Устройство русской избы
Ледяной ветер режет щёку как кинжал – на улице разыгралась метель. А дома уютно и безопасно – сидишь себе на печи да слушаешь сказки деда. Русская изба – от одного только слова веет теплом. Ладная, надёжная и самобытная, она была устроена нашими предками с великой мудростью и верностью традициям.
«Истопка»
С древнейших времён в летописях можно встретить упоминание об избе. Слово схоже с праславянским «истьба» – «истопка». Так называлась отапливаемая постройка – а у некоторых славянских народов этот термин актуален до сих пор. В самом деле, устройство русской избы непременно предполагало тёплое помещение. Чтобы сберечь тепло, дома до XIII века строили без фундамента, частично зарывая их. Люди и животные зимовали на земляном полу, их грел лишь выложенный очаг. Но через века жилище выбралось из-под земли, обзавелось дощатым полом, каменным фундаментом и крышами из тёса (тонких досок).
Пяти- и шестистенки
Большинство сохранившихся в России традиционных изб представляют собой пятистенки – жилое помещение отделялось сенями, словно делилось надвое. На Севере и на Урале строили шестистенок – добавляли две поперечные стены. Каждая изба сооружалась из венцов – соединённых четырёх брёвен. Самые толстые и крепкие стволы клали вниз – окладные, верхний венец был черепным.
Крыльцо и сени
А теперь давайте перенесёмся на пару веков назад и зайдём в гости. Сначала нас встретит крыльцо. По нему можно было понять о благосостоянии хозяев – в богатых домах оно имело несколько ступеней и обрамлялось колоннами. Люди победнее устанавливали перила. Поднявшись на крыльцо, мы попадаем на площадку-рундук, а затем в сени. Здесь хранили утварь и продукты, а жарким летом даже спали. При входе в жилое помещение следовало поклониться по многовековым традициям – чтобы гость не забыл это сделать, устанавливали высокий порог. Он заодно и предотвращал проникновение холода в дом. Граница чужого дома воспринималась по славянским обычаям как переход между мирами – прежде чем зайти на чужую территорию, нужно было прочесть краткую молитву. Отсюда же и пошёл запрет что-либо передавать через порог.
Горница
В средней полосе России и на севере строились дома на подклете – нижнем этаже. В богатых домах там жили дети и прислуга. Над подклетом размещалась горница, куда попадали из сеней. Помните, как поётся в песне: «В горнице моей светло…»? Это не совсем достоверно: окошки делали маленькие, чтобы сохранить тепло. Их затягивали бычьим пузырём. Стекло появилось в Средние века, но в Российской империи простые люди из деревни узнали его только в XIX веке.
Печь
Быт русской деревни был сосредоточен вокруг печи. Зачастую избу даже строили вокруг кормилицы. В какой русской сказке обошлось дело без печи? В допетровские времена печи клали без труб – опять же для того, чтобы было теплее. Первые дымоходы появились в XVI веке и были деревянными – но Петр I повелел ставить каменные, устав слушать доклады о пожарах. Стали появляться «голландки» – небольшие печки с очень мощным отоплением. Богатые люди ставили теперь стены крест-накрест, чтобы получалось четыре комнаты.
Красный угол
Самое почётное место в русской избе, куда устремлялся взгляд входящего – это красный угол. Он располагался строго с восточной стороны по диагонали от печи между боковой и фасадной стенами. Здесь в определённом порядке висели иконы – божницы должны были напоминать церковный алтарь. Гость первым делом крестился на красный угол, потом уже здоровался с хозяевами.
Места для отдыха
В красном углу также стоял большой стол и длинная лавка. Они были предназначены для почётных гостей. Вдоль стен также находились лавки, на которых сидели и спали, хотя даже в XIX веке многие хозяева предпочитали почивать по старинке на полу. Пространство между устьем печи и противоположной стенкой называлось «бабьим углом». Там проводились женские работы – мужчинам крайне нежелательно было заглядывать сюда, а уж посторонним – тем более. Мужчины днём работали, а вечером отдыхали на своей половине – справа от входа или около красного угла. Ещё немаловажная деталь интерьера – сундуки, где хранили одежду. Шкафы стали появляться только в XIX веке.
Устройство русской избы
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Где можно увидеть стоящие рядышком избы разных регионов России: костромскую, вологодскую, смоленскую, архангельскую, пятистенок? Где можно полюбоваться на деревянные чумы и юрты, туэдзи и айлу коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Где ещё вы сможете играючи сравнить кубанскую мазанку с хатами Таврии, Чернигова или Подолья? Только в ЭТНОМИРе, только на уникальной, аутентичной выставке жилищ в натуральную величину!
Традиционный пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.
Понравилась статья — поделись с друзьями!
Интерьер русской избы
Апр 22
6324
Живешь в собственном деревянном доме? Тогда позволь поинтересоваться, в каком стиле оформлен его интерьер? Если дизайн как таковой отсутствует, предлагаю взять на вооружение интерьер русской избы. Между прочим, очень оригинальный и колоритный.
Сейчас я расскажу о том, как благоустраивали жилища наши предки. Тебе же останется воплотить в жизнь то, что пришлось по нраву, адаптировав к современным реалиям жизни.
Как выглядела изба снаружи
Форма построек прошлого тысячелетия ничем не отличалась от современных. Это подтверждают сохранившиеся до наших дней памятники архитектуры и зодчества. Обычно избы имели квадратную или прямоугольную форму. К такому срубу очень легко присоединить прочие хозяйственные постройки. Например: чулан, веранду, хлев или мастерскую.
Дом чаще всего возводился из древесины лиственных пород деревьев. Реже хвойных. Срубы из лиственницы хороши тем, что в них легко дышится и, соответственно, спится. Дома из бревен сосны хороши тем, что обладают естественной защитой от мелких вредителей и насекомых. Смола, содержащаяся в структуре бревна, отлично препятствует их распространению.
Размеры среднестатической русской избы довольно внушительны. При этом внешне она не слишком радует глаз какими-либо изысками. Последнее особенно заметно на фоне маленьких оконных проемов, чем-то напоминающих бойницы. Скромные размеры окон объясняются очень просто: их делали маленькими, дабы предотвратить утечку тепла из дома.
Крыша избы в большинстве случаев выполнялась двухскатной. Такая кровля имеет два очевидных преимущества. Во-первых, она имеет чердак. То есть дополнительную хозяйственную площадь. Во-вторых, зимой на ней практически не скапливается снег. Пожалуй, только деревенские жители смогут по-настоящему оценить данные характеристики двухскатной крыши.
Что интересно: дверной проем в русской избе вырубался на некоторой высоте от земли. Логического объяснения данного факта до сих пор не найдено. Возможно, таким образом, наши предки проверяли своих гостей на целеустремленность и настойчивость. Ведь для лентяя даже подъем по 3-4 ступеням крылечка может стать непреодолимым препятствием)).
Что ж снаружи мы с тобой строение осмотрели. Пора бы и внутрь заглянуть!
Внутреннее убранство избы
Интерьер русской избы довольно прост и даже несколько примитивен. Основное пространство комнаты занимала печь. Размеры ее впечатляющи, так же как и возможности. В ней готовили еду, на ней спали, ею же и обогревались. В современных квартирах русскую печь заменяют сразу несколько обязательных атрибутов: кровать, газовая плита и радиаторы отопления.
Заведовала печкой, как вы можете догадаться сами, хозяйка избы. Хозяину же вменялось в обязанности обеспечить ее бесперебойную работу. То есть приготовить запасы дров на зиму и пригласить мастера-печника в случае ее неисправности.
Замечу, что умение сложить/починить печь ценилось в недавнем прошлом очень высоко. Немногие деревенские жители обладали данным умением. Даже несмотря на то, что в большинстве своем все они были рукастыми и толковыми работниками. Но не будем отвлекаться от темы интерьера русской избы. Ведь не из одной печки он состоял. Рядом с ней располагалась кухня.
Здесь все было подчинено одной цели — приготовлению еды. Ну, и ее поглощению, соответственно. Деревянный стол, самовар и лавки — вот необходимый набор для перечисленных действий. Позднее он претерпел некоторые изменения. Лавки были заменены на стулья.
Сама комната, часто единственная в избе, укомплектовывалась минимальным количеством мебели. Вдоль стен те же лавки. В центре большой обеденный стол. В углу иконостас. Чем богаче и набожнее были жители, тем большее количество икон в нем имелось. Потемневшие от времени оклады и суровые взгляды святых напоминали о том, что жить надо скромно и праведно. Ведь интерьер русской избы с собой не заберешь, каким бы богатым и совершенным он не был.
Статья оказалась полезной? Поделитесь ссылкой с друзьями!
Интерьер старинной русской кухни сельский дом векторное изображение
Интерьер старинная русская кухня сельский дом векторное изображение- лицензионные векторы
- Векторы интерьера
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд.![]() | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже: Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 3,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 3 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00 Существует два способа оплаты расширенных лицензий.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Оплата
Плата за изображение $ 499Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменить размер до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы
Подробности загрузки. ..
- Идентификатор изображения
- 35840767
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- векторискусство
Fairy Tail House — Сказочные домики в русском стиле
29 августа 2022 г. Блог, образование, Новости
Почему в России так популярны сказки? Давным-давно, когда большинство русских были неграмотными, они придумали тысячи сказок, которые передавались из поколения в поколение. Слушание сказок было любимым занятием не только детей, но и взрослых. Они собирались по вечерам, чтобы послушать хорошую байку, занимаясь домашними делами. Из этой традиции произошли русские сказочные домики. В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее известных «домов в сказочном стиле».
Украшенные резными балконами, яркими перемычками и мозаичными фасадами эти московские особняки выглядят как дворцы из русских сказок. На рубеже прошлого века Россию охватила тенденция возрождения средневекового русского искусства и объектов культурного наследия. Художники и архитекторы по-новому оценили уникальность и художественную ценность древнерусской иконы и архитектуры. Они стали включать в свои работы образы и элементы Старой России, одновременно переосмысливая их.
Средневековое русское искусство оказало сильнейшее влияние на русский авангард. В архитектуре появление этого русского стиля (также называемого неорусским стилем) было дополнительно подкреплено отменой строгих правил, регулирующих проектирование зданий. На нескольких выставках в Москве и Санкт-Петербурге были представлены дома и интерьеры, вдохновленные средневековой русской архитектурой. Впоследствии дома и целые кварталы, построенные по этим проектам, стали появляться во многих городах России и за ее пределами. Русский стиль состоит в вылепливании современных построек по деревянному зодчеству славянских мастеров, иногда намеренно преувеличивающих их наиболее ярко выраженные черты.
В Москве сохранилось несколько уникальных особняков, словно сошедших со страниц сборника русских народных сказок. Здесь мы выделяем некоторые из них:
- Особняк Лопатиных- Этот дом украшен красочной мозаикой и находится в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. До большевистской революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставками морепродуктов в Москву. Помимо квартиры владельца, в здании находились квартиры, которые сдавались внаем, а также склады и административные помещения на первом этаже. Архитектор Александр Каминский спроектировал здание. Его фасад он украсил орнаментом из мелких разноцветных кирпичиков и керамики, напоминающим вышивку крестиком, а оформление арочных окон заимствовано из боярских палат. Третий этаж был надстроен в 19 веке.20-х годов, когда особняк перешел в руки советских властей и был превращен в общежитие. Сейчас в нем находится посольство Бразилии.
- Дом Цветкова- 1899-1901. Этот небольшой дом на Пречистенской набережной был построен по заказу коллекционера Ивана Цветкова.
Он был преданным поклонником русского искусства и задумал этот особняк как художественную галерею, наняв Виктора Васнецова для создания ее архитектурного проекта. Получился дом канонически «русский» как снаружи, так и внутри. Он имеет куполообразную крышу над резными каменными балконами, яркую черепицу на перемычках, комнаты с массивными кадильными люстрами и деревянными скамьями-сундуками. Вид из дома открывался на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» в 1909. Цветков передал дом и свою обширную коллекцию картин (в том числе более 1800 полотен и скульптур) городу, сохранив за собой право жить в доме и перестроить галерею. После его смерти в 1917 году здание было превращено в художественный музей. В 1930-е годы коллекция была распределена по краеведческим музеям, а дом был превращен в общежитие. Во время войны в здании располагался штаб истребительного полка «Нормандия». В настоящее время он используется в качестве иностранной дипломатической резиденции.
- Дом Перцовой- 1905-1907.
Этот сказочный дом на Пречистенской набережной — одно из самых ярких зданий Москвы. Его заказал инженер-железнодорожник Петр Перцов, который зарегистрировал дом на свою жену Зинаиду Перцову. Он загорелся идеей построить особняк в русском стиле после посещения своего друга Ивана Цветкова. Рядом был участок земли, на котором Перцов построил свой доходный дом. Большой поклонник русского искусства, он планировал сдавать квартиры в этом доме художникам, писателям и другим представителям творческих профессий по очень скромной цене. Дом был спроектирован архитектором Сергеем Малютиным, автором знаменитой русской матрешки. Он намеренно включил окна разного размера и асимметричные фасады. На чердаке располагались мастерские, а внутри были лифты и даже телефон. Дом стал популярным местом встречи московской арт-сцены. В подвале располагалось кабаре, и прохожие часто останавливались возле этого особняка, чтобы полюбоваться замысловатыми деталями его фасада. С 1970-х годах особняк использовался МИД.
- Дом Игумнова, 1888 – Владелец этого особняка на Большой Якиманке Николай Игумнов построил его по мотивам старинных русских палат. Игумнов владел золотым прииском, который по тем временам стоил немыслимую сумму. (Участок земли в центре Москвы, на котором стоит дом, стоит всего около 17 000 рублей). Красный кирпич для здания был заказан из Нидерландов, а каждый элемент фасада — окна, двери, балконы — имеет свой неповторимый декор. Мозаика, украшающая особняк, изображает птиц, цветы и растения из сказок. Крыша здания была выполнена в различных формах. В 1901 Игумнов уехал в Абхазию и больше в Москву не вернулся. После революции он добровольно передал имущество Советскому правительству. Сейчас в здании находится резиденция посла Франции.
- Особняк Щукиных , 1893-1898-Этот дом, расположенный на Малой Грузинской улице, принадлежал купцу Петру Щукину. Он был заядлым коллекционером древнерусского искусства.
По мере роста его коллекции он решил построить для нее отдельное здание в русском стиле. Главное здание имело широкое крыльцо, украшенное балконом, и многоуровневую стрельчатую крышу. Внутри посетители оказывались в сводчатых залах, расписанных растительным орнаментом. Через несколько лет рядом с первым зданием было построено еще одно. Тоже в псевдорусском стиле, но просторнее. Позже два дома были соединены подземным переходом. В 1905 Щукин передал свой дом Историческому музею, но оставался хранителем коллекции до самой смерти. Сегодня в здании находится Биологический музей Тимирязека.
сказочный домик
Как видите, движение за воссоздание сюжетов русских сказок в архитектуре некоторых зданий было актуальным. Очарование этого типа уникального орнамента привлекло внимание всего мира. Просто глядя на эти ослепительные здания, украшенные драгоценными камнями, вы переноситесь в другое место и время, где вы можете представить себя в русской сказке. Мы должны отдать должное русским архитекторам за их творчество и умение передать свой фольклор своим гражданам, которые будут наслаждаться им долгие годы.