Posted on Leave a comment

Фото перепланировок хрущевок: 200 лучших вариантов на фото [Идеи 2019]

200 лучших вариантов на фото [Идеи 2019]

Построенные в 50-х и 80-х годах, жилые многоквартирные дома-хрущевки по-прежнему составляют большую часть доступного жилья бывших стран СССР. Такие квартиры не отличаются комфортом, но даже они могут быть уютными и современными. Сегодня трансформации подлежит любое пространство. Идеи и примеры, как может выглядеть обновленная хрущевка можно увидеть в представленной статье.

Перепланировка хрущевки: как увеличить маленькое пространство?

При социализме строительство в государстве осуществлялось в короткие сроки, поэтому квартиры не характеризовались особой эстетикой, функциональностью и комфортом. Каждое жилище было типичным не только с одинаковой планировкой комнат, но также дизайном. Сегодня отношение к жилому пространству изменилось. Огромное количество отделочных материалов, техники и мебели позволяют создать в доме атмосферу, которая будет отличаться индивидуальностью и оригинальностью.

Создание квартиры-студии из хрущевки — самый распространенный вариант ремонта, который сделает помещение функциональным и привлекательным. Есть два основных способа расширить небольшие апартаменты:

  • полная перепланировка;
  • визуальное увеличение.

Полезно знать! К сожалению, возможность удалить всю или часть стены между комнатами, не всегда осуществима. Некорректное вмешательство в старые конструкции может привести к серьезной аварии. Любые изменения макета прежде всего необходимо узаконить со специалистами в соответствующих государственных учреждениях.

Избавляемся от стационарных перегородок между комнатами

Но если будет разрешено снести некоторые внутренние перегородки, можно значительно расширить полезное пространство и функциональные зоны квартиры. Наиболее распространенные варианты перепланировки хрущевки включают совмещение коридора, кухни и балкона. Таким образом, вы получите квартиру-студию, в которой больше не узнается советское жилье.

Совет! Очень необычное, но удобное решение — раздвижные стенки между кухней, залом и спальней.

Перепланировка однокомнатной хрущевки

Однокомнатная хрущевка может создать массу неудобств, но именно она сегодня открывает такие варианты перепланировки, которые покажутся вам фантастическими для жизни в стильном и удобном пространстве. На фото представлен тип советской планировки, который с легкостью можно изменить.

Вариант№1

В первом варианте можно увеличить ванную и кухню благодаря пространству, которое будет взято из коридора. Получится прекрасная квартира-студия.

Вариант №2

Из однушки можно легко сделать двушку. Гостиная, соединенная с кухней, привнесет квартире нотки оригинальности. Необычным решением является барная стойка под углом. Квартира имеет просторный коридорчик и комфортную ванную комнату.

Вариант№3

В третьем варианте трансформация однокомнатной хрущевки в двухкомнатную квартиру возможна благодаря раздвижным дверям. Здесь же появляется гардеробная. Ванная комната расширена благодаря чему в ней можно установить стеллаж для хранения предметов.

Вариант№4

Однокомнатную хрущевку делить на два полноценных жилых помещения вряд ли получится, но пространство можно оградить дверью гармошкой, чтобы не занимать лишние сантиметры. Так у вас получится комната для детей и взрослых или зал и спальня.

Три варианта перепланировки двухкомнатной хрущевки

Стандартная двухкомнатная квартира в хрущевке имеет два смежных жилых пространства, кладовку, мини-кухню, прихожую и ванную. Проживание в таких апартаментах не приносит особого комфорта, поэтому следует подумать о возможных вариантах перепланировки. Итак, если изначально ваша квартира была такой как на представленном фото, то можно выбрать три варианта ее трансформации.

Квартира-офис для одного или двух жильцов

Здесь была объединена гостиная с кухней и прихожей, чтобы создать комфортную зону для встречи гостей. Спальня также была расширена на пятнадцать сантиметрам благодаря смещению перегородки. В результате этого в комнате сна получилось создать гардеробную.

Особенностью данной планировки стал мини-кабинет, который отделили от гостиной стеклянной перегородкой с раздвижными дверями. Ванная стала более функциональной, так как чашу для купания заменили душевой кабиной, стиральной машиной, а также столешницей с ящиками для хранения предметов.

Совет! Для оформления небольшой квартиры лучше выбрать цветовой контраст. Темное с сочетании со светлым делает пространство визуально более вместительным.

Двухкомнатная квартира для семьи из трех человек

Гостиная соединилась с коридором и автоматически увеличилась. Спальня стала больше благодаря смещению перегородки на пятнадцать сантиметров, чтобы поставить кровать для ребенка. Гардеробная остается на том же месте, как и в первом примере. Кладовая появилась в коридоре. Санузел имеет ванну, умывальник, стиральную машину и унитаз, то есть все необходимое для семьи с ребенком.

Кухня увеличена и отделена от гостиной раздвижными дверями из стекла, чтобы в случае необходимости можно было объединить эти комнаты в одну. На уровне дверей будет отлично смотреться широкий шкаф в нише.

Совет! Стены узкой спальни следует окрасить в белый цвет, чтобы расширить комнату. Не думайте, что такое помещение будет подобно больничной палате, так как его можно декорировать настенными наклейки ярких расцветок. Шкаф-купе с зеркальными дверцами наиболее уместен в небольшом помещении.

Хрущевка для большой семьи

Трансформировать хрущевку можно до неузнаваемости. В третьем варианте перепланировки хрущевка из двух стандартных жилых комнат превратилась в благоустроенную квартиру с полноценным коридором с дверями во все помещения. В квартире две жилых комнаты: первая — это спальня с гардеробной для родителей, вторая — детская для двух ребятишек. Квартира без гостиной. Есть отдельная функциональная кухня и ванная комната.

Совет! Мини-гардеробная никогда не будет лишней. Сделать ее более современной позволят стеклянные дверцы, наполняя комнату дополнительным светом.

Перепланировка трехкомнатной хрущевки

Пожалуй, больше всего повезло владельцам трехкомнатной хрущевки, так как в ней места будет достаточно для самой удачной перепланировки. В итоге у вас может получится полноценные две комнаты, зал-кухня, коридор, ванная и даже гостевой туалет.

Совет! Несмотря на то, что в трехкомнатной хрущевке достаточно места для проживания семьи, но не забывайте, что квартира все-таки имеет ограниченную площадь. Постарайтесь выбирать светлую отделку стен, а также мебель, чтобы визуально расширить жилище еще больше.

В каком стиле предпочтительно делать ремонт в хрущевке?

Многие люди выбирают комнаты в спокойном классическом стиле, Прованс или кантри. В таком оформлении всегда ощущается естественная гармония и покой.

Однако перепланировка в хрущевке позволяет создать грубый лофт или футуристический хай-тек, а также минимализм.

Четкие линии, точность и гибкость также очень популярны в последнее время, которые отражаются в скандинавском и в японском стиле.

Вертикальные линии в дизайне маленькой квартиры

Визуально увеличить пространство помещения хрущевки часто помогают геометрические рисунки. Например, горизонтальные линии расширяют границы, а вертикальные — поднимают вверх потолок. Чтобы комната выглядела больше, вы можете использовать полоски на полу. Это может быть паркетная доска, ламинат или ковровое покрытие.

Перепланировка хрущевки сегодня достаточно частое явление, которое требует тщательного обдумывания. Воспользуйтесь советами и фото-галереей из данной статьи.

Перепланировка трехкомнатной хрущевки (76 фото)

1

Перепланировка трехкомнатной хрущевки в кирпичном доме 54 кв м


2

Интерьер хрущёвки 2 комнаты смежные


3

Евроремонт в двухкомнатной хрущевке


4

Перепланировка хрущевки 45 кв.м


5

Перепланировка кухня гостиная


6

Интерьер брежневки 2 комнаты


7

Перепланировка хрущевки


8

Кухня гостиная в трехкомнатной квартире


9

Перепланировка кухни с гостиной


10

Кухня совмещенная с комнатой


11

Перепланировка в хрущевке


12

Перепланировка в хрущевке


13

Гостиная в хрущевке


14

Хрущевка перепланировка кухни в студии


15

Гостиная п 44 трешка


16

Интерьер двухкомнатной квартиры


17

Интерьер двушки хрущевки


18

Интерьер хрущёвки 2 комнаты смежные


19

Трёхкомнатная хрущевка интерьер


20

Межкомнатные перегородки из гипсокартона


21

Современный интерьер хрущевки


22

Хрущевка перепланировка кухни в студии


23

Перепланировка хрущевки


24

Интерьер 2х комнатной квартиры студии


25

Перепланировка хрущевки в студию


26

Дизайнер трехкомнатной квартиры


27

Кухня гостиная в двухкомнатной квартире


28

Интерьер двушки хрущевки


29

Двухкомнатные интерьеры хрущевок


30

Интерьер двушки хрущевки


31

Дизайнерский проект 4 комнатной квартиры


32

Перепланировка кухни в кухню-гостиную


33

Гостиная совмещенная с прихожей


34

Перепланировка хрущевки


35

Гостиная-спальня в стиле Модерн в хрущевке


36

Перепланировка хрущевки 45 кв. м


37

Перепланировка в хрущевке


38

Перепланировка в хрущевке 2 комнатной


39

Отделка квартиры студии


40

Интерьеры однокомнатных хрущевок


41

Потолки из гипсокартона для кухни


42

Кухня гостиная в панельном доме


43

Интерьер двухкомнатной сталинки


44

Кухня гостиная в хрущевке


45

Перепланировка кухни с гостиной


46

Кухня гостиная в панельном доме


47

4 Комнатная хрущевка


48

Кухня гостиная в хрущевке


49

Интерьер хрущёвки 2 комнаты смежные


50

Однокомнатные хрущевки переделанные в студии


51

Объединение кухни гостиной и коридора


52

Интерьер однокомнатной хрущевки с двумя окнами


53

Двухкомнатная хрущевка в скандинавском стиле


54

Интерьер двухкомнатной хрущевки


55

Перепланировка трехкомнатной 1 511


56

Интерьер двухкомнатной хрущевки с проходной комнатой


57

Интерьер двушки хрущевки


58

Дизайн смежных комнат


59

Перепланировка в хрущевке


60

Перепланировка с размерами хрущевки 42кв


61

Кухня совмещенная с комнатой


62

Перепланировка квартиры


63

Интерьер двухкомнатной хрущевки


64

Однушка хрущевка перепланировка кухня гостиная


65

Хрущевка 1 комнатная дизайн


66

Интерьер двушки хрущевки с проходной комнатой


67

Интерьер 3-х комнатной хрущевки


68

Перепланировка кухни гостиннойв хрущевке


69

Двухкомнатная хрущевка перепланировка в студию


70

Маленькая кухня Объединенная с гостиной


71

Современный интерьер двухкомнатной квартиры


72

Интерьер двушки хрущевки


73

Прихожая и гостиная зонирование


74

Перепланировка двухкомнатной хрущевки


75

Интерьер двухкомнатной квартиры


76

Перепланировка однушки хрущевки 30 кв. м

Новости и фотографии Никиты Хрущева с Newsweek.com

Главная > Никита Хрущев

Россия готовится к «кое-чему катастрофическому»: правнучка Хрущева

News

Нина Хрущева заявила в пятницу программе «Сегодня» на BBC Radio 4, что тревога среди россиян, ожидающих следующих шагов Путина, «осязаема».

Автор: Зои Строжевски 28.10.22 в 17:14 по восточному поясному времени

Война на Украине опаснее кубинского ракетного кризиса: родственник Хрущева

Мир

Нина Хрущева, правнучка советского лидера в противостоянии 1962 года с США, не думает, что Владимир Путин отступит.

Автор: Брендан Коул 30.04.22, 8:36 по восточному поясному времени

Путин готов применить ядерное оружие — правнучка Хрущева

Весь мир

Нина Хрущева опасается, что президент России Владимир Путин в конце концов применит тактическое ядерное оружие, чтобы заявить о своей победе на Украине.

Автор: Халеда Рахман 17.04.22, 7:40 по восточному поясному времени

Путин испытывает тактику «ядерного шантажа» в войне на Украине: бывший российский чиновник

Новости

Бывший российский дипломат обвиняет президента России Путина в использовании стратегии времен холодной войны.

Джон Джексон 14.03.22 в 15:23 по восточному поясному времени

Клинтон высмеивает записку Трампа Эрдогану фальшивым письмом Джона Кеннеди Хрущеву

Политика

«Найдено в архивах…», — написала Клинтон в Твиттере вместе с изображением шутливого исторического письма.

Автор: Кристина Чжао 20.10.19, 17:25 по восточному поясному времени

Встреча Трампа и Путина странная? Джон Кеннеди-Хрущев был чокнутым

США

Позже Джон Кеннеди сказал журналисту Джеймсу «Скотти» Рестону, что встреча Хрущева была «худшим событием в моей жизни.

Он избил меня».

Автор Мэтью Купер 06.07.17 в 21:00 по восточному поясному времени

Новое жилье в Москве: почему в России собрались тысячи людей

Весь мир

В редком проявлении массовой политической активности москвичи выступили против государственных планов реконструкции стоимостью 62 миллиарда долларов.

Автор: Дэмиен Шарков 15.05.17, 14:31 по восточному поясному времени

Когда-то агент КГБ, всегда агент КГБ

Мир

Внучка Хрущева вспоминает, как приезд Владимира Путина возродил воспоминания о сталинском терроре

Автор Нина Хрущева

Глоток свежего воздуха в Кремле

Мир

Внучка Хрущева вспоминает день, когда Горбачев стал советским лидером

К Нина Хрущева 13.05.14 в 16:41 по восточному поясному времени

Хрущев: герой или злодей?

Мир

В России Хрущеву приписывают конец сталинской тирании. В Америке он был бугименом, его внучка пишет

Автор Нина Хрущева 12.05.14 в 14:06 по восточному поясному времени

Хрущев был бы потрясен

Культура

Он бы счел вторжение Путина в Крым неуместным, говорит правнучка советского лидера

Автор: Нина Хрущева

Чему коммунистический город может научить нас в области градостроительства

Летом 1966 года советское государство подписало соглашение с руководством ведущей итальянской автомобильной фирмы FIAT. Их план состоял в том, чтобы построить новый автомобильный завод в СССР, а туринская компания отвечала за технологическое оборудование и подготовку специалистов. Фабрика должна была стать сердцем нового городского поселения, в котором будут размещаться фабричные рабочие, техники и менеджеры, в том числе — на несколько лет — специализированные итальянские рабочие и инженеры.

В качестве места был выбран молодой город в Куйбышевской (сегодня Самарской) области на западе России, в 1964 году переименованный в честь недавно скончавшегося лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. С итальянской стороны символические последствия были очевидны. Преемник Тольятти Луиджи Лонго посетил город в августе 1966 года; «Правда » цитировала его, подчеркивая значение приезда туринских рабочих и техников в город, носящий имя Тольятти, и выражая надежду, что через несколько месяцев город может превратиться в подобие советского Турина.

Историю фабрики и нового городского поселения часто представляют как весьма необычное явление во время холодной войны, когда западная технологическая поддержка советской модернизации. Тем не менее, этот эпизод символичен для поздней советской истории в отношении двух ключевых аспектов постсталинского СССР. Это говорит как о преобразовательных амбициях городского планирования, так и о технократическом мышлении профессиональной и, в некоторой степени, политической элиты, сообщая об их прагматическом отношении к извлечению уроков из международных и западных архитектурных и технологических тенденций.

В конце 1940-х годов Ставрополь-на-Волге (Ставрополь-на-Волге) представлял собой двухвековой городок с несколькими тысячами жителей на берегу реки Волги. А всего через несколько десятилетий — переименованный теперь в Тольятти — он стал крупнейшим плановым промышленным городом в СССР.

Въезд на АвтоВАЗ сегодня. (Фото Микеле Сера)

Первым этапом этого амбициозного урбанистического проекта стало строительство в первой половине XIX в.50-х годов, плотины и ГЭС на Волге. Для размещения строителей завода был построен городской округ Комсомольский район (Комсомольский район), а вскоре за ним последовал второй — ныне Центральный. К первой половине 1960-х годов население выросло до более чем ста двадцати тысяч жителей. Но окончательный толчок развитию города дало то, что советское правительство определило в качестве стратегического приоритета необходимость развития автомобильного производства в стране, чтобы удовлетворить растущий спрос населения на личный транспорт. Для этого было сочтено необходимым построить совершенно новый завод, также опирающийся на технологическую поддержку иностранных специалистов.

Выбор пал на FIAT, одного из ведущих мировых производителей бюджетных автомобилей. После подписания соглашения о сотрудничестве, по которому итальянская компания отвечала за технический проект, в июле 1966 года советские власти санкционировали строительство крупного завода в нескольких милях к западу от Центрального района. Работы начались в начале 1967 года; практически сразу после этого, в марте, быстрыми темпами началось строительство жилых домов вокруг заводской площадки. Это было рождение Автограда, сегодня Автозаводского района («автозаводского района»), крупнейшего микрорайона Тольятти, изначально задуманного как новый самостоятельный город и одного из самых амбициозных градостроительных проектов в послевоенном СССР.

Как по политико-идеологическим, так и по «эргономическим» причинам, связанным с качеством жизни, при планировании жилых районов в постсталинском СССР большое внимание уделялось общим пространствам для социального взаимодействия. Дворы советских кварталов до сих пор остаются одним из важнейших мест общения в Тольятти, в частности, детей и пожилых людей. (Фото Микеле Сера)

Чтобы понять этот проект, нам нужно рассмотреть как минимум три элемента: отношения между идеологией, городским планированием и пространством в СССР; автомобильный завод как ответ советского государства на спрос на личный транспорт, возникший в годы относительной либерализации, наступившей после смерти Сталина; тенденции и практика советского планирования и архитектуры конца XIX в.60-е годы.

Модель моногорода вряд ли была уникальной для СССР и стран Восточного блока, но она была ключевым элементом советской идеологии на протяжении всей истории этого государства. С послереволюционных лет новым городским поселениям отводилась центральная роль в создании нового коммунистического общества, в соответствии с конструктивистским постулатом, согласно которому «новому обществу нужно новое пространство». Новые города, первоначально в основном связанные с горнодобывающей промышленностью, строились с начала 19 века.30 с и далее; и предусмотренная в сталинские годы жесткая связь между городским пространством, благосостоянием и промышленностью усиливала их идеологическую актуальность.

Изображения и часть текста этой статьи включены в книгу « Тольятти: изучение постсоветских пространств » (2020), написанную в соавторстве с Микеле Сера и Гвидо Секи и совместно отредактированную The Velvet Cell и V-A-C Foundation. (Фото Микеле Сера)

Однако СССР середины 1960-х годов был во многих отношениях другой страной, чем в годы высокого сталинизма, и один из самых значительных сдвигов произошел в области городского планирования. Так называемая хрущевская оттепель середины 1950-е годы принесли относительную либерализацию и новые устремления — хотя и частичные и противоречивые — стремившиеся возродить радикальный эгалитарный утопизм 1920-х годов.

Столкнувшись с острой нехваткой жилья, усугубившейся разрушениями военного времени, а также со значительной социально-территориальной сегрегацией и неравенством между элитой и рабочими, Советское государство запустило крупномасштабную программу массового жилищного строительства по всей стране. Сопровождается отказом от архитектурного неоклассицизма, господствовавшего с начала 19 в. 30-х годов, в пользу возврата к интернациональному модерну, это был технократический план противостояния чрезвычайным дефицитам, но в то же время амбициозная мера всеобщего благосостояния, и попытка проецирования эгалитарной государственной идеологии в городское пространство, чтобы пропагандировать новый образ жизни ( быт’ ) означало подготовить переход к коммунистическому обществу.

Новым центральным элементом этой программы стал микрорайон — жилой комплекс нового типа, состоящий из сборно-панельных домов, разделенных дворами, оборудованными детскими площадками, зелеными насаждениями и, по крайней мере теоретически, объектами образования, культуры и здравоохранения. Архитектура была гиперстандартизирована и основана на дешевых материалах, но планирование было новаторским; она стремилась вырваться из социально-пространственной сегрегации, характерной для сталинского периода, путем создания среды, в которой могли бы жить почти все типы людей, и уступила место специфическому балансу между частным — семьям давали собственные квартиры, отъезжали из общих домов-коммун — и коллективное пространство.

Тем не менее, хотя масштаб и темпы программы были впечатляющими, она была структурно несовершенной из-за своих огромных амбиций, которые привели к определению недостижимых целей и к акценту на одномерных количественных целях — в значительной степени влияние главное наследие сталинских лет, а именно централизованное планирование; как таковые, такие проблемы, как плохое исполнение, задержки проектов и нехватка бюджета, были обычным явлением с самого начала.

В этом контексте моногорода, которые в идеале должны были представлять «бесклассовые города», стали особой социально-пространственной средой, в которой жилая и сервисная инфраструктура, принадлежащая компаниям, отвечала за обеспечение благосостояния, уступая место взаимосвязанной системе и, следовательно, , к своеобразному сообществу и образу жизни.

Книга предназначалась для явного противодействия общей тенденции в пейзажной фотографии подчеркивать безжизненность и ветхость архитектуры и застроенной инфраструктуры позднего социализма. (Фото Мишель Сера)

Новый климат и изменение образа жизни привели к росту спроса на товары массового потребления, в том числе на личный транспорт. Высокий стратегический приоритет, присвоенный заводу ВАЗ и новому городу, также отражал стремление советского государства справиться с этим спросом, который не удовлетворялся должным образом существовавшими ранее производителями. После шахтерских городов 1930-х годов и наукограды послевоенного периода, Автоград был тогда первым представителем третьего поколения моногородов: автогородов.

В качестве технократического ответа на нехватку предложения и на социальное давление в пользу массового потребления он представлял собой применение фордистских принципов — воплощения производительности — к массовому производству на идеализированном примере Детройта. С другой стороны, эти заводы и города также планировались для выполнения идеологических и пропагандистских целей, в которых моторизованный транспорт воплощал видение, которое соответствовало советскому стремлению к городу будущего и создавало образ новизны и современности. Другими словами, западные технологические инновации, воплощенные в опыте FIAT, были включены в отчетливо советский проект.

В последний год правления Хрущева было предусмотрено строительство завода ВАЗ и Автограда. Изгнание лидера-реформатора привело — после короткого, но все еще относительно динамичного периода, характеризуемого попытками экономических реформ премьер-министра Алексея Косыгина, — к брежневскому периоду, позже известному как «эпоха застоя». Этот период ознаменовался значительным поворотом вспять процессов политической либерализации, сильным ударом по надеждам на «реформирование СССР изнутри» и переходом к (а)политическому конформизму, хотя и в условиях экономической стабильности, длившейся более десяти лет.

Несмотря на существенную преемственность стратегий и политики с периодом «оттепели», градостроительный дискурс впоследствии сместился от эгалитарной идеологии к в основном технократическому взгляду на всеобщее социальное обеспечение, с правом на жилье и правом на труд как ключевыми элементами социального пакта между государством и его рабочих-граждан. Теперь основное внимание уделялось материальному улучшению; и новые директивы, направленные на увеличение жилой площади на человека и качество материалов жилья. Автоград был продуктом этого сложного исторического и политико-идеологического контекста.

Помещение шахматного клуба находится в «социальном блоке» одного из первых жилых комплексов района, построенного в конце 1960-х гг. Квартал предназначался для социально-культурной деятельности жителей (библиотека, спортивный клуб и др.) и сохранил свои функции (частично приватизированные) по сей день. На снимке шахматный турнир, посвященный 100-летию образования самарского областного комсомола (коммунистической молодежи) по инициативе местной коммунистической партии. (Фото Микеле Сера)

Планировка нового района была поручена архитектору Борису Рубаненко. Он получил образование в годы модернистского авангарда и сделал успешную карьеру с XIX века.30-х годов, когда он разработал архитектурный синтез, который сумел включить некоторые модернистские элементы в тогдашний официальный стиль неоклассицизма.

После смерти Сталина он вернулся к интернациональному модернизму, и, следовательно, к периоду строительства Автограда в конце 1960-х годов на его градостроительные взгляды повлияли как его образовательный и профессиональный опыт, так и современные интернациональные принципы и тенденции. Эти влияния были воплощены в плане «Автоград», вдохновленном советскими теоретиками планирования 19-го века.20-х годов (в частности, концепции линейного развития и параллельных функциональных зон, разработанных Николаем Милютиным), но и из экспериментов по планированию городов за пределами Восточного блока, в частности Бразилиа, новой столицы Бразилии, запланированной несколькими годами ранее Оскаром Нимейером. и Лусио Коста.

План района (см. здесь) был основан на ортогональной структуре с двумя перпендикулярными эспланадами, разделяющими его на четыре неравные части. Вертикальная ось соединяла заводскую территорию с набережной Волги. Автоград был разделен на жилые районы, в свою очередь, на микрорайоны. Основной территориальной единицей микрорайона и важнейшей зоной повседневного социального взаимодействия являлся укрупненный квартал с типичными чертами советской массовой застройки конца XIX в.60-х – начала 1970-х гг.: девяти-двенадцатиэтажные панельные жилые дома, разграничивающие большой полуоткрытый двор, зеленое общее пространство, включающее учебные заведения, спортивную площадку, детскую площадку.

Первые жилые дома также включали, отчасти напоминая конструктивистские эксперименты 1920–30-х годов, своего рода «коммунальный квартал» для развлекательных и культурных услуг, от библиотек до шахматных клубов. Большие проспекты, подходящие для «автомобильного городка», были предназначены для моторизованного, а не для пешеходного транспорта, в соответствии с принципами, которые Ле Корбюзье изложил несколькими десятилетиями ранее.

Учитывая важную роль пространств коллективного культурно-досугового использования, было предусмотрено несколько крупных общественных зданий, от домов культуры и дворцов спорта до кинотеатров и театров. Эти пространства также выражали смесь исторических и культурных влияний и элементов: социально-пространственные эгалитарные амбиции конструктивистского авангарда 1920-х годов, монументальный взгляд на культуру, унаследованный от сталинизма, современные модернистские амбиции обеспечить более высокий комфорт и качество жизни. жизни общества через городское планирование.

Более того, общественные здания позволяли архитекторам выражать свои художественные амбиции иначе, чем чрезмерно стандартизированные требования жилого жилья. Самый крупный и масштабный из них, Дом культуры, искусства и творчества (ДКИТ), планировалось сделать главной достопримечательностью и воспринимаемым центром района.  

Парадный фасад и вестибюль ДКИТ (Дворец культуры, искусства и техники), построенный в конце 1980-х гг. (Фото Микеле Сера)

Однако эти амбиции вскоре столкнулись с серьезными препятствиями. С середины 19 в. возникло сильное давление на систему социального обеспечения.70-е годы, что привело к растущим бюджетным ограничениям; в сочетании с хронической неэффективностью централизованного планирования это приводило к систематической задержке развития социальной инфраструктуры на всех уровнях города.

Во многих случаях объекты обслуживания были построены только через несколько лет после ввода жилья в многоквартирные дома, а также значительные задержки коснулись строительства рекреационных зданий. ДКИТ, запланированный в 1971 году, был построен только в середине 1980-х годов. К концу десятилетия кризис модели плановой или командной экономики при появлении глобального постфордизма еще больше усугубил эту тенденцию — и привел к значительному сокращению благосостояния. В результате город выполнил действие советского социального договора, основанного на праве на стабильную работу и жилье, но в то же время, по словам как западных, так и советских обозревателей, создал среду, характеризующуюся отсутствием уличная жизнь, аномия и сенсорная депривация.

В настоящее время в Автозаводском районе проживает около 430 000 жителей, что составляет более половины всего населения Тольятти, на территории в тридцать четыре квадратных мили. Как и большинство советских монопромышленных поселений, он испытывает трудности в условиях глобальной рыночной экономики. ВАЗ, переименованный в АвтоВАЗ — теперь основным акционером которого является Renault — по-прежнему является крупнейшим российским производителем легковых автомобилей, но в 2014–2015 годах прошел процесс реструктуризации, который привел к резкому изменению численности рабочей силы, что значительно повлияло на безработицу. уровень и социально-экономический достаток населения района и города.

Несмотря на свои относительно большие размеры (двадцатый по величине город России) и значительную промышленную деятельность, сегодня Тольятти по сути является периферийным городом. Уникальный случай для своей численности населения, это не областной административный центр; недостаточная транспортная инфраструктура и административный потенциал затрудняют привлечение инвестиционного капитала. Его моноиндустриальная структура делает его экономику существенно зависимой от автомобильного завода. Хотя численность населения относительно стабильна, а в городе по-прежнему проживает больше населения, чем во время распада СССР, уровень безработицы и тенденции старения населения вызывают тревогу.

Город также является типичным объектом дискурсивной периферии. Высокая программная жесткость планировки района и заводская общность его населения — прямые конкретные метафоры неприспособляемости советского моногорода (монопромышленного города) — и предполагаемого советского менталитета тяжелого работников промышленности — к гибкости и инновациям, которых требует логика глобализации.

Визуальное исследование, которое мы с фотографом Микеле Сера провели в Автозаводском районе в мае 2018 года, задумывалось как первый этап художественно-научного проекта, направленного на исследование городов бывшего СССР с точки зрения особенностей советской застройки. наследие, его трансформации и его диалектические отношения с местными сообществами.

Эти темы связаны с вопросами, которые ученые-урбанисты обсуждают до сих пор (каковы были отличительные характеристики городов и урбанизации при коммунистическом правлении? Как эти характеристики трансформировались после их краха?). Полностью спланированное постсталинское поселение, лишенное какого-либо ранее существовавшего наследия, казалось подходящей отправной точкой — и действительно, Автозаводский оказался особенно устойчивым к постфордистским трансформациям и многим связанным с ними тенденциям, наблюдаемым в бывшем советском городском пространстве, от растущего социально-пространственного сегрегации к джентрификации.

Рыночно-капиталистическое подчинение унаследованной застроенной среды, наблюдаемое в более глобализированных городах России и бывшего СССР, в основном осуществляется посредством приватизации пространства и/или преобразования его функций. Но здесь это не столь важно — показательным примером является то, что почти все крупные общественные здания, слишком большие для «прибыльного» использования, остались в общественной собственности и сохранили свою первоначальную функцию.

Единая структура района и его экономики, по-прежнему ориентированная на вторичный сектор, также явно повлияли на характерное для него отсутствие социальной сегрегации. Явных участков или очагов богатства и бедности, отличающих микрорайоны и жилые кварталы в Автозаводском, нет, несмотря на наличие новой точечной и окраинной застройки.

Наиболее заметным признаком постсоветского развития Автозаводского района являются православные храмы, появившиеся в городе с начала 2000-х годов и визуально контрастирующие с модернистским ландшафтом, в который они встроены. (Фото Микеле Сера)

Наше визуальное исследование также было направлено на то, чтобы подчеркнуть связь между городским и человеческим масштабом. Это имело в виду явную оппозицию общей тенденции в пейзажной фотографии подчеркивать безжизненность и / или ветхость архитектуры и застроенной инфраструктуры позднего социализма. В конечном итоге такой выбор приводит к деконтекстуализации социальных целей, амбиций и последствий модернистского планирования и архитектуры, а также их конкретных вариантов при «реально существующем социализме».

Рассмотрение как макро-, так и микромасштабов позволяет нам подчеркнуть особую всеобъемлющую логику позднесоветского градостроительства. Действуя вне сферы частных интересов и логики прибыли, он предусматривал своеобразную взаимосвязанную и органичную систему инфраструктурных элементов — направленную на реализацию государственного проекта «тотальной трансформации».

Как отмечают историки Кимберли Э. Зарекор и Марк Б. Смит, это оказало большое влияние на повседневные социальные отношения жителей. Очевидно монументальная и однообразная безжизненность автогорода с его большими зданиями, корбюзийскими бульварами и гиперстандартизированной жилой архитектурой показывает гораздо менее очевидную сторону, когда вместо этого наблюдается на «земном» уровне. Поскольку его рекреационные здания, жилые дворы и другие общественные и общие пространства по-прежнему относительно социально активны.

В настоящее время Автозаводский представляет собой бедствующий периферийный поселок, страдающий от серьезных социально-экономических проблем и с весьма туманными перспективами. Но в то же время он не производит впечатление бессмысленного или бессмысленного места, масштабного аномального гетто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *