Posted on Leave a comment

Композиционный центр: Композиционный центр и ритмы в рисунке

Содержание

Композиционный центр и ритмы в рисунке

Сегодня мы опять о композиции в рисунке, а точнее о композиционном центре и ритмах.

Композиция в рисунке — это гармоничное размещение предметов на листе

Ваш лист может быть любого размера, может быть квадратом, прямоугольником вытянутым  по ширине или длине, узким прямоугольником и т.д. Все зависит от того, что вы компонуете и какова ваша задача, что вы хотите сказать зрителю. Есть несколько условий, но самое важное — изображаемое должно гармонично смотреться в листе, отвечая вашим задачам.

Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано. Взгляд человека в картине должен сначала попадать на композиционный центр. Это то место, где будет наибольший контраст. Затем человеческий взгляд должен «ползать» по картине, находя все большие детали, рассматривая подробности. Вы можете как акцентировать взгляд на первом плане, так же и пропустить этот первый план, заставляя зрителя взглянуть сначала на второй план. Представьте, что вы смотрите через окно на пейзаж вдали, но очертания вашей комнаты и окна все же входят в поле вашего зрения. Что кажется вам более четким? Ну или наоборот, вы акцентируете внимание на комнате и окне, а пейзаж за окном кажется вам менее четким. Какой бы план вы не решили сделать главным, главное решите этот вопрос, иначе все в картине будет мельтешить и путаться.

На первой работе отсутствует композиционный центр, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сравните и две следующие работы.

Пейзаж обладает композиционным центром — это мост, бытовая картина — тоже, это блудный сын в объятьях отца, а вот икона не обладает композиционным центром.

Помните, что Композиция состоит из элементов, из плоскости и тоновых пятен. Композиция должна иметь неравное количество черного и белого, ритм не должен быть монотонным. Вы можете в эскизе тоновым образом решить сколько черного, белого и серого у вас будет и где именно.

Композиция — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею

Вам необходимо решить какой эффект вы хотите произвести на зрителя. Возможно это иллюстрация с огромной черной тенью от человека, иллюстрирующая темную устрашающую ночь. Тогда нужно выбрать такой формат и нарисовать эту огромную тень так, что бы это производило устрашающее впечатление. Возможно это светлый портрет балерины, передающий легкость, показывающий ее движение в танце. Тут должна присутствовать динамика и, к примеру, черты лица не так важны. А возможно, это психологический портрет или вы заметили в человеке такие красивые глаза и грустный взгляд, что вы хотите передать именно его, и поза человека тут вам совсем не важна. Возможно, что Вам не захочется рисовать изображаемый предмет во весь размер, но закомпонуйте его так, что бы ваша идея была видна.

Раз уж мы заговорили о композиции, которая передает зрителю определенные чувства, то давайте рассмотрим виды этой композиции чуть подробнее.

Горизонтальная композиция передает тишину и спокойствие

Диагональная — динамику и движение

Круглая — любовь, единство, завершенность

Вертикальная – страх, господство

Квадратная — устойчивость, стабильность

В дополнение к линиям композиции важно рассмотреть тоновое или цветовое решение. Именно они  в сумме и создают искусство, которое будет доносить до зрителей ваши чувства и мысли.

Но о цветовом решении поговорим в другом мастер классе.

В следующем мастер классе мы рассмотрим с чего же начать компоновать, как правильно приступать к работе.

обучение

Уроки композиции. Композиционный центр. — fontanka167 — LiveJournal

?

Previous Entry | Next Entry

Продолжение.
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс    
4 тема: Ритм.
5 тема: Движение

      Композиционный центр.
      Все знают, что в живописи или графике существует несколько видов жанров: натюрморт, пейзаж, портрет жанровая композиция и отдельно есть еще анималистика (изображение животных). Понятие композиционного центра (центра композиции или сюжетно-композиционного центра) лучше всего рассматривать в жанровой композиции. Жанровая композиция – это композиция (картина) в которой присутствуют фигуры людей в пейзаже или интерьере. Все фигуры объединены какой-то общей темой, есть некий рассказ, о каком- то событии или истории и т.п.. Довольно часто это просто бытовые сцены из жизни людей. В таких композициях обязательно должен существовать композиционный центр. Это как-бы главное место в картине (композиции). В этом месте располагаются главные герои или главные предметы (фигуры). При этом, все элементы композиции должны быть подчинены этому главному.

Все линии, пятна, фигуры – все должно подводить зрителя к этой главной «точке».
      
      Обычно такой композиционный центр находится близко от геометрического центра (но не точно в нем). Правее или левее чуть выше или ниже. Иногда в сложных, многофигурных композициях центр может быть несколько. Т.е. в композиционном центре располагается самое главное: главные герои (персонажи – фигуры, предметы).
Композиционный центр может быть и в пейзаже. Обычно это какой-то элемент, который чем-то привлек художника (дом, какое-то другое строение, дерево и .п.). Точно так же композиционный центр бывает и в натюрморте. Особенно, если предметов много. Это может быть самый яркий или самый крупный, либо чем-то другим очень привлекательный предмет.
      Допускаю, что существуют картины (композиции), где все равнозначно, все одинаково важно. Но композиция, в которой есть некий центр, где есть нечто важное, притягивающее внимание, всегда будет более интересна. Более выигрышна.
      
      Еще несколько слов об организации плоскости или пространства в листе. Если представить плоскость листа бумаги (холста) как некое пространство, то для передачи глубины (если это необходимо) используются такие понятия как — «планы». Первый план располагается по горизонтали в нижней части листа (композиции) – это как бы «вход», далее (выше) — средний план. Обычно, главное располагается именно на втором плане. И еще выше – в верхней трети (примерно) – дальний или задний план. Эти понятия, конечно же, условны. Но чаще всего пространственные композиции строятся именно по такому принципу.
      
      Задание.

      Придумать композицию и с помощью знаний о контрасте, ритме, движении равновесия и цельности найти место для композиционного центра и выделить его.
      1).абстрактная композиция из геометрических фигур. Построить композицию с явно выделенным композиционным центром;
      2).композиционный центр в пейзаже;
      3).композиционный центр в натюрморте;
      4).сюжетная композиция с фигурами людей (2-3-4 фигуры). Можно взять простой литературный сюжет (эскиз иллюстрации).

Powered by LiveJournal.com

6 отличных советов по центральной композиции (лучшая фотография)

Кевин Ландвер-Йохан

А- А+

Скачать как PDF

Подпишитесь ниже, чтобы скачать статью немедленно

Вы также можете выбрать свои интересы для бесплатного доступа к нашему обучению премиум-класса:

Основы бизнеса

Шпаргалки

Детская фотография

Красочные городские пейзажи

Состав

Творческая фотография

Креативные концепции портрета

Цифровые фотоколлажи

Сказочная портретная фотография

Фотография еды

Интерьерная фотография

Редактирование ландшафта

Пейзажная фотография

Обработка Lightroom

Пресеты Lightroom

Длинная выдержка

Макрофотография

Фотография Млечного Пути

Моя камера и фотография

Органический маркетинг

Домашние животные

Фотография товара

Фотография неба

Социальные сети

Натюрморт

Интервальная съемка

Туристическая фотография

Городская фотография

Фотография дикой природы

Ваша конфиденциальность в безопасности. Я никогда не поделюсь вашей информацией.

Большинство начинающих фотографов используют центральную композицию. Как только вы поинтересуетесь правилами композиции, вы обнаружите, что это «неправильно».
Многих фотографов ужасает мысль об использовании центральной композиции. Не нужно этого бояться.
Вы можете использовать его для улучшения своих фотографий, и в этой статье мы покажем, как это сделать.

© Кевин Ландвер-Йохан

6. Центральная композиция создает симметрию

В архитектурной фотографии

Архитекторы и дизайнеры часто используют симметрию в своих конструкциях и планировках. Это имеет смысл учитывать при фотографировании архитектуры.
Использование правила третей не позволит получить наиболее убедительную фотографию.
Посмотрите, где есть баланс и усилят ли его центральные композиции. Найдите угол, который даст вам равномерный баланс симметричной структуры.
Совместите центр видоискателя или монитора с центральной линией строения. Проверьте, совпадает ли большая часть того, что находится в левой и правой частях кадра.

© Kevin Landwer-Johan

Чеди в форме колокола в буддийских храмах часто лучше всего фотографировать, используя центральную композицию. Интересным примером является храм Ват Па Дара Фиром недалеко от Чиангмая в Таиланде.
Возвышаясь над землей квадратным нижним этажом, круглая чеди выделяется на фоне ясного голубого неба.
Если бы я использовал правило третей, мне пришлось бы обрезать структуру. Или мне пришлось бы включить в кадр другие окружающие элементы.
Это отвлекло бы меня от основной темы. Центральная композиция выделяла архитектуру.

Лица

© Кевин Ландвер-Йохан

Лица более или менее симметричны. Кадрирование вплотную к лицу будет интересным, если вы используете сбалансированное кадрирование.
Расположите центральную линию видоискателя или монитора между глазами. Держите камеру так, чтобы эта вертикальная линия продолжалась вниз через середину носа и рта.
Обе стороны лица будут сбалансированы, пока ваш объект смотрит на ваш объектив.
Если вы немного в одну или другую сторону, или лицо вашего объекта повернуто, результат не будет симметричным. Обратите особое внимание на центральную линию и края кадра.
Посмотрите, чтобы то, что слева, соответствовало тому, что справа. Если ваша камера имеет возможность отображать сетку в видоискателе и на мониторе, воспользуйтесь ею. Это поможет вам быть более точным.

© Кевин Ландвер-Йохан

Вы также можете попробовать выстроить более одного симметричного элемента. На этой фотографии я выровнял вершину крыши здания со статуей Будды на холме над ней.
Если вы посмотрите на нижнюю левую и правую часть фотографии, вы увидите, что она не совсем сбалансирована. Дизайн на тротуаре также смещен от центра. Структура справа видна больше, чем слева.
Сдвинувшись немного левее, я мог бы равномерно выровнять рисунок тротуара и конструкции с обеих сторон. Если бы я это сделал, линия между крышей и статуей Будды была бы нарушена.

5. Создайте ощущение на своих фотографиях

Удачная композиция фотографии обычно помогает передать какое-то чувство. Центральная композиция часто может помочь выразить чувства мира или силы.
Мир часто ассоциируется с балансом. Когда все находится в гармонии, часто присутствует расслабляющее чувство. Не бойтесь использовать центральную композицию, чтобы встроить это в свои фотографии.

© Kevin Landwer-Johan

Мой друг лежит на траве — очень умиротворяющая сцена. Я хотел улучшить это, нарушив правила композиции, потому что я думал, что это добавит ощущения.
Я разделил свой кадр примерно на трети по горизонтали. Но я поместил ее в вертикальном центре моего кадра.
С обеих сторон, а также сверху и снизу было одинаковое количество места. Это дает чувство умиротворенной уверенности, которое отражает выражение ее лица.

© Kevin Landwer-Johan

Попробуйте разместить доминирующий глаз на центральной вертикали кадра. Это показывает силу и уверенность.
Объект будет следовать за вами взглядом, откуда бы вы ни смотрели на фотографию.

© Кевин Ландвер-Йохан

Его центральное положение командует. Хотя я сфотографировал его сзади, и мы не можем видеть его лицо.
Я сделал это фото в полусогнутом положении. Это позволило линиям участников группы с обеих сторон сойтись посередине.
Кроме того, это создало отличные направляющие линии, направляющие взгляд зрителя.

4. Попробуйте квадратную рамку, чтобы подчеркнуть симметрию

Центральная композиция подходит для квадратных рамок. Форма — это симметрия и баланс.
Когда элементы подобраны правильно, вы можете делать очень креативные фотографии, используя эту технику композиции. Вы должны искать правильные ситуации и экспериментировать.
Нарушайте правила композиции, идите квадратно и по центру. Не всегда размещайте свой объект, используя правило третей. Часто я кадрирую до квадрата при постобработке.
Иногда причина в том, что я сочинил по правилу третей. Когда я вижу это на своем мониторе, я понимаю, что изображение будет сильнее, чем квадрат.

© Kevin Landwer-Johan

Я сфотографировал корову вертикально. Мне понравилось пространство неба над коровой. Это помогает передать огромное открытое поле, по которому он шел. Но я предпочитаю, чтобы оно было квадратным из-за симметрии, создаваемой кадрированием.
Животное, расположенное в центре по вертикали, хорошо уравновешено четкими горизонтальными линиями на этой фотографии.

© Kevin Landwer-Johan

Я сделал этот снимок нашего маленького друга Малу, используя свою уличную фотостудию. Я расположил ее по центру горизонтальной рамки. Когда я обрабатывал его, я решил поэкспериментировать, чтобы увидеть, улучшит ли фотография квадратное кадрирование.
Я поместил ее по центру по вертикали, когда делал снимок. Когда я обрезал до квадратного формата, я расположил ее рот на горизонтальной центральной линии. Это делает портрет более сильным и интересным.
Квадратное мышление может быть сложной задачей, когда вы создаете композицию в прямоугольной рамке. Не ограничивайтесь рамками видоискателя или монитора вашей камеры и время от времени мыслите нестандартно.

3. Фотокомпозиция для простоты

Говорят, что простота — это суть любого хорошего дизайна. Центральная композиция настолько проста, насколько это возможно. Вот почему большинство начинающих фотографов используют его, не задумываясь и не зная об этом. Это натурально.
Обычно люди смотрят на то, что находится прямо перед ними. Имея два глаза, вам будет удобнее видеть то, на чем вы фокусируетесь. Это делает нормальным делать то же самое с камерой, когда мы впервые начинаем ее использовать.
Наше зрение не ограничено краями и углами кадра, как наши фотографии. Это упрощает то, что мы видим на фотографии, по сравнению с тем, как мы видим реальную жизнь.
Размещение объекта в центре кадра часто усиливает это.

© Kevin Landwer-Johan

Приближаясь к задней части слона, я увидел, что единственный вариант, который мне нужно сделать, это выровнять его по центру.

Сухой бамбук по обеим сторонам дорожки не предлагал ничего интересного для добавления в композицию.
Обрезка плотнее не передала бы движения положение лап и хвоста прибавляла. Это очень просто, но эффективно.

© Kevin Landwer-Johan

Приятна простота круглой пластины, расположенной по центру. Четыре круглых чаши и зеленый банановый лист гармонично сочетаются друг с другом.
Диагональные линии бамбукового стола добавляют контраста всем кругам. Он центральный и очень простой, но не полностью симметричный.

© Kevin Landwer-Johan

Я совместил большую статую Будды в центре с двумя более светлыми меньшими по бокам. Это очень простая композиция. Треугольная форма, образованная с главным объектом посередине, хорошо сбалансирована.
Если бы не было двух меньших статуй, балансировка была бы не такой хорошей. Фон был бы более заметным.
В этих трех примерах упрощенной центральной композиции я также использовал другие приемы.

  • Кадрирование и синхронизация ходьбы слона, чтобы показать движение.
  • Круги и диагонали с видом сверху помогают упростить изображение.
  • Треугольная форма и размытый фон для акцентирования внимания на центральной фигуре.

2. Центральная композиция привлечет внимание к вашему объекту

Размещение объекта в центре кадра поможет привлечь к нему внимание. Если в вашей композиции минимум элементов, это не так важно.
Если в кадре много всего происходит, становится более очевидной необходимость центральной композиции. Это особенно актуально, когда в кадре много одинаковых элементов.

© Kevin Landwer-Johan

Эти молодые девушки выстраивались в очередь, готовясь принять участие в китайском новогоднем параде.
Это очень насыщенная сцена, которая работает только потому, что я сосредоточился на одной девушке. Размещая ее в центре моего кадра, она, несомненно, является моим главным объектом.
Если бы я поместил ее ближе к одной стороне кадра, композиция не была бы такой эффективной. Если бы я скомпоновал фото без четкого центра внимания, оно не было бы таким привлекательным.
Выбор одного основного объекта из такой группы часто делает более интересную фотографию. Постарайтесь сузиться до одного человека или элемента.
Сделайте его более заметным в композиции, разместив в центре кадра. Вы увидите, насколько интереснее ваш предмет.
На этой фотографии моего друга слоны могли отвлекать внимание. Вместо этого из-за центральной композиции она привлекает ваше внимание.

© Кевин Ландвер-Йохан

Причина 1: Создание чувства глубины

Мы видим в трех измерениях, но фотографии плоские и двухмерные. Чтобы создать эффектные, сильные фотографии, иногда необходимо добавить ощущение глубины. Центральная композиция может помочь в этом.
Существуют различные другие фотографические приемы и методы, которые также могут придать изображению ощущение перспективы. Вот некоторые из них:

  • Фигура на землю;
  • Выбор диафрагмы для управления глубиной резкости;
  • Выбор объектива;
  • Размещение других элементов в кадре.

Балансировка пространства вокруг основного объекта фотографии создает глубину.
Наличие основного объекта в центре фотографии для нас вполне естественно. Это облегчает нашему уму восприятие глубины.
Центральная композиция также может добавить перспективу. Наличие других элементов в кадре может помочь поддержать ваш основной объект и усилить глубину.

© Kevin Landwer-Johan

Центр цветка лотоса занимает центральное место в моей композиции. Лист на переднем плане справа добавляет глубины восприятию.
Наш разум все еще может представить себе целый цветок из-за центральной композиции. Более светлый лист на заднем плане помогает создать ощущение перспективы.
Композиция с цветком слева или справа от моего кадра минимизировала бы ощущение глубины.

© Kevin Landwer-Johan

Пустое пространство на переднем плане и открытое небо над головами пары в сочетании с их центральным положением создают глубину.

Если бы я разместил их больше в одну или другую сторону, фотография могла бы иметь больше ощущения расстояния, но не глубины.
Оставляя больше пустого пространства по обеим сторонам на такой фотографии, вы будете думать о том, как далеко они зайдут. Это не поможет придать ощущение глубины. Это делает центральная композиция.

Композиция: объединение элементов в единое целое

© Кевин Ландвер-Йохан

Любая фотография должна сочетаться с множеством факторов, чтобы она выделялась. Хорошая композиция редко является результатом применения одного метода, обстановки или техники.
Каждая ситуация, которую вы фотографируете, отличается. Вам нужно поэкспериментировать с правилами и попробовать применить разные. Не размещайте каждый предмет в центре или на третьем.
Для фотографий, использованных в этой статье, одной из техник является центральная композиция. Но я сочетал это с другими правилами композиции и методами фотографии.
Небольшая глубина резкости усилила фото тайской модели.
Правая сторона кадра, почти заполненная головой другой модели, также добавляет эффекта.
Сходящиеся линии — еще один элемент моей фотографии мальчика в марширующем оркестре. Это видно и на фотографии тротуара, ведущего к храму.
Горы добавляют масштаба и перспективы к фотографии туристической пары.

Заключение

© Kevin Landwer-Johan

По мере того, как вы изучаете правила и практикуете центральную композицию, оставьте немного больше места. Не обрезайте свой основной объект так сильно.
Наличие большего пространства вокруг основного объекта позволит вам попробовать разные культуры. Вы сможете сравнить и решить, что вы предпочитаете и почему.
Я призываю вас не к лени, а к внимательности. Не будьте небрежны с композицией в камере, думая, что вы можете исправить это позже. Продумайте свою композицию, а затем оставьте немного больше места вокруг.
Если можете, сделайте несколько разных композиций.
У вас есть выбор, какой центр использовать, или использовать оба — горизонтальный и вертикальный.

Центральная композиция великолепна

Центральная композиция многими считается откровенно скучной. Вот что я скажу в ответ: клише . При правильном использовании я просто обожаю центральную композицию, нет ничего похожего на нее. Конечно, есть веская причина, по которой так много фотографов, давая советы новичкам, начинают с фразы «не ставьте объект посередине». Итак, чтобы увидеть центральную композицию такой, какая она есть на самом деле, возможно, нам следует сначала понять, почему ее так избегают. И причина этого удивительно проста.

NIKON D700 + 50,0 мм f/1,4 @ ISO 200, 1/400, f/2,0

Все начинается здесь

Познакомьтесь с Джошуа. Это мужчина лет тридцати, обычный Джо. У него есть работа, красивая жена и трое очаровательных детей — два мальчика и девочка. У него никогда не было большого опыта в фотографии, кроме обычных снимков на телефон, но он только что купил камеру, чтобы фотографировать свою семью. Он берет его, чтобы сделать портрет своего младшего сына, кадрирует сцену и делает снимок. А теперь скажите, где, по-вашему, в кадре находится его сын, как элемент композиции? В точку. Мертвая точка.

NIKON D700 + 50,0 мм f/1,4 @ ISO 400, 1/100, f/1,4

Не могу точно сказать, почему так, но центральная композиция — это самый первый выбор, который делается при компоновке фотографии. Лишь некоторое время спустя мы учимся намеренно смещать наш предмет от центра, и лишь некоторое время спустя мы учимся делать это подсознательно. Возможно, это потому, что вы ожидаете, что камера сфокусируется на центральной части кадра, даже не задумываясь об этом, возможно, потому, что вы ожидаете найти что-то в самой середине. Возможно, потому, что это наиболее очевидная точка пересечения линий, идущих от одного угла к противоположному. Я не знаю.

NIKON D700 + 85,0 мм f/1,4 @ ISO 400, 1/125, f/2,0

Все, что я знаю наверняка, это то, что это то, чему мы учимся в первую очередь и что требует немало времени и усилий, чтобы разучиться заново. Из-за этого фраза «не ставьте тему посередине» стала такой популярной фразой и уроком. Поместите объект ближе к левой или правой трети кадра, и вуаля, ваша фотография мгновенно выделяется из толпы и выглядит более «профессиональной» и креативной. Некоторые современные камеры даже имеют такие встроенные направляющие, в то время как другие, как я слышал, фактически составляют изображение для вас, распознавая лицо объекта в кадре и соответствующим образом обрезая изображение. Страшный.

NIKON D700 + 50,0 мм f/1,4 @ ISO 200, 1/5000, f/2,0

The Good Bit

Проблема — или, возможно, решение — заключается в том, что так много людей (вы, возможно, заметили, сколько фотография в последнее десятилетие или около того) теперь избегайте центральной композиции, это стал выдающимся выбором. Всем известно правило третей. Не так уж много людей знают, как правильно составить тему в середине или когда это делать. Я не буду утверждать, что научился этому, но я определенно пытаюсь.

NIKON D700 + 85,0 мм f/1,4 @ ISO 200, 1/2000, f/1,4

Вы все знаете поговорку «меньше значит лучше». Несколько лет назад я помню, как разговаривал с одним из моих лекторов, когда он озвучил то, о чем я до сих пор думал некоторое время. Он сказал, что простота — это то, что нужно вырасти и созреть, чтобы полюбить. Вот странная метафора — это как оливки. Одни любят оливки, другие не могут понять, что в них хорошего, но большинство из тех, кому они нравятся, сначала не поняли. Они должны были вырасти, чтобы понравиться им. Так и с композицией, сначала «ой, посмотри на то, на это!», а уже потом меняется на «не смотри, щупай».

NIKON D700 + 50.0 мм f/1.4 @ ISO 200, 1/8000, f/1.4

Центральная композиция самая простая из всех. Это минус , что в некоторых случаях оказывается на больше . Центральная композиция часто бывает спокойной, статичной, честной. Расположив объект в центре, вы, по сути, помещаете его перед зрителем, как будто пытаетесь представить их. Оно… открытое, как в «открытой книге». Оно голое. Это также помогает подчеркнуть пространство (предполагая, что оно вообще существует) вокруг вашего объекта, поскольку оно становится именно тем, что направляет взгляд зрителя туда, куда вы, создатель, намеревались его направить. Возможно, портреты Теда Козака могут подтвердить мою точку зрения.

NIKON D700 + 85,0 мм f/1,4 @ ISO 200, 1/400, f/1,4

Теперь я сказал, что простота и, соответственно, центральная композиция — это то, что многим нужно, чтобы вырастить , чтобы понравиться. Это не значит, что с вами что-то не так, если вам это не нравится! Не надо расти вверх , скорее… расти боком , если это имеет смысл.

Final Words

Здесь я очень субъективен, хваля такой способ компоновки изображений. Я обожаю это. Мне это подходит, это соответствует моей любви к негативному пространству, моему выбору настроения, сюжетов и локаций. Вы могли бы почти назвать это шепотом медленно развивающегося стиля. Я не использую его все время. Если бы я это сделал, это стало бы скучным и предсказуемым. Любопытно, что после написания этой статьи и поиска образцов изображений, подтверждающих ее — либо более серьезных, либо иных — я заметил, что недостаточно ее использую. Если я должен научиться овладевать этим типом сочинения, я должен прилагать к нему больше усилий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *