЫЕ ВАННЫЕ КОМНАТЫ СТИРАТЬ. СМЫВАТЬ. ПОВТОРИТЬ. МЕСТО ДЛЯ ВСЕХ ВАШИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗБАВЬТЕСЬ О ВАШИХ ЗАБОТАХ

4×2

КОМФОРТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ В КВАРТИРАХ 50/50 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ И НАСЛАЖДАЙТЕСЬ СОВРЕМЕННЫЕ КУХНИ ОТДЫХАЙ И РАССЛАБЬСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ АРЕНДЫ ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ПРОСТОРНАЯ ВАННАЯ КОМНАТА ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВКЛЮЧЕН

The 50/50 — Удобства

The 50/50 — Удобства значок специальных возможностей

У нас есть оптимизированная доступная веб-версия этого сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *