Основы композиции в дизайне. Что такое композиция?
Пример HTML-страницыОсновы композиции в дизайне. Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Так же композицией можно назвать само произведение.
Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве …
Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии — понятия не разделимые. Композиция в музыке и композиция в литературе так же имеют много общего с вышеперечисленными, однако средства ее достижения другие.
Деятели искусства уделяют особое внимание поиску наиболее выразительных композиционных схем. На протяжении долгих столетий создавались произведения с различными композиционными решениями, в том числе и произведения изобразительного искусства. Однако в этой статье об основах композиции мы не будем рассматривать сложные художественные произведения.
А саму композицию рассмотрим как правильное расположение элементов изображения, основанное на предметном изучении восприятия человеком зрительной информации.
Речь пойдет об основах композиции в дизайне, изобразительном искусстве и фотографии.
Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.
Основы композиции в дизайне. Геометрический центр композиции
Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой
В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжеием картины, фоном, на котором разворачивается действие.
Композиция в дизайне. Выделение композиционного центра
Пример HTML-страницыКомпозиционный центр
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Композиционный центр.
Параметры, определяющие ведущее значение главного пятна (местоположение, габариты, деталировка, оригинальность контура, цветовая насыщенность, светлота).
Параметры определяющие подчиненное значение второстепенных фигур (типичность, направленность).
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР – одно из ключевых
понятий композиции. Именно он ставит
главные пластические цветографические
сюжетные акценты и поэтому является
одним из самых важных инструментов
композиционной выразительности. Это
«стержень», который «собирает»,
«примагничивает» элементы классической
композиции к себе, вокруг себя или, как
в «новой волне», отталкивает их от себя.
Композиционный центр. Параметры, определяющие ведущее значение главного пятна (местоположение, габариты деталировка, оригинальности контура, цветовая насыщенность, светлота). Параметры, определяющие подчиненное значение второстепенных фигур (типичность, направленность).
Цель любой композиции выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи, настроения. Однако объекты и элементы, размещенные на картиной плоскости, не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции. В гармоничной и целостной художественной композиции должно быть что – то более важное и поэтому визуально более интересное и заметное. Наиболее заметный и вызывающий повышенный интерес участок картинной плоскости называется КОМПОЗИЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ.
Если мы трактуем КОМПОЗИЦИЮ как
живой организм, то нам становится
понятно, какое место в нем занимает
главное и второстепенное и должны ли
они быть в композиции. Мы начинаем по —
другому понимать целостность. Не как
любую необходимую нам для художественного
выражения «целесообразность», а как
неразрывную органическую систему
соподчиненности между главным и
второстепенным, строящемуся по законам
иерархичности частей внутри целого. И
это уже эстетическая платоновская
категория, т.к. нет ничего прекраснее и
совершеннее, чем решенный в природных
законах организм. Отсюда можно вывести
следующие понятия:
СОПОДЧИНЕННОСТЬ – это взаимовлияние,
взаимодополнение, комплементарность
(т.е. взаимное соответствие в принципах
структурного построения, обеспечивающее
взаимодействие – комплементарные
структуры подходят друг к другу как
ключ к замку), обеспечивающее взаимосвязь
между главным и второстепенным в системе
целого. Формируется на основе главного
и второстепенного. Соподчиненные части
композиции имеют долю общих признаков,
что определяет их как целое. В ряде
других признаков они отличаются друг
от друга и имеют свою проявленную
индивидуальность. Но эта индивидуальность
не мешает совокупному сосуществованию
органического целого.
ГЛАВНОЕ – ведущее, центральное, первое, основное, узловое место композиции, визуально выделяющееся на общем фоне, воспринимаемое более явно (броско), чем все другое. Оно в зависимости от принципа выражения может решаться материально (ведущий, отличный ото всех элемент) и нематериально («пустой» центр / «нулевая точка» композиции, линейная ось композиции). Это место в композиции подчиняет себе всех участников по иерархии значимости и удаленности – приближенности (степени второстепенности). Чем дальше от главного находится элемент, тем менее он с ним связан, т.е., больше уровень его периферийности (падение значимости во второстепенных отношениях и отношениях с главным).
ВТОРОСТЕПЕННОЕ — подчиненная
общность фигур, которая в любом случае
выявляет материально или нематериально
выраженное главное, кроме того, может
группироваться вокруг его материального
выражения – отдельного элемента по
принципу «главное + второстепенное =
целостность», центр + периферия = единство«
или «он + мы = целое и единое».
ЦЕНТР – это фокусирующее место
(или ядро), вокруг которого объединяются
элементы на принципах соподчиненности.
Это главная точка композиции, куда
сходится все и откуда все проистекает.
Это знак, который сигнализирует нам,
нацеливает наше внимание на системно
– организованное восприятие целостности
и единства композиции. Центр композиции
дает возможность осознать Единство
во множестве ЦЕЛОГО и познать ЦЕЛОЕ в
ЕДИНСТВЕ множества (аналогии, связанные
с пониманием значения центра композиции.
Центр композиции -это та точка опоры,
относительно которой мы в состоянии
осознать цельность (или не цельность),
незыблемость, нерушимость единства
(или потерю этого единства) в «организме»
композиции, при взгляде на которую мы
понимаем степень приближения к пониманию
ЦЕЛОГО или отсутствие этого понимания.
ОСЬ КОМПОЗИЦИИ – это условная
линия, визуально воспринимаемая в
качестве главной, формируемая
второстепенным (равнозначными, имеющими
общие признаки, сходство) элементами
органического целого. Это линия,
объединяющая вдоль себя фигуры в единое;
это то, что дает ощущение стабильности,
своего рода каркас; относительная
середина, уравновешивающая в гармонии
части между собой (статус главной оси
будет более понятен при сравнении ее с
позвоночником человека, осью вращения
Земли и т.п.). Главная ось в этом случае
должна совпадать с осями равновесия
композиции; она ориентируется на них.
При этом ее ориентация может быть
различной (вертикальной, горизонтальной;
наклонной (диагональной), сложноорганизованной
(изогнутой, криволинейной).
. ПРИНЦИП ДОМИНАНТЫ – это главный принцип, помогающий найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в композиции , правильно разместить их на картинной плоскости и создать композиционный центр. Согласно этому принципу, используя в композиции «игру» или «борьбу» (выбор зависит от желаемого эффекта) контрастов и противоположных визуальных сил, необходимо один из контрастов или же одну из противоположных сил (например светлый или темный оттенок) выделить или сделать доминантной, т.е. более важной, основной, господствующей.
А другую противоположную визуальную
силу , или контраст, нужно умело
использовать для подчеркивания, оттеняя
и украшения, придания наибольшей
выразительности доминантной силе или
доминантному контрасту. В композиции
не должно быть идеального равенства
противоположных сил, одна из сил должна
стать в композиции главной (доминантной).
Доминантные объекты или элементы композиции принято называть ДОМИНАНТОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Роль доминанты в композиции достаточно важна и многообразна С помощью доминанты легче выявляется взаимный визуальный вес объектов композиции, лучше организуется пространство картинной плоскости. Очень часто доминанта, привлекая внимание зрителя, определяет первоначальное направление, а затем и продолжение движения его взгляда. С этой точки зрения доминанта композиции настолько тесно связана с понятием композиционный центр композиции, что легко может сама становиться этим центром.
Вокруг доминанты на картинной
плоскости композиции возникает область
(площадь, участок), которая привлекает
внимание зрителя в первую очередь и
вокруг которой создается своеобразный
центр повышенного визуального интереса.
Эта область и называется композиционным
центром (областью интереса) композиции. Центр композиции и область зрительного
интереса визуально более важны и
интересны по сравнению с другими
объектами композиции, и иногда они могут
возникать просто из своего месторасположения
на картинной плоскости или из цветового
или светотеневого контраста.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ В КОМПОЗИЦИИ КОМПОЗИЦИОННОГО
ЦЕНТРА И НАЧАЛЬНОЙ ТОЧКИ ФОКУСИРОВКИ ВЗГЛЯДА ЗРИТЕЛЯ.
В реалистических произведениях графики
и живописи доминанта и композиционный
центр находятся среди больших фигур на
переднем плане. Еще более заметны объекты
композиции, контуры которых накладываются
ан края формата и частично эти края
перекрывают. (Другими словами, объекты
композиции находятся в соседстве с
краями формата по типу «оверлэппинг»).
В этих случаях создается впечатление,
что объекты выходят или же входят в
композицию, а иногда кажется, что они
находятся впереди картинной плоскости.
Такое расположение объектов с
«нахлестом» на края формата может быть
достаточно эффектным, при этом сам
формат должен меть простые и ясные
контуры.
Композиция без доминанты явно тяготеет к чистой декоративности.
Основной путь создания доминанты – это продуманное построение разницы (контраста) между объектами и элементами композиции. Например, на картинной плоскости появляется одна прямоугольная форма. Она привлекает к себе внимание и становится доминантой благодаря отличию своей формы от формы окружающих объектов. Если объект любой необычной формы или же обычной (круг, треугольник, ромб) находится в окружении одинаковых объектов другой формы, они будут привлекать взгляд в первую очередь. Однако контраст полученный с помощью разницы в форме, менее сильный , чем контраст, который может быть получен с помощью разницы в размерах или светотеневой, или цветотеневой тональности.
Если все объекты композиции имеют произвольную форму, то выделяться среди них будет объект геометрической формы.
Если на картинной плоскости большинство
объектов расположены горизонтально,
то один вертикальный объект будет
выделяться как доминанта.
Круг – это визуально особо мощная форма. И если он или какой – либо другой объект оригинальной формы становится доминантой, то может не только задержать на себе взгляд зрителя, но и «помешать» ему свободно передвигаться по формату композиции.
Можно создать композиционный центр и доминанту, делая один из объектов композиции самым светлым или же, наоборот, самым темным.
Чтобы взгляд зрителя подолгу не задерживался в области интереса доминанты, нужно создавать в композиции вторую область интереса, в которую взгляд непременно захочет переместиться. Эта вторая область интереса обязательно визуально подчиняется первой, создается с помощью объекта, который называется СУБДОМИННАНТОЙ (поддоминантой) композиции и визуально подчинен доминанте.
Большие размеры одного из объектов
выделяют его, и он становится на картинной
плоскости доминантой. Однако, пользуясь
разницей в размерах для выделения
объекта, нельзя забывать о балансе, так
как слишком большая разница может
создать состояние дисбаланса всей
композиции. Нужно помнить, что каждый
объект окружающего мира имеет свой
естественный размер, но не всегда
желательно, чтобы он был замечен в
композиции первым. Поэтому размер нужно
рассматривать как относительный признак
объекта композиции.
Объект, нарушающий общую группировку, привлекает к себе внимание и становится на картинной плоскости доминантой.
Несмотря на то, что на пустом месте ничего нет, оно привлекает к себе внимание в первую очередь и это делает его центром интереса композиции. Таким образом, доминантой может быть и свободное пространство (фон) внутри определенной области композиции, в той или иной степени заполненное изображением.
Использование разницы в цвете (особенно с противоположными цветами) – верный путь при создании центра интереса. Объект композиции самого яркого цвета (так же как и объект самого тусклого цвета) будет привлекать взгляд зрителя в первую очередь.
Для направления взгляда зрителя к
доминанте можно также использовать
другие объекты и элементы композиции. Направление взгляда часто создается с
помощью направляющих и ведущих линий,
цель которых «ввести» взгляд на картинную
плоскость, направит его к доминанте, а
затем дать возможность рассмотреть всю
композицию. При использовании направляющих
линий, ведущих взгляд к доминанте,
следует учитывать, что большинство
зрителей начинают осмотр композиции
с левого нижнего угла, и этим делают
его лучшим местом для начала ведущей
линии.
Чтобы усилить интерес к создаваемой доминанте, можно для выделения или подчеркивания выбранного объекта использовать и комбинировать сразу несколько способов: разницу в размерах и форме, разные цвета, светотеневую и цветотеневую тональности, изоляцию этого объекта на картинной плоскости, композиционное направление к объекту взгляд зрителя. Действуя совместно, эти способ легко и гарантированно превратят любой объект композиции в четкую доминанту и точку первоначальной фокусировки взгляда.
Точку первоначальной фокусировки
взгляда очень часто определяют как
«центр интереса» композиции (картины). Дело в том, что зрительная система
человека подсознательно фокусирует
глаза именно на том, на что он смотрит
в данный момент. Все остальное остается
при этом в большей или в меньшей степени
«не в фокусе». Это надо иметь в виду для
правильного выбора месторасположения
доминанты композиции.
Чтобы визуально выделить и подчеркнуть доминанту, ее всегда лучше располагать несколько в стороне от геометрического центра или от самой середины формата картинной плоскости. Если доминанту и точку первоначальной фокусировки взгляда расположить непосредственно в визуальном центре, то это сделает его одновременно и центром интереса. Этот художественный прием мощно усиливает визуальный эффект доминантного объекта композиции.
Помещать доминанту в геометрический
центр композиции можно только тогда,
когда для этого есть особые причины.
Дело в том, что объект расположенный
прямо в геометрическом центре, может
полностью захватить внимание зрителя,
и тогда все остальные области композиции
могут не получить своей доли внимания
и композиция потеряет значительную
часть своей «ударной» силы. Поэтому
размещение доминанты строго в
геометрическом центре формата композиции
будет, как правило, всегда наименее
удачным.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ В КОМПОЗИЦИИ СУБДОМИНАНТНЫХ
(ПОДДОМИНАНТНЫХ) «ОБЛАСТЕЙ ИНТЕРЕСА».
Принцип доминанты не обязательно подразумевает присутствие в композиции только одной доминанты хотя бы потому, что если в композиции выделен и как – то подчеркнут только один объект и нет второй области интереса, то это иногда может создавать ощущение незаконченности и отсутствия гармонии. Поэтому в композициях наряду с доминантами очень часто используются и субдоминанты (поддоминанты), т.е. тоже доминантные, но подчиненные доминанте композиции. На практике принято рассматривать три степени доминантности объектов композиции.
ДОМИНАНТА КОМПОЗИЦИИ – объект, имеющий
в композиции наибольший визуальный вес
или же акцент наивысшей силы. Такой
объект довольно часто (но не обязательно)
выдвигается на условный передний план
и располагается ближе к визуальному
центру формата. ;
ПЕРВАЯ СУБДОМИНАНТА – объект, имеющий в композиции достаточно большой визуальный вес, однако меньший, чем вес доминанты. В композиции такой объект часто располагается между первым и задним условными планами;
ВТОРАЯ И ТТРЕТЬЯ СУБДОМИНАНТЫ – объекты, имеющие в композиции незначительные акценты и соответствующие этим акцентам визуальные веса. Располагаются эти объекты, как правило, на условных среднем и заднем планах и часто «уходят», сливаются с фоном композиции.
Главные роли субдоминанты в композиции; подчеркивать и оттенять доминанту; при необходимости визуально уравновешивать доминанту, вносить в композицию динамику, разнообразие; визуально «подтолкнуть» зрителя после осмотра доминанты к дальнейшему осмотру композиции.
ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ДОМИНАНТЫ,
СУБДОМИНАНТЫ, АКЦЕНТОВ И КОНТРАСТОВ НА КАРТИНООЙ ПЛОСКОСТИ
КОМПОЗИЦИИ.
Для выбора месторасположения
доминантного, акцентированного или
просто контрастного объекта на картинной
плоскости существует ряд формальных
правил. Подавляющее большинство из них
в той или иной степени основаны на так
называемом законе «золотого сечения».
Самыми главными и наиболее известными
из этих правил являются правила: золотой
пропорции, третей (деление на трети),
двух прямоугольников, пяти долей,
золотого прямоугольника, которое иногда
называют правилом золотого формата.
Все эти правила основываются на одном
из свойств визуального восприятия, в
соответствии с которым при прочих равных
условиях объекты и элементы композиции,
смещенные от ее центра и центральных
осей на определенное расстояние, вызывают
у зрителя больший визуальный интерес.
Поэтому главная цель использования
всех этих правил состоит в разделении
геометрического центра формата и
доминанты (композиционного центра)
композиции. Однако при создании
декоративных композиций нужно помнить,
что эти правила не являются по существу
догмами.
ПРАВИЛО ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ.
Это правило с наибольшей точностью соответствует закону золотого сечения, так как оно математически точнее всего соответствует главной пропорции этого закона, равной 1: 1,62 (точнее, 1: 1,618…).
Длинная и короткая стороны прямоугольного формата делятся на 13 равных долей. Восьмое деление как с одной, так и с другой стороны будет определять положение точки, предпочтительной для размещения доминанты, или участка, предпочтительного для размещения композиционного центра.
ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ (деления на трети).
Это правило является упрощенным, вариантом правила золотой пропорции и поэтому не совсем точно соответствует закону золотого сечения.
При использовании этого правила
формат композиции делится по вертикали
и по горизонтали на три равные части.
Участки формата, близкие к четырем
точкам пересечения линий деления,
являются предпочтительными для создания
и размещения на картинной плоскости
доминанты, субдоминанты, акцентов и
контрастов, которые при дальнейшей
работе над композицией должны быть
сбалансированы другими ее объектами и
элементами.
В произведениях живописи осень часто на одной из двух горизонтальных линий, определенных согласно правилу деления на трети, располагают линию горизонта.
ПРАВИЛО ДВУХ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ.
Это правило является достаточно точным вариантом правила золотой пропорции и может удачно использоваться для выбора взаимного месторасположения доминанты и субдоминанты композиции.
ПРАВИЛО ПЯТИ ДОЛЕЙ (деление на пять долей).
Это правило при умелом его применении может успешно использоваться для создания сразу двух или более доминант, субдоминант и акцентов.
Формат композиции делится по вертикали и по горизонтали на пять равных частей. Участки формата, близкие к точкам пересечения линий деления, являются предпочтительными для создания и размещения на картинной плоскости доминанты, субдоминанты, акцентов.
Применяя это правило, нужно помнить,
что использовать слишком много точек
пересечения для выделения и подчеркивания
различных объектов нельзя, потому что
это приведет к недопустимой перегруженности
композиции.
ПРИНЦИП ЗОЛОТОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА (золотого формата).
В соответствии с этим правилом для размещения композиции выбирается прямоугольный формат с отношением короткой стороны к длинной равным пропорции золотого сечения 1 : 1,618…
На формате золотого прямоугольника объекты и элементы композиции могут располагаться как в соответствии с предыдущими формальными правилами, так и свободно в соответствии с авторским замыслом.
Кроме хорошо известных формальных правил деления формата композиции, существуют и другие практические способы и приемы. Наиболее интересный из них способ ритмического деления формата.
Этот способ геометрическими
приемами построения напоминает способ
построения золотого прямоугольника.
Вначале строится квадрат, сторона
которого выбирается равной короткой
стороне формата будущей композиции.
Затем этот квадрат делится ан четверти,
и для дальнейшего расширения пространства
формата в горизонтальном направлении
используются все новые и новые диагонали.
Как же решают художники и дизайнеры проблему композиционного центра своего созидаемого ими «организма» — художественного произведения?
Первый путь – по аналогии с природой. Центром произведения является точка (самый маленький, но наиболее функционально значимый элемент композиции). Ярким примером такого, довольно редкого, решения, является «Сдача Бреды» Веласкеса. В крупной, многофигурной композиции автору удалось приковать внимание к маленькому предмету – ключу от города, передаваемому от побежденного победителю. В композиции Боттичелли «Поклонение волхвов» таким центром притяжения является маленькая фигурка младенца Христа на дальнем плане многоплановой композиции.
Второй путь – сделать видимым
все то будущее богатство форм, все те
будущие процессы развития и трансформации,
которые заложены в концентрированном
виде в точке. Центр композиции в этим
случае – это самая пластически богатая,
«активная» часть композиции, доминанта,
организующая всю композицию в целом.
В классической композиции наиболее важные по сюжету, пластике и цвету элементы композиционного центра, группируясь, образуют собой простые геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, овал и т.д. Так, у Боттичелли в «Поклонении волхвов» — это треугольник.
Центром композиции могут быть прямая или волнообразная линии. Мощная вертикаль фигуры святого в работе Боттичелли «Св. Себастьян» раскрывает значительность, высоту духовного подвига этого святого. Волнообразная линия длинной бумажной плоскости листа с вырывающимися оттуда персонажами «Пестрых рассказов» Чехова в театральном плакате Акимова отражает разнообразие характеров, а значит и сюжетов этих рассказов.
Центр может располагаться в любом
месте композиции в зависимости от
замысла автора. Так, в композиции
Фаворского «Слово о полку Игореве»
ведущую роль в движении русской рати
слева направо и вперед, к зрителю, играет
князь Игорь. Его развернутая и наиболее
пластически разработанная фигура
придвигается и выходит за рамки композиции
направо.
Рассмотрим некоторые способы формирования центра композиции.
— Направление основных линий, основных композиционных осей от периферии к центру. Очень часто используемый прием в классической композиции.
На обложке книги Гюго «Труженики моря» (иллюстрации Фаворского) композиционный центр – фигурка моряка противостоит напору волн, активному движению всех элементов композиции справа налево. В известном плакате Е.Китаевой «Опера на русой сцене» расставленные по углам руки и ноги — это прекрасные естественные оси, которые ведут нас к центру фигурки, наиболее пластически разработанному в стиле конструктивизма.
— Увеличение массы элементов композиции от периферии к центру. Крупная фигура М.Кутузова работы Фаворского так же, как и фигура Св. Себастьяна работы Боттичелли, занимает собой почти всю плоскость листа и резко контрастирует по размерам с элементами фона. Этим достигается ощущение масштабности личности, преклонения перед его заслугами.
— Уменьшение массы элементов композиции
от периферии к центру. Маленький ключ
– сюжетный и смысловой центр композиции
Веласкеса «Сдача Бреды». Он является
закономерной «ступенькой» ритмического
уменьшения масс элементов композиции
к центру (крупные фигуры первого план
по боковым сторонам картины мельче –
фигуры второго плана, где разворачивается
главное действие сюжета, передача ключа
от города).
— Уменьшение расстояния между элементами, увеличение количества элементов от периферии к центру. В работе Филонова «Живая голова» этот прием работает на идею концентрации, идеи богатства внутреннего мира человека, вбирающего в себя знания, рассыпанные извне.
— Преобладание в центре «живой линии»
— в контрасте с геометрической на
периферии и наоборот. На иллюстрации
Фаворского к книге Толстого «Рассказы
о животных» геометрическая пластика
крупной акулы – центра всей композиции
– жестко «режет» по диагонали волнующееся
море «живых» линий. При этом живая форма
плавников и хвоста осуществляет связку
с основным пластическим мотивом
периферии.
— Тоновые, цветовые и фактурные контрасты в центре. Контрастная черно – белая палитра фигуры полководца на «серебряном», ажурном фоне шагающего строя солдат и беспокойного неба в работе Фаворского «Портрет Кутузова».
— Логическое завершение строительства формы – обогащение и развитие цвето – пластического сюжета периферии. Абсолютным мастерством в овладении этим способом формирования центра, обладает Фаворский. На обложке книги «Руфь» пластически проработанный в деталях центр контрастирует с абрисом формы, заполненной штрихами на периферии «намеками» на форму на дольних планах. И этот контраст «работает» на выразительность всей композиции в целом.
Понятие центра композиции как одного
из инструментов создания художественного
произведения не может не меняться.
Художник понимает, что выразить духовно
– эмоциональную сущность сегодняшнего
мятущегося мира благополучными
устоявшимися формами искусства не под
силу. Здесь истоки перевоплощения
композиционного центра притяжения в
свою противоположность – центр со
знаком минус, когда все элементы
композиции разлетаются, отталкиваясь
от невидимой точки – центра отталкивания. «Взрыв» — именно это производит «новая
волна» с классической композицией, с
ее требованием целостности, единства,
уравновешенности строго ранжированных
элементов. Истоки такого подхода можно
проследить уже у Филонова. В работе
«Голова» центр композиции – голова –
это самый разряженный участок всей
композиции в целом.
Изучение классического художественного центра необходимо для его дальнейшего переосмысления, развития и трансформации.
Основы композиции (3): центральная композиция, симметричная композиция
В этой статье:
В части 3 этой серии, посвященной основам композиции, мы узнаем о центральных и симметричных техниках композиции. Эти широко используемые приемы могут быть простыми, но при правильном использовании они могут стать мощным инструментом визуального выражения. (Сообщил: Тацуя Танака)
Композиция по центру: самый действенный способ привлечь внимание к главному объекту
Как следует из названия, в композиции по центру главный объект размещается ровно посередине кадра изображения. Большинство начинающих фотографов по умолчанию компонуют свои кадры таким образом, особенно если они не научились снимать с намерением или если хотят сосредоточить внимание на чем-то в центре кадра.
По этой причине некоторые школы считают это плохой техникой композиции. Но так быть не должно! Следующие преимущества делают его мощным инструментом.
Преимущества центральной композиции
— Замысел фотографа ясен. Вещи, расположенные в центре кадра, имеют больший визуальный вес. Когда главный объект (центр интереса) находится прямо в центре, становится очень ясно, на что фотограф хочет, чтобы аудитория обратила внимание.
— Стабильность. Это очень стабильная композиция, потому что ничто не отвлекает взгляд.
Примеры центральной композиции
Центральная композиция хорошо подходит для съемки крупных планов растений и животных, как вы можете видеть из следующих примеров.
1. Мощный способ привлечь внимание зрителя
окружает его. Баланс между ними работает вместе, чтобы передать мягкость цветка: если бы не резкая область, изображение просто выглядело бы не в фокусе.
2. Идеально подходит для выделения основного объекта
Эта центральная композиция усиливается кремовым боке на заднем плане, что упрощает фон. Композиция в центре может легко выглядеть непрофессионально, если на ней слишком много беспорядка, мешающего выделиться главному объекту. Всегда обращайте внимание на элементы, окружающие ваш объект, и делайте фон максимально простым.
3. Объект не должен быть маленьким
Мне удалось поместить всю обезьяну в центр кадра. Даже если объект кажется слишком большим, иногда все, что вам нужно, это отрегулировать фокусное расстояние и/или расстояние съемки.
Совет: следите за своими пропорциями!
Если ваш объект занимает слишком мало или слишком много кадра изображения, снимок не будет выглядеть визуально сбалансированным. Убедитесь, что основной объект не перекрывается другими элементами. Поэкспериментируйте с разными фокусными расстояниями/расстояниями съемки, пока пропорции не станут правильными.
Дополнительные советы по использованию центральной композиции см. также:
Простые, но важные композиции (часть 2): центральная композиция и диагональная композиция
Симметричная композиция: выражение красоты гармонии
В симметричной композиции , две половины изображения являются зеркальными отображениями друг друга. Такая композиция автоматически создает ощущение гармонии и эстетического баланса — простой способ добиться красивого кадра!
Типы симметрии
Идеальные предметы для симметрии есть везде. Хотя существует множество видов симметрии. Вот два наиболее распространенных, которые вы увидите.
1. Горизонтальная симметрия
На этом снимке здания используется горизонтально-симметричная композиция: левая и правая половины изображения симметричны друг другу. Это форма симметрии, которую вы обычно видите в архитектурных сооружениях.
Вас может заинтересовать:
Архитектурная фотография #1: 3 Основные понятия
2. Вертикальная симметрия
В композиции вертикальное отражение, вертикальная симметрия
и нижняя половина изображения соответственно. Это своего рода симметрия, которую вы можете найти в отражениях воды.
Совет: снимайте в безветренную погоду
Чтобы получить самые четкие отражения от поверхности воды, снимайте в безветренную погоду. Этот снимок был сделан ранним безветренным утром.
Дополнительные советы по фотосъемке отражений в воде здесь:
Создайте прохладный, безмятежный мир с отражениями в воде и балансом белого
Советы по фотосъемке отражений в воде: веселье с лужами!
Отражения делают симметричную композицию более очаровательной
Следите за отражающими поверхностями, так как они также могут помочь вам создать интересные симметричные композиции! Это не обязательно должно быть зеркало или водная поверхность: снимок выше стал возможен благодаря красивому вощеному полу. Для таких снимков под низким углом также полезно иметь ЖК-экран с переменным углом наклона.
Совет: найдите способы добавить вариант
Одна проблема с симметричными композициями заключается в том, что они могут выглядеть довольно скучно: либо верхняя и нижняя половины имеют одинаковый рисунок, либо левая и правая половины.
Чтобы кадр выглядел интереснее, попробуйте добавить к нему немного вариаций. Например, вы можете попробовать разные способы направлять взгляд зрителей или искать ритм и закономерности в предмете. Посмотрите, как много способов можно комбинировать симметричную композицию с другими приемами композиции!
Другие статьи из этой серии:
Основы композиции: кадрирование, горизонтальность и вертикальность
Основы композиции (2): основные и второстепенные предметы; Треугольники
Основы композиции (4): диагональная композиция и правило третей
Получайте последние новости о фотографии, советы и рекомендации.
Присоединяйтесь к сообществу SNAPSHOT.
Зарегистрируйтесь сейчас!
Как создать сильную композицию, центрируя объект
Сообщение от: Эндрю С. Гибсон
Я твердо верю, что в фотографии нет правил, есть только рекомендации. Правило третей названо неправильно (но правило третей не так уж и бросается в глаза), и хотя новичкам в фотографии полезно понять, что часто можно улучшить композицию, поместив объект не в центре, это не правило.
Правило третей и другие подобные рекомендации, о которых вы можете прочитать (золотое сечение, золотой треугольник, последовательность Фибоначчи и т. д.), на самом деле касаются размещения. Вопрос, на который вы хотите получить ответ, заключается в том, где в кадре должен быть размещен главный объект? Второстепенные вопросы: насколько большим должен быть объект в кадре и как он соотносится с другими элементами, которые могут быть включены?
Проще говоря: иногда лучшее место для объекта находится в центре кадра, а иногда нет. В этой статье мы рассмотрим несколько примеров, когда объект находится в центре, и поговорим о том, как это центральное размещение на самом деле делает изображение сильнее, а не слабее.
На фотографии выше я поместил девушку в центр кадра (горизонтально), потому что это был лучший способ включить металлическую статую, на которой она сидела. Если бы я переместил камеру влево (чтобы поместить ее на третью), то голова статуи была бы отрезана. Если бы я переместил камеру вправо, то справа от головы статуи было бы пустое место.
Здесь вопрос о том, ставить ли объект (девушку) на треть, является неправильным вопросом. Лучше задать вопрос: как лучше всего включить в кадр все, что должно быть, и ничего больше? Другой вопрос и другой мыслительный процесс.
Изображение также демонстрирует сильное использование тонального и цветового контраста. Белая одежда девушки контрастирует с окружающими темными тонами, притягивая к себе взгляд зрителя. Взгляд также перемещается между девушкой и лежащим на земле розовым зонтом. Розовые тона (зонт, обувь, браслет, лента для волос) выделяются, потому что остальная часть сцены довольно монохромна.
Фотография выше интересна тем, что в ней используется симметрия. Я попросил модель встать на угол бетонной конструкции, встроенной в основание утеса. Стороны стен, текстурный узор на них, даже то, как камешки лежат у основания стен, — все это отражает друг друга. Она размещена в центре кадра (горизонтально), чтобы не нарушать симметрию фона. Однако модель не является симметричной. Я попросил ее поставить свой вес на одну ногу, создавая S-образную кривую своим телом, чтобы нарушить симметрию, созданную фоном.
Учитывайте также размер объекта в кадре. Если бы я поместил ее на третью, перемещая камеру вправо или влево, я бы и нарушил симметрию, и остался бы с большой площадью пустого пространства. Это может сработать, когда в этом пространстве есть что-то интересное, но так бывает не всегда, и это следует учитывать при принятии решения о том, где разместить объект.
На этом портрете видно, что острый глаз модели находится прямо в центре кадра. Для этого есть веская причина — я сделал снимок на камеру EOS 5D Mark II, у которой всего одна точка автофокусировки перекрестного типа (AF) в центре кадра. Когда вы используете широкую диафрагму, как я в этом случае (f / 2,5), важно использовать точку автофокусировки крестового типа, так как она является наиболее точной. Одним из недостатков этой камеры является то, что она вынуждала меня основывать композицию портретов вокруг ее центральной точки автофокусировки.
Это практическая причина использования центральной композиции, но портрет работает. Я приблизился, чтобы на фото не было много пустого места. Центральная композиция переносит взгляд зрителя на ее лицо, глаза и волосы, которые являются важными частями изображения. Если бы я отодвинулся немного назад и поместил ее лицо на треть, то вокруг нее было бы намного больше пустого пространства, и меньше акцента на ее чертах.
Эта фотография цветка крупным планом (вверху) — еще один пример использования центральной композиции для воздействия. Я сосредоточился на тычинке цветка и позволил лепесткам выйти из фокуса. Визуально можно разделить фото на три. В центре есть тычинка, которая является резкой частью изображения. Вокруг него лепесток цветка, а вокруг него зеленые листья. Если бы я отодвинул камеру подальше и поместил цветок в треть, а не в центр, то это потеряло бы эффект и получилась бы совсем другая фотография.
В последнем примере используется квадратный формат. Вы увидите центральные композиции в квадратном формате гораздо чаще, чем в прямоугольном формате, потому что квадратный формат подходит для сильных графических композиций, использующих форму.
В этом примере купола венецианской церкви (в центре по горизонтали) являются наиболее сильными формами и фокусом изображения. Помогает то, что линии, образованные движущимися лодками в правом нижнем углу кадра, притягивают взгляд к церкви на расстоянии.
Что вы думаете? Бывают ли случаи, когда вы используете центральную композицию или предпочитаете размещать объект не в центре? Дайте нам знать в комментариях ниже.