Сделай МИР ЯРЧЕ| Сделай МИР ЯРЧЕ
Детям всегда нравится работать с пластилином. Пластилин — удивительный материал, предоставляющий массу возможностей. Сегодня расскажу об аппликации (мозаике) на пластилине с помощью семян. В конце лета и осенью мы имеем возможность побаловать себя сладкими и сочными арбузами, ароматными дынями. Съев всё самое вкусное, не выкидывайте семечки, а промойте и высушите их — это отличный материал для занятия с детьми. Для работ подойдут семена: подсолнечника (семечки), арбузные, дынные, тыквенные, огурца, лимона, апельсина, фиников, персика, абрикоса, яблока и другие.
Занятия с пластилином развивают мелкую моторику пальцев рук, а включив в занятия семена, можно добавить такие развивающие моменты, как (для плоских работ):
1. повтори по образцу — вы предлагаете готовую работу, а ребенок копирует её. Или вы рисуете рисунок на бумаге, а ребенок выполняет с помощью семян на пластилине.
Разрешите ребенку придумать задания и для вас.
2. продолжи узор — вы начинаете выкладывать определённый узор и предлагаете ребенку продолжить его. Узор можно выкладывать разными семечками по форме и по цвету. Используйте разные формы — круг, квадрат, треугольник для расположения узора.
3. выложи букву/цифру — при изучении цифр и букв, необходимо, чтобы ребенок запомнил её графическое изображение, а выкладывая буквы/цифры семенами на пластилине вы можете добиться желаемого результата.
Не только плоские, но и объемные работы можно выполнять из пластилина с семенами. Предложите ребенку пофантазировать, что или кого можно сделать из семян разных растений. В школе, на урок технологии дети принесли в основном арбузные семена и семечки подсолнечника, и, практически в один голос ответили — ёжика. Конечно, мы обсудили и другие варианты, но все (кто делал объемную работу) сделали ежей. Из семян тыквы или лимона (апельсина) можно сделать барашка или одуванчик.
Из семян арбуза можно сделать сову или шишку. Используя сочетания разных семян можно сделать цветы. На втором занятии мы с ребятами сделали цветы и решили собрать общее панно. Но, наступили каникулы, и работа пока осталась незаконченной.
Дома, с дочкой, так же занимались лепкой из пластилина с семенами. Дочка сразу сказала, что будет делать только цветы. И мы решили собрать букет цветов и подарить воспитательнице в садике. Разложила я семена перед ней, она придвинула к себе семечки, вспомнила, что их можно щёлкать и спросила, а как они растут. Тут пришлось нам отвлечься от занятия, в интернете подобрав красивые фотографии подсолнуха, показала и рассказала, как вырастает такой красивый цветок всего из одного маленького семечка. Тут дочь постановила, будем делать подсолнух. И мы принялись за дело.
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
Для изготовления подсолнуха нам понадобилась крышечка, пластилин, жёлтая бумага и семечки.
Из жёлтой бумаги вырезаем лепестки, вставляем по краю крышки и закрепляем пластилином. Затем всё дно заполняем пластилином. Теперь вставляем семечки по краю, плотно друг к другу (тут ещё раз посмотрели на фото подсолнуха). Дочки надолго не хватило, пришлось доделывать подсолнух маме. Сделали и маленький подсолнушек с арбузными семенами, а так же цветы из абрикосовых и финиковых косточек, ну и конечно и из арбузных.
Теперь сделаем панно. Чтоб работа смотрелась эффектнее и аккуратнее, нужно оформить панно в раму.
Я взяла коробку от конфет с широкими, объемными стенками и отрезала крышку. Линию среза пришлось немного подкорректировать скотчем. На дно коробки приклеиваем лист цветной бумаги. Я решила дополнить работу сухими травинками и положила их на дно, закрепила клеем. Здесь лучше подойдет горячий клей или ПВА. Я пользовалась горячим клеем-пистолетом. Затем, поверх травинок, приклеиваем наши оригинальные цветы из семян.
Если нужно, добавляем какие-либо элементы, веточки, травинки, цветочки и т.п. А к нам на панно из природного материала прилетела красавица бабочка из фантиков от конфет. Как сделать бабочку я рассказывала тут.
Дочке очень понравилось «утапливать» семена в пластилине, она попросила сделать что-нибудь ещё с семенами. На следующий день мы принялись делать красивую вазочку. Пустую пластмассовую баночку облепили пластилином (брали 3 цвета), затем я попросила дочку пальчиками «размазать» неровности и у нас получилась оригинальная расцветка вазочки. Дочка делала по образцу, сначала я сделала простой цветок из арбузных семечек, потом она повторяла данный цветок арбузными семечками и семенами лимона. В пустые места наклеили по три семечки. Какие цветы поставим в вазу, спросила дочь? Взгляд сразу упал на необычные цветы из пуговиц, которые стояли на кухне. Вот что из этого получилось.
Мозаика из семян хорошо развивает воображение и моторику рук.
Мозаикой из природного материала можно украшать фоторамки, вазы, цветочные горшки.
Попробуйте и Вам понравится!
Метки: Лепка, осень, поделка, природный материал, развивающие упражнения, творчество, цветы
Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки. | Консультация по аппликации, лепке:
1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.
Виды и способы лепки.
Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)
Особенности пластического творчества.
Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.
Только занимаясь лепкой:
-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;
-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;
-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,
-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,
-глазомер, пространственное мышление;
-развивается наблюдательность, т.
к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;
-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;
-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;
-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна
-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности
Пластические материалы.
Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду.
Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.
Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.
Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители.
Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.
Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.
Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.
Мукосоль, или соленое тесто.
Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.
масло)
Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте.
Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся
в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.
Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков).
Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.
Фольга
Вспомогательные материалы для лепки:
— дощечки для лепки
— станок с поворотным кругом
— стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)
-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.
— каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.
— основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)
— бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
— ножницы
Виды лепки
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.
Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),
Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.
Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).
Другие виды лепки:
Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков
Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки
Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности
По форме лепка может быть: 1.
объемная и 2.рельефная.
1.Способы объемной лепки:
Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.
Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.
Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки.
Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.
Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).
Для лепки посуды используются способы:
Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске
Ленточный способ (ст.гр)
Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.
Выбирание стекой глины
Гончарный.
2.Рельефная лепка используется:
1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.
2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:
— барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;
— горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
— контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)
Способы оформления и декорирования
1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)
2. защипывание (лепестки)
3. загибание (край тарелочки)
4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)
5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)
Технические приемы лепки
(бывают ладонные и пальцевые)
Обучение с младшего возраста:
Разминание, сминание.
Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Обучение со среднего возраста:
Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
Заглаживание, сглаживание.
Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
Скручивание. Придание формы спираль.
Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.
Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют.
Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.
Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.
Что такое сидбомба?
В эксклюзивном отрывке из своей новой книги «Семенные бомбы: сходить с ума от цветов» автор и садовник Джози Джеффри объясняет феномен семенной бомбы
Когда я говорю людям, что делаю семенные бомбы, они недоумевают и спрашивают: «Что такое семенная бомба? ?’. Они думают, что они съедобны (какой-то модный новый суперфуд) или являются косметическим продуктом. Редко люди думают, что они занимаются садоводством.
Я улыбаюсь и начинаю хорошо отрепетированное объяснение. Во-первых, они НЕ ВЗРЫВООПАСНЫ И НЕ СЪЕДОБНЫ! Семенная бомба — это маленький шарик, состоящий из смеси компоста, глины и семян.
‘Для чего это?’
Компост и глина действуют как носитель для семян, поэтому их можно запускать через стены или заборы
и в труднодоступные места, такие как пустыри или железные дороги. «Но в чем смысл? Почему нельзя просто разбрасывать семена?» Большинство семян очень легкие, и есть риск, что их унесет ветром, что сделает их непригодными для запуска на большие расстояния.
‘Как их сделать?’
Существуют различные способы изготовления семенных бомб. Вам нужно найти перевозчика для семян. В моем методе используются натуральные ингредиенты – компост и глина. Компост предлагает питательные вещества для семян, чтобы прорасти и стать сильными в младенчестве, а глина связывает семенную бомбу, делая ее достаточно твердой, чтобы не разбиться, когда она упадет на землю.
‘Как они работают?’
Примерно через три недели первые ростки пробиваются сквозь семенную бомбу и укореняются в земле. Затем сеянцы вырастут в зрелые растения и столкнутся с любыми условиями, которые приготовила для них Мать-природа. По мере их роста прорастает больше семян, и семенная бомба начинает растворяться. Это может занять дни, недели или месяцы — все зависит от количества осадков. Семена будут оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока их потребности в окружающей среде не будут удовлетворены следующими факторами: водой, правильной температурой и хорошим положением для роста.
Красота семенной бомбардировки
Вот у вас на ладони маленькая революция, что-то, что может изменить лицо земли, что-то, что содержит ранние стадии поля диких цветов, съедобных культур или трав сад. Вы можете использовать семена одного растения для своих сидбомб или комбинации совместимых семян. Это называется «совместной посадкой», когда вы используете растения, которые хорошо растут вместе и помогают друг другу различными способами, такими как опыление, отпугивание вредителей и кондиционирование почвы.
Разумная бомбардировка семенами
Семечковая бомба — это маленький шарик жизни, и вы несете ответственность за выбор растений и их правильное использование. Вы должны учитывать не только окружающую среду, в которой вы решите запустить свою семенную бомбу, но и благополучие растения. Ваша работа как садовника/бомбардировщика семян заключается в том, чтобы убедиться, что семена имеют хорошие шансы на прорастание и имеют хорошие шансы достичь младенчества и, что еще лучше, созреть в растения, которые цветут и плодоносят и соединяют концы круга роста.
Почему они используются?
Семенная бомбардировка — еще одна форма распространения семян, вмешательство человека в то, что уже происходит в природе. Это эффективный способ преднамеренного рассеивания семян, но также попытка работать в гармонии с природой, заботясь о дикой природе и естественной среде обитания.
Куда запускать семенные бомбы
Семенные бомбы можно запускать где угодно, если под ними есть почва. Их универсальность является частью их очарования.
✱ Их можно использовать в приусадебных участках, оконных ящиках или на грядках.
✱ Наделы – съедобные растения или полевые цветы для привлечения пчел для опыления продовольственных культур.
✱ Запускайте их в переулки и сети дорожек вашего города, поселка или деревни. №
✱ Их можно использовать для создания ярких красок на городских зеленых крышах, навесах или хозяйственных постройках.
✱ Семенные бомбы идеально подходят для ответственного выбрасывания из окон поездов, автомобилей и автобусов; они делают путешествия для будущих путешественников намного более привлекательными.
✱ Обочины дорог, центральные резервации и кольцевые развязки, железные дороги и городские ямы.
✱ В следующий раз, когда вы увидите наперстянку, растущую у светофора, знайте, что там был партизан-садовник!
История семенной бомбы
Если что-то эффективно использовалось в течение долгого времени, оно становится действительным; вы знаете, что это было опробовано, протестировано и усовершенствовано.
Когда дело доходит до семенных бомб, один человек сделал именно это. Масанобу Фукуока включил свои методы садоводства предков в свои собственные методы ведения сельского хозяйства и тем самым начал революцию. Бомбы с семенами — это древняя японская практика, называемая Цучи Данго, что означает «земляные клецки» (потому что они сделаны из земли). Они были вновь введены в 1938 японского микробиолога, фермера и философа Масанобу Фукуока (1913–2008), автора книги «Революция одной соломинки».
. Фукуока выращивал овощи как дикие растения — он называл их «полудикими». Он засыпал семенами берега рек, обочины дорог и пустоши и позволил им «вырасти» вместе с сорняками. Он считал, что выращенные таким образом овощи, в том числе японская редька, морковь, лопух, лук и репа, крепче, чем думает большинство людей. Он добавлял клевер в свои овощные смеси, потому что он действовал как живая мульча и кондиционировал почву.
Проекты
Там, где земля интенсивно обрабатывается современными методами, естественное плодородие уничтожается. Фукуока использовала семенные бомбы клевера, чтобы восстановить естественное плодородие мертвых земель, чтобы можно было снова успешно выращивать продовольственные культуры. В 1998 августа сотни местных жителей в Арниссе, Греция — семьи, школьники, министры, фермеры, журналисты — были вдохновлены работой Фукуоки, чтобы принять участие в запуске тонн семенных бомб на 10 000 гектаров пустынной земли, поврежденной в результате деятельности человека.
Семена были предоставлены Министерством сельского хозяйства и Национальным институтом аграрных исследований.
Фукуока призывала людей собирать семена и инициировала движение за озеленение пустынь с помощью семенных бомб. Он успешно «озеленил» землю по всему миру, включая Грецию, Индию и Америку. Благодаря его работам земля снова «ожила» с растениями, дикой природой и пищей для людей.
Преимущества Seedbomb
Seedbomb полны потенциала, заключенного в комок грязи карманного размера! Они могут сделать уродливую, забытую землю снова красивой и полезной; восстановить популяции растений и диких животных; питать и кормить почву, людей и животных; объединять сообщества, обучать и, что немаловажно, приносить радость.
Природа
Как видно из работы Фукуоки, использование метода семенной бомбы для посадки имеет бесчисленное количество преимуществ. Они успешно используются для выращивания продовольственных культур и луговых угодий, а также под засаду участков, пострадавших от засухи или лесных пожаров, а также пригодны для небольших садов и дачных участков.
Городская среда
С эстетической точки зрения растения придают цвет и характер непривлекательным местам, которые обычно завалены мусором, классическими тележками для покупок и битым стеклом.
Некоторые участки остаются незастроенными в течение ряда лет и становятся частью индивидуальности района; множество людей будут проходить мимо этих мест каждый день и даже не замечать потенциал.
Пустынные места могут использоваться людьми, действующими нежелательно, и часто являются местом для опрокидывания мух. К сожалению, этот вид деятельности может быть опасен для публики, потому что заборы сносят, оставляя эти места открытыми для приключений детей. Часто никто не хочет брать на себя ответственность и проводить расчистку, потому что право собственности на землю может быть серой зоной, а некоторые участки находятся в стадии строительства. Садовники-партизаны нацеливаются на такие районы как на потенциальные места для украшения пожертвованными растениями и переработанными, восстановленными и повторно используемыми предметами. Сообщество
Партизанские сады — это открытый форум, на котором люди могут внести положительный вклад в уродливые районы своего сообщества, которые могут иметь негативное влияние не только в эстетическом, но и в демографическом плане. Заброшенные пустоши могут способствовать антиобщественному поведению и преступности, в то время как чувство собственности, каким бы временным оно ни было, будет побуждать местные сообщества работать вместе над улучшением своего района.
Некоторые садовники-партизаны работают тайно и под покровом темноты, вооруженные лопатами, растениями и факелом! Это немного сложно, и часто семенные бомбы доказывают свою ценность. Анонимность семенных бомбардировок является частью привлекательности; пятисекундное действие менее требовательно, чем физическая посадка чего-либо, поэтому упрямым садовникам-партизанам легче присоединиться к ним — здесь не нужно перелезать через забор! Seedbombs — это весело и легко сделать, и это может быть занятием, которое понравится всем возрастным группам и слоям общества, от фермера до производителя-любителя. Общественные сады предлагают место для групповых дней садоводства и местных мероприятий, таких как сбор семян, обмен, изготовление и запуск семенных бомб — и это должно быть хорошо, верно?
Мы сами
Изготовление бомбочек с семенами — это такое расслабляющее занятие, которым можно заниматься в одиночку или с семьей. Детям нравится весь процесс, так как он включает в себя дизайн, ловкость, внимание, общение, математику, ботанику и большую долю терпения.
И восторг и гордость, которые вы испытываете, когда вы запускаете семенную бомбу и видите, как появляются и созревают всходы в цветущие растения, бесценны.
Seedbombs: Going Wild With Flowers Джози Джеффри опубликована издательством Leaping Hare (www.leapingharepress.co.uk) и стоит 9 фунтов стерлингов.0,99
| ПОДРОБНЕЕ… | |
| ЗЕЛЕНАЯ ЖИЗНЬ Суперприрода: создание сада дикой природы От птиц до стрекоз, от бабочек до пчел, Хейзел Силлвер объясняет, как превратить ваш сад в рай для диких животных | |
| GREEN LIVING Курица и гамак: меняя мир, сад за садом Компания «Курица и гамак» из Оксфордшира доказывает, что розничная торговля может быть экологически чистой | .|
| ЗЕЛЕНАЯ ЖИЗНЬ Помогите спасти британских птиц От покупки скворечника до контроля мистера Бигглсворта; есть много способов, которыми вы можете помочь популяции птиц Великобритании 90 109 | |
| ЗЕЛЕНАЯ ЖИЗНЬ Запятнанная почвой Выжившие: как садоводство помогает тем, кто оказался втянутым в балканские войны Вот уже более десяти лет новаторский проект в Боснии и Герцеговине меняет жизнь, истерзанную войной, с помощью растений. Но теперь их деньги закончились. Хелен Бэббс знакомится с садовниками, которых ждет небезопасное будущее 90 109 | |
| ЗЕЛЕНАЯ ЖИЗНЬ 10 лучших… блогов о садоводстве От советов по посадке до изготовления собственных «семенных бомб» Том Антеби рассказывает о лучших блогах по органическому садоводству в Интернете. |
Древний метод нулевой обработки почвы
Сушеные и готовые «Глиняные клецки»
Что такое семенной шарик?
Шарики из семян — это древний метод размножения растений из семян без рыхления почвы с помощью инструментов для обработки почвы, таких как плуг.
Повторное открытие и популяризация семенных шариков (или «глиняных пельменей», как он их называл) в наше время обычно приписывают японскому фермеру и философу Масанобу Фукуоке.
Как и многие естественные фермеры, Фукуока считал, что обработка больших площадей трудоемка, губительна для здоровья почвы и, в конечном счете, не нужна и, следовательно, является пустой тратой времени и энергии. Таким образом, семенные шарики стали важным аспектом многих предприятий по натуральному земледелию и охране природы по всему миру.
Билл Моллисон и Масанобу Фукуока — два великих человека
После многих лет наблюдений и экспериментов Фукуока разработал метод выращивания риса, ячменя, овощей и фруктов на своей маленькой ферме с минимальным вмешательством в почву или необходимостью для оплодотворения. Он назвал эти методологии и философские взгляды «натуральным земледелием» и написал несколько вдохновляющих и информативных книг по этому вопросу.
«Революция одной соломинки» и «Посев семян в пустыне» — две самые известные из них.
Структура семенных шариков довольно проста: семена смешиваются с глиной (предпочтительно красной вулканической глиной) и органическим материалом, таким как компост, отбросы червей или хорошо разложившийся навоз. Часть волокон, таких как бумажная мешанка, мелко нарезанная солома, хлопок или шерсть, также может быть добавлена для придания семенным шарикам большей прочности на разрыв.
Смесь увлажняют и формируют в компактные комки или шарики, дают высохнуть, а затем выбрасывают на поля в соответствующее время года, в зависимости от смеси семян, климата и характера осадков.
Почему семенные шарики такие классные?
При наличии знаний, умений и терпения семенные комочки могут быть таким же эффективным способом посадки растений, как посев плугом или посев, и их может сделать любой человек в любой точке мира, у которого есть доступ к глине, почве и семенам — без денег.
Семенные шарики обычно используются в городских районах, где обработка почвы просто невозможна. Но семенные комочки могут быть столь же важны для людей, живущих на больших акрах, например, в Образовательном и исследовательском центре Windward, где семенные комочки использовались для создания многолетних пастбищ на окраинных деградированных высокогорьях, где крутые склоны, существующие леса, неглубокие почвы / открытые коренные породы и общая каменистость делает невозможным применение сеялок и рыхлителей.
Немного молодой травы пшеницы из прошлогодних семенных комочков
Сложность семенных видов, гильдий и сопутствующих насаждений бесконечно сложна — от одной культуры до сукцессионной совокупности, состоящей из всех видов для зрелой экосистемы вместе со всеми заводы-первопроходцы и промежуточные заводы должны были восстановить продуктивность деградировавшего ландшафта.
Смесь десятков многолетних трав, разнотравья и бобовых
Семенные шарики также можно использовать для «засева» существующих экосистем без повреждения структуры почвы или для посева продуктивных растений в лесные массивы и на крутые склоны, где обработка почвы невозможна.
Семенные шарики также можно использовать в сочетании с животными, такими как свиньи, которые будут выполнять работу по перетасовке мульчи вокруг, обеспечивая дополнительное укрытие семенных шариков.
Подготовка материалов
Семенные шарики изготавливаются из смеси глины, компоста и семян. Каждый из этих материалов необходимо обрабатывать, чтобы глина и компост имели относительно мелкую текстуру, а семена просеивались для удаления шелухи и оболочки.
Глина сухая просеянная |
Фукуока и многие другие рекомендуют использовать красные вулканические глины, богатые железом, для семенных шариков, утверждая, что белые и серые глины не образуют такой же тип полимера, как красные глины, и имеют тенденцию образовывать более хрупкие семенные шарики. Однако, если у вас есть под рукой белая и серая глина, я бы рекомендовал поэкспериментировать с ней. Местные глины могут быть более экономичным и полезным ресурсом, чем привозные.
Иногда глину необходимо измельчить и просеять, чтобы удалить камни, твердые комки и растительный материал.
Ведро и ручка мотыги — простые и эффективные инструменты для измельчения глины. Процесс не имеет большого значения, если конечным результатом является мелкая и относительно чистая глина.
Для достижения желаемого результата может потребоваться просеивание глины и компоста. Для тех, кто знаком с изготовлением глиняной штукатурки, сита, используемые для этого, обычно хорошо подходят для изготовления семенных шариков.
Обычно мы используем серию из трех экранов, прикрепленных к нижней части рамы глубиной 2 фута на 2 фута и 6 дюймов. Первый — экран 1/2 дюйма, второй — экран 1/4 дюйма, а третий — экран 1 мм.
Просеивание
Просеивание
Если у вас нет доступа к ситам, вы также можете использовать центробежный эффект для отделения более мелких частиц от камней и любых затвердевших комков.
Сделайте это, поместив глину в контейнер с плоским дном и поставив контейнер на ровную поверхность.
Перемещайте контейнер круговыми движениями, удерживая дно на земле. Вы увидите, как размеры частиц отделяются друг от друга, и затем вы можете зачерпнуть более мелкие частицы и продолжить процесс по мере необходимости.
Компост из просеянного навоза
Компост также должен быть относительно мелким и просеянным. Подойдет любой компост или мелко разложившийся навоз, однако, чем более биологически активен компост, тем лучшим инокулянтом будут семенные шарики.
Вермикомпост, как правило, уже очень хорош, и вы уже можете просеять компост в процессе сбора урожая. Он также очень биологически активен и содержит готовые к употреблению питательные вещества для молодых растений.
Другие элементы, которые можно добавить к шарикам семян
Помимо этого основного рецепта, вы можете добавить ряд других элементов в зависимости от обстоятельств и желаемого результата.
Соединения для отпугивания вредителей, такие как те, что содержатся в роде стручкового перца, эффективно удерживают насекомых от вскрытия шариков и поедания семян. Артеземии, аллиумы, мята и черный перец имеют резкий аромат, который также может отпугивать насекомых.
Инокуляция семенных комочков естественной лесной почвой может обеспечить наличие популяций разнообразных грибов для развития многолетних древесных растений. Коммерческие инокулянты микоризы также доступны и имеют хороший послужной список.
Также может быть включен инокулянт для бобовых, на основе порошка или торфа. Если вы собрали из местных источников, вы также можете взять небольшое количество почвы из ризосферы родительских растений. Обязательно убедитесь, что у родителей есть признаки клубеньков, иначе в почве, вероятно, не хватает необходимых бактерий.
Семена новаторской поликультуры
Мелко измельченная бумага, картон и растительные остатки, такие как рисовая шелуха, также были включены в семенные шарики, чтобы придать им большую прочность на растяжение, чтобы избежать разрыва.
Это особенно часто случается, когда семенные шарики падают с большой высоты или когда исходная глина не образует достаточно твердый шарик.
Изготовление шариков из семян
Делать шарики из семян относительно просто, но, как и в любом ремесле, требуется некоторое время, чтобы освоиться.
Следующие соотношения ингредиентов (по объему) взяты из предложения Фукуока:
- 5 частей сухой порошкообразной глины
- 3 части мелко просеянного компоста
- 1 часть смеси семян
Существует два способа изготовления семян вручную. Один включает в себя ручное скатывание каждого шарика, а другой — раскатывание ингредиентов в сковороде с плоским дном, пока они не «схватятся» и не начнут образовываться круглые комки.
Ингредиенты одни и те же, но методы отличаются скоростью и точностью. Я буду описывать второй метод с использованием плоского лотка.
Катание шариков по кругу |
Сначала смешайте все сухие ингредиенты (глину, компост и семена) в большом плоском лотке и тщательно перемешайте.
Некоторые люди используют большие противни для жарки индейки в качестве лотка. Я использовал вездесущее 5-галлонное ведро и всевозможные пластиковые емкости для смешивания почвы.
Важная часть заключается в том, что дно лотка плоское, поэтому формовочные шарики могут кататься. Кроме того, чем больше поднос, тем труднее и утомительнее его толкать и трясти в течение длительного времени, поэтому масштаб имеет эргономическое значение.
Затем добавьте в смесь несколько капель воды и вращайте лоток круговыми движениями. Цель состоит в том, чтобы начать покрывать семена водой, чтобы глина/компост прилипли к ним. Так же, как сделать снежный ком.
Продолжайте добавлять небольшое количество воды, чтобы покрыть шарики по мере их формирования, чтобы оставшаяся земля могла прилипнуть к внешней стороне.
Добавьте немного воды
Еще немного прикатайте
Если вы используете продолговатые семена, такие как семена травы, «шарики» могут быть не сферическими.

