Posted on Leave a comment

История топиарий: Дерево Счастья своими руками, или Из истории искусства создания топиариев

Содержание

Дерево Счастья своими руками, или Из истории искусства создания топиариев

Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!

Топиарий, его ещё называют «Европейским деревом» или «Деревом счастья» — это распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время получившее широкое распространение и в нашей стране. Символизирует достаток и благополучие в доме.

Данная статья будет посвещена как раз этому популярному виду рукоделия.

Представляете, этому направлению уже сотни тысяч лет!

Так давайте разберемся , что это такое и откуда оно к нам пришло!

В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали причудливые фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты. Такие сады назывались — Топиарии. Слово «topiary» (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа — «topiaries».

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например даже архитектурных сооружений, людей и т. п.

Искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых древних, первое красиво подстриженное дерево топиари, согласно Естественной истории, составленной в 77 году н.э. Плинием, принадлежит придворному Цезаря Калвену. Топиарное искусство было признаком роскоши, декоративное оформление деревьев получило распространение в атриумах римских вилл. Европейский топиар берёт свое начало со времен Римской империи. В Рим топиарное искусство было привезено с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии, Сирии во время римской экспансии на Ближний Восток. В римских поселениях на всей территории империи вплоть до Британии появляются внутренние дворики и симетричные цветочные клумбы.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом, они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

В Европе топиарии были очень популярны в XVI — XVIII веках. Расцвет этого искусства приходился на эпоху Ренессанса, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. В период Ренессанса в Европе стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты.

В эпоху Ренессанса возникает «Голландский стиль» — и оттуда мода на топиар с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Интересные образцы топиара можно наблюдать в Гурзуфско парке. Семнадцатый век считается пиком популярности топиари. Искусная стрижка деревьев и кустарников использовалась, чтобы подчеркнуть архитектуру и в садах регулярного стиля. В конце 17-го века Андре Ленотр спроектировал сад для короля Луи XIV с массивными орнаментальными партерами и огромными изгородями, простиравшимися на мили. Стоивший, по слухам, около двух миллионов франков сад олицетворял абсолютную власть монархии над человеком и природой. Топиарии использовались для создания длинных прогулочных аллей, лабиринтов, в виде живых изгородей, образцовые сады сохранились и до наших дней, они поддерживаются в первозданном виде — это Версаль, сады английского дворца Хэмптон Корт.

В Японии под топиаром подразумевают искусство бонсай.

Жозеф Аддисон в 1712 году в «Обозревателе» написал: «… наши британские садоводы вместо того, чтобы подражать природе, искажают ее, как только можно. Может быть, мнение мое единолично, но, что касается меня, я предпочитаю видеть дерево во всей красе, с ветками и листьями, чем подстриженное под геометрическую фигуру…»

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале XVIII столетия мода на зеленые скульптуры и регулярный стиль оформления садов пришла и в Россию. Деревья и кустарники приобретали формы людей, птиц и зверей.

В начале 20 века американцы для создания топиария придумали плетеный проволочный каркас. На молодое дерево надевается каркас нужной формы, чтобы оно росло в нем, когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам делается стрижка. Такой способ подходит для людей, которые не могут много времени посвятить уходу за садом. Красивые топиарии смогут подчеркнуть или строгую архитектуру сада, или наполнить его яркими красками и создать на его территории сказочный мир.

На сегодняшний день, отмечается постоянно растущий интерес к этому искусству, особенно в странах Европы. Стриженные растения становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных садово-парковых композиций, ведь сад с аккуратно стриженными растениями всегда выглядит ухоженно и элегантно и является предметом гордости для своего хозяина.

Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет. И не только в ландшафтном дизайне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарий — не имитация какого-то конкретного дерева в природе (что может быть создано лучше, чем создала сама природа), это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы.
Топиарий, или «европейское дерево» служит для украшения интерьера. Это очень динамичная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют «деревьями счастья» и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

Проще говоря, в ландшафте — топиарий — это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров топиарий — это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.

В зависимости от его размера и дизайна, его можно установить как на книжных полках, так и на полу; как на кухне, так и в гостиной, и даже в ванной конате. Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев и не претендуют на соперничество с ними. Топиарий — не копирует ни одно из деревьев, существующих в природе. При его создании возможно использование самых различных материалов и цветовых сочетаний. Для украшения декоративного деревца можно использовать цветы, кофейные зерна, ткань, сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть.

Это чисто декоративная вещь. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца.

Самыми популярными формами для топиариев служат шар и конус. В качестве основы можно использовать различные материалы: пенопласт, строительную пену, флористическую губку и даже бумагу. Крона топиария может быть украшена сухоцветами, живыми цветами, лентами, кусочками ткани, фисташками, зернами кофе, шишками и многим другим.

Каких-либо правил и требований к внешнему виду топиарий нет. Все зависит от желаний и фантазии той волшебницы, в чьих руках рождается новое чудо. Деревце можно создать под любой интерьер.
Это отличная альтернатива горшечным растениям и цветам, а также является очень хорошим решением для тех, кто не хочет обременять себя заботой о комнатных растениях или же кому надоели «стандартные» композиции в вазах. Уход за декоративным деревцем прост — его не нужно поливать. Достаточно иногда смахнуть пыль кисточкой или сдуть её холодным воздухом из фена. Деревце лучше не ставить под прямые солнечные лучи, тем самым оградив материал от выцветания.

А для любой волшебницы это безграничная возможность фантазировать, создавать новые истории и изучать самые различные техники рукоделия.
Топарий — очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Оригинальность композции достигается несколькими ходами, «уловками». Прежде всего это конечно форма, ведь сама по себе круглая форма, форма шара интересна, и в то же время лаконична. Вторая «уловка» — это, конечно, использование в композиции сочетания нескольких цветов, порой очень ярких, и потому, привлекающих к себе еще больше внимания. К тому же, использование различных материалов, порой очень необычных по своей фактуре, иногда даже натуральных/природных, задает особый тон композиции. Третий способ придать оригинальность топиарчику, пожалуй, самый непредсказуемый, — это фантазия самого мастера, его идеи и их смелое воплощение.

Так что включайте свое воображение вместе с детишками и «растите» свое Дерево Счастья Топиарий в доме!

Представленные работы мастера Евгении Шурхаевой.

Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время на чтение данной статьи!

Очень надеемся, что теперь вам будет понятнее, что такое топиарий, как и зачем данные деревца делают!

И успехов вам в ваших начинаниях и творческих идей!

Что такое топиарий — Квартира, дом, дача

Топиарий – это красивое дерево, которое поражает совершенством своей формы. Сегодня под этим словом чаще всего понимаются поделки, сувенирные деревца в горшочках. Их фото можно найти в интернете в огромном количестве, а еще их можно «вырастить» своими руками. Но какова история возникновения топиария? Для чего он делался изначально и какие метаморфозы претерпел?

ТОПИАРИЙ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Искусство фигурной стрижки деревьев появилось в глубокой древности. Особо прославились садовники, работавшие в садах римских аристократов. Что только не вырезали они из кроны деревьев и кустов! И это были не просто геометрические фигуры – вырезали фигуры животных, различные лабиринты, узоры.

У слова «топиарий» и перевод соответственный, он означает – фигурная подрезка. Оно, в свою очередь, идет от латинского слова для обозначения декоративного садового пейзажа

В 16-17 веках история искусства топиариев переживала свой расцвет. Так называемая растительная архитектура (не совсем привычные для нас сегодня слова) стала популярнее садовой флористики. В Россию мода на это искусство пришла в начале 18 века. И здесь можно было увидеть, как он талантлив – русский человек. Фигуры зверей, птиц и людей из кроны деревьев и кустарников поражали и впечатляли, но длилось это всего несколько десятков лет.

Моду на топиарии сменила мода на создание садов в ландшафтном стиле, и он, изысканный топиарий, стал вновь популярным в 20 веке, теперь уже в виде поделки

Понятно, что никаких фото топиариев Ренессанса быть не может, но даже по картинкам можно понять, какие красоты создавались в саду, и как все это было развито.

Топиарий в современном декоре (видео)

ТОПИАРИЙ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Сегодня же топиарий относится к разряду «поделки». Значение слова не изменилось в том плане, что речь все еще идет о дереве. Но только не о настоящем. У современного названия подоплека следующая: из всевозможных материалов, природных, декоративных, рукодельных вы сами моделируете пропорции будущего деревца. Размеры его обычно не достигают и полуметра, но важен тот факт, что деревце вы это делаете своими руками.

Стандартный топиарий состоит из:

Кроны. Это и есть главная часть топиария. Варианты декора исчисляются сотнями. От простых кофейных зерен до изысканных цветов из холодного фарфора.

Шара-основы. Без нее топиарии бывают редко, на что-то нужно крепить крону. Шар можно создать своими руками из комка газет, из воздушного шарика и монтажной пены, из бумаги методом папье-маше. А можно просто купить пенопластовую заготовку для поделки в магазине, специализирующем на продаже товаров для рукоделия.

Ствола. Как и у всякого дерева он есть, так и маленькие сувенирные деревья без него не обойдутся. Это должно быть не что, напоминающее по форме тот самый ствол – палочка, веточка, карандаш, тонкий картонный рулон. Каждый конкретный фото мастер-класс описывает, что может стать этой основной поделки, и можно ли ствол сделать своими руками.

Горшочка. Деревце растет в горшочке подобно цветку. Пропорции горшочка могут быть разными. Вы можете как купить готовый вазончик, так и соорудить горшочек для деревца своими руками. Даже простой пластиковый стаканчик можно преобразить до неузнаваемости. Иногда на горшочек делают печать фото, благо технические возможности это позволяют.

Декоративных штрихов. Они могут возникнуть в процессе создания самой поделки. Так, на фото в источнике, по которому вы работаете, топиарий может быть одним, но вы, привнеся свои замыслы в декор, получите на выходе более совершенное деревце.

Оформление кроны декоративного дерева счастья может быть выполнено из абсолютно разных материалов – от бумаги и цветов до природных материалов или денежных банкнот

Вы можете сделать мини-топиарий, или наоборот достаточно большое интерьерное дерево, дать ему свое название – главное, чтобы он, результат вашего труда, был художественно совершенным, приносил вам радость и эстетическое наслаждение.

Что такое топиарий (видео мастер-класс)

ТОПИАРИИ: КАКИЕ БЫВАЮТ

Виды топиариев многочисленны. В последнее время в моду вошли деревца, которые называют мини-топиарий. Если что-то хотите сделать своими руками изящное, маленькое, подарочное, это практически беспроигрышный вариант. Такой сувенир уместен везде, это компактное и милое деревце, да и делать его быстрее.

Также виды топиариев предполагают ранжирование по материалам, которые используются

Так особенно популярные сейчас следующие разновидности топиариев:

• Кофейное деревце;

• Денежное деревце из монет;

• Гранатовое деревце;

• Топиарий из креповой бумаги;

• Топиарий с цветками из полимерной глины;

• Топиарий с каштанами и желудями;

• Новогодний топиарий из ниток;

• Деревце с использованием сизалевых шариков;

• Деревце с фунтиками из органзы;

• Кофейно-монетное деревце-кошелечек.

Такие материалы как желуди, каштаны или шишки никогда не останутся без внимания творческого человека. Из тех же шишек можно создать креативное творение для праздничного декора

Это, конечно, далеко не все. Даже по примерам фото можно увидеть, как безгранична фантазия человека, и как в ход идут самые неожиданные материалы, типа винных пробок, ватных палочек и дизайнерского картона.

ТОПИАРИЙ: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ (ВИДЕО)

ОФОРМЛЕНИЕ ТОПИАРИЯ ДЛЯ ПОДАРКА

Допустим, вы решили сделать это деревце и подарить близкому человеку. Как и алмазу нужна огранка, так и ваш топиарий нужно должным образом оформить.

Если это действительно дорогой, памятный подарок по случаю важного события, можно выгравировать на нем поздравительные слова. Если вы владеете художественной росписью, то слова можно и написать, например, акриловыми красками.

Кофейный топиарий с фото дорогого вам человека или семьи – великолепная идея для подарка. Запах кофе наполнит атмосферу уютом и теплотой а фото или фоторамка будет долго хранить дорогие сердцу воспоминания

Если вы дарите мини-топиарий, придумайте красивую упаковку для него. Например, бумажный пакет с каким-то логотипом вашей семьи, или ваших отношений. Если коллеге, это может быть знак, ассоциирующийся с вашей работой.

Топиарий классический (видео мастер-класс)

Топиарий – увлечение для созидающих, старательных людей с хорошим вкусом. Сувенирные деревья можно дарить на счастье, на исполнение желаний, в период каких-то начинаний, профессионального роста.

Удачной работы!

ЧТО ТАКОЕ ТОПИАРИЙ (ФОТО)

Источник

История топиария | Журнал Ярмарки Мастеров

В Рим топиарное искусство было привезено с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии, Сирии во время римской экспансии на Ближний Восток. В римских поселениях на всей территории империи вплоть до Британии появляются внутренние дворики и симетричные цветочные клумбы.
С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном стиле. Таким образом, топиарное искусство тоже пережило возрождение. К середине 15 века произошли огромные изменения в мировой политике, с одной стороны сократилось количество войн, а с другой – если и случались военные действия, то главную роль в них теперь играла артиллерия. Пушка была настолько совершенным орудием, что с ее помощью легко можно было разрушить даже самые мощные укрепления и бастионы. Так был ли смысл тратить состояния на бессмысленные укрепления? Отныне строительство особняков, дворцов и поместий приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь. Топиарное искусство возродилось. В период Ренессанса в Европе стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиар в то время был широко представлен в Версале. Топиар был также широко распространен в Голландии, и оттуда мода на топиар с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век считается пиком популярности топиари.
Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В Японии под топиаром подразумевают искусство «Бонсай».
Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет. И не только в ландшафтном дизайне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарий — не имитация какого-то конкретного дерева в природе (что может быть создано лучше, чем создала сама природа!), это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы.
Топиарий или «европейское дерево» служит для украшения интерьера. Это очень динамичная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют «деревьями счастья» и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

История создания Топиари | Журнал Ярмарки Мастеров

Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба.
Уже только тот факт, что слово топиарий имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.
Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом, и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира — висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.
Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.
С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей.
Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном стиле.
Одним из первых садов в формальном стиле стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. И, начиная с 20-х годов 16 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались

. Ярыми поклонниками искусства топиари стали британские садоводы. Тогда как подстриженные живые изгороди по всей Европе были лишь жалкой копией Версальских, в Британии и Голландии они стали уникальными произведениями садового искусства. Во времена Френсиса Бэкона помимо типичных садов в формальном стиле широкое распространение получили лабиринты.
Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

Сегодня топиарное искусство снова расцветает. В Воронежских скверах, на клумбах дизайнеры-садоводы создали много живых топиарных фигурок. Их можно увидеть и при въезде в город, и на городских улицах.

Сегодня мода на деревья счастья все больше входит в наши дома. Топиарий — это композиция из самых разных материалов (чаще в форме шара) на ножке. За основу можно взять что угодно, начиная с живых цветов и листьев и заканчивая лентами, крупой, камешками, песком и проч.

Топиарий — дерево счастья. История возникновения

Это вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии — искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.

Но вернемся к истокам…. Топиарии (топиарий, топиари) — изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.

Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В «Естественной истории»  Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем  заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца  приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые «висячие сады» Семирамиды).

Топиарии  понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries)  при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи — в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.

С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев — топиарии — распространились по всей Европе.  В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала .. церковь.  Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и  даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

Так было до наступления эпохи Ренессанса…  Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее  возрождение. Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение — создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе — и  в садовом убранстве.

Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить  в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиарии широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитёров, а также в виде бесконечных живых изгородей разной высоты, окаймлявших цветники и декоративные огороды.

Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .
Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век  по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга — Петергофа, Ораниенбаума, Царского села…

Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось: снова стало модным украшать парки и сады изящной  или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют  флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали  в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.

Современные топиариии — их  еще называют «Европейским деревом» и «Деревом счастья» —  формой очень походят на своих римских предков, а вот  изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.

Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас — самый стильный и модный подарок.

Источник

История появления топиарий или дерева счастья.

История топиарий и дерева счастья!

В далёкие времена было искусство фигурной стрижки растений. У римской знати были садовники, которые создавали разной необычной формы фигуры из кроны деревьев и кустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты, как мы сейчас наблюдаем из кинофильмов и различных фотографиях. Такие сады назывались — Топиарии. Слово « topiary » (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа – « topiaries ».





В Европе топиарии были очень популярны в XVI — XVIII веках. Расцвет данного искусства приходился на эпоху Ренессанса, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. В начале XVIII столетия мода на зеленые скульптуры и регулярный стиль оформления садов пришла и в Россию. Деревья и кустарники приобретали формы людей, птиц и зверей. В XVIII веке, когда обществом овладела тяга к созданию садов в ландшафтном стиле, топиарии пришли в упадок.







Геометрические фигуры 

С каждым днём у людей растёт интерес к данному искусству, особенно в странах Европы. Стриженные растения становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных садово-парковых композиций, ведь сад с аккуратно стриженными растениями всегда выглядит ухоженно и элегантно и является предметом гордости и визитной карточкой для своего хозяина.

Но что же такое топиарий в декоре? Топиарий, или как его еще называют «Европейское дерево» и «Дерево счастья» — это декоративное искусственное дерево, которое можно использовать в любом интерьере, оно никогда не надоест и не станет лишним. В зависимости от его размера и дизайна, его можно установить как на книжных полках, так и на полу; как на кухне, так и в гостиной. Его можно использовать, как отличный подарок, знак внимания, любовное признание. Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев, как банзай и не претендуют на соперничество с ними. Это чисто декоративная вещь. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца.





Топиарий | Журнал Ярмарки Мастеров

Топиарий

«Топиарий» – слово, которое появилось в моем лексиконе недавно, но быстро вошло в творческую жизнь. Современный мир наполнен яркостью красок и разнообразием форм топиариев; мастеров, творящих эти красоты, становится все больше с каждым днем. Тем не менее, в мире много людей, которые сталкиваются с этим понятием впервые. Что же такое топиарий? Куда уходят корни этого понятия?

Согласно данным энциклопедии «Википедия» топиар (др. греч. τόπος – место, лат. topiarius – садовник, topiaria – садоводческое искусство), или кустарниковая скульптура – фигурная стрижка деревьев и кустарников – является одним из старейших видов садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы (животных, архитектурных сооружений, людей и т. д.).

Топиарий (англ. «topiary»)– узорные или выдуманные фигуры для ландшафта.

История возникновения и развития топиарного искусства.

Первые письменные упоминания о фигурном садоводстве датируются 38 г. до н.э. и 14 г. н. э. и принадлежат римлянам. Плиний Старший приписывал открытие топиара Кнею Матию (Gnaius Mattius), другу императора Августа.

Однако, по мнению некоторых экспертов, идея топиарного искусства зародилась в глубокой древности на Ближнем Востоке (в Древнем Египте, Вавилонском царстве и т.д.), в качестве подтверждения приводятся созданные в Вавилоне Висячие сады Семирамиды, являющиеся одним из Семи чудес света.

Во время римской экспансии на Ближний Восток в Империю хлынул мощный поток рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. В этот период времени происходит становление топиара, как искусства, и его развитие.

За угодьями Цезаря ухаживал садовник по имени Калвена. Императору понравилось, как Калвена однажды фигурно подрезал дерево, и он потребовал, чтобы его владения украшали только такие «живые» скульптуры. Позднее Калвена вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был одарен императором.

На всей территории империи в домах аристократов стали появляться внутренние дворики с кустарниковыми скульптурами. Каждая провинция привносила что-то новое. Вскоре появились школы «фигурного» искусства. Ответственного за такую работу садовника называли topiarius, который оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, однако сам таковым не являлся, он был скорее приближенным, и передавал свои знания только лучшим ученикам.

К концу первого столетия н.э. топиар становится естественным украшением садов состоятельных людей. В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур. В своих письмах Плиний Младший (62-110 гг. н.э.) описывает сады своей виллы: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону; диковинные животные из самшита расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой, причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен. Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья. То тут, то там, небольшие обелиски появляются и исчезают среди плодовых деревьев».

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиара продолжало развиваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение, совершенствовали свои сады для молитв и медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Почти тысячу лет топиарное искусство было скрыто за монастырскими стенами.

На эпоху Ренессанса приходится период возрождения топиарного искусства. В Европе появлялись сады, растения которых были выполнены в формах куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Поиски стиля и форм его воплощения привели к созданию садов, которые существуют по сей день: сады Версаля, английские сады Хэмптон Корт и др. Архитектура виллы, созданная Леоне Альбертис во Флоренции в 1459, отражает его страсть к топиарному искусству. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».

Широкое распространение топиарное искусство получило в Голландии, откуда в 1660 г. топиарное искусство добралось до Англии, где получило мощное развитие. Интересные образцы топиара можно увидеть в Гурзуфском парке. Семнадцатый век считается пиком популярности топиара.

В 18 веке в моду вошли «естественные» ландшафты, а топиарное искусство практически исчезло. Папа Александр критиковал и осмеивал топиарное искусство.

В 19 веке стремление к созданию в поместьях уютных садов вновь возродило топиар. Садоводы оформляли загородные дома фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, который в современном мире считается исключительно британским.

В Японии под топиаром подразумевают искусство «Бонсай».

Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет и используется уже не только в ландшафтном дизайне. Стремление к созданию уютного интерьера внутри дома привело к появлению оригинальных маленьких деревьев, которые также были названы топиариями. Топиарий – не имитация определенного природного дерева, это декоративная работа, в которой крона может быть выполнена из самых разнообразных материалов и приобретать любые формы. Такой топиарий, называемый также европейским деревом, служит для украшения интерьера.

В практике фен-шуй топиарий называют «деревом счастья», считают его символом благополучия.

Декоративный топиарий.

Для изготовления декоративного топиария, как правило, требуется:

  • Основа, которая может быть разных форм (шар, конус, сердце и т.д.) и размеров. Основу можно сделать своими руками (из газет, монтажной пены, папье-маше), или приобрести готовую заготовку (из пенопласта или оазиса). Также можно использовать детский пластмассовый мячик или елочную игрушку.
  • Ствол. В качестве стволов могут использоваться как природные веточки, коряжки, так и палочки для суши, карандаши, проволока.
  • Горшок. Здесь используются как цветочные горшки, так и кружки, пластиковые стаканчики, супницы и пр. Кроме того, можно сделать горшок своими руками (из фетра, гофрированной бумаги и т.д.). Главное условие – обеспечить устойчивость деревца. Для этого, как правило, используют гипс, или алебастр. Некоторые мастера добиваются устойчивости топиария и другими средствами (с помощью пенопласта, монтажной пены и др.).
  • Декоративные элементы (для создания кроны, украшения ствола и горшка). Это могут быть кофейные зерна, корица, бадьян, орехи, желуди, сизаль, искусственные цветы, сухоцветы, бусины, шишки, ленты, ракушки, монеты, бумага, перья, мох, декоративные бабочки и птички и пр. Здесь все зависит от фантазии мастера.
  • Расходные материалы (клей ПВА, стержни для клеевого пистолета, флористические скобы, краска и т.д.)

Каждый топиарий уникален. Их изготавливают различных размеров (от мини-топиариев, эффектно украшающих книжные полки, до больших интерьерных композиций, располагающихся на полу).

Топиарий не требует какого-то специального ухода, достаточно периодически убирать пыль, стараться не держать топиарий под прямыми солнечными лучами (для сохранения насыщенности цвета), не ронять.

Краткая история топиария и 5 лучших мест, где это можно увидеть

Искусство придания формы кустарникам и изгородей скульптурных фигур известно как топиарий. Визуальный эффект топиария придает садам драматический вид, особенно зимой. Мы попросили ландшафтного архитектора Дебору Эванс объяснить историю топиариев и выбрать лучшее место, чтобы увидеть вдохновляющие примеры на наших участках.

История искусства топиария

Искусство топиария и топиатора восходит к классической древности.Используя ножницы и ножницы, тис и падуб обучаются путем уверенной обрезки и аккуратной обрезки до фантастических форм и архитектурных форм. Плиний Младший, например, описал изящные формы фигур животных и кустов, вырезанных в различные формы в своих садах в Лорантуме.

Форма была возрождена в континентальной Европе в эпоху итальянского Возрождения. Кентавры, корабли и сирены проносились сквозь боскеты или охраняли строго симметричные партеры знаменитой семьи Медичи.

Топиари отправился на запад во Францию ​​и на север в Нидерланды, но еще не до садов Тюдоровской Англии.

The Great Garden at Kirby Hall in Northamptonshire was created in the late 17th century by Sir Christopher Hatton. It included an elaborate grass parterre in grass, gravel and topiary. The garden was recreated from archaeological evidence and contemporary examples in 1997.

Большой сад в Кирби-холле в Нортгемптоншире был создан в конце 17 века сэром Кристофером Хаттоном. Он включал в себя тщательно продуманный партер из травы, гравия и топиариев. Сад был воссоздан по археологическим свидетельствам и современным образцам в 1997 году.

Этот стиль стал популярен в Англии в семнадцатом веке, когда голландские топиарии (и формальные сады) стали высоким искусством.Леденцы и живые изгороди были пиком моды в великих садах Европы, что прекрасно задокументировано на гравюрах таких художников, как Кип и Найфф.

Чтобы удовлетворить спрос на топиарии в аристократических английских садах, растущие питомники в окрестностях Челси и Фулхэма в Лондоне и вдоль восточного побережья вели активную торговлю «готовыми» фигурками.

Топиари, однако, не понравился Кэпэбилидж Браун и архитекторам Английского ландшафтного движения конца восемнадцатого века.Они предпочитали, чтобы их сады выглядели «естественно», а искусство топиария было отнесено к дачному саду.

Толстые голуби и удлиненные павлины вернулись в фешенебельные сады усадеб в конце девятнадцатого века. Топиарий стал дизайном сада, важным для движений эстетики и искусств и ремесел. Он даже нашел свое место во многих новых городских парках в качестве центрального элемента смелой демонстрации ковровых покрытий.

Топиари требует внимания, и сокращение масштабов и персонала многих садов с 1900 года привело к большим потерям.Однако есть и выдающиеся выжившие. и эти старые деревья стали свидетелями невероятных изменений в садоводческой и социальной истории. Вот несколько мест, которые вы можете посетить, чтобы лично увидеть образцы этого древнего вида искусства.

5 мест, где можно увидеть фигурные стрижки кустов английских культур

1. Бродсворт-холл (Йоркшир)

Массовое формирование вечнозеленых растений в Бродсворт-холле, включая конусы, спирали и пирамиды.

«Очарованный рождественский сад» в Бродсворт-холле проводится с 4 по 16 декабря 2016 года.30 вечера — 20:30 вечера. Есть освещенная тропа через сады и предлагаются вкусные сезонные угощения. Вы можете забронировать билеты онлайн заранее и получить скидку 10% от стоимости входа. Узнайте больше здесь.

Топиарий в садах Бродсворт-холла в Йоркшире

2. Монастырь Венлока

Монастырский сад Венлок Приорат заполнен фигурными стрижками животных и необычным восьмиугольным лавабо, используемым монахами для мытья рук.

Запланировать посещение монастыря Венлока

A topiary squirrel at Wenlock Priory. In the 19th century the ruins of Wenlock Priory became part of a garden and it is from this period that the use of topiary is first recorded

Топиарий квадратный

.

Что такое топиарий? (с иллюстрациями)

Топиарий — это искусство декоративного садоводства. Топиаристы обрезают, плетут и тренируют растения всех форм и размеров. Некоторые топиарии размером с дерево в форме рожка мороженого, а другие маленькие, как сердце плюща в фарфоровой чашке. Интерес к изменению формы растений берет свое начало не менее 2000 лет назад и живет в современных садах.

Можжевельник хорошо подходит для придания формы топиариям.

Ранние римляне, возможно, под влиянием евреев или греков, подрезали свои живые изгороди до декоративных форм. Когда Италия больше не была частью Римской империи, монахи продолжали выращивать топиарии в начале 1000-х годов. Оттуда он распространился на Великобританию, Францию ​​и всю Европу и достиг своего пика в эпоху Возрождения. В викторианский период топиарий, оформленный в формальном стиле, расширился за счет лабиринтов изгородей и узловых садов.

Топиарий включает в себя формирование живой изгороди в виде лабиринта.

Ландшафтные дизайнеры выращивают топиарий на открытом воздухе, подстригая кусты и деревья, как скульптор обрабатывает камень. Простые геометрические формы, такие как конусы и цилиндры, выступают в качестве архитектурных элементов. Из можжевельника и розмарина получаются прекрасные топиарии, потому что у них маленькие листья, плотная структура роста и вечнозеленые растения. Талантливый садовник может превратить большую здоровую изгородь в нечто столь же фантастическое, как единорог, или столь же функциональное, как забор.

Небольшие комнатные топиарии стали альтернативой для садоводов, у которых нет земли под деревья. Сначала вы выбираете быстрорастущее, крепкое растение в горшке с несколькими веточками. Плющ, герань или лаванда — отличный выбор. Каркас из проволоки, называемый tuteur , втыкается в почву и обеспечивает поддержку желаемой формы.Длинные вьющиеся побеги растения можно обернуть вокруг проволоки и закрепить леской. Тогда потребуется терпение и талант. Чтобы заполнить оставшуюся часть формы, топиарист должен выдавить ростки в определенных местах, вырезая зазубрины на правом пересечении стебля. В ответ растение дает новый побег. В сочетании с «защемлением кончика» других побегов, чтобы остановить их рост, топиарий становится полным и симметричным.

Другой вид топиариев — это формы без контейнеров.Подвесные проволочные каркасы для цыплят выглядят как корзины. Внутреннюю часть каркаса садоводы набивают мхом-сфагнумом и закладывают отдельные ростки. У каждого изделия есть небольшой корневой ком и одна длинная лоза, поэтому при имплантации они создают трехмерную висящую скульптуру. Эти виды форм используют много лески, чтобы надежно закрепить побеги, и их необходимо поливать, полностью погрузив топиарий в воду.

Небольшое растение лаванды может стать ярким дополнением топиария..

Топиарий | Britannica

Топиарий , придание живым деревьям и кустарникам искусственных декоративных форм. В топиарии используют толстолистные вечнозеленые кустарники; Лучшими объектами являются самшит, кипарис и тис, хотя другие, такие как розмарин, падуб и жимолость, используются с успехом. Говорят, что топиарий изобрел друг древнеримского императора Августа, и известно, что его практиковали в I веке нашей эры. Более ранние упоминания о нем отсутствуют, но это искусство, вероятно, развивалось в течение значительного периода после необходимой обрезки, обрезки и обучения деревьев.Самый ранний топиарий, вероятно, был простой формой обрамления карликовой коробки и развитием конусов, колонн и шпилей коробки, чтобы придать акцент садовой сцене. Это архитектурное использование рано уступило разработке репрезентативности; кустарники имели форму, например, кораблей, охотников и гончих.

Топиарий сад, Левенс Холл, Камбрия, Англия. Эдвин Смит

В 18 веке топиарий называли искусством парикмахера по дереву; но его практики говорят, что это, скорее, искусство каменщика деревьев и скульптора листвы.Он всегда имел ограниченное применение в местах, где скульптура из камня была дешевой или где не было денег; лучшие образцы можно увидеть не в Италии и не в княжеских садах Франции, а в Англии и Нидерландах, где процветали подходящие растения и где каменная кладка была дорогостоящей. Мода достигла своего апогея в Англии в конце 17 — начале 18 веков, но уступила место так называемому естественному саду ( см. Английский сад).

Топиарий эфемерный.Хотя есть сохранившиеся образцы, которым, вероятно, несколько веков, большинство традиционных топиариев представляют собой заменяющие насаждения.

.

Topiaria — Википедия, свободная энциклопедия

Arte de topiaria en los jardines de Villandry.

El arte de la topiaria es una práctica de jardinería que consiste en dar formas artísticas a las plantas mediante el record con tijeras de podar. El nombre de la palabra latina topiarius ‘jardinero-paisajista ornamental’, creador de topia o ‘lugares’, una palabra griega que los romanos aplicaron también a los paisajes interiores ejecutados al fresco.

Su origen se encuentra en la jardinería de los romanos y континуо durante el Renacimiento italiano, llegando a alcanzar su punto culminante con André Le Nôtre, Disñador de los jardines de Versalles en 1662, que dio a las al boj (основная форма) cónicas y piramidales.

En el estilo de los jardines del periodo victoriano en la Inglaterra del siglo XIX, las formas utilizadas en el arte topiaria eran esferas, medias lunas, rombos, corazones, arcos y mariposas.

Para dar la forma deseada a una planta se necesitan normalmente unos cuantos años de intervenciones, que consisten, entre otras técnicas, en utilizar muelles y armazones metálicos para guiar el crecimiento y darle formas que de otro modoan no segui.

Algunas de las especies Vegetales utilizadas, además del boj, son las de los géneros Ligustrum , Lantana , Lonicera (madreselva), Hedera (Hiedra), ciprés y el romero.

Ссылки [редактор]

  • Curtis, Charles H. y W. Gibson, The Book of Topiary (reimpresión, 1985 Tuttle), ISBN 0-8048-1491-0
  • Ллойд, Натаниэль. Топиарий: садовое искусство из тиса и ящика (reimpresión, 2006)
  • Европейское общество самшита и топиария → http://www.ebts.org/

Enlaces externos [editar]

.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *