Составление декоративной композиции | Журнал Ярмарки Мастеров
Декоративная композиция
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.
Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.
Сочинение композиции:
1. Понятие композиционного центра
Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.
Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:
— форма объекта;
— величина объекта;
— цвет;
— расположение на плоскости;
— смысловая нагрузка.
Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.
Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.
В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.
2. Организация пространства композиции
Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.
А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.
Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.
В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).
Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.
Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.
Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.
З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.
И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.
К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.
3. Стилизация природных форм
Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.
Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!
Особенности и виды декоративной композиции
Композиция служит важнейшим компонентом, необходимым для организации любого вида художественных форм — объемной, изобразительной или литературной. Данный элемент позволяет придать произведению единство и целостность, подчиняя все его детали друг другу, соотнеся их с общей идеей художника.
Что в таком случае относят к декоративной композиции? Это композиция, которая имеет высокую степень выразительности. При этом она включает в себя элементы абстракции и стилизации, что в значительной мере усиливает ее эмоциональное и чувственное восприятие.
Создается декоративная композиция с целью достижения изображением максимальной выразительности. Для получения необходимого результата художник частично или полностью отказывается от достоверности рисунка. Конечным результатом данного процесса является получение чего-то нового, что невозможно найти в окружающем мире.
Декоративно-прикладная композиция формируется исходя из назначения вещи. Только после того как польза изделия определена, а также обозначены все необходимые формы, мастер наделяет его художественными качествами. Такое творческое отношение к вещи реализуется с помощью декора. При этом композиция декоративного искусства может быть отнесена к одному из трех ее изобразительных видов. Среди них сюжетное и символическое изображение, а также орнамент. Помимо этого все многообразие композиций условно разделяют на линейные, фронтальные, объемные и пространственные. Рассмотрим их подробнее.
Сюжетное изображение
Под декоративной композицией этого вида понимают рисунок, который мастер нанес на поверхность изделия. При этом такое изображение рассказывает зрителю об определенном событии, действии или явлении.
Сюжетно-декоративная композиция чаще всего представлена в форме росписи, нанесенной на различные изделия прикладного искусства. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Рисование декоративно-сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм. Источник для сюжетов, используемый автором, поистине неисчерпаем. Здесь гуляния и свидания, застолья и посиделки, проводы и выезды, сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и многое другое.
Одной из разновидностей сюжетного изображения являются витражи. Это название произошло от французского слова vitrage, что означает «стекло». Подобная сюжетно-декоративная композиция размещается в двери или в окне, а также изготавливается в форме самостоятельного панно. Рисунок наносится на стекло или на иной материал, который пропускает свет. Цветные витражи чаще размещают в окнах. Примером тому могут служить проемы в готических соборах. Такие изделия способны создать в интерьере игру окрашенного в разные цвета света.
Символическое изображение
Порой декоративная композиция не связана с передачей того или иного действия. Напротив, она обозначает какую-либо аллегорию, понятие или идею. Такое изображение называют символическим.
Примером тому могут служить гербы городов России. Декоративными символами являются также нагрудные знаки и ордена.
Орнамент
Этот вид украшения предметов в декоративно-прикладном искусстве является самым определенным. Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentium, что означает «украшение». Это узор, который состоит из ритмически упорядоченных компонентов. Предназначен орнамент для украшения одежды, мебели, оружия, домашней утвари и т.д. Порой его используют при росписи предметов прикладного искусства, а также архитектурных сооружений.
Создание декоративной композиции в виде орнамента может быть основано на выборе одной из трех его разновидностей – сетчатого, замкнутого или ленточного. Декоративные элементы, которые используются в таком рисунке, мастера, как правило, находят в природе. Это могут быть животные, плоды и листья. Часто можно встретить декоративную композицию с цветами. Иногда для элементов орнамента художник берет предметы, которые были созданы руками человека.
Форме, выбранной для создания рисунка, необходимо пройти сложные процессы преобразования. В итоге происходит ее освобождение от всего случайного и лишнего. Это и позволяет каждому элементу стать максимально выразительным.
Большое значение при построении декоративной композиции орнамента имеет уравновешенность его фона и мотивов, ритмичность в чередовании цветовых пятен, а также строгая последовательность при их размещении.
Линейная композиция
Данный вид организации построения изображения называют еще и плоскостным. В этом случае содержание рисунка передается художником с помощью линий, имеющих определенный вид и характер. Если они имеют горизонтальную ориентацию, то композиция отличается своей устойчивостью. Если на рисунке присутствуют линии вертикальной или наклонной направленности, то изображение выглядит динамичным.
В случае нанесения на форму простого геометрического рисунка, она выглядит строгой. Если изображение выполняется с применением сложных изогнутых линий, то это определяет подвижность и пластичность его характера.
Фронтальная композиция
Такая организация изображения развивается сразу в двух направлениях, которые располагаются на плоскости по горизонтали и по вертикали. При этом глубина рисунка явного выражения не имеет. Это и является основным признаком фронтальной композиции.
Создают ее с применением плоских элементов. Порой детали изображения врезаются одна в другую. В этом случае говорят об их активном взаимодействии. Иногда элементы фронтальной композиции лишь смыкаются между собой. Их взаимодействие при этом считается пассивным.
Расстояние между деталями рисунка при фронтальной композиции должно быть выбрано таким, чтобы между ними не разрушилась зрительная взаимосвязь. Это позволит декоративному изображению не распадаться на отдельные части.
В совокупности все элементы фронтальной композиции образуют либо гладкую поверхность, либо способны создавать некое переходное состояние между плоским и объемным рисунком. Ярким примером тому служит рельеф. Он же считается объемно-фронтальной композицией.
Под рельефом понимают выпуклый рисунок, находящийся на плоскости. При этом выделяют несколько его видов:
- барельеф, представляющий собой орнамент или скульптурное изображение, немного выступающее над плоскостью;
- горельеф, выступающий на три четверти над поверхностью;
- обратный рельеф, немного углубленный по отношению к основному фону;
- рельеф, который находится на одной горизонтали с плоскостью, но имеет при этом глубоко врезанные контуры.
Очень часто фронтальная композиция используется для создания различных декоративных произведений. В том числе росписей и ковров, в мозаике и в витражах, в реалистической и абстрактной живописи.
Объемная композиция
В этом случае для декоративных изображений на плоскости, помимо вертикального и горизонтального направления, актуальна еще и глубина. Подобный прием приводит к созданию объемной формы. Композиция в таком случае является трехмерной. Зритель может рассматривать ее со всех сторон. При этом чем больше пространства вокруг подобного изображения, тем отчетливее проявляется его пластическая конфигурация и общий вид.
Такая форма выглядит плотной и монументальной. Имеющееся у нее внутреннее пространство сведено к минимуму. В случае увеличения расстояния между элементами такой формы она становится еще более динамичной и открытой.
Если объемный рисунок изображается на плоскости, то для того чтобы передать зрителю поверхность предмета, используется прием светотени.
Пространственная композиция
В этом виде изображения преобладающими являются размеры пространства, где и происходит размещение объектов. Но стоит отметить, что значение в этой композиции любого элемента, пусть даже самого малого, довольно велико.
Пространство может быть организовано двумя способами:
- Внутри границ, которые образованы объектами. Это закрытое пространство. Его примерами может служить архитектура городских площадей, окруженных домами или оформление интерьеров музейных залов.
- Вокруг объектов. В таком случае говорят об открытом пространстве. Например, сад камней, находящийся в Киото, или египетские пирамиды, «удерживающие» вокруг себя огромнейшие расстояния.
Основными элементами, с помощью которых возможно создание пространственной композиции, являются:
- объемы, которые формируют пространство;
- материалы, служащие для формирования объектов.
Таким образом, под объемной композицией мы понимаем трехмерную замкнутую форму, которую человек способен воспринимать со всех сторон. Это может быть, например, скульптура, костюм или предмет, созданный мастерами декоративно-прикладного искусства. Главная роль при этом принадлежит тектоническим закономерностям композиции, а также ее объемно-пространственной структуре. Сюда можно отнести соразмерность целого и частей, материал, весомость и т.д. То, насколько выразительной будет объемная форма, во многом зависит от ее взаимодействия с окружающим миром.
Особенности декоративной композиции
Работая над рисунком, художник старается сделать его таким, чтобы уже первый момент восприятия картины зрителем вызвал у последнего повышенный интерес к содержанию. Подобный эффект становится возможным благодаря правильно выбранному формату, размеру самого произведения, колориту и фактуре живописного письма.
Важнейшей композиционной задачей является выделение главного. Так, найти основного героя позволяют движения и жесты персонажей, а также направление их взглядов. Выразительным средством при этом является свет и цветовой контраст.
Зная композиционные особенности и закономерности, которые на протяжении многих веков открывались поколениями художников, можно построить весь организм произведения таким образом, чтобы воздействовать на чувства и ум людей. Используемые при этом средства и приемы активизируют творческую деятельность и развивают художественные способности. Именно поэтому изучаются основы декоративной композиции на ИЗО в детских дошкольных учреждениях и в школах. В качестве средств при выделении основной идеи картины применяют:
- Ритм. В окружающей нас жизни различные формы ее проявления, как правило, находятся в движении, перемещаясь в пространстве. Наблюдая за этим, наши глаза воспринимают пространство в его протяженности. В результате у человека вырабатывается видение определенной связи, которая существует между движением и размерами окружающего мира. На картине подобное восприятие вызывают изображения ряда фигур. Ассоциативно у зрителя возникает мысль об их движении. Именно повтор в чередовании фигур и называют ритмом.
- Симметрия. В переводе с греческого данный термин означает «соразмерность», а также «гармония». Симметрия является одной из важнейших особенностей декоративной композиции. Представление о данном средстве дает нам сама природа. Например, симметричным является строение бабочки. Ведь все ее правые части равны левым и одинаково расположены, если рассматривать их относительно середины. Подобную закономерность можно увидеть и в растениях, что позволяет использовать симметрию при построении декоративных цветочных композиций.
- Равновесие. Глаза зрителя всегда воспринимают один или несколько предметов целостно. То есть прежде всего человек рассматривает расположение объекта в пространстве. Это приводит к тому, что зритель воспринимает тот или иной предмет на картине легким или тяжелым. Небольшую массу будут иметь объекты с изрезанными контурами и поверхностью, окрашенной в светлые тона. Тяжелыми они будут казаться при больших размерах, упрощенной форме и темной окраске. Простейшим средством достижения равновесия в декоративной композиции является симметрия. Добиться ее можно и при определенных сочетаниях «тяжелых» и «легких» фигур. Стоит отметить, что от равновесия в большой степени зависит красота и жизненность рисунка.
- Ассиметрия. Порой в фигуре или в предмете невозможно найти элементы, которые были расположены на одном расстоянии от воображаемой оси. В таком случае имеет место асимметрия. Подобное средство позволяет придать рисунку динамику и указывает на потенциальную возможность композиции к движению.
- Контраст. В каждом предмете можно найти несколько признаков и качеств, обладающих противоположными сторонами. Подобное различие называют контрастом. Это средство декоративной композиции позволяет усилить ощущение противоположности объектов, их частей или признаков. Именно поэтому контраст используют для расчленения предмета на отдельные части. Подобный прием позволяет художнику выделить из группы элементов тот, на котором он хочет сконцентрировать внимание зрителя.
- Нюанс. В случае использования контрастного сочетания признаков предмет становится очень заметным, но при этом у зрителя быстро устают глаза, и в течение длительного времени он такой предмет не рассматривает. Для того чтобы объект имел вид гармоничного и целостного организма, необходима согласованность и соразмерность всех его частей, а также их подобие и родство. В этом и заключена основная сущность нюанса. Он, как и контраст, проявляется в движении и в величине, в форме, цвете, фактуре, светлоте и в конструкции.
Рисование композиции «Кони пасутся»
В детских садах и в младших классах школ проводятся занятия по рисованию, способствующие развитию художественного творчества подрастающего поколения. На одном из таких уроков рекомендуется составление декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся». В чем заключено программное содержание такого занятия? Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» призвано обучить детей правильно располагать все элементы рисунка, варьируя их расположение на листе, а также размеры. Помимо этого у учеников должны развиваться легкие и слитные движения при рисовании контуров. При работе над декоративно-сюжетной композицией «Кони пасутся» необходимо также выработать умение у детей аккуратно закрашивать имеющиеся изображения.
При проведении занятия педагогу рекомендуется рассмотреть с учениками самые простые керамические изделия народных мастеров, изображающие лошадей. При этом стоит обратить внимание учеников на композицию. Каждому ребенку должно быть предложено расположить элементы изображения, исходя из собственного его видения.
Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» должно быть начато с напоминания о способах отображения на бумаге керамических фигур. Карандаш детям необходимо перемещать по листу плавно и слитно. При этом ни одна из линий не должна быть проведена дважды. Вначале фигурки животных дети рисуют простым карандашом. Это позволит проверить, удачно ли они получились. Только после этого можно приступать к раскрашиванию контуров. Готовые работы следует вывесить на доску и обязательно рассмотреть их вместе с детьми.
Создание рисунка «Иней на деревьях»
Для развития творческих способностей детей важно учить их изображать на бумаге картины природы. Именно поэтому на одном из занятий по ИЗО рекомендуется составить зимнюю декоративную композицию. Это позволит детям передавать на бумаге строение самых различных деревьев, покрытых инеем. Такие занятия призваны развить у каждого ребенка эстетическое восприятие, вызвав у него желание любоваться красотами зимнего пейзажа.
В начале урока педагог должен поговорить с детьми об инее, который зимой часто бывает на деревьях. Желательно также показать ученикам и репродукцию иллюстраций и картин, на которых можно увидеть это явление. Детям должно быть предложено начать свой рисунок с изображения снега на земле, а уже после этого использовать угольный карандаш для деревьев.
Приемы формирования декоративной композиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИИ II СООРУЖЕНИИ.
ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 747.012
Бурова Т.Ю. — кандидат архитектуры, доцент
Е-так [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Приемы формирования декоративной композиции
Аннотация
Декоративная композиция представляет собой стилизованное, упрощенное, образное изображение элементов и объектов реальной действительности. Главная цель при формировании декоративной композиции — это создание наиболее выразительного характерного образа. При этом художественно-образный язык является основным в формировании изображения. Средствами выражения декоративной композиции на плоскости являются: линия, точка, пятно, цвет. В создании декоративной композиции также участвуют основные художественные средства гармонизации.
Ключевые слова: декоративная композиция, стилизация, интерпретация, обобщение формы, абстрактная форма, приемы изображения, приемы стилизации, художественная трансформация.
Декоративная композиция — это композиция, имеющая высокую степень выразительности, сформированная на основе модифицированных, стилизованных или же абстрактных элементов. Такие элементы, определяя ее декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции является формирование максимально выразительного образа с частичным или же полным отказом от достоверного изображения. В декоративной композиции подобное реалистичное изображение может быть излишним или даже мешающим.
Творческая деятельность человека развивается в различных направлениях. С одной творящий индивид старается правдоподобным образом изобразить объекты и явления окружающего мира; с другой стороны он же стремится к созданию форм, не существующих в природе, появляющихся на основе фантазии и воображения.
Декоративная композиция — это композиция, создаваемая с учетом реального восприятия мира на основе воображаемых форм. Результатом является ассоциативно-образное решение. Для реализации своего замысла, творящий индивид оперирует существующими формами и элементами, преобразованными им с учетом личного ассоциативного восприятия. Следовательно, художник создает формы, которые могут косвенно выражать сущность той или иной реальной формы. В декоративной композиции мировосприятие творящего индивида формирует особое изображение реального мира. Такое изображение формируется посредством основных составляющих элементов композиции: формы, цвета, размера. Средствами выражения композиции на плоскости являются: линия, точка, пятно, цвет. Линия, пятно, точка и цвет — универсальные средства, которые могут изобразить любую форму, создать иллюзию пространства, определить настроение и ассоциативные ощущения. Цвет является основной объективной характеристикой элемента с одной стороны и средством графического выражения с другой. Посредством цвета можно усилить эмоциональное восприятие образа. При этом цвет одновременно характеризует предмет и отражает эмоциональное состояние [1, 2]. Выразительность используемых материалов подчеркивает условность изображения.
Для декоративной композиции характерно использование художественно-образного языка в изображении. Он представляет собой соединение фантазийности, условности изображения и использование цветовой символики [3].
Декоративную композицию можно представить различными изобразительными формами и основными художественными средствами гармонизации. При этом форма и предмет изображаются условно-обобщенно, передавая характерные признаки предмета. Самое главное при формировании декоративной композиции получить самостоятельное образное решение. Это может быть реализовано посредством специальных приемов.
Основные приемы формирования декоративной композиции — это стилизация п художественная трансформация. Стилизация условно делится на два вида: подражательная стилизация и творческая стилизация [4-6].
Стилизация, как прием формирования декоративной композиции, известна с древнейших времён. Можно отметить стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры, фауны и фигуры людей в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах и изображениях. Творческая стилизация в формировании декоративной композиции носит индивидуальный характер. Такой прием подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности. В результате появляется абсолютно новое стилизованное изображение элементов и объектов.
Отдельно можно выделить прием подражательной стилизации. Данный прием предполагает наличие образца для подражания. В основе своей он имеет подражание стилю какой-либо эпохи, известным художественным течениям, приёмам творчества какого-либо народа, стилям знаменитых мастеров. Вместе с этим подражательная стилизация не должна представлять собой форму прямого копирования. Имитируя тот или иной образец, творящий индивид должен отразить свою индивидуальность. Это может быть реализовано за счет, например, выбранного сюжета, нового колорита или общего композиционного решения. Это будет определять ценность нового стилизованного изображения.
Творческая стилизация наиболее эффектный прием при создании декоративной композиции. Чаще всего термин творческая стилизация заменяют термином интерпретация. Интерпретация — это новое изображение, коренным образом отличающееся от оригинала, т.е. абсолютно новое авторское прочтение объекта или предмета. Творящий индивид заново создаёт этот натуральный объект в виде художественного символа. При интерпретации положительным образом работает творческий принцип триады: «Изучить, оценить и улучшить». Этот принцип не имеет авторства, но он был хорошо известен уже с давних времен. Вот что говорилось о художественной интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века: «Простой подражатель природы не может никогда произвесть ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий… Все художества получают своё совершенство от умопонимаемой красоты преимущественной над тою, какую можно обресть в природе каждой вещи особенно» [7, 8].
Цель творческой стилизации в формировании декоративной композиции — это создание нового художественного образа, отражающего характерные черты и авторское видение объектов окружающего мира.
Следует выделить средства, которые характерны для приема стилизации. Основными средствами данного приема являются:
• обобщение формы, символичность изображения;
• определение характерного силуэта и (или) контура;
• геометризация элемента и окружающего пространства;
• красочность.
Выявленные средства представляют собой с одной стороны, этапы процесса стилизации; с другой стороны, ее основные направления. При этом данные направления определяют характер стилизованного изображения, а этапы отражают варианты для трансформации образа. Обобщение и символичность изображения подразумевают осознанный отказ от реалистичности изображения. При этом необходимо выявить образную сущность изображаемых предметов, объектов, явлений, так, чтобы у потенциального зрителя возник яркий эмоциональный образ. Для определения силуэта и (или) контура необходимо представить или определить наиболее характерное, узнаваемое положение объекта относительно зрителя. Для одних предметов — это фронтальное изображение (например, кленовый лист), для других — это вид сбоку (например, птица, кружка и т.д.). При этом из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта следует выбрать какой-то один, сделать его доминирующим, нейтрализовав другие
характерные черты. Как результат стилизованное изображение имеет сознательное искажение и деформацию размеров, пропорций изображаемых реалистичных предметов, явлений, объектов. Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность (рис. 1).
Рис. 1. Примеры декоративных композиций на основе приема стилизации [9]
Следует отметить, что от реального изображения сразу отбрасывают все подробности. Для изображения оставляется только то, что делает его узнаваемым. Это -контур и (или) силуэт, который передан при помощи линии или пятна. Степень геометризации показывает насколько стилизованная форма будет отличаться от реальной. Используя композиционные приемы работы «по сетке», можно придавать стилизованной форме новые очертания, более или менее геометризованные. При этом добиваясь большей выразительности и декоративности нового изображения [10]. Этому может способствовать и выбор соответсвующих графических приемов и средств. Графические средства обеспечивают передачу на плоскости смысловой и эмоциональной содержательности объекта. Вместе с этим позволяют художественно трактовать образ с точки зрения авторской позиции творящего индивида. Графические средства могут подсказывать, а иногда и предопределять характер преобразования изображения реального объекта.
Второй прием формирования декоративной композиции — художественная трансформация на основе различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Данный прием включает следующие способы:
• создание новой формы изображаемого объекта, изменение абриса;
• изменение размеров предметов;
• нарушение масштабности изобразительных объектов;
• упрощение или усложнение «конструкции» объекта;
• замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива.
Главной целью художественной трансформации является превращение реальных форм в абстрактные. При необходимости стилизованное изображение, можно превратить
в абстрактное. Это говорит о том, что оба приема формирования декоративной композиции связаны между собой. Отчасти они представляют последовательные этапы формирования декоративной композиции, стилизация — первый этап, художественная трансформация — второй этап.
Стилизация и абстракция изображения объекта связаны с его выразительностью. Оба приема нацелены на то, чтобы наилучшим образом передать содержание объекта, предмета, явления реального мира.
В процессе формирования декоративной композиции каждая реальная форма приобретает условный смысл. Важную роль в преобразовании играет образное начало. В результате объект реального мира приобретает черты сказочности, фантастичности и одновременно условности. В отличие реалистичного изображения в декоративной композиции создаваемый образ может превратиться как бы в объект вообще. Таким образом, что в результате получается птица вообще, а не какая-либо конкретная птица.
В качестве графических средств также отдается предпочтение линиям и пятну. Возможны следующие варианты:
• применение плавных линий при формировании мелодичных, женственных образов;
• применение ломаных линий при формировании активных, напряженных монументальных, отчасти агрессивных образов;
Толщина линий может быть разная, в дополнение к этому возможно использование цветных линий.
Декоративная композиция на основе пятен способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Возможно бесконечное множество вариантов классификаций пятна: по форме; по наличию контура; по характеру заполнения; по тону, по цвету и т.д. Каждый вариант способствует определенному выражению характерных качеств объекта.
Чаще всего используется линейно-пятновое изображение. В данном случае необходимо органично, композиционно грамотно сформировать гармонию из пятен и линий. Пятна следует организовать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Кроме этого необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ (рис. 2, 3).
Рис. 3. Примеры декоративных композиций на основе художественной трансформации [11]
Таким образом, декоративная композиция является особым видом изображения, отражающим как характерные черты реального объекта, так и авторскую позицию
творящего индивида. Декоративная композиция всегда имеет перед собой определенную цель — усиление выразительности реального объекта, предмета, явления, эмоциональной насыщение образа данного предмета, облегчение восприятия зрителем авторского замысла. Естественным образом происходит следующее, чем упрощеннее и стилизованнее изображение, тем лучше оно передает сущность объекта. Творящий индивид, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ при помощи графических средств и приемов стилизации и художественной трансформации.
Рассматриваемые в статье приемы декоративной композиции: стилизация и художественная трансформация, — являются основой создания выразительного образа с целью выявления его новых эстетических качеств. На современном этапе декоративная композиция представляет собой базовый элемент для настенных росписей, мозаики, лепных, резных, чеканных и кованых изделий, для гобеленов, витражей и других изделий декоративно-прикладного искусства.
Список библиографических ссылок
1. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. — М.: Искусство, 1986. — 190 с.
2. Миронова J1.H. Цветоведение. — Минск.: Высшая школа, 1984 г. — 286 с.
3. Неймышкова Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с.
4. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
5. Логвиненко Г.Л. Декоративная композиция: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Владос, 2005. — 144 с.
6. Шорохов Е.В. Композиция. — М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
7. URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Philosophia/4_117176.doc.htm (дата обращения 22.01.2015).
8. Высотский Л.С. Психология искусства. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. — 487 с.
9. URL: https://sites.google.com/site/pamokalg/portfolio/home/ornament (дата обращения: 22.01.2015).
10. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. — 288 с.
11. URL: http://www.go.kg/design/decorative-and-thematic-composition.html (дата обращения 22.01.2015).
Burova T.Y. — candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Methods of forming decorative compositions
Resume
The decorative composition is the stylized image of reality on a basis is associative the created images. The main creative receptions in work on decorative composition are stylization of a form, identification of a characteristic silhouette, geometrization of the image. Thus very important is an ability of the artist to abstract thinking. Stylization is a generalization and simplification of the represented objects and elements, on the basis of a graphic representation with the use of a characteristic silhouette and (or) contour. Stylization is applied as reception of formation of decorative composition to strengthening of the emotional maintenance of an image.
Ways of creation of decorative composition are the abstract, associative, imagined and figurative judgment of subjects and phenomena of the real world. A source of emergence of an associative, abstract, fantasy image is the element, object, a subject, the phenomenon of surrounding reality, directly observable or recalled.
The decorative composition can be presented various graphic forms and the fixed art assets of harmonization. Thus the form and a subject are represented conditional generally, transferring characteristic signs of a subject. The most important when forming decorative composition to receive the independent figurative decision. It can be realized by means of special receptions.
Keywords: decorative composition, stylization, interpretation, generalization of a form, abstract form, receptions of the image, methods of stylization, art transformation.
Reference list
1. Zaytsev E.A. Science about color and painting. — M.: Iskusstvo, 1986. — 190 p.
2. Mironova L.N. Colour management. — Minsk.: Visshaya shkola, 1984 — 286 p.
3. Neymyshkova L.G. Dekorative-applied art of the Latvian Soviet Socialist Republic. — M.: Sovetskii hudozhnik, 1990. — 248 p.
4. Kuzin V.S. Questions of graphic creativity. — M.: Prosveshenie, 1971. — 144 p.
5. Logvinenko G.L. Decorative composition: Manual for higher education institutions. — M.: Vlados, 2005,- 144 p.
6. Shorohov E.V. Kompozition. — M.: Prosveshenie, 1986. — 112 p.
7. URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Philosophia/4_117176.doc.htm (reference date: 22.01.2015).
8. Vysotsky L.S. Psikhologiya of art. — Rostov-on-Don.: Fenix, 1998. — 487 p.
9. URL: https://sites.google.com/site/pamokalg/portfolio/home/ornament (reference date: 22.01.2015).
10. Lotman Yu.M. About art. — SPb.: Iskusstvo, 1998. — 288 p.
11. URL: http://www.go.kg/design/decorative-and-thematic-composition.html (reference date: 22.01.2015).
Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
___________________________________________________________________________________________
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
__________________________________________________________________________________________
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.
Специфические особенности и виды декоративной композиции. Декор композиция в рисунке
Композиция служит важнейшим компонентом, необходимым для организации любого вида художественных форм — объемной, изобразительной или литературной. Данный элемент позволяет придать произведению единство и целостность, подчиняя все его детали друг другу, соотнеся их с общей идеей художника.
Что в таком случае относят к декоративной композиции? Это композиция, которая имеет высокую степень выразительности. При этом она включает в себя элементы абстракции и стилизации, что в значительной мере усиливает ее эмоциональное и чувственное восприятие.
Создается декоративная композиция с целью достижения изображением максимальной выразительности. Для получения необходимого результата художник частично или полностью отказывается от достоверности рисунка. Конечным результатом данного процесса является получение чего-то нового, что невозможно найти в окружающем мире.
Декоративно-прикладная композиция формируется исходя из назначения вещи. Только после того как польза изделия определена, а также обозначены все необходимые формы, мастер наделяет его художественными качествами. Такое творческое отношение к вещи реализуется с помощью декора. При этом композиция декоративного искусства может быть отнесена к одному из трех ее изобразительных видов. Среди них сюжетное и символическое изображение, а также орнамент. Помимо этого все многообразие композиций условно разделяют на линейные, фронтальные, объемные и пространственные. Рассмотрим их подробнее.
Сюжетное изображение
Под декоративной композицией этого вида понимают рисунок, который мастер нанес на поверхность изделия. При этом такое изображение рассказывает зрителю об определенном событии, действии или явлении.
Сюжетно-декоративная композиция чаще всего представлена в форме росписи, нанесенной на различные изделия прикладного искусства. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Рисование декоративно-сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм. Источник для сюжетов, используемый автором, поистине неисчерпаем. Здесь гуляния и свидания, застолья и посиделки, проводы и выезды, сцены из жизни, иллюстрации к сказкам и многое другое.
Одной из разновидностей сюжетного изображения являются витражи. Это название произошло от французского слова vitrage, что означает «стекло». Подобная сюжетно-декоративная композиция размещается в двери или в окне, а также изготавливается в форме самостоятельного панно. Рисунок наносится на стекло или на иной материал, который пропускает свет. Цветные витражи чаще размещают в окнах. Примером тому могут служить проемы в готических соборах. Такие изделия способны создать в интерьере игру окрашенного в разные цвета света.
Символическое изображение
Порой декоративная композиция не связана с передачей того или иного действия. Напротив, она обозначает какую-либо аллегорию, понятие или идею. Такое изображение называют символическим.
Примером тому могут служить гербы городов России. Декоративными символами являются также нагрудные знаки и ордена.
Орнамент
Этот вид украшения предметов в декоративно-прикладном искусстве является самым определенным. Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentium, что означает «украшение». Это узор, который состоит из ритмически упорядоченных компонентов. Предназначен орнамент для украшения одежды, мебели, оружия, домашней утвари и т.д. Порой его используют при росписи предметов прикладного искусства, а также архитектурных сооружений.
Создание декоративной композиции в виде орнамента может быть основано на выборе одной из трех его разновидностей – сетчатого, замкнутого или ленточного. Декоративные элементы, которые используются в таком рисунке, мастера, как правило, находят в природе. Это могут быть животные, плоды и листья. Часто можно встретить декоративную композицию с цветами. Иногда для элементов орнамента художник берет предметы, которые были созданы руками человека.
Форме, выбранной для создания рисунка, необходимо пройти сложные процессы преобразования. В итоге происходит ее освобождение от всего случайного и лишнего. Это и позволяет каждому элементу стать максимально выразительным.
Большое значение при построении декоративной композиции орнамента имеет уравновешенность его фона и мотивов, ритмичность в чередовании цветовых пятен, а также строгая последовательность при их размещении.
Линейная композиция
Данный вид организации построения изображения называют еще и плоскостным. В этом случае содержание рисунка передается художником с помощью линий, имеющих определенный вид и характер. Если они имеют горизонтальную ориентацию, то композиция отличается своей устойчивостью. Если на рисунке присутствуют линии вертикальной или наклонной направленности, то изображение выглядит динамичным.
В случае нанесения на форму простого геометрического рисунка, она выглядит строгой. Если изображение выполняется с применением сложных изогнутых линий, то это определяет подвижность и пластичность его характера.
Фронтальная композиция
Такая организация изображения развивается сразу в двух направлениях, которые располагаются на плоскости по горизонтали и по вертикали. При этом глубина рисунка явного выражения не имеет. Это и является основным признаком фронтальной композиции.
Создают ее с применением плоских элементов. Порой детали изображения врезаются одна в другую. В этом случае говорят об их активном взаимодействии. Иногда элементы фронтальной композиции лишь смыкаются между собой. Их взаимодействие при этом считается пассивным.
Расстояние между деталями рисунка при фронтальной композиции должно быть выбрано таким, чтобы между ними не разрушилась зрительная взаимосвязь. Это позволит декоративному изображению не распадаться на отдельные части.
В совокупности все элементы фронтальной композиции образуют либо гладкую поверхность, либо способны создавать некое переходное состояние между плоским и объемным рисунком. Ярким примером тому служит рельеф. Он же считается объемно-фронтальной композицией.
Под рельефом понимают выпуклый рисунок, находящийся на плоскости. При этом выделяют несколько его видов:
- барельеф, представляющий собой орнамент или скульптурное изображение, немного выступающее над плоскостью;
- горельеф, выступающий на три четверти над поверхностью;
- обратный рельеф, немного углубленный по отношению к основному фону;
- рельеф, который находится на одной горизонтали с плоскостью, но имеет при этом глубоко врезанные контуры.
Очень часто фронтальная композиция используется для создания различных декоративных произведений. В том числе росписей и ковров, в мозаике и в витражах, в реалистической и абстрактной живописи.
Объемная композиция
В этом случае для декоративных изображений на плоскости, помимо вертикального и горизонтального направления, актуальна еще и глубина. Подобный прием приводит к созданию объемной формы. Композиция в таком случае является трехмерной. Зритель может рассматривать ее со всех сторон. При этом чем больше пространства вокруг подобного изображения, тем отчетливее проявляется его пластическая конфигурация и общий вид.
Такая форма выглядит плотной и монументальной. Имеющееся у нее внутреннее пространство сведено к минимуму. В случае увеличения расстояния между элементами такой формы она становится еще более динамичной и открытой.
Если объемный рисунок изображается на плоскости, то для того чтобы передать зрителю поверхность предмета, используется прием светотени.
Пространственная композиция
В этом виде изображения преобладающими являются размеры пространства, где и происходит размещение объектов. Но стоит отметить, что значение в этой композиции любого элемента, пусть даже самого малого, довольно велико.
Пространство может быть организовано двумя способами:
- Внутри границ, которые образованы объектами. Это закрытое пространство. Его примерами может служить архитектура городских площадей, окруженных домами или оформление интерьеров музейных залов.
- Вокруг объектов. В таком случае говорят об открытом пространстве. Например, сад камней, находящийся в Киото, или египетские пирамиды, «удерживающие» вокруг себя огромнейшие расстояния.
Основными элементами, с помощью которых возможно создание пространственной композиции, являются:
- объемы, которые формируют пространство;
- материалы, служащие для формирования объектов.
Таким образом, под объемной композицией мы понимаем трехмерную замкнутую форму, которую человек способен воспринимать со всех сторон. Это может быть, например, скульптура, костюм или предмет, созданный мастерами декоративно-прикладного искусства. Главная роль при этом принадлежит тектоническим закономерностям композиции, а также ее объемно-пространственной структуре. Сюда можно отнести соразмерность целого и частей, материал, весомость и т.д. То, насколько выразительной будет объемная форма, во многом зависит от ее взаимодействия с окружающим миром.
Особенности декоративной композиции
Работая над рисунком, художник старается сделать его таким, чтобы уже первый момент восприятия картины зрителем вызвал у последнего повышенный интерес к содержанию. Подобный эффект становится возможным благодаря правильно выбранному формату, размеру самого произведения, колориту и фактуре живописного письма.
Важнейшей композиционной задачей является выделение главного. Так, найти основного героя позволяют движения и жесты персонажей, а также направление их взглядов. Выразительным средством при этом является свет и цветовой контраст.
Зная композиционные особенности и закономерности, которые на протяжении многих веков открывались поколениями художников, можно построить весь организм произведения таким образом, чтобы воздействовать на чувства и ум людей. Используемые при этом средства и приемы активизируют творческую деятельность и развивают художественные способности. Именно поэтому изучаются основы декоративной композиции на ИЗО в детских дошкольных учреждениях и в школах. В качестве средств при выделении основной идеи картины применяют:
- Ритм. В окружающей нас жизни различные формы ее проявления, как правило, находятся в движении, перемещаясь в пространстве. Наблюдая за этим, наши глаза воспринимают пространство в его протяженности. В результате у человека вырабатывается видение определенной связи, которая существует между движением и размерами окружающего мира. На картине подобное восприятие вызывают изображения ряда фигур. Ассоциативно у зрителя возникает мысль об их движении. Именно повтор в чередовании фигур и называют ритмом.
- Симметрия. В переводе с греческого данный термин означает «соразмерность», а также «гармония». Симметрия является одной из важнейших особенностей декоративной композиции. Представление о данном средстве дает нам сама природа. Например, симметричным является строение бабочки. Ведь все ее правые части равны левым и одинаково расположены, если рассматривать их относительно середины. Подобную закономерность можно увидеть и в растениях, что позволяет использовать симметрию при построении декоративных цветочных композиций.
- Равновесие. Глаза зрителя всегда воспринимают один или несколько предметов целостно. То есть прежде всего человек рассматривает расположение объекта в пространстве. Это приводит к тому, что зритель воспринимает тот или иной предмет на картине легким или тяжелым. Небольшую массу будут иметь объекты с изрезанными контурами и поверхностью, окрашенной в светлые тона. Тяжелыми они будут казаться при больших размерах, упрощенной форме и темной окраске. Простейшим средством достижения равновесия в декоративной композиции является симметрия. Добиться ее можно и при определенных сочетаниях «тяжелых» и «легких» фигур. Стоит отметить, что от равновесия в большой степени зависит красота и жизненность рисунка.
- Ассиметрия. Порой в фигуре или в предмете невозможно найти элементы, которые были расположены на одном расстоянии от воображаемой оси. В таком случае имеет место асимметрия. Подобное средство позволяет придать рисунку динамику и указывает на потенциальную возможность композиции к движению.
- Контраст. В каждом предмете можно найти несколько признаков и качеств, обладающих противоположными сторонами. Подобное различие называют контрастом. Это средство декоративной композиции позволяет усилить ощущение противоположности объектов, их частей или признаков. Именно поэтому контраст используют для расчленения предмета на отдельные части. Подобный прием позволяет художнику выделить из группы элементов тот, на котором он хочет сконцентрировать внимание зрителя.
- Нюанс. В случае использования контрастного сочетания признаков предмет становится очень заметным, но при этом у зрителя быстро устают глаза, и в течение длительного времени он такой предмет не рассматривает. Для того чтобы объект имел вид гармоничного и целостного организма, необходима согласованность и соразмерность всех его частей, а также их подобие и родство. В этом и заключена основная сущность нюанса. Он, как и контраст, проявляется в движении и в величине, в форме, цвете, фактуре, светлоте и в конструкции.
Рисование композиции «Кони пасутся»
В детских садах и в младших классах школ проводятся занятия по рисованию, способствующие развитию художественного творчества подрастающего поколения. На одном из таких уроков рекомендуется составление декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся». В чем заключено программное содержание такого занятия? Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» призвано обучить детей правильно располагать все элементы рисунка, варьируя их расположение на листе, а также размеры. Помимо этого у учеников должны развиваться легкие и слитные движения при рисовании контуров. При работе над декоративно-сюжетной композицией «Кони пасутся» необходимо также выработать умение у детей аккуратно закрашивать имеющиеся изображения.
При проведении занятия педагогу рекомендуется рассмотреть с учениками самые простые керамические изделия народных мастеров, изображающие лошадей. При этом стоит обратить внимание учеников на композицию. Каждому ребенку должно быть предложено расположить элементы изображения, исходя из собственного его видения.
Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» должно быть начато с напоминания о способах отображения на бумаге керамических фигур. Карандаш детям необходимо перемещать по листу плавно и слитно. При этом ни одна из линий не должна быть проведена дважды. Вначале фигурки животных дети рисуют простым карандашом. Это позволит проверить, удачно ли они получились. Только после этого можно приступать к раскрашиванию контуров. Готовые работы следует вывесить на доску и обязательно рассмотреть их вместе с детьми.
Создание рисунка «Иней на деревьях»
Для развития творческих способностей детей важно учить их изображать на бумаге картины природы. Именно поэтому на одном из занятий по ИЗО рекомендуется составить зимнюю декоративную композицию. Это позволит детям передавать на бумаге строение самых различных деревьев, покрытых инеем. Такие занятия призваны развить у каждого ребенка эстетическое восприятие, вызвав у него желание любоваться красотами зимнего пейзажа.
В начале урока педагог должен поговорить с детьми об инее, который зимой часто бывает на деревьях. Желательно также показать ученикам и репродукцию иллюстраций и картин, на которых можно увидеть это явление. Детям должно быть предложено начать свой рисунок с изображения снега на земле, а уже после этого использовать угольный карандаш для деревьев.
Декоративная композиция
Цель занятия: Знакомство со стилизацией в декоративной композиции.
Задачи:
- Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
- Развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности модели.
- Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.
Создание условий воспитания, интереса и любви к изобразительному искусству.
Методы и приёмы:
- словесный,
- наглядно-практический.
Оснащение кабинета:
- магнитофон,
- компьютер,
- наглядные пособия,
- иллюстрации картин художников.
Материалы:
- Бумага А4,
- гуашь,
- карандаши.
Зрительный ряд:
Репродукции: А. Матисса, П. Пикассо, И, Машкова, Б. Кустодиев, А, Куприна и д.р.
Образцы построения орнаментальных мотивов.
Тема занятия: Стилизация природных форм.
План занятия:
- Создание тишины творческой атмосферы 5 мин.
- Введение в новый материал. 20 мин.
- Практическая деятельность. 30 мин.
- Обсуждение работ. 15 мин.
- Домашнее задание 5 мин.
- Организованное окончание занятия 5 мин.
Материал занятия.
Педагог: На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать над изучением декоративной стилизации в композиции. Вопрос: Что такое стилизация?
Обучающиеся: Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией.
Педагог: В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина “стиль”
Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
Давайте рассмотрим стилизацию в орнаментальной композиции.
Орнаментальная композиция представляет собой повторяющиеся мотивы из растений, животных, насекомых.
Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнём работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.
При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка, насекомого ит.д.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.
Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.
Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. (образец А)
В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны (образец Б)
Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.
Изображение животных в орнаменте также требует упрощения.
Варианты стилизации изображения бабочки
Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.
При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.
Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы. (Приложение №1)
В декоративной композиции стилизации природных форм уделяется большое внимание. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. Тщательно изучив детали объекта, выделяем наиболее характерные для него элементы и стилизуем их. Рассмотрим примеры: колючий татарник отличает наличие шипов и угловатостей в форме листьев. Стало быть при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.
Стилизация в изображении колючего татарника
Стилизация в изображении вьюна
Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.
Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм: Обучающиеся делают выводы:
- Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
- При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
- Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
- Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей.
- При зарисовке цветов необходимо изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их окраску. Это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
- При работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор.
Следующий этап нашей работы это
Практические задания
Задание №1
На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, вьющийся плющ и колючий “чертополох” или других растений). Используйте графические средства или цвет. (Приложение № 2, Приложение №3)
Во время выполнения задания включается музыка.
Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.
Проветрим кабинет.
Задание №2
Выполнить стилизованную зарисовку растений, морских или других животных. Элементы орнамента выстройте в полосе. Используйте цвет. Формат А4. (Приложение № 4)
Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.
– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!
Искусство создания цветовых композиций в интерьере
Создать красивый интерьер мечтает каждый. Однако подобрать обои и мебель бывает недостаточно и хочется внести изюминку в дизайн своего дома, квартиры, кабинета. Интерьер становится оригинальным, стильным и уютным, когда вы правильно подобрали аксессуары: шторы, картины, покрывала, салфетки и другие предметы декора. Сегодня хочу рассказать о искусстве цветовых сочетаний, которые применяют дизайнеры интерьеров и другие люди творческих профессий. Эти простые правила помогут вам стать дизайнером-художником собственного дома или квартиры.
Создание цветовых композиций базируется на правилах, придуманных художником Иоганнесом Иттеном. Именно он разработал цветовой круг и описал правила создания композиций. Вы можете видеть это круг на рисунке ниже и всегда использовать его для создания новых цветовых комбинаций. Он поможет, когда вы подбираете декор в интерьере, создаете праздничную атмосферу дома или просто думаете о том какой выбрать цвет…
Начнем разбирать основные правила построения цветовых композиций. Цвета, которые Вы видите в круге сочетаются между собой. Когда я говорю цвета, то имею ввиду весь спектр оттенков радуги от светло-желтого до темно-фиолетового. Однако оттенки белого, серого и черного не являются цветами, их называют ахромами, и их можно добавлять к любой выбранной вами цветовой композиции.
Рассмотрим 5 основных правил:
Первое правило называется аналоговая цветовая гармония. Цвета, которые находятся в круге рядом друг с другом, а также цвета в одном спектре разные по тональности – сочетаются между собой. Выглядит оно так:
Несколько примеров этого сочетания в дизайне интерьера:
Следующее цветовое сочетание называется – контрастное. Цвета, которые находятся друг на против друга в круге создают контрастную композицию. Такое сочетание зачастую выглядят ярко, насыщено и подходят для тех, кто хочет оживить интерьер и сделать его более красочным и живописным.
Следующее правило — триадное сочетание цветов или проще говоря правило равнобедренного треугольника. Создается следующим образом: три цвета равноудаленные друг от друга в круге — образуют цветовую гармонию. Такие композиции оживляют интерьер. Добавив яркие предметы декора: картины, подушечки, салфетки, подсвечники, комната заиграет и станет стильной и необычной.
Для любителей сложных сочетаний и ярких интерьеров осталось два интересных правила.
Двойная, разделенная контрастная гармония или правило квадрата. Цветовое сочетание выглядит таким образом, когда четыре равноудаленных цвета в круге комбинируют между собой. Такие сочетания выглядят очень стильно и тщательно продуманно, как будто создавал дизайнер с очень тонким и креативным вкусом.
Двойная разделенная контрастная цветовая гармония или правило прямоугольника. Оно создается таким образом, сочетая два подобных цвета на одной стороне круга и два подобных цвета расположенных на другой стороне круга.
Хочу заметить, что, используя сложные цветовые сочетания, Вы можете использовать не полную гармонию, а только ее часть. Например, из четырех цветов оставить три подходящих вам цвета, а один не использовать.
Желаю новых творческих успехов, уюта и красоты в Вашем доме.
стоковых иллюстраций декоративных композиций — 4960 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт декоративных композиций
Набор декоративных красочных цветочных композиций 2. Коллекция декоративных красочных цветочных композиций
Декоративные цветочные композиции. Коллекция декоративных цветочных векторных композиций
Набор декоративных цветочных композиций 2.Коллекция декоративных синих цветочных композиций
Декоративные красочные цветочные композиции. Набор декоративных цветочных композиций
Осенние цветы и листья декоративные композиции. Осенние цветы и листья декоративные композиции вектор дополнительный формат доступен
Акварельный осенний лист. Декоративный элемент на белом фоне для стильных дизайнерских композиций.Создайте свой собственный шаблон для печати
Акварельный осенний лист. Декоративный элемент на белом фоне для стильных дизайнерских композиций. Создайте свой собственный шаблон для печати
Отдельные векторные иллюстрации цветов и листьев яблони. Для декоративных композиций. Шаблоны для декоративных композиций
Винтажные декоративные гербовые композиции, геральдические векторы.Шикарная коллекция символических иллюстраций высокого качества. Винтажные декоративные эмблемы композиции
Винтажные декоративные гербовые композиции, геральдические векторы. Шикарная коллекция символических иллюстраций высокого качества. Винтажные декоративные эмблемы композиции
Набор декоративных композиций для казино. Казино декоративные композиции изометрические элементы дизайна с игровой автомат игральные карты рулетка и фишки изолированные вектор
Иллюстрация ручной росписи акварелью Декоративный элемент радужных облаков для обоев, ткани, дизайна, плакатов, бумажных композиций.Иллюстрация ручной росписи
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветок
Набор баннеров открытки с Рождеством и Новым годом, декоративные композиции безделушек, векторные иллюстрации.Типовой проект дома
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветок
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветок
Красочные цветочные цветочные декоративные бордюры композиции вектор.Красочный цветок цветочные декоративные бордюры рамки венки композиции векторные иллюстрации
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветок
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах.Цветной песок. Цветок
Декоративные рисованные пастельные композиции с цветами гортензии. Цветочные иллюстрации на белом фоне. Дизайн для текстиля, упаковки, обоев, бумаги
Набор декоративных цветочных композиций. Имитация вышивки
Декоративные пастельные композиции с цветами гортензии и шмеля. Декоративные акварельные композиции с цветами гортензии и шмеля.Цветочная иллюстрация
Новогодние декоративные композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами.Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами.Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Векторная иллюстрация
Новогодние декоративные угловые композиции с традиционными растениями и птицами. Рождественские декоративные композиции с традиционными растениями и птицами. Вектор
Декоративные пастельные композиции с цветами гортензии и шмеля.Декоративные рисованной пастельные композиции с цветами гортензии. Цветочные иллюстрации на белом
Набор декоративных композиций. Векторная иллюстрация на белом фоне. Набор декоративных композиций из рогов и хлопка. Векторная иллюстрация на белом
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветочные декоративные композиции
Набор из четырех декоративных элементов композиции подарочных коробок, оклеенных декоративной бумагой.Красные и зеленые ящики. Рождественские подарки. Рисованная акварель
Иллюстрация ручной росписи акварелью Декоративный элемент радуги для обоев, ткани, дизайна, постеров, бумажных композиций. Иллюстрация ручной росписи акварелью
Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветочные декоративные композиции. Графика. Акварель. Вектор. Суккуленты в стеклянных аквариумах. Цветной песок. Цветок
.стоковых иллюстраций декоративной композиции — 201 826 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт декоративной композиции
Абстрактная геометрическая композиция образует современный фон с декоративными треугольниками и узорами на фоне векторной иллюстрации для pr. Инт, реклама, журнал
Абстрактный набор с элементами декора, круглая симметричная цветочная композиция, золотой и серебряный варианты. Набор декоративных элементов круглый цветочный симметричный
Декоративный красочный.Композиция с белыми элементами — векторные иллюстрации
Декоративное народное искусство Восточной Европы — цветочная композиция из местных декоративных цветов. Мотив вышивки акварелью. Декоративное народное искусство Восточной Европы
Монтаж коллаж фоторамка декоративная композиция пустой шаблон, векторный дизайн. Монтаж коллаж фоторамка декоративная композиция пустой шаблон, вектор стена
На двухцветном полосатом фоне красивые декоративные цветы.Текстильная композиция. Шаблон для дизайна принт, ткань, обои
Декоративная композиция в стиле пэчворк. Преимущественно сиреневые тона. Использованы цветочные мотивы прикладного искусства. Шаблон для дизайна прин. Ц, ткани, обои и
Реалистичная декоративная композиция из парфюмерии и косметики в стеклянных колбах, ароматических палочек и цветущих цветов. Белый фон. Ручной обращается вектор
Глориоза.Бесшовные модели. Цветы и листья — акварель фоновое изображение — декоративная композиция. Используйте печатную продукцию, вывески. Бесшовные модели. Цветы и
Декоративная композиция в стиле романтических тату. Векторная иллюстрация стиля Бохо. Цветочный фон медитации Zentangle. Тату, путешествия, приключения
Перья. Декоративная композиция. Бесшовный образец. Декоративная композиция.Используйте печатные материалы, знаки, предметы, веб-сайты, карты и т. Д. Золотые серебряные перья
Перья. Декоративная композиция. Бесшовный образец. Декоративная композиция. Используйте печатные материалы, знаки, предметы, веб-сайты, карты и т. Д. Стеры, открытки, упаковка
Легкие перья, большие и мелкие на акварельном фоне — декоративная композиция, обои. Золотые серебряные перья. Декоративная композиция.Бесшовный узор из
Бесшовный узор. Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне. Цветы и листья примулы на
Бесшовный узор. Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне. Цветы и листья первоцвета на
Бесшовный узор.Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне. Цветы и листья первоцвета на
Бесшовный узор. Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне. Цветы и листья первоцвета на
Бесшовный узор. Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне.Цветы и листья первоцвета на
Бесшовный узор. Цветы и листья примулы на белом фоне. Декоративная композиция на акварельном фоне. Цветы и листья первоцвета на
Розы — акварельный рисунок. Декоративная композиция. Бесшовный узор. Абстрактное фоновое изображение. Используйте печатную продукцию, вывески, предметы. Декоративная композиция
Розы — декоративная композиция, парфюмерно-косметические растения.Обои на стену. Используйте печатные материалы. Декоративная композиция. Бесшовный образец. Декоративная композиция
Розы — декоративная композиция, парфюмерно-косметические растения. Обои на стену. Используйте печатные материалы. Декоративная композиция. Бесшовный образец. Декоративная композиция
Легкие перья большие и мелкие — декоративная композиция, обои. Перья. Декоративная композиция. Бесшовный образец. Декоративная композиция.Используйте напечатанный
Золотая афро фигурная бабочка декоративная композиция с силуэтом портретной черной девушки. Концепция салона красоты, салон прически. Спа. Рой бабочек
Вектор. Бесшовный фон. Ветка — это элемент растения. Обои на стену. Декоративная композиция. Использовать печатную продукцию, вывески, плакаты
Вектор. Бесшовный фон.Ветка — это элемент растения. Обои на стену. Декоративная композиция. Используйте печатную продукцию, вывески, плакаты. Открытки упаковочные
Вектор. Бесшовный фон. Ветка — это элемент растения. Обои на стену. Декоративная композиция. Используйте печатную продукцию, вывески, плакаты. Открытки упаковочные
Монтаж коллаж фоторамка декоративная композиция пустой шаблон, векторный дизайн. Монтаж коллаж фоторамка декоративная композиция пустой шаблон, вектор стена
Этно-народный декоративный растительный орнамент.Симметричная зеркальная композиция. Рисование абстрактного орнамента. Векторная иллюстрация
Этно-народный декоративный растительный орнамент. Симметричная зеркальная композиция. Рисование абстрактного орнамента. Векторная иллюстрация
Этно-народный декоративный растительный орнамент. Симметричная зеркальная композиция. Рисование абстрактного орнамента. Векторная иллюстрация
Глориоза, цветы и листья на акварельном фоне — декоративная композиция, обои.Глориоза. Бесшовный образец. Цветы и листья — акварель
Глориоза, цветы и листья на акварельном фоне — декоративная композиция, обои. Бесшовные модели. Цветы и листья — акварель фон
Глориоза, цветы и листья на акварельном фоне — декоративная композиция, обои. Бесшовные модели. Цветы и листья — акварель фон
.