Стиль барокко в интерьере ▷ особенности дизайна интерьера в стиле барокко
Барокко как стиль в интерьере появился ещё в XVII веке в Италии, но его элементы до сих пор находят своих обожателей. Если вы в их числе — устраивайтесь поудобнее, нам есть, чем поделиться.
Две работы Джованни Лоренцо Бернини. Слева — церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, открытая в 1670 году в Риме. Справа — кафедра Святого Петра в соборе Святого Петра в Ватикане, открытая 1666 году
Возникновение стиля барокко
На эту тему у нас даже отдельная статья есть. В начале XVII века религия в Риме играла огромную роль в жизни простых граждан. В ответ на протестантскую Реформацию Католическая церковь стремилась установить эмоциональный контакт с итальянцами/ И если в эпоху Возрождения архитектурное искусство позиционировало себя элитарным и «не для всех», то барокко был призван заставить даже необразованные массы поверить в силу и грандиозность церкви.
Римские папы нанимали лучших архитекторов, художников, дизайнеров интерьеров для постройки бесчисленных церквей и дворцов, что меняло облик города, делало Рим визуально богаче и роскошнее. Этот стиль быстро подхватили во всей Европе. Вслед за экстерьером менялось и внутреннее убранство состоятельных граждан. Великие художники своего времени занимались разработкой нового стиля мебели и декора, пытаясь переплюнуть друг друга и самих себя. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Основные принципы
В барокко принято преувеличивать выражения и жесты, создавать драму, напряжение, величие. Стиль барокко — это символ силы. Большие и детально продуманные предметы мебели, украшенные золотом рамы и стены, резные потолки — стиль дворцов и огромных резиденций. В современном мире воссоздать атмосферу правильного барокко очень сложно из-за масштабов стиля. Но аккуратный микс современных линий и основных элементов традиционного барокко может отлично вписаться даже в городское жилье.
Попробуйте добавить в свой интерьер:
Мебель, украшенную изысканной резьбой, покрытую золотом или бронзой
Богатую отделку: молдинги на стенах и потолке, гобелены, лепнину
Скульптуры и изящные статуи, часто изображающие детей, музыкантов и красивых женщин
Роскошное постельное белье (из парчи, шёлка, бархата)
Посмотрите, как можно добавить отдельные элементы стиля в современный дизайн. Детали остаются те же – лепнина, высокие окна и двери, но несколько невесомых предметов полностью меняют пространство.
Цветовая гамма
Основной цветовой акцент барокко — золото, которым часто украшены зеркала, предметы декора, мебель и аксессуары. Чтобы подчеркнуть металл, выбирайте светлые нейтральные оттенки или, наоборот, тёмные и богатые: бордо, насыщенный синий или глубокий зелёный.
Оформление стен
Главное правило — стены должны быть рельефными. Стиль барокко предполагает динамику: огромное количество вставок, бордюров, молдингов, гобеленов, лепнин, ниш, колонн, и даже пилястров. Приветствуются картины времен Ренессанса на стенах. Для придания объема используются также текстильные обои, гипс, окрашенные деревянные панели. Смело смешивайте декор друг с другом: лепнину, позолоту, фрески — в этом стиле не бывает понятия «слишком роскошно».
Оформление потолка
Правила те же, что и у стен: потолки не могут быть однородными. Они часто расписаны, обрамлены лепными украшениями. В классическом барокко потолок — продолжение стены, он должен дополнять, но не контрастировать. Декор в виде позолоты также остается уместен. Идеальное решение, если вы хотите передать дух эпохи — потолок, украшенный фресками.
Оформление пола
Цвет пола обязательно должен сочетаться с цветовой гаммой пространства. Материалы: чаще всего дерево, уместен будет искусственный паркет под дорогую древесину. Можно использовать камень. Частый гость в интерьере ковер, но (обращаем на это особое внимание) ковры не должны занимать всю поверхность пола.
Мебель в стиле барокко
Основная особенность мебели в стиле барокко — сложный орнамент. Вся мебель украшена множеством деталей, с обильным, очень часто преувеличенным декором. При этом композиции отличаются тонким балансом и гармоничной интеграцией всех элементов. Части мебели симметричны, все детали повторяются одинаково с обеих сторон.
Мебель того времени часто изготавливалась из экзотических материалов: красное и эбеновое дерево, слоновая кость, импортированные металлы. Распространены были мраморные столешницы, особой популярностью пользовалась позолота.
Такая мебель обязательно должна быть презентабельной и роскошной. Мебель часто украшают:
Текстиль
Текстиль необходим для поддержания чувства богатства и роскоши. Этот эффект достигается при помощи пышных драпировок, подвесок и кисточек, золотых вставок. Большое значение имеют шторы. Как правило, шторы шьются из бархатной ткани, золотой парчи, атласа или шёлка, их расшивают золотой нитью или люрексом. В современных интерьерах популярны ткани, имитирующие натуральные материалы: такие как оникс, мрамор, малахит и др. Очень важно наличие роскошного ламбрекена, дополнительно украшенного вышивкой. Допускается использование контрастных цветов.
Освещение
В комнатах в стиле барокко обязательны большие окна, дающие много дневного света. Также используются широкие зеркала, которые наполняют пространство светом и визуально его увеличивают. Искусственное освещение представлено хрустальными массивными люстрами с лампами, имитирующими свечи. Используются также настенные светильники и эффектные торшеры с резными ножками.
Барокко сегодня
Конечно, повторить дворцовый стиль каноничного барокко сегодня не очень-то просто: приходится думать о том, как сэкономить квадратные метры и не устраивать пир на весь мир. И всё же вдохновляться изяществом XVII века можно и нужно: добавьте немного лепнины на стены, поставьте пару стульев с резными ножками или хотя бы повесьте золотое зеркало на стену.
Интерьер в стиле барокко
Барокко — дворцовая роскошь в интерьереИнтерьер в стиле барокко |
Стиль барокко (итал. «barocco» — вычурный, помпезный, склонный к излишествам) зародился в Италии в XVI—XVII веках, а затем распространился по всему миру. В России был известен как «нарышкинское барокко». Его элементы до сих пор успешно применяются в современном дизайне квартир и домов. В дизайне интерьера барокко стремится к величию и пышности. Особенностями стиля в интерьере являются: пространственный размах (стилю присущи большие помещения), богатство и роскошь, симметрия, массивная дорогая мебель, обилие позолоты, лепнины и вычурного декора, настенная живопись, фрески, цветовые контрасты. Для отделки пола используют мрамор, который может переходить и на стены, паркет, керамогранит. Полы застилают коврами. Стены, как правило, затягивают дорогими тканями или гобеленами. Это могут быть и обои в характерной барокко цветовой гамме (однотонные темные или светлые со сложным флористическим рисунком) и декоративная штукатурка. На таком фоне золоченая мебель будет выглядеть более эффектно. Совет руководителя студииЮлия СеменцоваРуководитель студии Каждый наш проект отражает потребности, вкус и образ жизни нашего клиента Текстильные обои непрактичны для кухни, поэтому выберите декоративную штукатурку или краску для стен. Вместо паркета, на пол положите керамическую или мраморную плитку. Наиболее популярное цветовое сочетание для кухни: белый или молочный с золотым. Потолок должен сочетаться по стилю со стенами, поэтому многоуровневые конструкции или многоступенчатые переходы, украшенные лепниной или фресками, будут хорошим решением. Диваны и кресла на изогнутых ножках с резными спинками и подлокотниками, обитые яркой декоративной тканью с цветочно-кружевными композициями. Верхний край спинки дивана делали волнистым. Кровать с красивой спинкой, на высоких фигурных ножках, с балдахином из бархата. Спальня в стиле барокко не обойдется без туалетного столика и пуфа, комода с выдвижными ящиками. Серванты со стеклянными дверцами, массивный большой деревянный стол круглой формы — на кухне. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики. Мебель изготавливается с помощью техники деревянного набора и фанерования, используют материалы, пригодные для полировки и резьбы, например, мягкий орех. Оптимальные породы древесины для кухонной мебели: дуб, бук, ясень, вишня, каштан. Дерево покрывают позолотой и декорируют бронзовыми или позолоченными накладками. Романтическое звучание интерьерам XVII века придавало освещение при помощи свечей. Под них были придуманы жирандоли, шандалы, канделябры и подсвечники. В наше время свечи несут на себе лишь декоративную нагрузку, уступив место электрическим светильникам в форме свечи. Светильники могут быть серебряными или золотыми и декорированы подсвечниками. Свет в помещении — приглушенный и рассеянный. При оформлении дизайна в стиле барокко используются цветовая гамма, которая отражает помпезную направленность стиля: терракотовая, темно-зеленая, коричнево-зеленая, красно-бордовая, пурпурно-золотая, сине-золотая. Основным цветом стиля является золотой, в сочетании с белым и бежевым. Это проявляется при отделки помещения и подчеркивается в аксессуарах декора и деталях мебели. Пафос интерьера усиливают насыщенные цвета, фрески, стеновые полуколонны, обилие тяжелых тканей, ковры, богатые сверкающие люстры и настенные бра в форме свечей с хрустальными подвесками, позолоченная лепнина, барельефы и росписи с преобладанием тематики изображений листьев и плодов. Распространены шпалеры (гобелены) — тканые ковры без ворса, которыми занавешиваются стены дома. Парчой оформляются стены, окна и двери, мебель. Ценится и длинноворсовой генуэзский бархат. В качестве элементов декора подойдут различные скульптуры, картины в больших рамах, напольные вазы и зеркала больших размеров в резных рамах. Окна украшаются тяжелыми портьерами со сложной драпировкой. Сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом, — все, что способно подчеркнуть торжественную декоративность стиля. Современным видением стиля барокко стал необарокко, возникший в конце прошлого века. Выбирая для себя стиль будущего интерьера, стоит помнить, что удачный интерьер — это четкая взаимосвязь жилого объема с внутренней архитектурой пространства. Стиль барокко уместен в правильной, классической планировке — с высокими потолками, анфиладами, гипсовой лепниной и с соответствующим видом за окном. Если хочется иметь классику в обычной городской квартире, лучше, все же, сделать ее более легкой, возможно, выбрав необарокко, или отдать предпочтение классическим, но сдержанным и спокойным формам и убранству. |
© Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google. |
Барокко — дворцовая роскошь в интерьере
V&A · Стиль барокко
Барокко — это очень богато украшенный и сложный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17-м и первой половине 18-го века. Возникнув в Италии, его влияние быстро распространилось по Европе, и он стал первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.
Определяющей характеристикой стиля барокко было то, как визуальные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое сообщение или смысл.
Искусство и дизайн в стиле барокко напрямую обращались к чувствам зрителя, обращаясь как к эмоциям, так и к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, развивавшееся и используемое власть имущими — церковью, абсолютными правителями и аристократией — чтобы убеждать и впечатлять, быть богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, характерными для эпохи Возрождения, барокко известно своим движением и драматизмом.
Первый глобальный стиль
Влияние барокко распространилось из Италии и Франции на остальную Европу, а затем распространилось через европейские колониальные инициативы, торговлю и миссионерскую деятельность в Африку, Азию, Южную и Центральную Америку. Его глобальное распространение привело к тому, что китайские резчики работали в Индонезии, французские мастера по серебряным изделиям в Швеции и итальянские специалисты по твердому камню во Франции. Скульптура была отправлена с Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как изготовленные в Лондоне стулья разошлись по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были желанны и имитированы модным обществом по всей Европе. Однако как стиль барокко также менялся по мере того, как он пересекал мир, адаптируясь к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.
В Китае европейские павильоны были величайшим выражением интереса цинских правителей к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юань или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна. Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были основаны на моделях в стиле барокко и включали величественные фонтаны и статуи.
Ощущение драмы
Важной особенностью искусства и дизайна барокко является использование человеческих фигур. Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму, чтобы передать определенные сообщения и вызвать эмоции у зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто их остановили посреди действия. Выражение лица, поза, жесты и драпировка использовались для добавления драматических деталей.
Бюст короля Англии Карла II из нашей коллекции прекрасно отражает драматизм портретной живописи в стиле барокко. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута набок, а замысловатый парик каскадом ниспадает на его кружевной галстук и вздымающуюся драпировку.
Производительность архитектуры
здания в стиле барокко также были динамичными и драматичными, как используя правила классической архитектуры, так и нарушая их. Внутри архитектура перекликалась с театральными приемами: расписные потолки делали комнаты открытыми к небу, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.
Опять же, дизайн был использован для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности барокко можно найти в проекте Джанлоренцо Бернини (1598–1680) для площади Святого Петра. Его величественные, внушительные изогнутые колоннады, центрированные на обелиске, используются как для того, чтобы ошеломить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.
Архитектура барокко также повлияла на облик общественных пространств города. Народные праздники играли важную роль в политической жизни страны. Обычно такие мероприятия происходили на открытом воздухе и представляли собой искусно оформленные зрелища. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, были фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в изысканных и дорогих костюмах.
Внушительная архитектура также использовалась для укрепления власти абсолютных правителей, например, в Версальском дворце во Франции – наиболее имитируемом здании 17 века. В 1717 году шведский архитектор Никодим Тессин Младший составил «трактат об украшении интерьеров всех видов королевских резиденций и других выдающихся мест как в городе, так и в деревне», основываясь на своих путевых заметках. Одним из самых дорогих недавних нововведений, которые он зафиксировал, было наличие таких больших зеркал, что они покрывали всю стену. Он также отметил использование стекла над дымоходом в Королевской камере в Версале.
Увлечение физическими материалами занимало центральное место в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах, наряду с естественноисторическими памятниками, научными приборами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в период барокко зарождение современной науки и открытие мира за пределами Европы вызвало все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов. Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии, вошли в моду и стали копироваться в Европе. Также были разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона из разноцветного дерева на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и полученные от них в других местах.
Значение, придаваемое таким материалам, можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Изготовленный между 1630 и 1650 годами в Китае, первоначально как кувшин для кистей для письма, позже в Лондоне к нему были добавлены экстравагантные позолоченные серебряные оправы, которые превратили кувшин для кистей в роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышкой.
Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хоузер, 1660-70, Англия. Музей №. М.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонБарочный орнамент
Изображения мира природы, а также мотивы, заимствованные из форм человека и животных, были популярными декоративными элементами. Наиболее распространенной формой барочного цветочного декора был бегущий свиток, часто сочетавшийся с акантом – стилизованным вариантом настоящего одноименного растения.
Аурикулярный стиль, в котором использовались мягкие, мясистые абстрактные формы, также возник в начале 17 века, создавая неоднозначный, наводящий на размышления и причудливый эффект. На самом деле, термин «барокко» был более поздним изобретением — «причудливый» было одним из слов, используемых в то время для стиля, который мы сегодня ассоциируем с барокко.
Театр
В театре ставились великолепные драматические, балетные и оперные постановки – новый вид искусства того времени. Эти спектакли с богато украшенными костюмами, сложными декорациями и оригинальными механизмами вызывали удивление и трепет. Театр пользовался популярностью как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (годы правления 1643–1715), опера « Атис » была настолько любима королем, что стала известна как «Королевская опера». В нашу коллекцию входит рисунок пером и тушью костюма персонажа Геркулеса в Атис . Он показан в балетной позе, в костюме в римском стиле, его можно узнать по дубине и львиной шкуре.
также сыграл свою роль в борьбе за власть между европейскими дворами. Правители соперничали, чтобы превзойти друг друга в великолепии своих произведений. Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, который использовался для контроля над дворянством и выражения его власти и великолепия. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение как доказательство придворной, гражданской или технической власти. Возникшие в результате новые здания по всей Европе создали театр в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Однако к середине 18 века стиль барокко казался все более несоответствующим настроениям того времени, в котором все большее внимание уделялось разуму и научным исследованиям. Барокко критиковали как «аморальный» стиль, а искусство и дизайн отказались от использования эмоций, драмы и иллюзии, вернувшись к более простому стилю, вдохновленному классической древностью. Только в конце 19 века стиль снова стал подвергаться критической переоценке.
Фоновое изображение: Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. В.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,
.Что такое дизайн в стиле барокко?
Барочный дизайн интерьера относится к стилю декора, который использовался в период барокко в архитектуре, искусстве и дизайне в 17-м и первой половине 18-го века.
Что такое дизайн в стиле барокко?
Барокко в интерьере — стиль декора стиля барокко периода архитектуры, искусства и дизайна, сложившийся в 17 и первой половине 18 века в Италии и Франции.
Этот экстравагантный стиль включал в себя многослойные, формальные, богато украшенные интерьеры, включающие такие элементы, как бронзовые скульптуры; замысловатые гобелены; скульптурные деревянные зеркала, молдинги и панели; искусно расписанные потолки; хрустальные люстры; и все позолотил.
Зеркальный зал, Версальский дворецVCG Уилсон / Корбис / Getty Images
История дизайна в стиле барокко
Движение барокко зародилось в Италии около 1600 года. Затем оно распространилось во Франции, по всей Европе и по всему миру. Барокко был первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.
Дизайн интерьера в стиле барокко является частью более крупного движения изобразительного искусства в стиле барокко, которое охватывает архитектуру, искусство, дизайн мебели, предметы и многое другое, при этом дизайн интерьера, архитектура и искусство работают вместе, чтобы создать единое визуальное представление.
Стиль барокко был эстетическим упражнением и чувственной демонстрацией силы — например, очень декоративные церкви и соборы, которые католическая церковь в Италии построила, чтобы усилить свое господство. Во Франции Людовик XIV использовал вариант стиля барокко, смешанный с французским классицизмом, как своего рода брендинг власти монархии. Его дизайнер интерьеров Шарль Лебрен взял пример со вкуса Короля-Солнца ко всему позолоченному и желания продемонстрировать свою огромную силу, что привело к созданию Версальского дворца, памятника стиля барокко, который сияет и сегодня.
Дарио Эгиди / Getty Images
Хотя стиль барокко впервые появился в Италии, его кульминацией стало рококо (также известное как поздний барокко или стиль рокайль), которое развилось в Париже 18-го века. Богато украшенный, чрезмерный стиль рококо был упреком строгим границам архитектуры французского барокко и строгим представлениям короля Людовика XIV о том, что составляет искусство.
Барокко вышло из моды в середине 18 века, но признание этого стиля возродилось в 19 веке.век. В 20-м веке известный дизайнер интерьеров Дороти Дрейпер изобрела популярный стиль, известный как современное барокко, который был смелым взглядом на классику, в которой использовались элементы блесток, яркие цвета и обновленный взгляд на детали рококо, который стал широко известен как голливудское регентство. . В 21 веке мини-возрождения современного барокко с такими прозвищами, как «Современный романтик», продолжают приходить и уходить, даже если сегодня только самые эксцентричные современные интерьеры будут полностью выполнены в стиле барокко.
Хольгер Леуэ / Getty Images
Ключевые характеристики дизайна в стиле барокко
- Стиль барокко отличается пышностью, роскошью, высокой декоративностью и театральностью, драматическим характером и неоспоримым чувством величия
- Этот эстетический стиль был разработан, чтобы воздействовать на чувства в порядке вызвать повышенный эмоциональный отклик
- Общий стиль характеризуется непримиримым использованием блесток, от сверкающих хрустальных люстр до зеркал с искусной резьбой, от монументальной мебели и предметов декора, до позолоченной отделки всего, от мебели до предметов и стен
- Стиль французского барокко может показаться буйством деталей и декоративных элементов, но его отличает основной акцент на симметрию и элегантность, вдохновленные французским классицизмом
Андреас фон Эйнзидель / Getty Images
- Использование изысканных материалов и техник, таких как фарфор, лак и маркетри по дереву
- В интерьерах в стиле барокко часто используются эффектные расписные потолки, которые часто предназначены для создания иллюзорного эффекта открытого неба
- Использование резных лепных украшений и декоративных деталей, таких как стилизованные природные мотивы, такие как листья, цветы, херувимы, фигуры людей и животных
- Формы и формы часто изогнуты и закручены по спирали для создания ощущения движения, например, завитки листвы
Картелл
Советы по декорированию в стиле модерн в стиле барокко
Стиль барокко может показаться несовместимым с современным декором, но он по-прежнему оказывает влияние как на современных дизайнеров интерьера, так и на декораторов дома, которые часто придерживаются минималистского подхода барокко к включению стиля дизайна интерьера.