Posted on Leave a comment

Фарфор из чего делают: из чего делают и каким он бывает

Содержание

из чего делают и каким он бывает

В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора — с добавлением золы из костей коров. Этот фарфор назвали Bone China, и теперь его выпускают даже в Китае.

В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.

Каким бывает фарфор?

По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.

Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.

Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.

Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым.

Расписывают фарфор тоже двумя способами.

Подглазурная роспись — это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.

В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.

Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.

За что так ценят фарфоровую посуду?

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца — как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу, и ее ручки не нагреются.

Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты — например, сливочное масло или сахар — и они не потеряют свой вкус. Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.

За счет пластичности из фарфора можно вылепить даже самые мелкие детали и ажурную резьбу. Поэтому так популярны декоративные фигурки и блюда из фарфора.

Фарфоровые чашки с тонкими стенками по весу легче, чем обычная керамика. Поэтому их удобно держать

Как выглядит фарфоровая посуда сегодня

Сегодня фарфоровая посуда переживает новый пик популярности, причем разновидностей ее очень много.

Есть роскошные коллекции ручной работы, с барочным или восточным декором, авторскими росписями и позолотой. Их дарят по особым поводам, используют на торжественных мероприятиях, в дорогих ресторанах и на важных приемах. Есть простая и прочная посуда без декора, которая подходит для кафе или ресторана. На нее можно нанести логотип или использовать как есть, часто мыть в посудомоечной машине и легко заменять, если что-то побьется. Наконец, очень популярны «крафтовые» тарелки и чашки: с неровными краями; монохромной глазурью оливковых, мятных, лавандовых, голубых оттенков; «неряшливыми» росписями. Их используют для декора и сервировки в интерьерах в стиле лофт, кантри, прованс или скандинавских.

Фарфор по-прежнему используют как декор. Блюда и вазы оформляют сюжетными росписями, оригинальными орнаментами, репродукциями классических и авангардных картин. Поэтому фарфоровые изделия удобно подбирать под любой интерьер.

История российского фарфора

02.05.2009

     В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

     Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

     Приоткрыть завесу тайны удалось лишь четверть века спустя. Это стало возможным, благодаря исследованиям выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. Его разработки технологии изготовления фарфора основывались не на выведанных через третьих лиц секретах, а стали результатом кропотливой работы и тщательного анализа. Благодаря этому, к 1760 году, Императорский фарфоровый завод, или, как его тогда называли, Невская порцелиновая мануфактура, стал одним из четырех крупных европейских заводов, производивших фарфор (чашки, сервизы, столовая фарфоровая посуда). Началась продажа фарфоровых статуэток, изготовленных на этом заводе.

     Первое время, завод производил лишь маленькие предметы, так как печи для обжига были небольшими по объему. Небольшие огрехи производства (фарфор был недостаточно белым) скрывали при помощи росписи или позолоты. В то же самое время европейцы уже научились производить так называемый костяной фарфор, который отличался особой тонкостью и прозрачностью. Это побуждало российских мастеров к новым поискам и экспериментам. В конце 1760-х годов один из первых мастеров завода Андрей Черный получил так называемый мелкозернистый бисквит (неглазурованный фарфор), который отличался красивой матовой поверхностью и большой пластичностью, что позволяло изготавливать из него декоративные скульптуры с множеством мелких деталей. Продажа фарфоровых статуэток, благодаря этому, стала приносить больший доход. Они, как и элитная фарфоровая посуда, стали предметом коллекционирования.  Постоянное совершенствование технологии на порцелиновой фабрике позволило получить белый фарфор, чашки из которого по качеству не уступали саксонским (именно с чашек началось производство этого фарфора). По составу массы, приготовленной из отечественного сырья, русский белый фарфор приближался к самому дорогому и престижному китайскому.

     Поначалу весь фарфор — статуэтки, столовые сервизы, фарфор в виде отдельных предметов посуды — шли только на обеспечение нужд императорского дворца и в свободную торговлю не поступали. Однако каждому коммерсанту было понятно, что столовая фарфоровая посуда будет пользоваться успехом и на широком рынке. Это обстоятельство поспособствовало развитию частных фарфоровых заводов. 18 января 1766 г. в селе Вербилки на Дубне, англичанином Францем Яковлевичем Гарднером был основан первый в России частный фарфоровый завод. Будучи хорошим коммерсантом, Гарднер использовал готовые формы от императорских заказов для того, чтобы в продажу поступила менее дорогая, но не менее качественная посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера. Его магазин фарфора императорский ассортимент посуды предлагал по относительно доступным ценам. Хотя, конечно, до массового приобретения фарфора населением было еще далеко.

 
     С приходом к власти Екатерины Великой наступает расцвет художественного фарфора. Восхищенная европейской культурой императрица приглашает в Россию иностранных художников, которые надолго определили стилистику российского искусства, в том числе и изделий порцелиновых мануфактур, на которые, так же, как и на все остальное, распространились веяния рококо. Английские статуэтки, фарфоровые немецкие сервизы, французские столовые сервизы, костяной фарфор старательно копировались российскими мастерами. К концу XVIII века на смену рококо приходит классицизм, вытесняя былую самобытность российского фарфора. «Блеск и изящество» сменила характерная для этого стиля простота форм и сюжетов.

     Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели. Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

     Начало XX века обозначено влиянием на искусство стиля модерн. Мода на него, несомненно, повлияла и на развитие русского фарфора. Подражательная тактика, заимствование чужих технологий привели к тому, что последнее место на выставке 1890 года занял петербургский императорский фарфор. Москва же в то время еще не имела собственных фарфоровых производств.

     После революции, в период всеобщей национализации, фарфоровые заводы занимаются производством изделий на революционную тематику. Тонкое искусство фарфора превратилось в изготовление «агитки на тарелке» и стало одним из средств революционной пропаганды.

     В двадцатые годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавших как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музеях. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки и т. д. Посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера — все это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный самыми широкими слоями населения.

история создания материала по эпохам

«Он превосходит блеском снег и иней», — так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чем говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство. Да и история фарфора увлекательна, интересна и особенна у каждой страны.

Отличия материала от керамики

Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.

Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.

Когда его изобрели?

В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.

Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.

В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.

История фарфора из Китая

«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.

Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.

Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.

Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.

Европейский фарфор

Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.

Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.

История фарфора в России

Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:

  • в первую категорию входили производства, которые поддерживались и финансировались королевской семьей;
  • вторую группу составляли коммерческие предприятия.

Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.

Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.

Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.

У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.

что это такое, из чего делают, производство.

Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.

История происхождения

Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.


Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

 

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу.  Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

Роспись изделий

На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.


Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора.  Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.

Декор

Особый интерес в украшении фарфора вызывает декор.


Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.

Заключение

Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.

Что такое фарфор и что такое фаянс. Это керамика или нет

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера? Она выглядит стильно, привлекательно и создаёт свою атмосферу. Особенно касается керамической посуды. Чаще всего мы слышим слова керамика, фарфор, фаянс. Но знали ли вы, что это совершенно разные понятия? В чем же отличия фаянса от фарфора? Как различить подделку? Как ухаживать за каждым видом посуды? И какую лучше выбрать? В общем, всё о фарфоровых и фаянсовых изделиях вы узнаете сегодня.

Фарфор и керамика — в чём разница?

Если кратко, то фаянс и фарфор — это тонкая керамика, к ней так же относится майолика. Существует ещё грубая керамика — предметы гончарства.

Керамика — это изделие из неорганических материалов. Получают её благодаря спеканию глины с другими минеральными добавками и соединениями. Самыми распространёнными, совершенными типами керамики считаются фарфор и фаянс. Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством. Если смотреть на “керамический ряд эволюции”, то список выглядит следующим образом: майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.
Сегодня такие изделия создают и применяют в разных областях: медицина, наука, машиностроение, а также стекольная промышленность. В последнюю как раз входит создание стекла и разных видов керамики, из которых изготавливается посуда и предметы интерьера. Такое широкое применение обуславливает то, что керамические изделия термостойкие и способны долго удерживать температуру, а также очень практичны.

Что же такое фаянс и что такое фарфор?

Фаянс — название возникло в Италии, благодаря одному из центров керамического производства — Фаэнца. Предметы из него получаются чаще всего белого цвета. Они довольно плотные и мелкопористые. Для его создания используют 85% глины, а обжигают при температуре 1050-1280° С.
Что касается его свойств, то он имеет низкую механическую прочность, а поглощаемость влаги составляет до 12%.

Фарфор — необыкновенно прозрачен на свету. В отличие от фаянса, фарфоровые изделия не имеют пор, они более прочные и идеально белые. Существует два основных вида: твердый и мягкий.
Последний не очень подходит для кухонных предметов из-за своей хрупкости и разрушению глазури от механических воздействий. Из мягкого лучше изготавливать красивый декор. А твёрдый подходит для посуды.

В чём разница между фаянсом и фарфором?

  1. В своём составе фарфор имеет меньше глины и больше различных добавок (кварц, каолин и пр.).
  2. На свету фарфоровая посуда просвечивает, а фаянсовая нет.
  3. Переверните керамическое изделие. Если черепок имеет другой цвет, нежели глазурь, или же является оттенком бежевого, то это фаянс. У фарфоровых предметов ободок белый.
  4. У фарфоровых, объёмных изделий донышко не имеет глазури, чтобы оно не прилипало к подставке.
  5. Фаянсовая посуда издаёт глухой звук при лёгком постукивании, а фарфор звучит звонко и чисто.
  6. При длительном использовании фаянс начинает покрываться мелкими трещинами, а фарфоровые изделия нет.
  7. Фаянсовая посуда тяжелее фарфоровой из-за толщины стенок.
  8. А также разница состоит в том, что фарфор практически всегда белый, может быть с росписью. А фаянс бывает цветным.

Изготовление фаянса

Как говорилось ранее, его изготавливают на 85% из глины, а также других неорганических добавок. Сам технологический процесс имеет сложную систему, состоит из 80 операций. Но выделяют 5 основных стадий:

  1. Подготовительная стадия.
    Сначала компоненты смешивают, перемалывают, готовят пластическую массу.
  2. Формирование. 
    Здесь непосредственно создают необходимую конфигурацию изделия.
  3. Сушка.
    Сушка предварительная и окончательная нужна для закрепления фигуры.
  4. Обжигание.
    Оно обычно двукратное. Происходит при температуре 1050-1280° С.
  5. Глазурование и декорирование.
    Финальная стадия, где изделие приобретает привлекательность за счёт росписи под или над глазурью.

Изготовление фарфора

В зависимости от вида, он имеет немного разный состав и способ производства. Подробная информация представлена ниже.

Твёрдый фарфор

  1. Основой этой разновидности являются каолин и полевой шпат. для прочности в массу добавляют мелкий песок или кварц.
  2. Полученную смесь перемалывают, перемешивают в глубоких чанах, измельчают. После чего подсушивают до пастообразного состояния.
  3. Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму.
  4. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Сначала ставят в печь при 600-800° С, после покрытия эмали повышают температуру обжига до 1500° С. На этом этапе предмет может отправляться на проверку качества. Если же предусмотрена роспись, то художники разрисовывают чашу, тарелку либо вазу вручную. Только затем изделие осматривают, чтобы не было повреждений сколов и не прокрашенных элементов.

Мягкий фарфор

  1. Этот вид содержит в составе песок или кремень, морскую соль, соду, квасцы, алебастр, селитру. Основным ингредиентом является глина.
    Весь набор компонентов измельчают до мелкого порошка, после чего фильтруют. Получается однородная мягкая масса.
  2. Формирование изделия.
  3. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Первый раз при температуре 1100-1500° С. После чего покрывают эмалью. Второй обжиг при 1050-1100° С. В зависимости от дизайна, может присутствовать роспись.

Костяной фарфор

Его история происходит родом из Англии. Считается средним вариантов между первыми двумя.
Основным его признаком, отличающим его от других, является наличие в составе пережжённой кости животных. Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность, которые характеризуют этот вид.
Изготовляется он также как твёрдый фарфор, а особый компонент позволяет материалу хорошо плавится. Это облегчает технологический процесс.

Как отличить фарфор от подделки?

При покупке посуды, а также изделий из настоящего фарфора учитывают следующее, дабы не попасться на обман:

  1. В первую очередь посмотрите на цену. Фарфор — это дорогой материал. Как бы вас ни уверяли продавцы в его подлинности, следует попросить документацию на продукцию.
  2. Фарфоровые изделия безумно лёгкие, они должны просвечивать при направлении лучей солнца. Другая керамика не имеет таких свойств.
  3. Этот материал обладает гигиеническими свойствами, устойчив к механическим повреждениям, не растрескивается.
  4. При лёгком ударе палочной по чашке должен идти чистый, звонкий звук. Если его нет или же он глухой, то это имитация.
  5. Если посуда имеет голубой, красный, жёлтый или любой другой цвет, то это фаянс или другой вид керамики. Производится для того, чтобы улучшить физические свойства материала, например: влагопроницаемость, пористость и др.

Как ухаживать за посудой

Для того чтобы фарфоровые и фаянсовые изделия радовали вас как можно дольше, просто необходимо правильно за ними ухаживать.

Фаянс
Нужно помнить, что этот материал не обладает высокой прочностью, поэтому при мытье следует быть особо осторожным. В противном случае посуда может потрескаться или отколется кусочек.
Один раз в год можно проводить процедуру для повышения прочности. Для этого нужно поместить изделие в глубокую миску или другую кухонную утварь, залить холодной водой, потом медленно нагреть, довести до кипения. Затем остудить.
Мыть лучше в тёплой воде, с добавлением жидкого моющего средства. А ополаскивать прохладной. Помните, что материал не выдерживает высокие температуры, поэтому при горячем мытье его глазурь трескается. По этой же причине не оставляйте фаянсовые предметы вблизи плиты, духовки, нагревательных приборов.

Фарфор
Он имеет свойство темнеть со временем. Для того чтобы вернуть прежнюю белизну, необходимо сделать раствор из соли с уксусом, а затем протереть всю поверхность посуды. Такого же эффекта можно достичь с помощью винной кислоты или же питьевой соды.
Если вы обнаружили на изделиях пятна, то протрите их тёплой водой с небольшим количеством нашатырного спирта.

При уходе за посудой нужно отказаться от использования агрессивных порошков, грубых щёток и губок, дабы не поцарапать поверхность. В посудомоечной машине можно мыть при деликатном режиме, однако, лучше вручную. После мытья обязательно вытирайте насухо. Если вы не планируете пользоваться в ближайшее время этой посудой, то заверните её в белую бумагу, положите в коробку или ящик. Ни в коем случае не ставьте ничего сверху, чтобы избежать нежелательного потрескивания.

Фаянс или фарфор — какую посуду лучше купить?

Для ежедневного использования советуют приобретать фаянсовую посуду. Она доступна практически каждому, ввиду своей невысокой цены. Этот материал более практичный и разумный в быту. Если тарелка, чашка или чайник разобьются, то это не будет огромной трагедией. К тому же выбор дизайна у фаянсовых изделий намного шире. Палитра цветов большая, подойдёт под любой стиль кухни.

Фарфоровую посуду следует покупать и использовать на торжественных мероприятиях. Она выглядит изящно, эстетично и аристократично. Конечно она дороже, но купить один сервиз всё же можно. Главное, перед покупкой ознакомится с основными характеристиками, определяющими качество. Об этом было написано выше. При правильном уходе и бережном отношении она будет украшать праздничный стол не один десяток лет.

Костяной фарфор: тонкий — что это такое, чем знаменит этот сорт

Керамическая посуда —  это, возможно, первый древнейший материал, созданный человеком. Вначале ее пользу определяли только качества глины – она должна была быть достаточно прочной, не пропускать воду, не рассыпаться при использовании. Затем начались опыты с формой – круглые чаши, вытянутые кувшины, плоские блюда, статуэтки и предметы быта. Вершиной творчества стало украшение керамических изделий с помощью различных глазурей, росписи, скульптурных фигурок и разных степеней и количества обжига. Так, из грубых утилитарных предметов, керамические изделия перешли в разряд произведений искусства, стали роскошью и вложением капитала, такими как золото и драгоценности.

Костяной фарфор — история происхождения и состав

Среди ценителей посуды, особым вниманием пользуется костяной фарфор. Он обладает необычными свойствами – молочным мягким белым цветом, тонкостью стенок, легкостью и прозрачностью. Разберемся, откуда взялось такое название.

До возникновения этой разновидности, существовали два типа – твердый и мягкий, они различались по составу ингредиентов фарфоровой массы, глазури, а также виду обжига.

Твердый фарфор состоит из каолина и полевого шпата, к ним добавляют в меньших пропорциях кварц или песок. Большее количества каолина, делает массу более тугоплавкой, твердой. Этот состав подготавливают, формируют изделия, обжигают при высоких температурах и получают звонкие прочные предметы, сопротивляющиеся кислоте и жару.

Мягкий фарфор состоит из глины, а также добавляющихся к ней, разнообразных стекловидных составляющих – кремня, селитры, песка, алебастра или других веществ. Массу обжигают при низких температурах. Полученный фарфор очень красивый, но менее прочен и жароустойчив.

Англичане, как и представители других национальностей,  долго пытались воссоздать секретную формулу состава китайского фарфора, добавляли различные вещества, минералы, смеси. Успеха добился Джозия Споуд (1754-1827г). Он добавил в массу размолотые пережженные кости животных, получил в результате белый фарфор, превосходивший оригинальную китайскую продукцию.

Для повышения прочности, состав фарфоровой массы дополняют, прибавляя до 50% костной муки. Неоспоримым достоинством полученного изделия, стало то, что его обжиг производился при более низких температурах, чем требуется для твердых сортов. И англичане могли с легкостью приспособить для нового вида фарфора свои печи и горны. Кости животных обрабатывали, для удаления клеящих веществ. Пережигали, для изменения структуры тщательно растирали до порошкообразного состояния. Затем добавляли в состав и получали невесомое изделие, костяной фарфор, особой тонкости, с белейшим телом и невиданной прочностью. У посуды, которая изготавливается из такого состава, непористой структуры, эффекта «яичной скорлупы», так как пустоты между частицами глины заполнены пережженной мукой. Костяной фарфор стали называть английским, он сразу разошелся по всему миру и приобрел популярность.

Как и что делают из фарфора

В России известность тонкий костяной фарфор приобрел из-за недостатка сырья – белой глины (каолина). Она  широко использовалась в военной промышленности, для изготовления бумаги, в парфюмерии. Зато в костях недостатка не было. Постепенно, методом проб и ошибок, подобрали нужные ткани – берцовую кость скота, из нее делали пуговицы, а остатки шли на фарфоровую фабрику.

Объемная посуда производится методом литья. Гипсовые формы наполняют жидкой массой – шликером. Гипс имеет пористую структуру, хорошо впитывает влагу из состава, и на стенках образуется тонкий фарфоровый слепок. Лишнюю смесь сливают, а подсохший слепок аккуратно извлекают. Так получаются чайные чашки, вазы, другая посуда. Детали – ручки для сахарниц, заварочных чайников отливаются отдельно, а потом, той же массой приклеиваются к изделию.

Плоская посуда – блюда, тарелки, блюдца, делают способом штамповки. Используют очень плотную кашицу, как тугое тесто. Ее скатывают в жгуты, после чего отрезают нужный по размеру кусочек. Затем укладывают на специальную гипсовую форму, вращающимся роликом создают будущее изделие, автоматически обрезая лишнее. После сушки предмета, «оправщицы» вручную шлифуют края и придают поверхности совершенную гладкость. Проверенные временем — губка с кисточкой и шлифовальная шкурка доводят посуду до идеала.

На что обратить внимание при выборе фарфора

Настоящий фарфор – это изысканное удовольствие, очень недешевое. Это праздник, который радует долгие годы, к его выбору надо подходить ответственно, продумывая этот шаг до мелочей.

Форма изделия. Ориентироваться на свой вкус или на вкус того, кому предназначается подарок. Что предпочтительней – классическая форма или современная, та, что популярна сейчас. Будет ли чайная пара радовать долгие годы, превращая накрытый стол в торжественное событие, или будет пылиться в шкафу, перейдя в разряд – «выбросить жалко».

Стиль. Обидно, когда выбранная посуда радует глаза, но совершенно «не смотрится» дома, ни с чем не гармонирует. Все же легче выбрать подходящие тарелки или кофейный сервиз, чем переделывать дизайн кухни.

Цвет. Белый универсален. Элегантная классика всегда на высоте. Небольшой узор. Радует взгляд, сочетается с другой посудой и любым дизайном помещения. Чтобы оживить обстановку, можно приобрести вазы для букетов разных цветовых гамм. Слишком яркие, вычурные изделия, будут затмевать саму еду. Но если нравится – почему бы и нет? В жизни не слишком много радостей, а любимая чашка с утренним кофе, даже если она жутко неудобной формы, но улучшает настроение, ценится намного выше, чем все элитные китайские сервизы на свете.

Сервиз целиком или отдельные предметы. Подумать о соответствии набора потребностям семьи. Будет ли использоваться таких размеров кружка, ваза или салатница, и какого диаметра должны быть столовые тарелки. Иногда разумнее подбирать посуду постепенно, формируя свою, частную коллекцию.

Нужно обязательно прочесть сертификат качества, выяснить, может ли предмет использоваться в микроволновой печи, предназначено мытье  в посудомоечной машине или только вручную.

Отличия от обычного фарфора

Чтобы выбрать белый костяной фарфор, надо знать его разницу, в сравнении с твердым и другими видами.

  • Цвет — не холодный, как снег, а теплый, молочный оттенок;
  • Прозрачность – тонкий материал просвечивает даже не на свету, а в руках.
  • Орнамент – только ручная работа, можно заметить мазки кисточки;
  • Изготовитель– на донышке может стоять маркировка ИФЗ (императорский фарфоровый завод), Bone CHINE, Wedgwood, Royal Doulton. Если другие обозначения, то лучше сначала узнать побольше о производителе, затем совершать покупку.
  • Внешний вид – убедиться в совершенстве формы, особой гладкости, легкости, отсутствии пузырьков, неровностей и сколов.

Как отличить костяной фарфор от подделки

Такие чайные пары толщиной всего 2-2,5 мм. Поэтому через стенки отчетливо видны силуэты пальцев, которыми ее держат. Посуда из любого другого фарфора, будет отличаться, она просвечивает на свет, но не в руках.

Если слегка ударить деревянной палочкой по краю тарелки, то костяной фарфор издаст характерный металлический вибрирующий звон, который никогда не перепутаешь с другими  сортами.

Внимательно осмотреть внешний вид, он будет идеален. Никакого постороннего налета, мельчайших неровностей, любых  вкраплений в самом изделии. Лучше всего, при покупке фарфора довериться проверенным производителям или пригласить опытного оценщика.

Bone chine или fine bone china — что означает

Слово «china», в переводе с английского – означает «фарфор». Именно от этого слова, произошло название целой страны. То есть Китай, переводится  с английского, как страна  фарфора, единственного вещества в мире, чей секрет до сих пор не разгадан. «bone» — с английского «костяной». Здесь указывались основные  свойства настоящего фарфора. Он был белым, как кость, твердым, тонким, прочным и прозрачным. Настоящему элитному фарфору, присвоен международный статус «Вone china» — костяной фарфор.

«Fine» — в переводе с английского – тонкий. Тонкий костяной фарфор. Эти знаки на посуде говорят, что процент костной золы составляет не менее 35%.

Хранение изделий

Лучше посуду держать в закрытых шкафчиках, желательно со стеклянными дверками. Так можно уберечь от налета пыли, исключить падение и любоваться знаменитым совершенством линий и форм. Ставить подальше от огня и нагревательных приборов, чтобы исключить деформацию. Стараться хранить  предметы отдельно, без соприкосновения, чтобы избежать случайных сколов. Не ставить посуду одну в другую.

Особенности ухода

Очищать от пыли мягкой тряпкой. Мыть теплой водой без химических средств. Не применять жестких губок и мочалок. Перед подачей в посуде горячей еды или напитков – хорошо согреть, чтобы избежать резких перепадов температуры. Не наливать в еще горячие чашки, холодные напитки или мороженое.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Демонстрация полупрозрачного качества фарфора

Фарфор — керамический материал, изготовленный путем нагревания материалов типа глины до высоких температур. В его состав входит глина в виде каолинита.

Существует различие между фарфором с твердой пастой , обожженным при 1400 градусах Цельсия, и фарфором с мягкой пастой , обожженным при 1200 o C. Костяной фарфор представляет собой фарфор с мягкой пастой, изготовленный из костной золы и каолинит.

Сырье для фарфора при смешивании с водой образует пластичную пасту. Перед обжигом в печи пасте доводится до необходимой формы.

Китай [изменить | изменить источник]

Фарфор возник в Китае, и «фарфор» — это обычное название продукта. К периоду династии Восточная Хань (196–220 гг. Нашей эры) глазурованные керамические изделия превратились в фарфор. [1] [2] [3] Фарфор, изготовленный во времена династии Тан (618–906 гг. Н.э.), экспортировался в исламский мир, где он был высоко оценен. [3] Ранний фарфор этого типа включает трехцветный глазурованный фарфор или sancai изделий. Фарфоровые изделия в том смысле, в каком мы их знаем сегодня, могут быть найдены во времена династии Тан, [4] , а археологические находки отодвигают их датировки еще во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). [2] Во времена династии Суй (581–618) и династии Тан (618–907) широко производился фарфор.

Европа [изменить | изменить источник]

Нимфенбургский фарфор 1760/1765

В 1712 году многие секреты китайского фарфора были раскрыты в Европе французским отцом-иезуитом Франсуа Ксавье д’Энтреколлем и опубликованы в « Lettres édifiantes et curieuses de Chine par des missionnaires jésuites ». [5]

Германия [изменить | изменить источник]

В начале XVI века португальские торговцы вернулись домой с образцами каолиновой глины, которая, как они обнаружили в Китае, необходима для производства фарфоровых изделий. Однако китайские методы и состав, используемые для производства фарфора, еще не были полностью изучены.

В немецкой земле Саксония поиск завершился в 1708 году, когда Эренфрид фон Чирнхаус добыл твердый, белый, полупрозрачный фарфор из каолиновой глины и алебастра, добытый на саксонской шахте в Кольдице. [6] [7] Это была тщательно охраняемая коммерческая тайна саксонского предприятия. [7] [8]

Фон Чирнхаус и его помощник Иоганн Фридрих Беттгер были наняты Августом Сильным и работали в Дрездене и Мейсене в Саксонии. В записке мастерской указано, что первый образец твердого белого и застеклованного европейского фарфора был произведен в 1708 году. В то время исследования все еще контролировал Чирнхаус, который умер в октябре того же года.Бёттгер сообщил Августу в марте 1709 года, что может делать фарфор. Обычно ему приписывают европейское открытие фарфора. [9]

Франция [изменить | изменить источник]
Чаша из мягкого фарфора Saint-Cloud с голубым декором под глазурью, 1700/1710

Первый важный французский фарфор из мягкой пасты был изготовлен на фабрике Сен-Клу до 1702 года. Фабрики мягкой пасты были открыты в Шантильи в 1730 году и в Меннеси в 1750 году. Фарфоровая фабрика в Венсенне была основана в 1740 году, а позже переехала в более крупный. помещения в Севре. [10] в 1756 году. Мягкая паста Vincennes была белее и совершеннее, чем любой из ее французских конкурентов, благодаря чему фарфор Vincennes / Sèvres занял лидирующие позиции во Франции. [11]

Англия [изменить | изменить источник]

Первая мягкая паста в Англии была продемонстрирована Томасом Брианом Королевскому обществу в 1742 году и, как полагают, была основана на формуле Сен-Клу. В 1749 году Томас Фрай получил патент на фарфор, содержащий костную золу. Это был первый костяной фарфор , позже усовершенствованный Джозайей Сподом.

Типичная синяя тарелка Веджвуда с белым декором

За двадцать пять лет после демонстрации Бриана в Англии было основано полдюжины фабрик по производству столовых изделий и фигурок из мягкой пасты. Некоторые известные фабрики были:

Уильям Кукуорти обнаружил залежи каолиновой глины в Корнуолле. Это помогло развитию фарфора и другой белой керамики в Англии. На фабрике Кукуорти в Плимуте в 1768 году использовалась каолиновая глина и фарфоровый камень. [16] Создал фарфор, состав которого схож с китайским фарфором начала 18 века.

  1. ↑ Глазурь, глазирование: стекловидная (стекловидная) эмаль или фарфоровая эмаль получают путем наплавления порошкового стекла на подложку путем обжига. Порошок плавится, растекается, а затем затвердевает, образуя гладкое, прочное стекловидное покрытие на керамике, металле или стекле.
  2. 2,0 2,1 Келун, Чен (2004). Китайский фарфор: искусство, элегантность и признание . Сан-Франциско: Long River Press. п. 3. ISBN 978-1-59265-012-5 .
  3. 3.0 3,1 « Фарфор «. 6-е изд., Колумбийская энциклопедия, 2008. Проверено 27 июня 2008 г.
  4. ↑ Adshead S.A.M. 2004. Тан Китай: Подъем Востока в мировой истории. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1-4039-3456-8 (в твердом переплете). Стр. 80 и 83.
  5. ↑ Baghdiantz McAbe, Ina 2008. Ориентализм в ранней современной Франции . Оксфорд: Берг, стр. 220. ISBN 978-1-84520-374-0.
  6. ↑ Бернс, Уильям Э. 2003. Наука в просвещении: энциклопедия .Санта-Барбара: ABC-Clio. С. 38–39. ISBN 978-1-57607-886-0
  7. 7,0 7,1 Ричардс, Сара (1999). Керамика XVIII века: товары для цивилизованного общества . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. С. 23–26. ISBN 978-0-7190-4465-6 .
  8. Wardropper, Ян (1992). Новости из светлого будущего: советский фарфор из коллекции Крейга Х. и Кей А. Тубер . Чикаго: Институт искусств Чикаго.ISBN 978-0-86559-106-6 .
  9. ↑ Глисон, Джанет. «Аркан », точный исторический роман о жадности, одержимости, убийстве и предательстве, которые привели к созданию мейсенского фарфора. Bantam Books, Лондон 1998.
  10. Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен.
  11. ↑ Метрополитен-музей
  12. ↑ Наука о раннем английском фарфоре. IC. Фристоун. Шестая конференция и выставка Европейского керамического общества .Том 1, Брайтон, 20–24 июня 1999 г., стр. 11–17.
  13. ↑ Сайты Фарфорового завода Челси. Адамс Э. 1986. Керамика 1 , 55.
  14. «История». Королевская корона Дерби. Проверено 1 ноября 2011.
  15. ↑ История Royal Crown Derby Co Ltd, от британских гончаров и гончаров сегодня . 1956 г.
  16. ↑ Китайский камень: среднезернистый, частично разложившийся гранит с высоким содержанием полевого шпата.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Porcelain .

Как делают фарфор? (с иллюстрациями)

Фарфор получают путем смешивания глины с другими веществами и обжига ее при высоких температурах, чтобы получить стекловидные или стеклянные свойства. Настоящий фарфор слегка полупрозрачный, непористый и очень твердый, что делает его пригодным для широкого круга применений, от пластин до электрических изоляторов. Есть три основных категории материалов: твердая паста или настоящий фарфор, мягкая паста или фарфор и костяной фарфор.Каждый из них изготовлен из разных ингредиентов, в результате чего получаются продукты разного качества.

Когда фарфор впервые появился в Европе, гончары экспериментировали с различными глинами, чтобы попытаться воспроизвести его.

Эта концепция возникла в Китае примерно в седьмом веке нашей эры. Китайцы обнаружили, что смесь каолиновой глины и вещества, называемого петунце, дает чрезвычайно прочную, прочную керамику. Каолиновая глина — это очень чистый белый полевой шпат, а петунце — еще одна форма полевого шпата, которая превращается в стекло при обжиге при высоких температурах. Каолиновая глина эластична и прочна, поэтому она сохраняет форму предмета во время обжига, в то время как петунце сливается с каолином, чтобы закончить изделие.

Фарфор впервые начали производить в Китае. Китайцы обнаружили, что каолиновая глина и петунце вместе создают очень прочную керамику.

Когда фарфор впервые попал в Европу, он вызвал широкий интерес. Европейские гончары начали экспериментировать с различными глинами, пытаясь воспроизвести керамику, и после долгих экспериментов был получен фарфор из мягкой пасты.Мягкая паста была получена путем смешивания бледной глины со стеклом, хотя многие современные производители используют каолин и кремнезем. В обжиге он кремового цвета и намного мягче, чем настоящий фарфор.

Кофе в фарфоровой чашке.

Костяной фарфор — это твердая паста, смешанная с костями и пеплом. Он твердый и полупрозрачный, как настоящий фарфор, и он тесно связан с Англией и Германией, двумя основными производителями этого материала. Считается, что добавление костей животных возникло из-за непонимания того, как твердая паста изготавливалась в Китае.

Многие туалеты сделаны из фарфора.

Во всех случаях первым шагом в изготовлении этой глиняной посуды является измельчение ингредиентов до однородного небольшого размера.Их просеивают, чтобы удалить слишком маленькие или слишком большие куски, а затем большим магнитом проводят по измельченной глине и камню, чтобы удалить любые следы или железо. Затем добавляется вода для создания суспензии, которую можно формовать, отливать на круге или придавать другим способом перед обжигом. Фарфор сначала обжигается в печи с низкой температурой, чтобы придать ему форму и предотвратить усадку, а затем глазируется. После глазури его обжигают при очень высоких температурах для плавления компонентов, а затем дают медленно остыть.

Смесь каолиновой глины и петунце впервые была обнаружена в Китае. Фарфоровая посуда ручной работы часто создается на круге.

Что такое бисквитный фарфор? (с рисунком)

Фарфор Bisque — это белая неглазурованная керамика. Готовое изделие твердое и полупрозрачное, из него широко изготавливают декоративные фигурки. Куклы викторианской эпохи обычно изготавливались из бисквитного фарфора, и они остаются популярными среди коллекционеров.

Создание бисквитного фарфора начинается с лепки глиняной модели.

Китайские мастера были первыми, кто изготавливал бисквитный фарфор, и на протяжении веков они были единственными, кто производил его. Только в 18 веке европейцы начали работать с керамикой. Эти ранние изделия были особенно пористыми и хрупкими после первого обжига, их часто называли бисквитными изделиями. Слово «бисквит» происходит от этого названия.

К 1860-м годам бисквитный фарфор использовался для изготовления кукол.Раньше куклы часто делали из фарфора, но бисквит имел более теплый, естественный цвет и текстуру. Бисквитные фарфоровые куклы оставались популярными до 1930-х годов, когда куклы-композиции стали широко доступны. В 1980-х куклы из бисквитного печенья снова стали популярны на растущем рынке коллекционеров.

Создание бисквитного фарфора начинается с лепки глиняной модели.После завершения модели можно делать гипсовые слепки. Часто модель разделяется на части, и каждая часть изготавливается по слепку, чтобы лучше передать детали скульптуры.

Глина, используемая для изготовления бисквитного фарфора, изготавливается из смеси каолина, полевого шпата и кремня, которую затем смешивают с водой с образованием пасты, называемой шликером, которую заливают в отливки и дают застыть.Гипсовые слепки впитывают воду, поэтому шликер быстрее затвердевает по бокам. Через полчаса затвердевшие стороны становятся достаточно толстыми, чтобы жидкость в центре можно было вылить, оставив фарфоровую скорлупу. После полного высыхания детали можно вынуть из гипсовых слепков легким постукиванием.

Эти детали, обычно называемые зелеными, готовы к сборке.Зелень собирают, нанося кисть на оставшиеся кусочки, чтобы склеить их вместе. Швы тщательно скрываются, а мастера при необходимости добавляют изюминки и художественные детали. Затем заготовке дают полностью высохнуть на воздухе перед отправкой в ​​печь.

Печь для бисквитного печенья нагревается примерно до 2300 градусов по Фаренгейту (1260 градусов по Цельсию), при этом для выпечки изделий обычно требуется не менее 14 часов.В зависимости от изделия может потребоваться до 70 часов. За это время изделие теряет всю влагу и остекленяется, усаживаясь до 15 процентов.

После охлаждения можно использовать стакан, чтобы аккуратно отполировать изделие, если того пожелает создатель. Полировка не только сглаживает текстуру бисквитного фарфора, но и служит для грунтования изделия перед росписью.Детали, расписанные вручную, часто используются на декоративных фигурках и других предметах коллекционирования. После того, как эти последние штрихи будут завершены, изделие будет готово для второго обжига, прежде чем оно будет закончено.

Быстрый ответ: что сделано из фарфора?

Из чего делают фарфор?

Состав фарфора сильно различается, но глинистый минерал каолинит часто является сырьем.Другое сырье может включать полевой шпат, шаровую глину, стекло, костную золу, стеатит, кварц, петунце и алебастр. Используемые глины часто называют длинными или короткими, в зависимости от их пластичности.

Для чего используют фарфор?

Фарфор используется для изготовления посуды, предметов декора, лабораторного оборудования и электроизоляторов. Он был разработан китайцами в 7-8 веке. Настоящий фарфор или фарфор с твердой пастой изготавливается из каолина (белая китайская глина), смешанного с порошком петунце (полевого шпата), обжигаемого при температуре около 1400 ° C (2550 ° F).

Почему унитазы сделаны из фарфора?

Фарфор отлично справляется с водой. Это может показаться простым, но пористый материал будет пропускать жидкость и бактерии, поэтому непроницаемость для них обоих важна в конструкции, основная задача которой — справляться с отходами. Ключ к защите от воды — в глазури фарфора.

Почему фарфор такой дорогой?

Фарфор пропускает яркий свет. Падение твердого фарфора заключается в том, что, несмотря на его прочность, он довольно легко раскалывается и имеет естественный синий или серый оттенок.Его обжигают при гораздо более высокой температуре, чем фарфор с мягкой пастой, и поэтому его труднее и дороже производить.

Фарфор легко ломается?

Фарфор или костяной фарфор

Несмотря на то, что фарфор и костяной фарфор устойчивы к сколам и трещинам, они могут сломаться, расколоться или потрескаться, если с ними обращаться неправильно или слишком сильно нагревать в микроволновой печи. Но то же самое происходит с посудой из закаленного стекла или пластика, двумя другими типами прочной посуды.

Что особенного в фарфоре?

Сегодня фарфор широко используется, хотя в нем все еще есть что-то особенное, о чем свидетельствует его богатая история.Это мечта керамистов, так как их результаты могут быть такими тонкими, деликатными и разнообразными. Он также очень по-другому удерживает глазурь и может выглядеть довольно эфирно.

Китай — это фарфор?

Термин «фарфор» происходит от страны его происхождения, а слово «фарфор» происходит от латинского слова «porcella», что означает морская ракушка. Независимо от того, где он (или был) сделан, все изделия из фарфора обжигаются при высокой температуре. Затем у вас есть костяной фарфор с добавлением ингредиентов и другой температурой обжига.

Каким еще будет фарфор?

Слова, относящиеся к фарфору

керамика, эмаль, керамика, фаянс, керамика, фарфор, эмалированная посуда, шкварки.

Что означает название фарфора?

L. porcus pig, вероятно, из-за сходства формы панциря со спиной свиньи. Фарфор был назван в честь этой раковины либо из-за ее гладкости и белизны, либо потому, что считалось, что она сделана из нее.

Все ли туалеты белые?

Туалеты сделаны из фарфора

На самом деле не все.Но 95 процентов туалетов сделаны из фарфора. Прежде чем превратиться в туалеты и другие сооружения, включая предметы искусства, фарфор на самом деле полупрозрачный. Но при нагревании становится белым.

Туалеты фарфоровые или керамические?

По всему миру вы обнаружите, что большинство унитазов изготовлено из фарфора, материала на керамической основе, очень приятного на ощупь. Однако унитазы не делают из фарфора просто так, а керамический материал, из которого они сделаны, имеет ряд преимуществ.Фарфоровый унитаз и раковину легко мыть.

Что лучше керамогранит или керамическая плитка?

Фарфоровые глины более плотные и, следовательно, менее пористые, чем керамические. Керамогранит не только более плотный, чем керамическая, но и из-за своего строительного состава считается более прочным и лучше подходит для интенсивного использования, чем керамическая плитка.

Для чего нужен фарфор?

Посмотреть все

Для чего используют фарфор?

Фарфор используется для изготовления посуды, предметов декора, лабораторного оборудования и электроизоляторов.Он был разработан китайцами в 7-8 веке. Настоящий фарфор или фарфор с твердой пастой изготавливается из каолина (белая китайская глина), смешанного с порошком петунце (полевого шпата), обжигаемого при температуре около 1400 ° C (2550 ° F).

Из чего делают фарфор?

Состав фарфора сильно различается, но глинистый минерал каолинит часто является сырьем. Другое сырье может включать полевой шпат, шаровую глину, стекло, костную золу, стеатит, кварц, петунце и алебастр. Используемые глины часто называют длинными или короткими, в зависимости от их пластичности.

Что особенного в фарфоре?

Сегодня фарфор широко используется, хотя в нем все еще есть что-то особенное, о чем свидетельствует его богатая история. Это мечта керамистов, так как их результаты могут быть такими тонкими, деликатными и разнообразными. Кроме того, он совершенно по-другому удерживает глазурь и может выглядеть довольно неземным.11 Jan 2020

Почему был изобретен фарфор?

Восточная династия Хань (25–220)

Считается, что первый фарфор был изготовлен путем обжига керамических материалов до необходимой температуры.Таким образом они создали своего рода легкую, но прочную керамику, которая была предпочтительнее для художественных и декоративных целей и с тех пор пользуется большим спросом.

Почему фарфор такой дорогой?

Фарфор пропускает яркий свет. Падение твердого фарфора заключается в том, что, несмотря на его прочность, он довольно легко раскалывается и имеет естественный синий или серый оттенок. Его обжигают при гораздо более высокой температуре, чем фарфор с мягкой пастой, и поэтому его труднее и дороже производить.

Легко ли ломается фарфор?

Фарфор или костяной фарфор

Несмотря на то, что фарфор и костяной фарфор устойчивы к сколам и трещинам, они могут сломаться, расколоться или потрескаться, если с ними обращаться неправильно или слишком сильно нагревать в микроволновой печи. Но то же самое происходит с посудой из закаленного стекла или пластика, двумя другими типами прочной посуды.17 Jan 2015

Унитазы сделаны из фарфора?

Унитазы из стекловолокна (то, что мы называем фарфором) сделаны из глины и воды.Производственный процесс, который включает в себя заливку в форму, отделку, глазирование и затем отправку в печь, довольно прост и относительно недорого.31 июля 2012 г.

Есть ли в фарфоре кость?

Вообще говоря, фарфор с 25% костного порошка в сырье можно назвать костяным фарфором. Признанное во всем мире содержание костного порошка превышает 40%. Костяной фарфор с наилучшей текстурой обычно содержит 45% высококачественного порошка бычьей кости.

Что означает название фарфора?

Л.Porcus pig, вероятно, из-за сходства формы панциря со спиной свиньи. Фарфор был назван в честь этой раковины либо из-за ее гладкости и белизны, либо потому, что считалось, что она сделана из нее.

Как фарфор изменил мир?

Благодаря своей прочности, более тонкой, легкой, более элегантной форме, долговечности и легко очищаемой стеклянной поверхности, фарфор был мгновенно принят людьми как лучшая альтернатива керамике и быстро улучшил жизнь людей, особенно в еде и питье.

Как получить фарфоровое лицо?

Фарфоровая кожа: 6 способов получить ее

  • Фарфоровая кожа Совет № 1: Никогда не спите с макияжем.
  • Фарфоровая кожа. Совет № 2: Сократите количество обработанных пищевых продуктов; ешьте больше фруктов и овощей.
  • Фарфоровая кожа Совет № 3: Ешьте полезные жиры.
  • Фарфоровая кожа Совет № 4: Пейте воду и сократите потребление безалкогольных напитков, кофеина и алкоголя.
  • Porcelain Skin Совет № 5: Косметические продукты. Выбирайте качество, а не количество.

28 февраля 2014 г.

Каким еще будет фарфор?

Слова, относящиеся к фарфору

керамика, эмаль, керамика, фаянс, керамика, фарфор, эмалированная посуда, шкварки.

Китай — это фарфор?

Термин «фарфор» происходит от страны его происхождения, а слово «фарфор» происходит от латинского слова «porcella», что означает морская ракушка. Независимо от того, где он (или был) сделан, все изделия из фарфора обжигаются при высокой температуре.Тогда у вас есть костяной фарфор с добавлением ингредиентов и другой температурой обжига.6 авг 2019

Почему фарфор так важен?

В древнем мире фарфор был необходимостью. Для повседневного использования из него создавали чашки, тарелки и другие полезные предметы. Изысканный высококачественный фарфор обычно служил украшением или подарком. Он также использовался для создания декоративных статуй и декоративных безделушек для высших классов.

Как отличить фарфор от керамики?

1:04

2:23

Предлагаемый клип 46 секунд

Разница между керамикой и фарфоровой плиткой — YouTube

YouTube

Начало предлагаемого клипа

Конец предложенного клипа

Можно ли нагревать фарфор в микроволновой печи?

Хотя фарфор сам по себе совершенно безопасен в микроволновой печи, не все фарфоровые тарелки можно безопасно использовать в одной.Некоторые фарфоровые тарелки имеют дополнительное украшение, которое может быть повреждено при нагревании в микроволновой печи. Если фарфоровая тарелка имеет какой-либо металлический декор, не используйте ее в микроволновой печи.

Что дороже костяного фарфора или фарфора?

Костяной фарфор выглядит немного более элегантно благодаря более легкому весу и структуре тела. Обычно он немного дороже фарфора из-за производственного процесса и элегантного внешнего вида. Фарфор обычно толще, чем изделия из костяного фарфора.8 июл 2015

Стоят ли фарфоровые куклы денег?

Фарфоровые куклы, сделанные 80–100 лет назад или более, могут быть весьма ценными. Быстрое сканирование аукционов и списков предложений для покупки сейчас на eBay обнаруживает стоимость фарфоровых кукол в диапазоне от 5 и 10 до нескольких тысяч долларов и более, но куклы не указаны выше 10 000 долларов.3 Ноябрь 2019 г.

Китайский фарфор — часто задаваемые вопросы, типы, где найти Купить в Китае

Культура

от Fercility Обновить янв.11.2021

Важным изобретением древнего китайского народа было изобретение тонкого, деликатного материала, известного как фарфор. Это не одно из самых известных изобретений древнего Китая, такое как порох или печать, но фарфор по-прежнему был одним из основных предметов экспорта в истории Китая.

Сегодня это популярный сувенир среди туристов, который можно найти на многих рынках и в специализированных магазинах по всему Китаю.

Из чего сделан фарфор?

Фарфор, разработанный в Китае, состоит из хорошо остеклованной керамики.Эта керамика обычно состоит из глины , каолин . В его состав могут входить такие ингредиенты, как стекло, кость, зола, кварц и алебастр.

Почему фарфор впервые начали производить в Древнем Китае?

Китайский фарфор

Три основных компонента фарфора — это каолин, топливо для высокотемпературных печей и глазурь.

Несмотря на то, что Китай освоил технологию глазури на несколько сотен лет позже Нового Вавилона, Китай обладал двумя предметами первой необходимости, которых не было в других регионах: богатым каолином и лесными ресурсами.

Когда был изобретен фарфор?

Керамика впервые появилась в династии Шан (около 1600-1046 гг. До н.э.). Это основная основа фарфорового мастерства. Производство фарфора было начато во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Его производство оставалось важным национальным искусством вплоть до года династии Цин (1644-1912), последней императорской династии Китая.

Полная история фарфора в Китае и во всем мире представляет интерес для любителей истории, любителей культуры и всех, кто хочет посетить Китай лично.

Посуда из китайского фарфора

Для чего использовался фарфор в древнем Китае?

Прочный и красивый материал, известный как фарфор, нашел много применений. В древнем мире фарфор был необходимостью.

Для повседневного использования из него было создано чашек , тарелок , и других полезных предметов .

Изысканный высококачественный фарфор обычно использовался как украшение или служил в качестве подарка.

Он также использовался для создания декоративных статуй и декоративных безделушек для высших классов.

Почему фарфор на Западе называют «Китаем»?

Удачный штамп на фарфоре: китайский фарфор известен как «фарфор».

С тех пор, как первые изделия из фарфора были импортированы торговцами в западный мир, он однозначно ассоциируется с землей своего происхождения. Название «фарфор» происходит от того факта, что Китай был единственным производителем фарфора в древнем мире.

От династии Сун (960–1279) до конца династии Мин (1368–1644) китайский фарфор создавал массовый пыл везде, где бы он ни появился, и изменил образ жизни своей практичностью и желательностью.До сегодняшнего дня ни один продукт в мире не пользовался таким устойчивым влиянием на протяжении сотен лет.

Фарфор в современном мире

Фарфоровый чайный сервиз в западном стиле

В настоящее время материкового Китая и Гонконг предлагают множество музеев и магазинов, где вы можете посмотреть и купить старинный античный фарфор и произведения искусства из фарфора.

Помимо просмотра основных коллекций в таких местах, как Запретный город, есть также рынки, специально посвященные продаже китайского фарфора.

Китайское искусство изготовления фарфора и по сей день считается национальной гордостью. В западных странах этот материал часто называют просто «Китай» из-за его тесной связи с теми, кто его изобрел.

Один вид фарфора лучше другого?

Существует различных марок фарфора , о чем следует помнить при покупке. Фарфор более высокого качества, произведенный в Китае, обжигается дольше или чаще, чем фарфор более низкого качества.Лучший китайский фарфор ценится за прочность, тонкость и яркие, красочные произведения искусства.

Чем китайский фарфор отличается от японского?

Напротив, японский фарфор был на толще , имел следы на ходулях или крошечные пузырьки на нижней стороне изделий и часто был мягкого цвета. Китайский фарфор был известен как более художественный по своей природе и ценился иностранными покупателями по сравнению с японскими разновидностями.

Где купить фарфор в Китае

Цзиндэчжэнь, Цюаньчжоу и Фошань в Гуандуне и Гонконге — отличные места, куда можно пойти, если вы заинтересованы в просмотре и / или покупке подлинного и высококачественного китайского фарфора.

Цзиндэчжэньский гончар

Цзиндэчжэнь

Цзиндэчжэнь по-прежнему остается «фарфоровой столицей» Китая, и вы можете присоединиться к одному из наших туров. В Музее керамики Цзиндэчжэня хранится одна из лучших в мире коллекций древнего фарфора.

Современные изделия доступны для продажи, и вы, возможно, сможете понаблюдать за работой мастеров.

Особые товары города включают белый и синий 青花瓷 Qinghua Ci / ching-hwah tsuh / и розовый фарфор 薄 胎 瓷 Botai Ci / bor-teye tsuh /.

Цюаньчжоу

Цюаньчжоу известен благодаря 德 化 瓷器 Dehua Ciqi / der-hwah tsuh-chee /, которые стали популярными в эпоху Мин.Отличное место для посещения — торговый центр Quanzhou Tourism 泉州 旅游 购物中心.

Фошань

Недалеко от торговой столицы Китая Гуанчжоу находится город Фошань с долгой историей производства фарфора, древними печами, которые стоит посетить, и магазинами, где можно купить как сувениры, так и предметы для инвестиций.

Вы можете совершить поездку по городу Шиван 石湾 (шиван) и 500-летней печи Нанфэн.

Гонконг

Музей чая Флагстафф в Гонконге

Гонконг известен двумя прекрасными музеями: Музеем посуды Флагстафф и Художественным музеем Гонконга.Здесь представлен представительный выбор антикварных предметов различных династических эпох.

.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *