Posted on Leave a comment

Композиция с центром: простые правила и основы. Композиционный центр. Доминанта

композиционный центр рисунок — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре.

В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным — мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др.

К театрально-декоративным — эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным — архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства — дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция — это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции — это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония.

Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.

Рис.28

Хорошим упражнением для развития композиционного видения может послужить такой прием. Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно его размеру и форме (рис. 28). Тогда вы получите композицию пятна. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой. Вопрос в том, как соблюдены правила и приемы размещения предметов на листе. Наиболее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой-либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите рисунок предмета.

По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу «от простого к сложному», включив в компоновку два и более предметов. Таким образом закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем. Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения.

Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Баттиста Альберти: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины».

При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.

3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги.
5. Определить центр композиции.
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
7. Выявить объем предметов посредством светотени.
8. Обобщить и завершить работу над композицией.

1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, подбираются в соответствии с определенным сюжетом или темой. По тому, как составлена учебная постановка, можно предопределить будущую композицию, ибо сама постановка, в некотором смысле, уже есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и о его расположении, пропорции и других изобразительных моментах в процессе рисования чревато лишь срисовыванием или механическим переносом предметов постановки на бумагу. Постановка предметов, включенных в композицию, может быть не совсем удачной. В одном случае они могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом — плохо просматриваться в глубине постановки (т.е. за крупным предметом) или предмет может иметь незнакомую конструкцию и т.

п. Поэтому изучение натурной постановки является непременным условием на протяжении всего учебного рисунка. Композиционная задача решается не всегда легко и просто, приходится порой затрачивать много сил и времени, особенно, когда перед нами сложная постановка. Перед тем, как сесть за ту или иную постановку, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности выявить наиболее выгодные положения (а их, как правило, немного). Поэтому следует заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

Рис.29

3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).


Правильность компоновки предметов изображения прежде всего зависит от формы предметов, составляющих постановку, и их размерных величин (рис.29). В данном случае имеется в виду один предмет. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально. Это связано с закономерностью зрительного восприятия. В каждом отдельном случае расположение листа к модели выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. Во всяком случае, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа.
Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на полях или отдельном листочке). Для этого необходимо определить место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. При компоновке группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом. После чего намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Они нужны для размещения изображения натурных постановок. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих этих случаях нарушается композиция.

Рис.30

5. Определить центр композиции.
Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, т.е. серединная часть целого. Под зрительным центром понимается наиболее выделяющаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд. Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным, во многом это зависит от расположения главного, основного предмета, вокруг которого группируются остальные, а также от выбора точки зрения. Композиционный центр на листе определяется так называемым центральным лучом (крестообразной пометкой), полученным условным симметричным делением формата путем проведения вертикальных и горизонтальных линий. Пересечение двух линий можно считать центром композиции, заключенным в пределах зрительного поля. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, масштаба и направления тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было «ни убавить, ни прибавить» в пределах отверстия (рамки «формата»). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи (рис. 30).

6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
Построение предметов на плоскости бумаги следует начать с определения их мест в пределах границ, отведенных им ранее. Определение этих мест осуществляется легким касанием карандаша, при этом намечаютобщими овалами места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов (рис.31). Затем на листе намечают общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве. В последующем, при построении конструктивной основы форм предметов, необходимо обратить особое внимание на перспективное изображение оснований предметов, т.е. на расположение их следков на плоскости стола и расстояние между ними. При этом следки оснований не должны накладываться, а края выступающих поверхностей предметов врезаться друг в друга. Кроме того, расстояния между предметами должны быть логически выдержаны.

Рис.31

7. Выявление объема предметов посредством светотени.
Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые контрасты, а затем — полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Нельзя забывать, что работа над выявлением объема предмета тоном — это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Об этом, к сожалению, часто забывают, находясь в плену у натуры. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, уточнять их пропорции, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном ~ это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.
Рисование тоном требует развитого чувства формы и цельного видения. При штриховке целесообразно класть тон штрихами по форме предмета. Такое направление штриховки в рисунке дает хорошую рис 31 возможность добиться объемности формы предмета.
Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Такой подход не означает, что деталями полностью пренебрегают. Не следует также делать их «камнем преткновения». Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.

8. Завершение и обобщение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Схемы поиска композиционного равновесия на примере пятна-окружности на листе бумаги

Рис. 32. Плоскостные композиции из геометрических фигур

Рис.33. Объемно-пространственные архитектурные композиции

In Art, Академический рисунок, Обучение искусству, Рисунок*, Школа Искусств Tags учебный академический рисунок, учебные пособия, Композиция, изображение предметов на листе бумаги, Основы композиции, композиция рисунок, Методическое пособие, Учебное пособие, Компоновка, композиционный центр рисунок, Композиция в рисунке, Основы композиции в учебном рисунке, рисунок живопись композиция, композиция карандашом рисунок, школа рисунок, картина композиция, композиция основа, объемно пространственная композиция рисунок, построение рисунка композиция

Приемы композиции в интерьере: фото элитных дизайн-проектов

Содержание

  1. 1. Что такое композиция в интерьере?
  2. 2. Композиционный центр – обязателен ли при создании современного дизайна?
  3. 3. Основы композиции в роскошном интерьере: три важных нюанса
  4. 4. Более подробно об игре на контрастах и принципе тождественности
  5. 5. Профессиональные композиционные приемы в элитном дизайне
  6. 6. Акцентирование и доминирование при создании композиции

Построение инсталляции при оформлении убранства выполняет не менее важную роль, чем при художественном создании рисунка. Чем элитнее недвижимость, тем больше внимания нужно уделять проекту. Чтобы сделать из квартиры или дома шедевр, изначально следует опираться на основы дизайна, среди которых одно из главных мест отводится приемам композиции в интерьере, а они напрямую зависят от архитектурных элементов, присущих тому или иному помещению.

Правильная композиция в интерьере классической спальни: центральное место отведено кровати

Что такое композиция в интерьере?

Композиция имеет многоаспектное значение. С одной стороны, это выверенное сочетание элементов архитектуры, дизайны и декора, где присутствует определённая стилистическая идея. С другой стороны, если обратиться к более широкому смыслу термина, это гармоничное расположение составляющих в пространстве. При создании интерьера учитывают правила композиции, которые характеризуются взаимной комбинаторностью.

Сочетаться должны не только все предметы, участвующие в облагораживании помещения, но и их уникальные свойства, присущие каждому фрагменту, например: фактура поверхностей отделки, форма и количество мебельных экспонатов, текстура сопутствующей атрибутики и пр. Здесь важно осознавать, что каждый отдельный элемент выступает самостоятельной деталью, которую нужно правильно внедрить в общую картину.

Композиция в интерьере — правильная расстановка элементов дизайна в определенной архитектурной обстановке

Композиционный центр – обязателен ли при создании современного дизайна?

Упорядочить обстановку можно не только с помощью симметрии, на что чаще всего намекают правила композиции в интерьере, это делается еще и при помощи несимметричной расстановки предметов вокруг композиционного центра — обязательного компонента гармоничного дизайна. Он как раз и берет на себя главенствующую роль, приковывая к себе внимание благодаря целостности художественных элементов, переплетающихся между собой фактурой, формой или стилистикой (или всем вместе). Композиционный центр способен расположиться посередине площади, возле какой-то одной стены или вообще в углу. Вокруг него уже расставляются поддерживающие общую картину детали, которые выполняют вспомогательную функцию с точки зрения инсталляции.

Композиционным центром в ванной комнате чаще всего выступает большая тумба с умывальниками и крупным зеркалом

Композиционным центром может служить:

  • большая кровать в спальне с балдахином или коваными элементами;
  • камин в гостиной комнате с необыкновенным лепным декором;
  • панорамное окно на несколько этажей, как часто бывает в двухуровневых квартирах;
  • каменная барная стойка или островная кухня в столовой;
  • комплект мягкой мебели, состоящий из нескольких однородных предметов;
  • широкая лестница в просторном холле загородного дома и пр.

Композиционным центром в роскошной гостиной выступает мягкая зона с диванами и креслами возле камина

Композиционный центр способен одновременно выполнять сразу две функции: основную, которая понятна из названия, и вспомогательную — отвечающую за, например, зонирование. При помощи той же самой барной стойки или комплекта мягкой мебели можно отделить одно место от другого, что особенно важно для помещений не слишком больших размеров. И даже если пространства много, его тоже нужно использовать благородно, чтобы общий фон не смотрелся излишне пустотно. В элитных домах большинство комнат обладают несколькими композиционными центрами, что совсем не рушит дизайн-проект и не сбивает общую картину.

Композиционный центр в спальне — кровать молочного цвета с прилегающими тумбочками, торшерами и прикроватной софой в цвет

Основы композиции в роскошном интерьере: три важных нюанса

Использование композиционных приемов в дизайне интерьера — важнейшая составляющая, дающая гарантию того, что итоговая картина убранства получится не просто гармоничная, но и роскошная, где сразу будет видно художественное мастерство профессионала. Зная правильные формулы обстановки помещения, можно облагородить и слишком просторные холлы, нуждающиеся в дополнении сложного архитектурного ансамбля, и маленькие прихожие, где всего должно быть в минимальном количестве, и длинные коридоры, требующие тщательной проработки пространства. 

Верная композиция создается при соблюдении трех основных требований, о них подробнее:

1. Нужной динамики в интерьере можно добиться с помощью использования, как отмечалось выше, композиционного центра. Доминирование одних составляющих над другими и есть та важная составляющая, которая становится залогом выигрышного дизайна. Тут важно не забывать, что вспомогательные зоны не могут оставаться незамеченными, но и выйти на передний план не имеют права.

Композиционный центр в кухне-гостиной чаще всего большой стол со стульями, отличающийся по габаритам или цвету от общего направления

2. Уравновесить общую картину необходимо выверенным расположением всех элементов художественной конструкции. Их нужно разместить таким образом, чтобы все смотрелось лаконично, емко и более или менее равномерно. В противном случае есть риск получить неуравновешенный интерьер «с плохим характером»: либо чрезмерно неказистый или очень сложный, напоминающий забитую разбалансированную кладовку.

Уравновешенная композиция всегда отличается равномерным распределением мебели и аксессуаров

3. Нельзя не затронуть тот факт, что чем более подходят составляющие дизайн-проекта друг другу, тем все смотрится куда более эффектно. Важно, чтобы в картину не пробрались лишние элементы, которые станут выбиваться из общей массы или перетягивать ненужное внимание на себя. Соединить элементы между собой можно, например, по принципу тождественности или по методу контрастности. Каждая, даже самая мелкая, деталь должна коррелировать с остальными, пусть то по цвету, фактуре, форме, составу материала, нанесенному рисунку, стилистике, стране происхождения.

Симметрия и правильное сочетание цветов между собой делает композицию в гостиной особенно роскошной

Посмотрите проект: Дизайн дома «Рублево».

Более подробно об игре на контрастах и принципе тождественности

Контраст не всегда авангарден

Композиционный контраст часто применяется в эксцентричной авангардности, поп-арте, пин-апе, китче и прочих причудливых стилях. Однако это не так показательно, ведь совершенно классическое убранство способно украшаться некими переходами. Эстетическое пространство обычно разделяется на базовые и вспомогательные элементы, чтобы в итоге получилась оригинальная картинка. Помимо цветовой композиции в интерьере, контраста можно достичь при помощи неоднородных фактур: матовых и глянцевых, шероховатых и гладких, с рисунком и без. Например: рельефная плитка рядом с шлифованной из той же коллекции; обивка с полосочками на креслах и узор на диване, когда предметы мебели из одного комплекта; орнамент на шторах повторяется на абажурах, но ткани совсем разные и т. д. Здесь везде присутствует наличие контраста, хотя некоторые свойства (текстура, материал) противопоставлены друг другу. Столкновение интересов создает сложный и волшебный аристократизм.

Контраст черного и белого всегда актуален при построении композиции в элитном интерьере ванной комнаты

Тождественность для единства композиции

Единства композиции можно достичь гораздо проще, если не пренебрегать тождественностью, в которой некоторые изделия обладают весьма схожими свойствами, не обязательно всеми, но какими-то конкретными. Для ориентирования в дизайне берется принцип основы (цвета, формы, фактуры, узора и др.). Вот примеры: базисом часто служит: общий цветовой фон, а ему подчиняются детали в тон; геометрические линии, стремящиеся к кругу и овалу (квадрату и прямоугольнику), зазывают к себе в пару предметы с теми же линиями; определенный орнамент или узор, расстелившийся на большинстве составляющих интерьера. Таким образом элементы дополняет друг друга, создавая собой идеальную композицию.

Принцип цветовой тождественности в тандеме с неполной симметрией всегда приятен глазу

Не забывайте, что в нашей дизайн-студии можно оформить разработку дизайна коттеджа. Команда профессиональных дизайнеров выполнит любые ваши желания!

Профессиональные композиционные приемы в элитном дизайне

Симметрия — выгодная позиция

Сам термин намекает на то, что расстановка элементов дизайна будет подчиняться определенной оси или уровню. Чем зеркальнее картина, тем интерьер станет смотреться благороднее и правильнее, а еще строже и прямолинейнее. Такой прием свойственен классическим канонам, где практически все подвластно некому «золотому сечению». Симметричная композиция в любом интерьере приятна глазу, а еще выступает беспроигрышным вариантом для любого убранства. А если вдобавок к ней располагать предметы на равноудаленном расстоянии друг от друга и от композиционного центра, получится эффектное пространство, отличающееся высокими показателями вкуса.

Частичная симметрия на кухне в паре с базовой монохромностью выглядит волшебным образом

Безусловно, идеально зеркальную картину создавать не стоит, подобного эффекта достаточно в определенной зоне, например: его можно достичь с помощью диванчика и мягких кресел возле камина в гостиной, тумбочек с бра (торшерами) вокруг кровати в спальни или же кухонного гарнитура, который и так часто обладает симметричностью своих шкафчиков. Если нужно снизить эту абсолютную отражательную способность, следует использовать прием с фактурой или цветом, что смотрится очень необычно и действительно стильно.

Идеальная симметрия в гостиной-столовой — точный признак классического стиля, отвечающего за четкость композиции

Если в горизонтальной плоскости все понятно, то что же делать с вертикальной, которая влияет на композицию не меньшим образом?! Здесь нужно уметь верно комбинировать верх и низ, понимая, что пространство не одномерное, а трехмерное. Потолочную часть можно уравновесить при помощи элегантных люстр, лепного декора по типу барельефов, плинтуса, фресок и прочих архитектурно-художественных способов отделки и дизайна.

Асимметрия — если не барокко, то рококо

Сравнение с такими стилями интерьера неслучайно, потому что на первый взгляд оба направления классические, изобилующие, излишне вычурные и почти неотличимые друг от друга. Но нет! Барокко подчиняется идеальным пропорциям, а вот рококо — нет, он и пришел когда-то на смену идеальной симметрии, считаясь по сей день родоначальником асимметричных приемов в интерьере.

Уйти от дисгармонии в дизайне комнаты с помощью асимметричного способа просто: нужно просто заполнить все пустоты, верно распределив детали композиции. Можно применить геометрический принцип, в основе которого лежит равнобедренный треугольник: большую часть (две трети пространства) обставить главными составляющими интерьера, а меньшую (одну треть) облагородить неким эксклюзивным объектом, отличающимся внушительной габаритностью. Как правило, это бывает мозаичное панно на стене, большая живописная картина, огромное зеркало, книжный шкаф во всю стену. Такие внедрения служат неким противовесом общей асимметрии.

Асимметричный уравновешенный дизайн спальной комнаты в загородном доме имеет свою уникальную изюминку

Динамика — обособленный ритм дизайна

Если не учитывать основные приемы, такие как симметрия и противопоставляющая ей асимметрия, то следует обратиться к другому принципу, который называется динамичная пространственная композиция интерьера. Эстетика дизайна может проявляться в некой ритмике, где движение достигается за счет использования как архитектурных составляющих, так и мебели, декораций и атрибутики.

Динамика в детской комнате достигнута за счет повторяющихся звездочек на ковре и картин с изображением двигающихся персонажей

Динамику в интерьере обычно создают с помощью:

  • определенной несимметричной геометрии;
  • неклассической расстановки мебельных элементов;
  • неординарного внедрения редких аксессуаров;
  • четких прямых или волнообразных линий;
  • аквариума с водорослями и живыми рыбками;
  • клетки с подвижными громкими попугаями;
  • «танцующего» рисунка на полу или на стенах и пр.

Посмотрите проект: Дизайн дома «Серебряный бор — 2».

Вариантов обустройства помещения в ритмичном стиле крайне много. Важнее — определиться с назначением комнаты: она должна быть предназначена для игр, танцев, чтобы побуждать к активности; лаундж-зонам динамика точно не подойдет. Чтобы понизить движение, можно доработать дизайн беспроигрышным приемом — внедрением яркого акцента, который будет отличаться от остальных составляющих по цвету, фактуре или назначению. Им может стать выпадающий из общей картины стол какого-то кислотного цвета или среди одинаковых картин в багетах — одна без рамки за стеклом.

Динамика композиции в столовой снижена за счет голубой яркой люстры, которая перетягивает внимание на себя

Статика — уравновешивающее свойство

Статичность в дизайне интерьера — не что иное, как главное уравновешивающее композицию звено, которое точно не обладает такими характеристиками, как назойливая асимметричность или криволинейная конструктивность. Если обратиться к классическим канонам, то можно увидеть непревзойденную статику со своими уникальными свойствами, там она выверенная, логичная, устойчивая и пропорциональная. Современная же отличается стабильными свойствами, но это не имеет ничего общего с минимализмом или скучностью. Статика завершенная, элегантная и спокойная, но не лишенная своеобразного шарма. Хороший пример — интерьер в стиле французского шато, где часто встречается приятная взору композиция без динамичных переходов.

Статика при создании композиции на кухне подходит классическим или неоклассическим канонам

Акцентирование и доминирование при создании композиции

Усиление акцентирования

Как динамичность можно «успокоить» ярким акцентом, так и, например, стойкую симметрию — предметом непонятной формы. Тем самым пространство становится более интересным, ведь происходит уход от правильности. Аккуратное внедрение нескольких «зазывающих» деталей, не вписывающихся в общую стилистику, выгодно подчеркнет основной прием композиции, использованный в интерьере.

Идеальными акцентами может стать:

  • маленький цветной элемент на большой монохромной поверхности;
  • наличие матовости в одном месте на общем глянцевом фоне;
  • единичный орнамент при однотонной стилистике.

Акцент композиции может быть применим в виде красной стены в современной ванной комнате

Доминанта — изюминка интерьера

Сама по себе доминанта — это, как чаще всего случается, определенная составляющая, входящая в группу композиционного центра, однако не всегда. Лидирующий предмет должен обязательно бросаться в глаза, быть привлекательным и особенным, таким, чтобы подчинять себе все остальные интерьерные экспонаты. Доминант может быть несколько, но лучше, чтобы какая-то одна брала на себя главенствующую роль. Чтобы добиться максимального эффекта, дизайнеры прибегают к игре на контрастности или масштабности. Это и немудрено: яркое или большое пятно всегда выделяется среди сопутствующих элементов.

Малиновое кресло в интерьере ванной комнаты выступает одновременно акцентом и цветовой доминантой

Центр интереса — Art & Pro Photographer

Фотокомпозиция — это расположение элементов на изображении.
Творческая фотография зависит в первую очередь от способности фотографа видеть так, как видит камера, потому что фотография не воспроизводит сцену так, как мы ее видим.

Камера видит и записывает только небольшую изолированную часть большой сцены, уменьшает ее до двух измерений, кадрирует и останавливает. Но это не дискриминация, как мы. Когда мы смотрим на сцену, мы выборочно видим только важные элементы и более или менее игнорируем остальные. Камера, с другой стороны, видит все детали в поле зрения. Фон может быть загроможден объектами, которых мы не помним, наши объекты могут казаться меньше в кадре или менее яркими, чем мы помним, или всей сцене может не хватать значимости и жизни.

Хорошие фотографии редко создаются случайно. Чтобы максимально использовать любой предмет, нужно понимать основные принципы композиции. На то, как элементы расположены на изображении, мы можем влиять или нет, но изображение должно привлекать внимание зрителя, радовать глаз или делать четкое заявление. Чтобы развить эти навыки, фотограф должен смотреть, учиться, практиковаться. Каждый раз при фотографировании ему необходимо думать о месте каждого элемента и его влиянии на другие элементы, а также о его общем положении на снимке. Много раз при съемке то, что мы видим на пленке/камере, не соответствует нашим ожиданиям и намерениям.

Чаще всего на картине хорошо иметь только одну основную идею, тему или центр интереса, к которому прикованы взгляды зрителя. Подчиненные элементы в картине должны поддерживать и фокусировать внимание на главном признаке, чтобы он был подчеркнут. Изображение без доминирующего центра интереса или изображение с более чем одним доминирующим центром интереса вызывает у зрителя недоумение. Впоследствии зритель смущается и недоумевает, о чем вообще картина. Когда на картинке есть одна и только одна доминирующая «точка интереса», зритель быстро ее понимает. Когда на изображении нет ничего, что могло бы привлечь внимание к определенной области или объекту, взгляд блуждает по сцене. В центре внимания может быть один объект или несколько, расставленных так, чтобы привлечь внимание к определенной области. Когда в центре внимания находится один объект, который заполняет большую часть области изображения или резко выделяется, внимание сразу же привлекается к нему, но не все предметы так просто расположить или так смело и впечатляюще.

Фотограф обычно имеет в своем распоряжении множество факторов или элементов, которые можно использовать и размещать в области изображения, чтобы привлечь или направить внимание на основную идею изображения. Некоторыми из этих элементов являются линии, формы, человеческие фигуры, тон, текстура…
Человеческие фигуры привлекают внимание сильнее, чем почти любой другой предмет, и, если они не являются основным объектом фотографии, их, вероятно, следует держать в стороне от изображения. . Например, на фото справа много повторяющихся элементов, и само повторение делает их сильнее, а также небольшой человеческий силуэт, который мгновенно становится центром изображения.

Центрирование объекта означает, что объект находится в общем центре кадра. Это не означает, что объект всегда находится точно по центру. На самом деле, некоторые «центрированные» предметы все еще могут быть разбиты на правило третей, применяя правило третей к частям предмета, а не ко всему предмету. Например, глаза на портрете могут работать по правилу третей, хотя объект портрета находится в центре. Центрирование можно использовать, чтобы привлечь внимание к объекту, создать ощущение пространства, создать ощущение размера и преодолеть трудности с определением местоположения. Когда люди смотрят в камеру и, следовательно, на зрителя изображения, зритель имеет тенденцию возвращать свой взгляд, глядя им прямо в глаза. Когда они не являются предполагаемой достопримечательностью, мы упускаем из виду утверждение и цель изображения. Когда люди являются второстепенными элементами изображения и смотрят не в камеру, а в другом направлении, внимание зрителя перенаправляется с людей на то, на что они смотрят, что должно быть в центре внимания.

Привлечение внимания к объекту

Центрирование — эффективный способ привлечь внимание к точке интереса, когда композиция очень насыщена и в кадре много похожих объектов, конкурирующих за внимание, потому что взгляд устремляется прямо к центру кадра. изображение. Центрирование сильного объекта другого типа также может помочь привлечь внимание.
Также размещение объекта прямо в центре изображения можно использовать, когда в композиции очень мало других объектов. При съемке отдельно стоящих объектов, когда фон и передний план не показаны, а объект почти полностью заполняет кадр, центрирование работает для удержания фокуса на самом объекте.

Контакт глазами в глаза

Когда люди смотрят в камеру и, следовательно, косвенно на зрителя, зритель реагирует на изображение, оглядываясь назад и глядя прямо в глаза. Следовательно, это должен быть преднамеренный центр интереса, иначе смысл и смысл изображения совершенно неверны. Более того, когда портрет не является преимущественно предметом изображения, а портретист пристально смотрит на что-то другое в изображении, то мы направляем свое внимание прямо на объект своего наблюдения. Это инстинктивная реакция, как будто была и стрелка, указывающая нам, куда смотреть.

Центрирование для создания ощущения пространства или размера

Центрирование также является очень эффективным инструментом для создания ощущения пространства и размера. Центрируя объект, окруженный более мелкими (или более крупными) объектами, можно подчеркнуть размер объекта. Например, дом, сфотографированный посреди большого пастбища, может создать ощущение малости. Мы также можем использовать центрирование, чтобы создать ощущение принадлежности пространству или чувство потери. Фотографируя ребенка, полностью окруженного игрушками, мы создаем некую атмосферу принадлежности ребенка окружающему его пространству. И наоборот, фотографирование ребенка в окружении игрушек, но с небольшим пустым пространством вокруг ребенка до начала игрушек создаст ощущение разделения или потери. На обоих изображениях ребенок буквально в центре внимания. На втором изображении из-за того, что пустое пространство было бы в центре ребенка, оно становится и частью центра внимания, и барьером для игрушек.

Центрирование для преодоления трудностей с локацией

Не все объекты или фоны/передние планы позволяют фотографу скомпоновать в соответствии с правилом третей, золотым сечением или любым другим правилом. В некоторых случаях единственный выстрел, который вы можете сделать, это выстрел по центру. Иногда есть отвлекающие объекты на переднем или заднем плане, или есть элемент сбоку от объекта, который мешал бы изображению, если бы объект не находился в центре. Когда происходят подобные события, вы должны максимально использовать ситуацию и сосредоточиться на теме. Объект в центре, безусловно, привлечет больше положительного внимания, чем объект с фонарным столбом прямо за головой. Центрирование — эффективный способ привлечь внимание к интересующему объекту, когда композиция очень загружена и в кадре много похожих объектов, конкурирующих за внимание, потому что взгляд направлен прямо в центр изображения.

Когда центральная композиция может поднять портрет | Советы Тамары Лаки

Новичок

В исполнении Тамары Лэки

Тамара Лэки о портретной композиции

Глоссарий

Один из первых советов, который профессиональный фотограф дает начинающему фотографу, — отказаться от помещения объекта в центр кадра. кадра в пользу более визуально убедительных композиционных приемов. Некоторые из наиболее популярных предлагаемых методов композиции включают использование правил третей, включение направляющих линий, наслоение фотографии и многое другое.

Но центральная композиция может быть поразительной, если использовать ее вдумчиво. А добавление еще одного или двух композиционных приемов к общему кадру может помочь центральному изображению выделиться еще больше. Вот несколько моментов, о которых следует помнить, выбирая композицию в центре:

1. Убедитесь, что ваш объект достаточно яркий, чтобы управлять кадром. Имейте в виду, однако, что когда дело доходит до портретной съемки, объект не всегда обязательно является человеком. Это может быть то, что, по мнению фотографа, привлекает наибольшее внимание — иногда это отношения между людьми; иногда это дух, выражение или отношение, которое человек передает.

D4S, AF-S NIKKOR 70–200 мм f/2,8G ED VR II, 1/1000 с, f/2,8, ISO 320, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
На этой фотографии явно изображены безудержная радость и смех ребенка. Здесь также задействованы другие композиционные аспекты, которые еще больше дополняют композицию в центре. Четкие направляющие линии, направляющие внимание зрителя на предполагаемую достопримечательность, усиливают привлекательность этого изображения. Кроме того, мягкий, яркий цвет осенних деревьев уравновешивает единственный яркий цвет в этом образе — ее одежду.

© Tamara Lackey

D4S, AF-S NIKKOR 70–200 мм f/2,8G ED VR II, 1/1000 с, f/2,8, ISO 320, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
На этой фотографии явно изображены безудержная радость и смех ребенка. Здесь также задействованы другие композиционные аспекты, которые еще больше дополняют композицию в центре. Четкие направляющие линии, направляющие внимание зрителя на предполагаемую достопримечательность, усиливают привлекательность этого изображения. Кроме того, мягкий, яркий цвет осенних деревьев уравновешивает единственный яркий цвет в этом образе — ее одежду.

D810, AF-S NIKKOR 85 мм f/1,4G, 1/400 секунды, f/2,5, ISO 500, ручная экспозиция, точечный замер.
Игривое сочетание этой маленькой волшебной девочки и ее боевой настрой работают вместе, чтобы сделать этот во всех отношениях милый образ намного более интересным и достойным того, чтобы быть в центре внимания. Кроме того, вертикальные линии сосен на заднем плане работают вместе с боке или расфокусированными кругами света, создавая мечтательный фон из-за предполагаемой малой глубины резкости.

© Tamara Lackey

D810, AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, 1/400 секунды, f/2.5, ISO 500, ручная экспозиция, точечный замер.
Игривое сочетание этой маленькой волшебной девочки и ее боевой настрой работают вместе, чтобы сделать этот во всех отношениях милый образ намного более интересным и достойным того, чтобы быть в центре внимания. Кроме того, вертикальные линии сосен на заднем плане работают вместе с боке или расфокусированными кругами света, создавая мечтательный фон из-за предполагаемой малой глубины резкости.

2. Держите остальную часть кадра в чистоте, насколько это возможно, если только определенные элементы не влияют на намеченную точку фокусировки. Может быть сложно сделать так, чтобы изображение, расположенное по центру, не выглядело слишком перегруженным, если в кадре есть дополнительные элементы, конкурирующие за намерение зрителя. Если требуется немного больше времени, чтобы очистить сцену перед фотографированием объекта, расположенного в центре, это стоит затраченных усилий.

D4S, AF-S NIKKOR 85 мм f/1,4G, 1/800 секунды, f/2,8, ISO 1000, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
Из-за поразительного (но потенциально подавляющего) света и цвета на заднем плане этой фотографии было важно управлять парой элементов. Прежде всего, нужно было устранить любые дополнительные отвлекающие факторы за счет преднамеренного кадрирования и некоторой фактической очистки сцены (т. е. убедиться, что отвлекающая скамейка просто находится вне кадра, и переместить обломки деревьев до того, как была сделана фотография). Второе соображение заключалось в том, чтобы отделить объекты от фона и снимать с очень малой глубиной резкости, чтобы они максимально выделялись.

© Tamara Lackey

D4S, AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, 1/800 секунды, f/2.8, ISO 1000, ручная экспозиция, центрально-взвешенный замер.
Из-за поразительного (но потенциально подавляющего) света и цвета на заднем плане этой фотографии было важно управлять парой элементов здесь. Прежде всего, нужно было устранить любые дополнительные отвлекающие факторы за счет преднамеренного кадрирования и некоторой фактической очистки сцены (т. е. убедиться, что отвлекающая скамейка просто находится вне кадра, и переместить обломки деревьев до того, как была сделана фотография). Второе соображение заключалось в том, чтобы отделить объекты от фона и снимать с очень малой глубиной резкости, чтобы они максимально выделялись.

D800, AF-S NIKKOR 14–24 мм f/2,8G ED, 1/320 с, f/3,5, ISO 250, ручная экспозиция, точечный замер.
Найденные отметки на этом уличном пейзаже были причудливым дополнением к этому незагроможденному снимку. Основное внимание здесь уделяется буйному ощущению этого, дополненному яркостью цветов в кадре. В этом случае дополнительные элементы на фотографии только усиливали фокусировку на ее предмете.

© Tamara Lackey

D800, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, 1/320 секунды, f/3.5, ISO 250, ручная экспозиция, точечный замер.
Найденные отметки на этом уличном пейзаже были причудливым дополнением к этому незагроможденному снимку. Основное внимание здесь уделяется буйному ощущению этого, дополненному яркостью цветов в кадре. В этом случае дополнительные элементы на фотографии только усиливали фокусировку на ее предмете.

3. Включение естественного обрамления может помочь изолировать предполагаемую достопримечательность от ее окружения. Естественное обрамление — это любой элемент, который естественным образом обрамляет ваш объект, например, деревья и ветки, дверные проемы и арки, а также изогнутые объекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *