Posted on Leave a comment

Что такое композиция в дизайне: 1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний

Содержание

1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний

Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав  разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.

 

Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.

Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.

Что нас ждет сегодня:

  1. Входная творческая работа (упражнение №2)
  2. Небольшое творческое тестирование.

Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.

Основы композиции.

Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.

Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы.  
    В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов

Завершение и обобщение работы над рисунком 

Задание №1

Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры  трех цветов (штриховка).

Законы композиции.

Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

Закон контрастов.

Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Упражнение №2.

На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (определяемся с идеей)
  • Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут). 

Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.

  1. Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
  2. Чем отличается натюрморт от пейзажа?
  3. Сколько голов укладывается в рост среднестатического взрослого человека?
  4. На твой взгляд, что такое стилизация?
  5. Чем отличается рисование мульт.персонажа от наброска человека с натуры?

 

 

Композиция в интерьере: основы дизайна +70 фото

Обустройство интерьера имеет сходство с построением кадра в фотографии. Знание дизайнерских приемов и архитектурных законов помогает создать оригинальную стилистику помещения. В противном случае, даже приобретение дорогостоящих предметов мебельного гарнитура не спасает комнату от ассоциаций с кладовкой. Композиция в дизайне играет ту же роль, что и художественная — в живописи. Поэтому далее рассмотрим ее основные принципы.

Композиционный центр в интерьере

Гармоничное соединение художественных элементов в единую систему, характеризующуюся наличием идеи и формы, получило название композиции. Также под этим термином подразумевается упорядоченное расположение предметов интерьера в конкретном помещении. Взаимосвязь мебельного гарнитура, различного оборудования, декоративных аксессуаров — является первоочередной задачей дизайнера интерьера. При этом рассматривается взаимодействие всех объектов без исключения: на сочетание проверяются текстуры материалов, фактуры поверхностей; изучаются подробные планы всех плоскостей комнаты. Каждая стена являет собой автономную композицию, которую еще нужно вписать в интерьер.

Удачно спланированная обстановка дома характеризуется отсутствием хаоса даже в том случае, если порядок вещей в ней — асимметричный. Это достигается благодаря нахождению композиционного центра. Он неизменно притягивает взгляд людей, поскольку выделяется своей фактурой, формой или габаритами. Обычно его располагают по центру комнаты, однако возможны и другие варианты (пристенные, угловые). Все остальные элементы дизайна равномерно дополняют вышеупомянутый композиционный центр. В его роли могут выступать:

  • кровать хозяев;
  • персидский ковер;
  • витражное окно;
  • барная стойка и т.д.

Последняя может использоваться в качестве декоративной перегородки в квартире-студии. Тем самым она подчеркивает целостный образ небольшого пространства, его функциональное зонирование. Красота композиции отвечает за визуальный комфорт жильцов, вне зависимости от типа объектов. Главное здесь — следовать правилам ее построения.

    

Правила построения композиции в интерьере

Использование композиционных законов считается незыблемым условием для достижения комфорта в жилище. Им принадлежит решающая роль в создании благоприятной атмосферы. При этом не имеет значения — идет речь об общественном помещении или жилой комнате. Знание основ этой интерьерной науки позволяет оформить даже самые сложносочиненные пространства: малогабаритные комнаты, узкие коридоры и т.д. После нескольких лет работы в сфере дизайна интерьера, профессионал овладевает искусством создания композиции. Этот опыт является залогом успешного оформления декора.
Художественная база отличает работу профессионала от любительского интерьера. Процесс создания красивого декора неразрывно связан со следующими правилами архитектурной композиции:

  • В композиции определяется уже обговоренный композиционный центр. Его роль играют либо предметы мебельного гарнитура, либо декоративные аксессуары. Они первыми бросаются в глаза, когда человек переступает порог помещения. Безусловное доминирование одного элемента позволяет организовать любое пространство вокруг него. Однако для этого он должен «комплектоваться» сателлитами — дополнительными элементами. Без других атрибутов интерьера центра не существует. Гармоничная композиция создается лишь при условии грамотного расположения всех элементов художественной конструкции.
  • Уравновешенность композиции также относится к числу обязательных требований. Равномерное размещение объектов позволяет избежать пустот в интерьере. Обратная ситуация нарушает равновесие интерьера и его стилистическую устойчивость. Чрезмерная заполненность части пространства элементами приводит к дисбалансу всего дизайнерского декора.
  • Взаимосвязь отдельных элементов. В продуманной композиции не допускается ничего случайного или «лишнего». Объекты объединяются в единое целое посредством некоторых приемов:
  1. на основе тождества;
  2. по принципу незначительных отличий;
  3. на основе контраста.

В первом случае используется закон подобия элементов друг другу, когда несколько повторяющихся предметов интерьера создают ярко выраженный стиль. Во втором уже учитываются определенные нюансы. Здесь приветствуется игра цвета, характеристик фактур. Ну а в третьем — объекты максимально «разводят» друг от друга. Последнее достигается способом нахождения прямо противоположного по сути: по цвету, текстуре, стилю.

  • Композиционный контраст. Его значение для образования композиции в стильном интерьере невозможно переоценить. Эстетическое пространство во многом основывается на тонкой игре композиционных контрастов. Разделение всех элементов на главные и дополнительные влечет за собой соответствующее оформление декора.

Лаконичный интерьер с простым дизайном вовсе не препятствует использованию роскошных аксессуаров. Он лишь призван расставить все объекты по своим местам.

    

Симметрия

Под этим словом подразумевается расстановка предметов интерьера согласно заранее определенной оси. Восприятие симметричных элементов всегда приносит удовольствие человеческому глазу. Упорядоченность объектов автоматически ассоциируется с гармонией окружающего пространства. Наличие же острых углов или рельефных плоскостей незримо давит на психическую систему человека. Углы справедливо воспринимаются им как потенциальная опасность. Стремление к зеркальному принципу подобия находится в нашей крови.

Равноудаленное расположение подобных объектов вокруг того или иного центра легко формирует симметричное пространство. Однако лишь в том случае, если речь идет об обычной горизонтальной плоскости. Поскольку с другими поверхностями придется гораздо дольше поиграться, чтобы добиться должного эффекта.

Если разместить пару кресел возле камина или журнального столика, то данное пространство априори будет считаться симметричным. Разумеется, при условии равномерного распределения одинаковых атрибутов гарнитура.

Этот принцип можно использовать в каждой комнате. Возле кровати в спальне хорошо смотрятся прикроватные торшеры. Установка пары стеллажей в другом конце комнаты выгодно подчеркнет соблюдение симметрии. Однако это не означает абсолютно «парное» обустройство помещения. Элементы могут отличаться дизайном и функциональностью. Неизменные должно оставаться одно: их подобие по габаритам и общему тону. Дизайнеры применяют всё, что находится под рукой: декоративные лампы, комоды, туалетные столики, аксессуары, зеркала и т.д. Их уравновешенность и формирует симметрию.

Сложности вызывает оформление вертикальной плоскости. Ее равновесие определяет гармонию комнаты в не меньшей степени, чем горизонтальная симметрия. Важно грамотно соединить верхнюю и нижнюю плоскости. Если человек владеет роскошными апартаментами с высокими потолками, то его задачей становится заполнение пустот. Классическим вариантом считается использование массивной мебели, большой люстры, лепнины на поверхностях плоскостей. Последние спасают декор от холода обстановки.

    

Асимметрия

Не менее любопытным способом организации пространства принято считать асимметрию композиции. Вопреки первой возникающей ассоциации, асимметричный интерьер не имеет ничего общего с беспорядком. Сложное построение призвано внести разнообразие в быт человека. Избежать дисгармонии позволяет равномерное распределение зрительной нагрузки. Здесь также важно не оставлять пустот, за которые будет цепляться взгляд.

Например, можно использовать принцип равнобедренного треугольника. Когда 2/3 пространства аккуратно заставлены основными элементами интерьера, а оставшаяся треть — занята каким-то массивным объектом. В роли последнего часто выступают большие зеркала, декоративные панно или шкафы-купе. Они служат противовесом богато обставленной площади.

    

Ритм

Кроме умиротворенного равновесия отдельных элементов композиции, эстетический интерьер должен характеризоваться своим ритмом. Динамичное движение обычно задается предметами мебельного гарнитура. Однако приветствуется использование и других элементов декора: архитектурных арок, декоративных карнизов и т.д. Чем более необычен выбор дизайнера, тем интереснее смотрится помещение.

Бесконечное движение также можно «перебить». Этот лукавый прием используют опытные специалисты, когда хотят внести изюминку в оформление комнаты. Под нарушением ритма подразумевается выделение одного предмета из ряда ему же подобных. Например, присутствие цветного стула среди белых собратьев значительно оживляет обстановку.

Однако при использовании цветового акцента нужно помнить об особенностях зрительного восприятия. Естественное угасание цветовых характеристик по мере удаления от взгляда никто не отменял.

    

Доминанта

Когда говорят о доминанте, то подразумевают конкретный элемент, выполняющий роль композиционного центра. Поскольку он первым бросается гостю дома в глаза, его характеристики должны быть соответствующими лидерскому предмету. Центр подчиняет себе второстепенные объекты, связывая их в единую систему. Без него композиция развалится. Чтобы доминирующий атрибут выделялся, используют цветовые приемы или играют с масштабом. Подчеркнуть же его можно с помощью оттенков выбранной гаммы на остальных аксессуарах декора. Идеально для этих целей подходит текстиль.

    

Статика

Под статикой в интерьере подразумевают уравновешенное пространство, лишенное криволинейных плоскостей. Классическая стилистика помещения без диагональных векторов отличается устойчивым характером. Про такое оформление еще говорят, что оно обладает свойством «стабильности». При этом статичный дизайн отнюдь не назовешь скучным, если профессионал найдет способ украсить горизонтальные элементы декоративными аксессуарами. Глубокие диваны с красивой накидкой или низкие шкафы с элегантными вазами вдохнут жизнь в любой интерьер.

    

Динамика

Кроме вышеупомянутого ритма, движение можно создать с помощью динамических форм. В их роли выступают:

  • неординарные расстановки мебели;
  • вертикальные линии, устремленные вверх;
  • четкая геометрия асимметричного дизайна;
  • паркет в виде елочки;
  • приоритет в пользу свободного пространства и т.д.

Вариантов обустройства комнаты в современном динамичном стиле — масса. Важно выбрать наиболее подходящий для конкретных условий. Движение приветствуется в тех местах, где собираются многолюдные тусовки.

    

Нюансы композиций

Чтобы оживить пространство, иногда достаточно разобраться с акцентами. Аккуратное использование нескольких объектов в этой роли выгодно подчеркивает фактуру предметов, наполняет пространство визуальным объемом. Распространенным приемом считается противопоставление предметов:

  • Зеркало или орнамент на матовом однотонном фоне;
  • Небольшой цветовой акцент на плоскости;
  • Сочетание контрастных фактур.

Условие здесь одно: избегать перебора.

    

Контраст

Для создания оригинальной композиции рекомендуется использовать отличные друг от друга фактуры и ясные цвета. Необычное сочетание рельефной отделки с гладкой обивкой дивана, узорного орнамента на стенках с однотонными тканями, минималистского декора с роскошным убранством обособленного уголка и т.д. Все эти примеры отличаются наличием контраста, противопоставления текстуры. Вопреки столкновению контрастных поверхностей, из их взаимодействия рождается гармоничный интерьер.

    

Схожесть элементов

Здесь всё очевидно из названия. Использование схожих по своим характеристикам предметов позволяет легко добиться единства композиции. Для упрощения задачи можно ориентироваться на одну из привычных геометрических фигур, будь то квадрат, треугольник или круг. Когда подобные по цвету элементы стремятся к одной и тот же форме, создается плавный переход, приятный для человеческого взгляда. Рекомендуется использование градиента для однотипных фигур.

    

Заключение

Знание законов художественной композиции здорово помогает хозяевам дома во время обустройства интерьера. Для дизайнеров же усвоение базовых архитектурных правил является необходимостью. Без их применения на практике, декор интерьера становится бедным и невыразительным. Про приоритет композиционного центра должны знать исключительно все.

Виды композиций в интерьере: советы, фото, видео

Существует множество различных настроений, или режимов композиции, которые возможны в дизайне интерьера. Обусловлено это личностью заказчика. То, что может показаться живописным для одного человека, может быть уродливым или загроможденным для другого. В целом выделяют три больших вида композиционных форм.: формальная; неформальная; экзотическая.

Содержание

  1. Формальные и неформальные композиции
  2. Экзотика в композициях дизайна интерьеров

Экзотика в композиции интерьера

Каждый человек привносит в интерьер свои собственные культурные традиции и свои предрассудки, и во многом он психологически настроен на одни вещи, но отвергает другие. Таким образом, при выборе различных форм композиции дизайнер всегда принимает во внимание данные о жильцах и их происхождении, месте расположения дома, и потом применяет их в качестве основных принципов проектирования.

Формальные и неформальные композиции

Формальные и неформальные композиции относительно легко определяются и классифицируются. По сути, это различие сложилось в процессе развития мастерства изготовления предметов мебели и обихода. Формальные стили обычно ассоциируются с жизнью при дворе или мебелью для дворянских домов дворян или королевских придворных.

Неформальные композиции, как правило, связаны с сельской жизнью или более простыми предметами мебели, изготовленными местными ремесленниками в сельских районах, где они могли пользоваться примитивными инструментами, используя местные леса. Формальная мебель, как правило, приводит к формальным композициям интерьера. Баланс и симметрия также безусловно, приводят к формальным композициям.

Простая композиция интерьера

В то же время формальность не связана ни с каким конкретным историческим периодом. Расположение здания сильно влияет на характер пространства. По самому определению, загородная сельская тематика была бы неправильной и несогласованной в городском таунхаусе или квартире. Поскольку большинство деловых и общественных интерьеров расположены в городских центрах, любая попытка сделать такие интерьеры в деревенском или домашнем стиле была бы эстетическим парадоксом.

Аналогичным образом, проектировать ресторан, расположенный в старой мельнице или на пристани в формальном и городском характере с использованием элегантной мебели, будь то современные образцы или антиквариат формального характера, абсурдно.

Композиция в дизайне интерьера

Экзотика в композициях дизайна интерьеров

Самым сложным критерием для объективного анализа пожеланий заказчика дизайна является тот, который люди называют экзотическим. Сложность заключаю=ется в том, что экзотичность интерьера является субъективной оценкой и не может быть рационально объяснена с точки зрения теоретического дизайна. То, что может показаться экзотическим для среднестатистического американца, может быть очень обычным или даже домашним для другой культуры.

Японский или восточный дизайн в целом служит примером. Международный туризм, как правило, смягчает некоторые из очень сильных региональных различий в дизайне и способствует культурному обмену. Взгляды на экзотику в интерьерах до сих пор сильно различаются даже на национальном уровне, не говоря уже о географическом и этническом уровнях. В одной и той же стране существует множество тонких различий, некоторые из которых основаны на различиях в социально-экономическом происхождении, и, в значительной степени, на традиционной разнице между формальными стилями при дворе и в дворянских домах и неформальными формами композиции для населения страны и среднего класса.

Ярлыки, которые применяются к этим режимам композиции, часто являются лишь описательными и не являются объективной оценкой проектных ценностей. Интерьер, который по определению создателя экзотический или живописный, на самом деле может и не являться хорошо сделанным экзотическим дизайном.

Композиция интерьера


Основные принципы композиции в саду

В очередной раз посоветовав пользователям сайта сочетать растения в композиции, я решила подготовить данный материал в качестве вспомогательного пособия. Ознакомившись с теорией, вы уже в ближайшем будущем сможете применить новые знания на практике — для гармоничного оформления цветников, рабаток, бордюров, рокариев на своей даче.


Теория, воплощенная в практике

Итак, начнем с определений, которые помогут нам понять что и как делать.

Что такое композиция

Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.


Растительная композиция у водоема

Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов дачи.


Растительная композиция в рокарии, фрагмент

Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.


Суккулентная композиция
 
Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.


Соразмерность и ритмичность

Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и находиться в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом.


Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент

Самое гармоничное и часто применяемое пропорциональное отношение — золотое сечение (деление непрерывной величины на две части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине): С/b = b/a или a /b=b/С, где:

  • С — целое;
  • b — большая часть;
  • a — меньшая часть.
 
Любая из величин (объектов), соотношение частей которой соответствует золотому сечению, визуально производит особенно приятное впечатление.


Геометрическая запись золотой пропорции

Применяя эти величины при построении растительной композиции, следует понимать, что нельзя просто переносить математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого (высоту, обилие и продолжительность цветения, насыщенность цвета и так далее), чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.


Отражение форм в водоеме

Нужно помнить, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в процессе роста и развития: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения могут вообще поменять внешнюю форму — изменить «образ».


Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении
 
Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.


Контраст

Контраст — это резко выраженное противопоставление однородных свойств элементов композиции, помогающее ярче оттенить их особенности. Контраст по высоте, например, заключается в сочетании высоких и низких растений (душица — тимьян), по внешней форме (плотный салат и ажурный укроп), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный).


Контрастное сочетание по высоте

Контрастными могут быть форма или фактура отдельных частей растений (листьев или соцветий), или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания листьев:



Контраст фактуры листьев

Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то какие бы изысканные сорта при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия тысячелистника и стройные вертикали коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего.


Контраст соцветий

Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и гладкие, блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, артишока и жесткие — синеголовников. Таких примеров среди декоративных растений можно набрать довольно много. Однако, использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.


Акцент

Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растения по отношению к другим.


Акцент — мискантус

Например, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут высокорослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).

Нюанс

Лучше, если большая часть видов растительной композиции будет со сходными признаками.


Нюансная композиция олеандра обыкновенного

Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами и сортами больше, чем различий, и называется нюансной. Как правило, это родственные растения из одного семейства или виды одного рода, или различные сорта. При этом сходные декоративные признаки будут умножены в несколько раз, станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.

Если вам не нравится однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с различной формой листьев, соцветий, плодов.


Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег

Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.


В окружении малых
 
Для визуального уменьшения растения нужно разместить его рядом с более крупными экземплярами.

Целенаправленное применение контраста и нюанса поможет выявить главное в композиции, придать ей необходимую выразительность, подчеркнуть декоративные достоинства отдельных растений.


Равенство

Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения одинаковой высоты, желательно цветущие в одно и то же время.


Рабатка из виолы
 
Равенство нельзя отождествлять с равновесием, то есть с правильной организацией пространства и соразмерностью частей. Высокий стройный куст может быть уравновешен широким, с развесистым или округлым габитусом.


Правильно уравновешенное пространство

Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, идеальны для создания регулярного стиля (грядок, классических клумб и так далее).


Симметрия и асимметрия, фото Антона Папкова

При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью. Рекомендуется для создания миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.

Ритм

Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.


Ритм красных тюльпанов

Он может выражаться, например, в линейном расположении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и так далее. Этот прием чаще всего используется для симметричных композиций.

Цвет и свет

На цвете, как одном из важнейших художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться особо, так как он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое воздействие и обладает лечебным эффектом.


Цвет колеусов

Здесь мы ничего нового не изобретем, а просто напомним, что существует цветовой круг, который условно разделен на 7 частей:


Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru
 
Основных чистых цвета — три:

  • красный;
  • желтый;
  • синий.

Дополнительных — четыре:
  • зеленый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый. 

Теплыми цветами считаются:
  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый.

Холодными цветами считаются:
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он может быть и теплым, и холодным.

Самые лучшие композиции получаются при использовании основных цветов и их оттенков. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый) дают яркую и насыщенную гармонию в контрасте. Она приветствуется в парадных местах дачи — визитных цветниках, миксбордерах регулярного стиля. А вот в местах отдыха и пейзажных элементах оформления (рокарий, прибрежная зона водоема) она будет менее уместна.

Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:

  • красный — желтый; 
  • оранжевый — зеленый;
  • желтый — синий;
  • зеленый — фиолетовый; 
  • фиолетовый — оранжевый.


Синий и желтый

А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — синий, красный — оранжевый) следует избегать.


Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной

Теперь, когда мы ознакомились с принципами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями и даже листьями определенных оттенков, сочетающимися между собой и с основными цветами, не составит большого труда.


Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным
 
Одно из модных направлений современного садового дизайна — выбор единственного доминирующего цвета с целой гаммой оттенков, которые должны присутствовать не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и так далее. Немного контрастных окрасок используют лишь для подчеркивания и смягчения основной темы.


Фрагмент зеленого

В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно важно при составлении миксбордера или многокомпонентных групп.


Излишняя яркость в рокарии
 
Растительная аксиома: в любом цветнике допускается не более трех доминирующих цветов.
 

Доминирование красного и фиолетового

В количественном выражении в цветнике предпочтительны следующие гармоничные пары цветов: 

  • 6 белых и 4 синих; 
  • 4 белых и 6 красных;
  • 3 желтых и 7 лиловых;
  • 3 красных и 7 сине-голубых;
  • 5 красных и 11 зеленых;
  • 3 желтых и 5 красных;
  • 3 оранжевых и 8 синих;
  • 4 розовых и 6 фиолетовых и другие.

Интересно? Продолжение следует. А пока предлагаю вам ознакомиться с этими полезными материалами:

Дизайн-композиция

— 15 вещей, которые вы не можете позволить себе не знать

Композиция — один из шести важнейших элементов дизайна. Без сильной и прочной дизайнерской композиции все начинает разваливаться.

В этой статье мы дадим вам 15 советов, как усилить вашу композицию — будь то фотография, иллюстрация или какой-либо проект графического дизайна.

В конце концов, мы также подготовили красивую коллекцию дизайнов, для вашего вдохновения.Наслаждайтесь!

1. Направляйте взгляд направляющими линиями

Обычно, когда вы смотрите на любое изображение, ваш взгляд сначала падает на конкретный объект. В данном случае это автомобиль, и это центральный элемент плаката. Мы поговорим немного подробнее во втором пункте статьи. Но если ваш взгляд сразу привлекает определенная часть визуального, куда вы будете смотреть дальше? Это сложный вопрос для начала, но простой ответ будет — вы смотрите туда, куда вас ведут глаза.И ваш взгляд приведет вас туда, где дизайнер использует направляющих линий, чтобы направить вас по макету. В этом случае ведущая линия — это лучший способ. Это также красиво обрамляет текст с левой стороны и возвращает взгляд к центральной точке плаката.

Часто линии могут быть более очевидными, чем здесь, непосредственно с использованием стрелок, блок-схем и являются очень полезным методом для объяснения информации и последовательностей.

2.Создайте фокус в своей дизайнерской композиции

Ключевым элементом композиции дизайна является сильная фокусировка. Независимо от того, сколько элементов у вас есть в вашем дизайне, вы должны подчеркнуть и показать зрителю, который является самой важной частью вашего произведения . В этом случае художник использовал цвет, контраст и масштаб, чтобы организовать пространство и создать фокус. Имейте в виду, что самая важная роль дизайна — это общение. Таким образом, ваш фокус будет также вашим самым важным заявлением и сообщением для вашей аудитории!

3.Использовать иерархию

После того, как вы создали свою точку фокусировки, вам нужно выяснить, что делать с остальными элементами вашей дизайнерской композиции. Конечно, вы также должны структурировать эти элементы и установить для них приоритет. В этом примере фокус — мужчина на картинке. Затем нам нужно найти название события, то есть, о чем все это. Только после этого мы можем продолжить поиск дополнительной информации, такой как подзаголовки, даты, числа и т. Д.

Вся эта организация информации с помощью размера, цвета, веса называется иерархией.

4. Используйте дополнительные элементы

Всегда стремитесь к , чтобы создать единый вид для всего вашего дизайна. Не рекомендуется смешивать и сопоставлять изображения из разных источников, если у них нет общего стиля. Это только утомит глаза зрителя и запутает его.

Этот дизайн веб-сайта является отличным примером связности изображений — все они имеют простой однотонный фон, а объект расположен в центре.Конечно, ваше дизайнерское решение будет зависеть от конкретной потребности проекта.

В этом случае вы хотите, чтобы зритель легко узнавал покупаемый товар и легко фокусировался на нем, не отвлекаясь ни на что другое. Общее ощущение верхнего изображения и цветовая схема также повторяются на заднем плане продуктов, так что это еще одна приятная связь между различными частями дизайна!

5.Повторяющиеся элементы

Часто ваши проекты состоят из более чем одной страницы. Если вы повторяете определенные элементы из одного раздела вашего дизайна в другой, вы поможете зрителю легче ориентироваться в дизайне.

Повторяющиеся элементы также часто используются для создания определенной темы и, опять же, помогают композиции дизайна «склеиться».

Некоторые из повторяющихся элементов, которые вы можете использовать: графических мотивов, шрифт, определенный макет , повторно используемые на разных страницах / частях вашего проекта.

6. Элементы баланса

В дизайнерской композиции есть два типа баланса — симметричный и асимметричный. В первом используются аналогичные элементы, отраженные (равномерно распределенные) по обе стороны от оси (видимая или невидимая линия). Симметричный баланс очень чистый и элегантный, но иногда он может показаться немного скучным, поэтому дизайнеры предпочитают асимметричный баланс.Очевидно, что в этом сценарии у нас не будет элементов одинакового размера, размещенных аналогичным образом.

Здесь мы рассмотрим различные размеры элементов, текстуры и так далее. Это помогает продумать элементы дизайна, так как они имеют «вес» . Элементы большего размера будут «тяжелее». Например, если у вас есть большая, «тяжелая», вертикально направленная тыква, вы можете «сбалансировать» ее, используя несколько горизонтальных линий и более мелкие предметы на противоположной стороне «тяжелого» предмета.

7.Выровнять элементы

Выравнивание — еще один важный инструмент для использования в композиции дизайна и организации ваших элементов. Это часто бывает удобно, когда у вас много типов, цветов, изображений, заголовков и подзаголовков. В Интернете есть множество инструментов, которые могут помочь вам привязать и выровнять элементы друг к другу, не оставляя места для плавающих элементов и беспорядочного дизайна. Alignment привносит элегантность в дизайн . Даже в самых асимметричных дизайнах есть своего рода выравнивание и структурирование похожих блоков контента.

Это общее правило, что , когда у вас есть длинные блоки текста, выравнивание по левому краю поможет глазу легче сканировать контент. Этот плакат — отличная визуализация этой концепции.

8. Используйте контраст

Контраст используется для привлечения внимания. Если вы увеличите контрастность элемента, он станет заметным. Напротив, использование элементов с меньшей контрастностью заставит их блекнуть и «исчезать».

Здесь контраст подчеркивает сильные геометрические, смелые архитектурные формы и игру света и тени . Не на последнем месте, маленькая фигура может быть менее контрастной по сравнению с другими элементами, но она все еще видна и красиво уравновешивает большую темную форму в противоположном верхнем левом углу.

9. Используйте пробел

Пустое пространство — незаменимый инструмент в , вносящий ясность в композицию вашего дизайна .Белое пространство — это не «пустое пространство», а необходимый элемент, позволяющий вашему дизайну дышать. Также помогает выделить интересующий предмет.

Например, на этой фотографии все пустое пространство (не занятое другими элементами) помогает сосредоточить все внимание на фигуре женщины и ее позе. Как вы думаете, обратили бы вы внимание на эту женщину, если бы образ был наполнен множеством других элементов? Чтобы понять важность белого пространства, подумайте о своей комнате.Что бы вы почувствовали, если бы у вас был только один небольшой проход от двери до кровати, и все было бы завалено предметами? Что бы вы почувствовали, если бы ваша кровать не занимала всю комнату и вокруг не было никаких предметов? Да, вы поняли — нам всем нужно , пространство , даже дизайн.

10. Использование типов раскладки

Первое, что мы собираемся рассмотреть, это большая фотография или единый визуальный макет, который в последние годы очень популярен среди веб-дизайнеров.Это дает элегантный, чистый вид. обычно выделяет продукт или услугу с помощью одной высококачественной привлекательной фотографии. Этот тип планировки дает ощущение пространства. Как вы можете предположить, он обычно не используется для новостных сайтов, на которых нужно представить много информации. Здесь ключевая фраза — качество важнее количества.

Ключевыми элементами этого типа макета являются пробелов и простая опечатка.

Другой тип компоновки — компоновка Z. Здесь взгляд зрителя переводится с одного элемента дизайна на другой.

В этом примере мы, естественно, сначала смотрим на фотографию. Затем наш взгляд обращается к тексту в правой части визуального элемента. Затем мы продолжаем сканирование вниз, переходя от визуального представления к тексту. Макеты Z создают ритм и часто используются на веб-сайтах с большим объемом информации, где нужно ориентировать пользователя и «направлять» его.

Еще один способ сохранить порядок, аккуратность и порядок — использовать знаменитое золотое сечение или правило третей .Вы можете узнать больше об этом в нашей статье о том, как делать потрясающие фотографии, где тот же принцип применим и к фотографии. Короче говоря, разделив макет на три части — как по вертикали, так и по горизонтали, и разместив наиболее важные элементы там, где эти линии пересекаются, вы сделаете дизайн более визуально приятным.

Примером является веб-сайт MailChimp. Обратите внимание, как персонаж обезьяны слегка выровнен по левому краю. Просто хорошо выглядит! Да, и еще один момент — когда вы перемещаете символ по пространству, перемещайте его слева направо.

11. Создать движение

Движение — смена места или положения, усилие . Это может быть реальное движение или оно может быть подразумеваемым — расположение частей изображения так, чтобы зритель ощущал движение с помощью линий, форм, форм, текстур и т. Д.

С древних времен наши глаза больше привлекают движущиеся объекты, чем неподвижные, и это было важно для выживания — при охоте и защите от животных. Вот почему людей очень привлекают изображения, изображающие движение, и, соответственно, композиция с красивым «потоком» элементов более интригует.

12. Людям нравятся треугольники

Форма треугольника вызывает интерес, задает направление и создает движение. Безусловно, это очень прочная форма. Дизайнеры и художники также используют его для организации своего макета, а не только как визуальный элемент. В последние годы он стал очень популярным среди многоугольников.

Если вы хотите узнать больше о психологии форм и о том, как они используются, например, в дизайне персонажей, то прочтите нашу статью «Передача личности персонажа».

13. Упрощение

Упрощение — это метод сокращения композиции только до самых важных элементов, поддерживающих визуальное утверждение.

Если каждая часть одинаково важна, то каждая часть одинаково не важна. Натан Фаукс

Для глаз естественно смотреть на детали, но очень трудно увидеть дизайн в целом и то, как все элементы работают вместе.Если вы сомневаетесь, лучше удалите элементы из своей дизайнерской композиции, а не добавляйте и пытайтесь найти для них место. Мы знаем, что это клише, но все же законно «Лучше меньше, да лучше»!

14. Посмотрите, где ваши элементы находятся по отношению к краям

Часто можно увидеть, как дизайнеры используют пустое пространство по краям макета, дает дизайну пространство для дыхания . Опять же, для глаза естественно видеть, что элементов отступают по краям и затемняются.Если в вашем дизайне он скучен по краям, общее впечатление будет чем-то тяжелым и большим. В результате это отвлечет от внимания центральные элементы.

В этом случае дизайнер использовал большую абстрактную форму, чтобы подчеркнуть опечатку — год и имена. Поскольку форма направляет взгляд, различается по толщине и имеет ощущение движения, она не ошеломляет зрителя. Напротив — эстетическое удовольствие и простота.

15.Обратите внимание на переходы

Переход в композицию дизайна немного сложнее определить. Мы уже обсуждали повторение, для сравнения, переход обрабатывает естественный поток от одной формы к другой , переводя взгляд с одного места на другое. Часто дизайнеры используют изогнутые линии и формы, чтобы сгладить переход от более угловатых форм и блоков контента. Переход помогает расслабить взгляд и «смягчить» дизайн.

Ищете вдохновение?

Теперь, когда мы изучили некоторые из наиболее важных составляющих хорошей дизайнерской композиции, насладитесь небольшой галереей с дизайнерскими композициями, которые нас вдохновляют.Наслаждайтесь!

Мы надеемся, что эта статья была вам интересна, и призываем вас искать больше вдохновения в Pinterest — как для веб-макетов, так и для печати, это потрясающий источник! Кроме того, вы можете посмотреть Unsplash, Dribbble, DesignInspiration — визуальное удовольствие безгранично, и эти сайты предлагают высококачественный контент, заслуживающий вашего внимания.

Сообщите нам, была ли статья полезной в разделе комментариев ниже, или если у вас есть вопросы — мы будем рады на них ответить!

Ура!

Что такое композиция в дизайне?

Без хорошей композиции ваши подробные иллюстрации и дизайн не принесут успеха.Так что же такое композиция в дизайне? Как и любой другой вид искусства, композиция — это размещение различных элементов для создания более эффективного целого. Это одинаково важно для графического дизайна, фотографии и музыки. Ниже мы сосредоточимся на нескольких стратегиях, позволяющих придать вашей дизайнерской работе более приятную композицию.

Найдите точку фокусировки

В каждой успешной композиции должен быть четко определенный предмет, который зритель может сразу определить. Что в центре внимания вашего веб-сайта, плаката или инфографики? Дизайн — это передача идей и чувств, и вы не хотите, чтобы сила вашего сообщения была разбавлена ​​запутанными элементами.После того, как вы выбрали предмет, вы можете сделать его центром внимания в своей работе, используя масштаб, ведущие линии и многие другие техники.

Создание визуальной иерархии

После определения вашей точки фокуса вы можете создать иерархию оставшихся визуальных элементов в порядке важности. Если вы посмотрите на первую страницу газеты, наиболее важные статьи расположены вверху, а заголовки напечатаны более крупным шрифтом, чем подзаголовки или основной текст.Это позволяет читателям быстро определить основные моменты, а затем решить, стоит ли углубляться в конкретную историю. Визуальные иерархии полезны для любой визуальной среды, включая веб-дизайн и иллюстрацию.

Выбирайте гармоничные элементы

При создании дизайна вы всегда должны рассматривать работу в целом и принимать решения, которые усиливают послание дизайна. Каждый новый элемент дизайна должен дополнять большую композицию. Вы можете добиться этого, выбрав изображения с похожими цветами и стилем, выбрав шрифты, принадлежащие одному миру, и убедившись, что второстепенные элементы дизайна не требуют слишком большого внимания.

Руководство для зрителей с ведущими линиями

Ведущие линии предлагают дизайнерам еще один способ направить зрителей к фокусу, а также добавить деталей в ваш дизайн. Эти линии и формы позволяют указать зрителям на конкретное изображение, блок-схему или заголовок, которые требуют их внимания. Оттуда ведущие линии также могут служить проводником для получения более подробной информации. В некоторых случаях ведущей линией может быть фотография или иллюстрация, указывающая в определенном направлении.

Достичь баланса

Мы уже упоминали о гармоничных элементах, но как дизайнеры размещают эти элементы для достижения дизайнерского фэн-шуй? Есть два подхода: симметричный баланс и асимметричный баланс.Первый подход размещает текст, фотографии и другие фигуры совершенно симметрично, так что элементы отражают друг друга по горизонтали или вертикали. С другой стороны, асимметричный баланс достигается за счет размещения наиболее важных элементов, как вам нравится, а затем соответствующей балансировки композиции.

Объятия пустого пространства

Наконец, белое пространство может помочь привлечь внимание к фокусу и создать столь необходимую передышку в вашем дизайне. Каждый элемент в вашей композиции должен служить определенной цели, но если он избыточен или слишком сложен, вы можете заменить его пустым пространством.Возможно, в дизайне вычитание важнее сложения. Чтобы эффективно обмениваться идеями, вам нужно иметь достаточно места.

Введение в графический дизайн: макет и композиция

  • Векторы
  • Фотографии
  • PSD
  • Иконки
  • Презентаций
  • Стать участником
Привет, Войти войти в систему или зарегистрироваться Редактировать профиль
  • Избранное
  • Загрузки
  • Следующий
  • Коллекции

  • Моя подписка
  • Поддержка

  • Выйти
  • Компания Freepik
    • отдел новостей
    • Обновления
  • Тенденции
    • Графический дизайн
    • Иконки
    • Обучение
    • Фотография
    • Презентаций
  • Автор
    • Интервью
    • подсказки
    • Учебники
    • События
  • Халява