Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне
История культуры Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне
Грибулина А.
Стиль Арт-Деко родился в Париже в 1908 г. Его детство продолжалось до 1912 г., а пора наибольшего расцвета пришлась на десятилетие между 1925 и 1935 гг. Источниками новорожденного стиля стали Арт-Нуво, кубизм, Баухауз, искусство Древнего Египта, Африки и Мезоамерики.
Арт-Деко − это стиль декоративного искусства, сложившийся между двумя мировыми войнами. В статье будут рассмотрены его проявления в дизайне и архитектуре.
Несмотря на свое французское происхождение Арт-Деко не является исключительно европейским стилем. Почти сразу же после возникновения он перепрыгнул на американский континент, где стал очень популярен в среде голливудских актеров.
Считается, что Арт-Деко явился продолжением модерна в искусстве. Его даже иногда называли «обтекаемый модерн», поскольку он сочетает в себе авангардистскую простоту и экзотическую оригинальность.
Сам термин Арт-Деко появился после парижской международной выставки, прошедшей в 1925. Ее название по-французски «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» и стало источником названия «ар декоратиф» − французская транскрипция, Арт-Деко – новый стиль визуальных искусств.
Вид парижской международной выстваки. Фото: 1925 г.
Концом существования стиля стала Вторая Мировая война, лишения которой сделали невозможным наслаждение чистой роскошью Арт-Деко. Кроме того в мировой экономике в 1950-1960-е гг. начался подъем массового производства, ставившего функциональность во главу угла в противовес эстетике межвоенного десятилетия.
Арт-Деко в архитектуре
Изучать научные основы формирования Арт-Деко в искусстве начали с 1960-х гг.
Арт-Деко считают первым среди стилей XX в. и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире. В нем гармонично переплетаются обтекаемость модерна и неоклассицизм, легкость и грация, элегантность и монументальность. Архитекторы, работавшие в стиле Арт-Деко умело сочетали в своем творчестве прямые линии, классику и симметричность, а также волнистость, которая возникает неожиданно при переплетении экзотики и некоторых мифических персонажей. Стиль этот показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно не сочетаемые вещи: эстетическую утонченность природы и буйную урбанистическую роскошь буржуазии.
Одним из известнейших архитекторов Арт-Деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. В США популярным архитектором рассматриваемого направления был Джозеф Урбан, который выстроил в стиле Арт-Деко павильоны на выставке «Век прогресса», проходившей в 1933 г. в Чикаго. Символом американского признания стиля стало здание Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. В 1930-м г. Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы «Крайслера» – хромированные стальные головы орлов.
Улица Малле-Стивенс в Париже. Фото: 1927 г.
В России стиль Арт-Деко нашел отражение в архитектуре так называемого сталинского ампира, ярким примером которого являются московские высотки, построенные по образу и подобию американских небоскребов 1930-х гг. Конечно, советские мастера Арт-Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования − «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт-Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова (Филичева Н.В. Арт Деко — стиль времени // Серия “Symposium”, Российская массовая культура конца XX века, Выпуск 15 / Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.177).
Здание Министерства иностранных дел в Москве – одна из сталинских высоток
Необходимо отметить, что истоки стиля следует искать все же на европейском континенте. Именно здесь − в Австрии, Германии и Нидерландах в 1900-1910-х гг. были предприняты первые попытки синтезирования нового архитектурного стиля из художественного материала Арт-Нуво. В «суровом» культурном климате этих стран живописное фантазийное изобилие модерна в указанный период начинает подвергаться структурированию по законам классической прямолинейной симметрии. Эта тенденция ярко проявляется в работах архитекторов Чарльза Ренни Макинтоша, Йозефа Хоффмана, Коломана Мозера, Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха и венского ателье Wiener Werkstätte. Во многих произведениях той эпохи поэтика Арт-Нуво в интерьере соседствует с торжественностью архитектуры Арт-Деко.
Церковь Святого Леопольда в Вене. Архитектор Отто Вагнер. 1904-1907 гг.
В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского Арт-Нуво, австрийский архитектор Й. Хоффман возводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле, который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую форму. Архитектор в сотрудничестве с мастерами ателье Wiener Werkstätte проектирует также все декоративные элементы и предметы обстановки интерьера: от мебели, разнообразных люстр и до столового серебра. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером по эскизам Густава Климта.
Дворец Стокле. Брюссель
После Первой Мировой архитектурный Арт-Деко мигрирует во Францию и там обретает свое законченное воплощение. Разрушенные во время Великой войны города восстанавливаются в эстетике Арт-Деко. Так в Реймсе на протяжении 1920-х гг. возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги, церковь Св. Никасия, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса и т.д. В Париже по проекту Альберта Лапраде строится музей колониальной истории и иммиграции – «Дворец золотых ворот», кинотеатр Le Grand Rex.
Парижский Le Grand Rex
После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 г., на которой, как говорилось выше, утвердилось официальное название этого стиля, он стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т.д.), и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии. В США стиль Арт-Деко лег в основу течения Streamline Moderne, определившего архитектурную и интерьерную моду 1930-х гг.
Как указывалось ранее, в мире, в своем чистом виде, стиль Арт-Деко существовал недолго, всего 15 лет, до начала Второй Мировой войны. Но он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры – именно на его базе возник и развился как конструктивизм, так и современный постмодернизм.
Важно подчеркнуть, что в США Арт-Деко продержался дольше, чем в других странах и, развиваясь по своему особому уникальному пути, достиг значительных высот как в прямом, так и в переносном смысле – практически все знаменитые небоскребы первой половины прошлого столетия построены в стиле Арт-Деко. Американские архитекторы творчески развили основные принципы стиля, внеся в него присущую Новому свету монументальность и рациональную роскошь.
Особенностью Арт-Деко в США являются характерные элементы стиля, поднятые высоко над землей – часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. Фасад многоэтажного дома может выглядеть простым и ровным вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.
Американские архитекторы периода Арт-Деко часто бывали преднамеренно скупы и прагматичны в оформлении фасадов, но расточительны и креативны в оформлении интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, творческую фантазию и художественное мастерство.
Многие американские здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды. По всей видимости, влияние на архитекторов оказывало то, что в 1922 г. весь мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Архитекторы, строившие в стиле Арт-Деко тот час же увлеклись архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамидами) и Месопотамии (зиккуратами).
Примечательно в этом отношении здание Мэдисон Белмонт, архитектура которого – классический Арт-Деко. В нем находится старый выставочный зал и офисы компании Cheney Silk Company в Нью-Йорке. Архитектор Уитни Уоррен из Warren & Wetmore, изучавший Арт-Деко непосредственно во Франции, снабдил свое детище великолепным входом, выполненным в соответствии с канонами стиля. Компания Cheney тоже имела тесные связи с Францией, откуда импортировала шелк, с которым впоследствии работала. Фасад проектировала французская металлургическая компания Ferrobrandt. Так здание Madison Belmont с 1925 г. стало первым знакомством жителей Нью-Йорка с Арт-Деко.
Здание Мэдисон Белмонт
Технические средства для строительства высотных зданий − стальные конструкции и железобетон − к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Для стиля характерно также использование дорогих материалов и различных фактур, что объясняется стремлением обогатить фасады здания, в том числе и за счет применения природных материалов, не прибегая к использованию орнамента или специальных декоративных элементов.
В отличие от авангарда архитектурный стиль Арт-Деко не имел своей разработанной теории и методологии, у него не было какого-либо явного социального или политического обоснования, он, в первую очередь, был выражением духа эпохи через призму художественного восприятия. В то же время, отсутствие собственной теории или какой-либо явной социальной обусловленности Арт Деко породило проблему идентификации стиля, столь разнообразного формально и неоднозначного в своих прочтениях. Несмотря на указанные проблемы, основные элементы архитектуры Арт-Деко хорошо изучены и легко определимы, если знать его особенности, а еще лучше год возведения здания.
Арт-Деко в дизайне
Как указывалось выше, Арт-Деко начался с упоения архитекторов роскошью и орнаментом, но впоследствии изменил направление в сторону большей функциональности, когда чисто эстетические элементы начали соседствовать с исключительно практическими, утилитарными предметами. Функциональный дизайн Арт-Деко бы разработан и применен Баухаузом, во время, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и внесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко. В 1930-40 гг. США охватила мода на «модерн» в стиле Арт-Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, в точности такой как в голливудских фильмах (ведь Голливуд первым ассимилировал новый стиль), пользовались огромной популярностью.
Дизайнерские изделия в стиле Арт-Деко не делались вручную, зато был хорошо налажен выпуск огромного потока недорогих товаров (предметов интерьера), доступных почти каждому. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.
Буфет в стиле Арт-деко
В эпоху, когда развивался Арт-Деко в обществе назрела необходимость в многофункциональной компактной мебели. Именно такой компактный силуэт характеризует многие предметы, выполненные известным дизайнером Арт-Деко П. Т. Франклом. Прямоугольные очертания соотносятся в его творчестве с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.
П. Т. Франкл. Письменный стол и книжный шкаф. 1928 г.
В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 г. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшаяся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт-Деко и приход «интернационального» стиля (Стерноу С. А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. М., 1997. С. 64).
Марсель Бройер, сидящий на созданном им стуле из стальных трубок
Главной чертой Арт-Деко в интерьере и дизайне – акцент на строгой геометрии. Четкие линии, ступенчатые формы, энергичные широкие линии, зигзаг в сочетании с обтекаемыми изгибами – здесь нет места природным мотивам и романтичным орнаментам. Еще один характерный элемент – имитация солнечных лучей, особенно часто воплощаемая в сияющих оправах круглых зеркал. Лак и глянцевая краска, полированное дерево и металл – в Арт-Деко все сияет и блестит. Обилие стекла и зеркал создает изысканную игру отражений. Причем дизайнеры, работавшие в этом стиле, использовали как большие зеркала в богатых рамах, так и зеркальную плитку и даже зеркальную мебель. Чем больше отражающих поверхностей, тем ближе был рассматриваемый образец к классическому Арт-Деко.
Развитие технического прогресса на пике популярности Арт-Деко привело к внедрению искусственных покрытий в отделке. Так стали появляться довольно дорогостоящие предметы интерьера из пластика, искусственного камня, синтетической ткани. Поэтому некоторое время стиль называли кричаще поддельным. Сегодня же такие материалы более доступны, чем натуральные, но внешне они довольно схожи.
Конечно, ламинат легко отличить от паркета, но каменную поверхность можно и перепутать, поэтому современные дизайнерские решения в рассматриваемом стиле довольно популярны.
Вообще, Арт-Деко в дизайне отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм, он часто ориентирован на идеалы прошлого с их роскошью и гармоничным сочетанием классических традиций художественного оформления с экзотическими и примитивистскими мотивами.
В текстильных решениях приоритет отдается гладким дорогим тканям с графическими принтами. Шелк, сатин, тафта, бархат, парча, натуральный мех в сочетании с золотом и зеркалами создают непередаваемую атмосферу роскоши и вечного праздника, столь характерную для Арт-Деко. Шкуры зебры и пони, слоновая кость, кожа рептилий, перламутр и другие экзотические материалы; восточные орнаменты, египетские мотивы – также являются характерными признаками стиля.
Черный и белый – основная цветовая палитра Арт-Деко, всегда актуальная, как знаменитый жакет от Шанель. Помимо монохромной гаммы Арт-Деко характеризуют яркие насыщенные «драгоценные» тона: золото, рубин, сапфир и изумруд.
Стены в исторических интерьерах, выполненных в стиле Арт-Деко, представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не использовались. Чаще всего присутствовали покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 1930-х г. – так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в Арт-Деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный присутствуют по большей части в орнаментах.
Еще одна интересная особенность стиля – строгая симметрия. Интерьер всегда тщательно продуман, гармоничен и самодостаточен.
Интерьеры в стиле Арт-Деко представляют собой сложную многоуровневую систему освещения, задающую загадочную и волнующую атмосферу. Блестящие полированные светильники геометрических форм выполнялись из хромированной стали, меди, стекла.
Арт-Деко нередко называют авангардным и кубическим, экзотическим и кричаще безвкусным, шикарным и благородным. Кто-то считает, что это продолжение модерна, но, возможно, несколько штрихов этого стиля и не означает тесную связь между направлениями. Тем более что модерн имел в себе философию жизни с ее динамичностью, кроме того, это направление в искусстве продвигало социальную утопию. Сегодня Арт-Деко остается лишь стилем оформления интерьеров.
Автор: Грибулина А.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
10 зданий в стиле ар-деко по всему миру
Продолжаем знакомить вас со знаковыми зданиями в разных стилях: на очереди роскошный и загадочный ар-деко, родившийся между двумя мировыми войнами.
Лиза Кофанова
Chrysler Building, Нью-Йорк, 1928-1930 гг.
Проект этого небоскреба заинтересовал основателя автомобильной корпорации Уолтера Крайслера, и архитектор Уильям Ван Ален при оформлении здания использовал узнаваемые элементы дизайна машин Chrysler. Например, ребристый фасад напоминает решетку радиатора некоторых моделей, а треугольные окна на полукруглых выступах башни — спицы в колесах. Украшающие небоскреб головы орлов ассоциируются с эмблемой автомобиля Chrysler Plymouth. Фреска с изображением индустриальных сцен на потолке треугольного лобби посвящена веку прогресса и символизирует триумф человеческой мысли, как и эпоха ар-деко в целом. Уолтеру Крайслеру очень хотелось поразить других автомобильных магнатов, поэтому для отделки холла специально закупались самые дорогие материалы: красный гранит с африканского континента, итальянский травертин, бельгийский мрамор, мексиканский оникс и ценные породы дерева. Ван Алену удалось возвести самую высокую конструкцию в мире, хотя в то же время архитектор Крейг Реверанс строил здание банка траста Манхэттена, которое должно было превзойти небоскреб Chrysler на два фута. Зная об этом, Ван Ален спроектировал шпиль, позволивший ему обойти соперника. Тем не менее уже через год в Нью-Йорке появилось здание Empire State Building, ставшее новым мировым рекордсменом по высоте.
Getty Images
Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле модерн
Офис компании «Бакарди», Гавана, 1930 г.
Двенадцатиэтажное здание площадью 7000 квадратных метров в центре Гаваны возвели меньше, чем за год: строители уложились в установленный для них срок в 300 дней. Новый офис для компании-производителя рома Bacardi проектировал кубинский архитектор, а строительством занималась немецкая компания. Гранит и мрамор для внутренней отделки на Кубу везли со всей Европы. Верхние части фасада облицованы цветной керамической плиткой: считается, что авторы вдохновлялись каталонским модерном.
Крыша выполнена в форме пирамиды-зиккурата — характерной для ар-деко фигуры, отсылающей к сооружениям древневосточных цивилизаций. Венчает ее бронзовая летучая мышь — символ компании Bacardi. Сегодня в здании размещаются офисы: после революции 1959 года семья Бакарди эмигрировала в Америку, а ее штаб-квартира в Гаване закрылась.Фасад здания Bacardi
Getty Images
Панно из плитки на верхней части фасада
Getty Images
Marine building, Ванкувер, 1929-1930 гг.
В 1914 году был построен Панамский канал — это означало, что добираться по морю от восточного побережья североамериканского континента до западного стало значительно быстрее (судам больше не приходилось огибать Южную Америку). Предприниматель из Торонто Джозеф Хоббс предположил, что в новых условиях возрастет стратегическое значение Ванкувера как торгового порта, и решил построить в городе здание, которое станет его символом. В новом небоскребе разместились Торговая биржа и офис компании, занимавшейся коммерческим судоходством.
По задумке архитекторов из бюро McCarter & Nairn постройка должна была напоминать скалу, которая поднимается из морских глубин. Именно поэтому некоторые детали выполнены в сине-зеленом цвете, а элементами декора стали изображения представителей морской флоры и фауны. До 1939 года здание было самым высоким в Ванкувере.
На полу лобби Marine Building изображены знаки зодиака.
Getty Images
Верхняя часть Marine Building выполнена в форме пирамиды.
Getty Images
Eastern Columbia Building, Лос-Анджелес, 1930 г.
Это здание считается самой узнаваемой работ архитектора Клауда Билмана, создавшего множество построек в стиле ар-деко в Лос-Анджелесе. Билман проектировал его для универмага Eastern-Columbia, который разместил там не только свой 39-й магазин, но и главный офис. Во время работы архитектора над проектом власти города ввели высотное ограничение застройки, но для небоскреба Eastern Columbia сделали исключение: его высота составила 264 фута при разрешенных 150 футах. 13-этажное здание стало одной из архитектурных доминант Лос-Анджелеса: фасад, облицованный голубой плиткой и декорированный медными панелями, сразу обращал на себя внимание.
Фасад здания Eastern Columbia
Getty Images
Входной портал, украшенный изображением солнца
Дворец Порт-Доре, Париж, 1930-1931 гг.
В 1931 году в Париже открылась Международная колониальная выставка, посвященная культуре и традициям колониальных владений Франции. Он продолжалась на протяжении полугода и по сути стала глобальным форумом для обсуждения колониализма. Одной из основных площадок для мероприятий, приуроченных к экспозиции, был Колониальный музей, здание которого спроектировал архитектор Альберт Лапрад. До этого он уже экспериментировал с ар-деко на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году: именно ее принято считать первой важной вехой в развитии нового стиля.
Для размещения Колониального музея Лапрад построил дворец Порт-Доре со строгим симметричным фасадом, украшенным рельефной композицией скульптора Альфреда Жаннио. На здании изображены пейзажи и сцены быта французских колоний, символизирующие их важное значение для культуры Франции. Фрески на стенах залов внутри повторяют этот мотив. Сегодня во дворце находится Музей иммиграции и Тропический аквариум.
Фасад Дворца Порт-Доре
Getty Images
Деталь рельефной композиции на фасаде
Getty Images
Подъемник Ласерда, Салвадор, 1930-1932 гг.
Первый городской автоматизированный лифт в Салвадоре появился в 1873 году, строительство велось под руководством инженера Аугусто Фредерико де Ласерда. Спустя несколько десятилетий подъемник модернизировали и перестроили в стиле ар-деко. Архитектор Флеминг Тисен усовершенствовал конструкцию подъемника: расширил две уже существующие кабины лифта и добавил еще две (каждая из них могла перевозить по 27 пассажиров). Он также возвел вторую башню подъемника и соединил ее с уже имевшейся мостом. Кабины для лифтов разработала американская компания Otis, и они преодолевали расстояние в 59 метров всего за 22 секунды. Подъемник до сих пор используется как средство перемещения между Верхним и Нижним городом.
Подъемник Ласерда
Getty Images
Мемориал Anzac, Сидней, 1932-1934 гг.
ANZAC — это аббревиатура, обозначавшая название австралийского и новозеландского армейского корпуса, который принимал участие в Первой мировой войне. В битвах на стороне стран Антанты погибло более 60 000 его членов, и их память решили увековечить в мемориалах в разных городах Австралии. Конкурс на строительство в Сиднее выиграл архитектор Брюс Деллит, предложивший проект мемориала в стиле ар-деко. «Стойкость, мужество и способность к самопожертвованию — вот, чем был вдохновлен этот дизайн», — написал Деллит в пояснении к проекту. Фасад здания украшен рельефными панелями и двадцатью каменными памятниками военнослужащим. В интерьере центральное место занимает бронзовая скульптура погибшего солдата, которого держат на щите три женские фигуры — мать, сестра и жена.
Мемориал Anzac
Getty Images
Бронзовая скульптура погибшего солдата
Getty Images
Здание страховой компании “Новая Индия”, Мумбаи, 1936 г.
В индийском городе Мумбаи первые здания в стиле ар-деко начали появляться в 1930-е годы: практически на 10 лет позже, чем в Европе. В это время в городе увеличивается численность населения, поэтому встает вопрос о строительстве новых жилых и общественных зданий. Работая над проектом городской застройки, местные архитекторы ориентировались на иностранные образцы стиля ар-деко: новости о последних тенденциях дизайна они получали в том числе и от индийских бизнесменов, которые путешествовали по всему миру и приезжали в крупный торговый порт Бомбея (прежнее название Мумбаи). Одной из самых заметных построек этого периода стал офис страховой компании «Новая Индия», построенный бюро Master, Sarhe and Bhuta. В большом семиэтажном здании была предусмотрена современная централизованная система воздушного охлаждения — инновационная по тем временам технология.
Фасад здания страховой компании «Новая Индия»
Getty Images
Рельеф на фасаде
Архитектура в объективе: ар-деко Мумбаи
Бывший театр «Эден», Лиссабон, 1929-1937 гг.
Уже в 1906 году на Площади Реставраторов в Лиссабоне работал театр — его организовал в бывшем гараже Антонио дос Сантос, который привез в город один из первых в мире кинопроекторов. Через 8 лет на месте гараже из стекла и бетона появилось здание с фасадом в эклектичном стиле, а в конце 1920-х годов его решили перестроить из-за несоответствия требованиям безопасности. На первом этаже нужно было разместить магазины, а на втором — зал на 1440 зрителей, и перед архитектором Кассиано Бранко стояла задача не допустить слишком большого скопления людей на входе в дни спектаклей. Для этого он спроектировал систему сразу из пяти лестниц, которые вели на разные ярусы зала. Строгий фасад был украшен рельефным фризом с изображением актеров, разыгрывающих сцены, в том числе и перед оператором с киноаппаратом. С середины прошлого века здание начало использоваться преимущественно как кинотеатр, а в 2001 году в нем разместили отель — оригинальные интерьеры не сохранились.
Фасад бывшего кинотеатра «Эден»
Getty Images
Электростанция «Баттерси», Лондон, 1929-1953 гг.
Здание электростанции состоит из двух частей, построенных в разное время: сектор «A» возвели во времена расцвета ар-деко, а вот сектор «B» — спустя 20 лет, после окончания Второй мировой войны. Строительством занимались одна и та же команда инженеров и архитекторов, поэтому конструкции получились практически идентичными, и сегодня они воспринимаются как единое здание. Одним из тех, кто разрабатывал проект электростанции, был архитектор Джайлс Гилберт Скотт — автор дизайна знаменитой лондонской телефонной будки. Руководил группой архитектор Тео Холлидей, который решил выполнить интерьер станции «А» в стиле ар-деко: внутри появились кованые лестницы, на пол положили полированный паркет, а турбинный зал отделали итальянским мрамором. Из-за сокращения финансирования после войны станция B была оформлена гораздо скромнее. Здание стало крупнейшим кирпичным строением в Европе, и в середине прошлого века его окрестили «храмом энергии». На протяжении нескольких десятилетий электростанция не функционировала и оставалась заброшенной, а сейчас ее реконструируют под офисы и апартаменты.
Электростанция «Баттерси»
Интерьеры станции «А» в стиле ар-деко
Интерьер электростанции в 1933 году
Фото: Getty Images
Что такое архитектура ар-деко?
По
Лорен Томанн
Лорен Томанн
Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Обновлено 04.03.22
Факт проверен
Александра Кей
Факт проверен Александра Кей
Александра Кей — писатель, специалист по проверке фактов, исследователь и редактор, которая проверяет точность статей The Spruce и добавляет ссылки на источники. Алекс часто пишет для b2b и b2c изданий. Когда она не пишет и не проверяет факты для печатных или онлайн-статей, Алекс работает адъюнкт-профессором английского языка в местном колледже.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
The Spruce / Sarah Crowley
Термин «ар-деко» относится к периоду дизайна, который был популярен в США и Европе в 1920-х и 30-х годах. Это недолговечное движение повлияло на моду, искусство, товары для дома и стили строительства на протяжении бурных двадцатых и Великой депрессии. Таким образом, эстетика тщательно балансировала между богатством и практичностью.
Архитектура ар-деко представляет собой гладкий, но не минималистичный стиль здания. Архитекторы того времени были изобретательны в своем подходе к дизайну. Они стремились создать структуры, которые были бы свежими, современными и непохожими на предыдущие стили возрождения. Здания в стиле ар-деко безошибочно узнаваемы и представляют эпоху, которая была в центре века машин.
История
Стиль ар-деко был замечен по всему Парижу в начале 1920-х годов, но впервые официально появился в 1925 году на Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes . Это дизайнерское шоу проходило в Париже, и на нем были представлены работы нескольких перспективных молодых дизайнеров. В конечном итоге движение было названо в честь этого события.
После этого события эстетика дизайна взлетела. Париж является домом для многих ранних образцов архитектуры ар-деко. В Соединенных Штатах Американское здание радиатора является самым ранним зданием в стиле ар-деко 19 века.24.
Только в начале 1930-х годов известные архитекторы построили несколько других ныне известных зданий в стиле ар-деко в американских городах. В частности, американские небоскребы представляли собой самые роскошные и впечатляющие образцы стиля.
Эмпайр-стейт-билдинг, Рокфеллер-центр и Крайслер-билдинг — все это примеры архитектуры в стиле ар-деко в Нью-Йорке.
Характеристики
Идентифицировать здание в стиле ар-деко несложно, но полезно ознакомиться с некоторыми из этих общих элементов.
- Современные и традиционные строительные материалы. В зданиях в стиле ар-деко использовались такие материалы, как лепнина, терракота, декоративное стекло, хром, сталь и алюминий.
- Богато украшенные геометрические детали. На здание наносились различные мотивы и орнаментальные детали. Некоторые распространенные мотивы ар-деко включают шевроны, пирамиды, стилизованные солнечные лучи или цветы, зигзаги и другие геометрические фигуры.
- Последовательная детализация. Дизайнер или архитектор должен включать одинаковые элементы ар-деко как в экстерьер, так и в интерьер, чтобы каждое здание соответствовало единой теме.
- Смелое использование контрастных цветов. Яркие, роскошные цвета являются синонимом эпохи ар-деко. Здания выполнены в ярких цветах, таких как черный и белый или золотой и серебряный, для создания контраста.
- Фрагментарные формы. Многие фасады были созданы с использованием вертикальных линий, которые были угловатыми и направлены вверх и наружу. Эти треугольные формы были завершены рядом шагов, которые в конечном итоге привели к точке.
- Декоративные геометрические окна. Окна и двери украшены геометрическим орнаментом. Окна могли быть стеклянными блоками или серией вставок из непрозрачного стекла и часто располагались в длинном горизонтальном ряду.
- Парапеты и шпили. Углы зданий часто украшались башнеобразными конструкциями, благодаря которым простое квадратное здание казалось более роскошным.
Ель / Сара Кроули
Ель / Сара Кроули
Интересные факты
Эта эпоха охватывает два разных периода.
Возможно, самая интригующая часть эпохи ар-деко — это период, в который она воплотилась. С одной стороны, у вас есть период дизайна, олицетворяющий роскошь, богатство и подъем промышленности. Последняя часть эпохи охватывает Великую депрессию, которая резко контрастирует с предыдущим периодом. Когда разразилась Великая депрессия, дизайнеры захотели воплотить в жизнь роскошные стили ар-деко, но им нужно было сделать это умным, практичным и экономичным способом.
Строители адаптировали стиль к более экономичным многоквартирным домам и тому подобному. Более умеренные дизайнеры смогли относительно недорого построить базовые конструкции и использовать механические украшения. Декоративные стили были зарезервированы для самых видных и заметных частей здания, что также позволило сэкономить деньги.
Качество и степень украшения сильно различаются в архитектуре ар-деко. Большая часть этой детализации зависит от бюджета, известности строителя и качества сборки.
Архитектура ар-деко не является стилем возрождения.
Ранние дизайнеры в стиле ар-деко четко осознавали свои намерения. Они хотели создать стиль, которого никто раньше не видел. В отличие от возрождения Тюдоров или классического возрождения, движение ар-деко было эстетикой, которую раньше не видели в зданиях.
Однако многие элементы дизайна были вдохновлены предшествующими движениями или культурами. Мотивы ар-деко берут творческую лицензию от форм искусства коренных народов, Египта и классического искусства.
Немногие дома были построены в стиле ар-деко.
Стиль ар-деко преимущественно использовался в зданиях и коммерческих помещениях. Таким образом, не так уж много домов построено в стиле ар-деко. Тем не менее, некоторые люди будут включать элементы ар-деко в свои уже существующие дома.
Например, в 1930-х годах традиционные входы с деревянной отделкой были заменены простыми арками. Светильники и декор были заменены на более элегантные варианты в стиле ар-деко. Люди выбрали цвета краски, вдохновленные ар-деко, и выбор плитки был выбран в соответствии с этой более современной тенденцией.
В дизайне в стиле ар-деко особое внимание уделяется симметрии и острым углам.
В отличие от архитектуры ар-нуво, движение ар-деко было гораздо менее прихотливым и более практичным. Эстетика дизайна сосредоточена на новых способах представления традиционных форм. Вы увидите много необычных подходов к симметрии и геометрическим формам в архитектуре ар-деко.
Здания в стиле ар-деко появились раньше современной архитектуры.
Движение ар-деко просуществовало примерно до 1940 года, когда многие известные современные дизайнеры начали добиваться успехов в современной архитектуре. Таким образом, архитектуру ар-деко можно рассматривать как переходный период между традиционными стилями, такими как викторианский, и более современными стилями дизайна.
Таким образом, архитектура ар-деко представляет собой переходный период между традиционными и современными подходами к строительству. Период охватывает 1925 — 1940 и является легко узнаваемым стилем в выдающихся американских городских зданиях.
25 Картины с архитектурой в стиле ар-деко
Каждый предмет на этой странице курировал редактор ELLE Decor. Мы можем получать комиссию за некоторые товары, которые вы решите купить.
Знаменитые сооружения от Нью-Йорка до Парижа.
По Моник Валерис и Сара Тардифф
Александр СпатариGetty Images
Архитектурный стиль ар-деко, или декоративно-прикладного искусства, с самого начала олицетворял чувство роскоши. От поразительных геометрических особенностей, очевидных в таких зданиях, как отель Delano в Майами, до смелых цветовых решений, которые можно увидеть в Национальной базилике Святого Сердца в Брюсселе, стиль ар-деко так много любит.
Просмотрите 25 потрясающих примеров зданий в стиле ар-деко по всему миру.
© Santiago UrquijoGetty Images
1 из 25
Национальная базилика Святого Сердца в Брюсселе
Эта церковь в стиле ар-деко была построена в ознаменование 75-летия независимости Бельгии, хотя строительство было приостановлено из-за двух мировых войн. Здание с куполом из зеленой меди было завершено в 1969 году. многих художников, оказавших влияние на движение ар-деко.
Alexander SpatariGetty Images
3 из 25
Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке
Знаменитый 103-этажный небоскреб, построенный в 1931 году, считался самым высоким небоскребом города до завершения строительства Всемирного торгового центра в 2014 году.
Getty Images
4 из 25
Отель Делано в Майами
Благодаря архитектору Роберту Свартбургу фасад отеля Делано воплощает стиль ар-деко с его яркими геометрическими чертами. Роскошный отель, построенный в 1947, был назван в честь Франклина Делано Рузвельта.
GlowimagesGetty Images
5 из 25
Рокфеллер-центр в Нью-Йорке
Помимо того, что он является туристической площадкой (здесь находится мюзик-холл Radio City и проводится ежегодное зажигание рождественской елки), Рокфеллер-центр представляет собой комплекс зданий в стиле ар-деко. . В 1985 году оживленный район был признан достопримечательностью Нью-Йорка. В 1987 году он был объявлен национальным историческим памятником.
Getty Images
6 из 25
Здание Восточной Колумбии в Лос-Анджелесе
Здание Восточной Колумбии, которое часто называют «жемчужиной центра города», было построено в то время, когда в Лос-Анджелесе ввели ограничение по высоте в 150 футов, но было сделано исключение для гламурных часовая башня.
Getty Images
7 из 25
Дом венгерского модерна в Будапеште
Этот музей, построенный примерно в 1903 году в бывшем частном доме, теперь представляет впечатляющую коллекцию мебели и предметов в стиле модерн.
Getty Images
8 из 25
Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Один из самых известных образцов архитектуры в стиле ар-деко в мире, который был самым высоким зданием в мире до того, как его превзошел Эмпайр-стейт-билдинг. в 1931 году.
Getty Images
9 из 25
Palmolive Building In Chicago
Эта историческая достопримечательность Чикаго когда-то была известна как Playboy Building после того, как Playboy Enterprises приобрела ее в 1965 году.
Getty Images
10 из 25
Palais de la Mediterranée В Ницце, Франция
Теперь это роскошный гостиничный комплекс, сложная конструкция которого была первоначально построена в 1929 году для американского миллионера Фрэнка Джея Гулда.
Getty Images
11 из 25
Отель Bryant Park в Нью-Йорке
Этот знаменитый небоскреб построен из черных кирпичей, символизирующих уголь, и золотых кирпичей, символизирующих огонь.
Getty Images
12 из 25
Breakwater South Beach В Майами
Этот исторический бутик-отель в стиле ар-деко на 99 номеров был спроектирован югославским архитектором Антоном Скислевичем.
Getty Images
13 из 25
Здание Чикагской торговой палаты
Этот небоскреб 1930-х годов является официальным национальным историческим памятником.
14 из 25
Бутик Langham Yangtze в Шанхае
Этот премиальный бутик-отель в стиле ар-деко был построен в 1934 году, но в 2009 году был отремонтирован на 30 миллионов долларов. .
Getty Images
15 из 25
Башня NBC в Чикаго
Может показаться удивительным, что башня NBC была фактически завершена в 1989 году, поэтому она считается одним из лучших воспроизведений стиля ар-деко в Мир.
Getty Images
16 из 25
Бруклинская публичная библиотека
Центральная библиотека системы публичных библиотек Бруклина. Это здание, построенное примерно в 1912 году, изначально было спроектировано в стиле изящных искусств. Редизайн в 1930-е годы придали строению орнамент в стиле ар-деко.
Getty Images
17 из 25
Cincinnati Union Terminal
Станция, открытая в марте 1933 года, была украшена в стиле ар-деко дизайнерами Пола Филиппа Крета и Роланда Ванка.
Getty Images
18 из 25
Дворец изящных искусств в Мехико
В то время как внешний вид Дворца изящных искусств в основном выполнен в неоклассическом стиле и стиле ар-нуво, интерьеры выполнены в стиле ар-деко с прекрасными фресками. Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос.
Getty Images
19 из 25
Театр Pantages в Лос-Анджелесе
Театр Pantages был последним творением греко-американского водевиля и театрального дизайнера Александра Пэнтаджеса.
Getty Images
20 из 25
Mutual Building в Кейптауне
Здание 1940-х годов имеет эффектную форму, треугольные окна и один из самых длинных резных каменных фризов в мире.
Getty Images
21 из 25
Cinema Impero In Asmara, Эритрея
Остатки итальянского колониального прошлого Эритреи, этот кинотеатр в стиле ар-деко сегодня используется исключительно для показа эритрейских фильмов.
Getty Images
22 из 25
Станция метро «Маяковская» В Москве
Архитектор Алексей Душкин спроектировал эту станцию московского метро в 1938 году на основе стихотворения Маяковского о будущем Советского Союза.
Getty Images
23 из 25
Здание Гувера в Лондоне
Здание Гувера, расположенное на оживленной Вестерн-авеню, было спроектировано так, чтобы «блистать в глазах проезжающих автомобилистов».